Муниципальная служба: понятие и правовая природа

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 15:19, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: ознакомление с правовой организацией муниципальной службы в Российской Федерации.
Из цели вытекают следующие задачи:
1. дать понятие и определить правовую природу муниципальной службы;
2. рассмотреть соотношение муниципальной и государственной службы;
3. разобрать правовое регулирование муниципальной службы;
4. раскрыть правовой статус муниципального служащего;
5. выяснить причины коррупции в органах муниципальной службы и меры по противодействию коррупции;
6. ознакомиться с мерами ответственности за коррупционные правонарушения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Муниципальная служба: понятие и правовая природа..……………6
1.1 Понятие муниципальной службы…………………………………………..6
1.2 Муниципальная служба как вид публичной службы……………………10
1.3 Принципы муниципальной службы………………………………………..15
1.4 Правовое регулирование муниципальной службы……………………….17
Глава 2. Правовой статус муниципального служащего……………………….22
2.1 Права муниципальных служащих……………………………………..……24
2.2 Обязанности муниципального служащего…………………………………27
2.3 Запреты…………………………………………………………………….…29
Глава 3. Противодействие коррупции……………………………………….…33
3.1 Конфликт интересов…………………………………………………………35
3.2 Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов…………………………………………………37
3.3 Ответственность за коррупционные правонарушения………………….39
Заключение………………………………………………………………………45
Список источников……………………………………………………………..48

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа Муниципальная служба.doc

— 237.50 Кб (Скачать)


Список литературы.

 

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Муниципальная служба: понятие и правовая природа..……………6

1.1 Понятие муниципальной службы…………………………………………..6

1.2 Муниципальная служба как вид публичной службы……………………10

1.3 Принципы муниципальной службы………………………………………..15

1.4 Правовое регулирование муниципальной службы……………………….17

Глава 2. Правовой статус муниципального служащего……………………….22

2.1 Права муниципальных служащих……………………………………..……24

2.2 Обязанности муниципального служащего…………………………………27

2.3 Запреты…………………………………………………………………….…29

Глава 3. Противодействие коррупции……………………………………….…33

3.1 Конфликт интересов…………………………………………………………35

3.2 Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов…………………………………………………37

3.3 Ответственность за коррупционные правонарушения………………….39

Заключение………………………………………………………………………45

Список источников……………………………………………………………..48


Введение.

Муниципальная служба – явление новое в российской правовой системе и требуется определённое время для осмысления данного правового института. Исторически сложившаяся в советский период времени система государственной службы несколько не сообразуется с реалиями современной действительности. Реформирование механизма общественно-политического устройства нашего государства затронуло и институт служебных отношений публичных (государственных) органов власти.

С принятием Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года в системе служебных отношений произошли коренные преобразования, в результате которых государственная служба приобрела качественно новое содержание. Появилась новая отрасль – муниципальное право. Соответственно, наряду с институтом государственной службы был выделен институт муниципальной службы. После принятия Конституции Российской Федерации, Федеральных законов «Об основах государственной службы Российской Федерации» и «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» были заложены организационно-правовые основы, принципы и пределы государственной службы и муниципальной службы.

Законодательное определение понятия современной государственной службы, по масштабу, перестало совпадать с понятием государственной службы, сложившимся в науке административного права советского периода. Поэтому государственная служба в литературе стала рассматриваться в широком и узком смыслах. «Государственная служба в широком смысле сводится к выполнению служащими своих обязанностей (работы) в государственных организациях: в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях, иных организациях; в узком смысле - это выполнение служащими своих обязанностей в государственных органах».1

По нашему мнению, данное положение в равной степени может быть применено и к муниципальной службе - спутнице государственной.

Опыт правового регулирования в этой сфере,[1] накопленный за непродолжительный период существования новой российской государственности, позволяет сделать несколько выводов, имеющих существенное значение для понимания того, на какой основе формируется перспективная модель муниципальной службы:

1) конституционный принцип организационной обособленности местного самоуправления от государственной власти позволяет говорить о «кадровом суверенитете» муниципальных образований, их самостоятельности в осуществлении кадровой политики;

2) местное самоуправление, его органы, несмотря на организационную самостоятельность, входят в единую систему власти в государстве: на федеральном уровне, в субъектах Федерации и муниципальном уровне функционируют органы публичной власти, обеспечивающие в соответствии с Конституцией Российской Федерации реализацию власти народа и обладающие собственной компетенцией, нормативное содержание которой может меняться с учетом развития государства, гражданского общества и стоящих перед ними задач. Местное самоуправление обладает признаками саморегулируемой организации и, являясь формой осуществления народом своей власти, реализуется посредством деятельности населения, выборных и иных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц и профессионального корпуса муниципальных служащих;

3) муниципальная служба является новым видом публичной служебной деятельности, взаимодействует с государственной службой, идентична ей по набору структурных элементов, но может отличаться от государственной службы по содержательному наполнению ряда элементов.

Цель муниципальной служебной деятельности состоит в обслуживании  полномочий местного самоуправлении, реализации их непосредственно населением и органами местного самоуправления и является производной от объема решаемых на муниципальном уровне вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, которыми наделяются органы местного самоуправления. Несомненно, что существенные изменения в системе местного самоуправления, уточнение задач и функций органов местного самоуправления в обязательном порядке скажутся на правовом обеспечении института муниципальной службы.

При написании данной работы мною были исследован большой массив нормативно-правовых актов, среди которых: Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»,Областной закон Свердловской области от 20.02.2009 № 2-ОЗ «О противодействии коррупции в Свердловской области»,Областной закон Свердловской области от 29.10.2007 № 136-ОЗ «Об особенностях муниципальной службы на территории Свердловской области»,Решение Екатеринбургской городской Думы от 14.04.2009 № 1/3 «Об утверждении Положения «О порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы в муниципальном образовании «город Екатеринбург» и другие.

Также было прочитано множество научных статей и работ, среди которых хотелось бы выделить Братановский С.Н., Епифанов А.Е., Санеев В.А. «Проблемы совершенствования муниципальной службы в России», Казаченкова О.В. «Конфликт интересов на государственной гражданской службе», Кокин И.А. «Правовое регулирование муниципальной службы», Фабричный С.Ю. «Муниципальная служба в Российской Федерации: Проблемы теории и практики», Фирсов А. «Нет повести печальнее на свете, чем повесть о конфликте интересов».

Тема выбранной мною курсовой работы звучит следующим образом: «Основы организации муниципальной службы в РФ». Целью  указанной работы ставлю ознакомление с правовой организацией муниципальной службы в Российской Федерации.

Из цели вытекают следующие задачи:

1.      дать понятие и определить правовую природу муниципальной службы;

2.      рассмотреть соотношение муниципальной  и государственной службы;

3.      разобрать правовое регулирование муниципальной службы;

4.      раскрыть правовой статус муниципального служащего;

5.      выяснить причины коррупции в органах муниципальной службы и меры по противодействию коррупции;

6.      ознакомиться с мерами ответственности за коррупционные правонарушения.

Курсовая состоит из введения, трех глав и заключения.


Глава 1. Муниципальная служба: понятие и правовая природа.

1.1 Понятие муниципальной службы.

Словари юридических терминов дают следующее определение понятию муниципальная служба. Муниципальная служба – это профессиональная деятельность, которая осуществляется на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной.[2] Пункт 1 ст. 2 ныне действующего Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации»[3] дает практически такое же определение, правда несколько иными словами, муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). Таким образом, «депутаты, члены выборного органа местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления муниципальными служащими не являются.

Правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к муниципальным должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований.

Невключение органов местного самоуправления в систему органов государственной власти поставило на повестку дня вопрос о необходимости формирования отличного от государственной службы корпуса профессиональных управленцев, реализующих полномочия в органах местного самоуправления от имени и по поручению муниципального образования. Так впервые в истории российского государства была организована самостоятельная муниципальная служба.

Будучи значительно более молодым организационно-правовым институтом, чем государственная служба, муниципальная служба первоначально во многом была упрощенной копией первой.

Однако со временем муниципальная служба все более и более обособлялась от государственной. Принятие Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. [4] явилось несомненным шагом в сторону формирования служебного права. В отличие от действовавшего ранее Федерального закона «Об основах государственной службы в Российской Федерации» в новом Законе сделана попытка урегулировать не только специфические вопросы прохождения государственной службы, но и вообще всю трудовую деятельность государственного служащего. Новый Закон о муниципальной службе, принятый 2 марта 2007 года[5], основан на принципиально иной концепции.[6] В нем законодатель принципиально отказался от дублирования норм трудового законодательства и терминологических подмен, которые так характерны для Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, принципиальным положением законопроекта, отличающим статус муниципальных служащих от статуса государственных гражданских служащих Российской Федерации, является то, что замещение должностей муниципальной службы осуществляется на основе трудового договора (контракта), а не служебного контракта, как это предусмотрено для государственных гражданских служащих Российской Федерации. Данное положение законопроекта является одной из его концептуальных основ, поскольку позволяет не дублировать в законодательстве о муниципальной службе многочисленные нормы трудового законодательства, обеспечивая тем самым их прямое действие и облегчая порядок их применения. Учитывая положение статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации[7], согласно которому нормы трудового права распространяются на всех работников, заключивших трудовой договор с работодателем, на муниципальных служащих будет распространяться действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными законодательством о муниципальной службе. Заключение контракта предусмотрено законопроектом только применительно к гражданину, поступающему на должность главы местной администрации по результатам конкурса на замещение указанной должности.

В объективном смысле муниципальная служба – это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с зачислением на должность, поощрением, прохождением, отставкой и т.д. В этом смысле муниципальная служба рассматривается как комплексный правовой институт. В субъективном смысле муниципальная служба – это осуществляемая в соответствии с законодательством профессиональная деятельность лиц, занимающих оплачиваемые невыборные должности в органах местного самоуправления и реализующих принадлежащие муниципальному образованию обязанности и права.[8]

Муниципальная служба обладает рядом признаков:

                  муниципальная служба учреждается и функционирует в сфере публичной власти, носит публично-правовой характер;

                  муниципальная служба имеет свои специфические задачи, связанные с обеспечением полномочий местного самоуправления;

                  существует преемственность между государственной и муниципальной службой (стаж работы на муниципальных должностях зачисляется в стаж работы на государственных должностях, и наоборот).

Принципиального (сущностного) различия между трудовой деятельностью работника и профессиональной деятельностью муниципального служащего, позволяющего говорить о специальном роде деятельности, отличной от трудовой, не существует.[9] Имеет место некоторая специфика, заключающаяся в том, что трудовая деятельность муниципального служащего причастна (связана) к реализации функций муниципального образования. И только совокупность отдельных трудовых функций муниципальных служащих того или иного органа местного самоуправления может рассматриваться как деятельность по реализации соответствующей функции муниципального образования. Специфическим содержанием функционирования муниципальной службы в целом, а значит, и специфической сферой реализации статуса муниципальных служащих, являются цели и задачи местного самоуправления, интересы муниципальных образований. Отсюда выстраивается организация и система правового обеспечения муниципальной службы, природа которой проистекает из демократических основ данной системы социального управления.

Муниципальная служба является особым видом трудовой деятельности. Специфичность ее проявляется в том, что муниципальный служащий имеет двойной отраслевой статус. С одной стороны, он выступает как обычный гражданин, поступающий на службу и выполняющий за вознаграждение свою трудовую функцию. С другой, занимая должность муниципальной службы, он участвует в осуществлении функций местного самоуправления, и потому действует как агент публичной власти, способный повлиять на издаваемые властные обязательные решения. Соответственно, статус муниципального служащего как работника определяется нормами трудового права, а его статус как агента публичной власти обусловливается частью публичного права – муниципальным правом.

Информация о работе Муниципальная служба: понятие и правовая природа