Муниципальная служба: понятие и правовая природа

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 15:19, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: ознакомление с правовой организацией муниципальной службы в Российской Федерации.
Из цели вытекают следующие задачи:
1. дать понятие и определить правовую природу муниципальной службы;
2. рассмотреть соотношение муниципальной и государственной службы;
3. разобрать правовое регулирование муниципальной службы;
4. раскрыть правовой статус муниципального служащего;
5. выяснить причины коррупции в органах муниципальной службы и меры по противодействию коррупции;
6. ознакомиться с мерами ответственности за коррупционные правонарушения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Муниципальная служба: понятие и правовая природа..……………6
1.1 Понятие муниципальной службы…………………………………………..6
1.2 Муниципальная служба как вид публичной службы……………………10
1.3 Принципы муниципальной службы………………………………………..15
1.4 Правовое регулирование муниципальной службы……………………….17
Глава 2. Правовой статус муниципального служащего……………………….22
2.1 Права муниципальных служащих……………………………………..……24
2.2 Обязанности муниципального служащего…………………………………27
2.3 Запреты…………………………………………………………………….…29
Глава 3. Противодействие коррупции……………………………………….…33
3.1 Конфликт интересов…………………………………………………………35
3.2 Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов…………………………………………………37
3.3 Ответственность за коррупционные правонарушения………………….39
Заключение………………………………………………………………………45
Список источников……………………………………………………………..48

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа Муниципальная служба.doc

— 237.50 Кб (Скачать)

3.        Концептуальное различие между публичной и частной службой проистекает из того, что публичная служба направлена на достижение общественного (публичного) блага, в то время как частная служба – на достижение частных целей конкретной организации. Говоря об общности государственной и муниципальной службы, мы имеем в виду только государственную гражданскую службу. Вряд ли можно говорить об общности муниципальной службы с военной или правоохранительной. В последние годы в научной литературе все чаще высказываются мысли о формировании единых подходов к регулированию государственно-служебных и муниципально-служебных отношений.

4.        Правовое регулирование муниципальной службы в Российской Федерации осуществляется на трех уровнях: федеральном, региональном, муниципальном.

5.        Муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.

6.        Чаще всего правовой статус муниципального служащего рассматривается как совокупность правоустанавливающих элементов в виде прав, обязанностей, социально-правовых гарантий, правовых ограничений, ответственности, выражающей установленные и обеспеченные государством меры должного и возможного поведения лиц, исполняющих должностные обязанности в области муниципально-служебных отношений.

7.        В последнее десятилетие принято несколько законов содержащих нормы направленные на противодействие коррупции. Статья 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» дает легальные определения коррупции и противодействию коррупции.

8.        Статья 10 Федерального закона «О противодействии коррупции» под конфликтом интересов на государственной или муниципальной службе в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.

9.        На долю муниципальных образований приходится до 88% от общего числа нарушений антикоррупционного законодательства. Повысить качество актов органов местного самоуправления назначен в том числе Федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», который устанавливает правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов (в дальнейшем - проектов) в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.

10.   Важной антикоррупционной правовой мерой является установление юридической ответственности. По действующему отечественному законодательству за совершение правонарушений коррупционного характера:

   граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации;

   физическое лицо, совершившее коррупционное правонарушение, по решению суда может быть лишено в соответствии с законодательством Российской Федерации права занимать определенные должности государственной и муниципальной службы.

   юридическое лицо может быть привлечено только к административной ответственности. При этом, привлечение юридического лица к административной ответственности за совершение коррупционных правонарушений не исключает привлечения его сотрудников к ответственности уголовной или административной. И наоборот, даже если физические лица - участники (работники, руководители) юридического лица привлечены к ответственности, одновременно с этим ответственность может быть возложено и на само юридическое лицо.


Список источников.

1. Нормативно-правовые акты

1.        Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // «Российская газета», № 238-239, 08.12.1994.

2.        Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ // «Российская газета», № 256, 31.12.2001.

3.        Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // «Российская газета», № 256, 31.12.2001.

4.        Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» // «Российская газета», № 47, 07.03.2007

5.        Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // «Российская газета», № 95, 05.05.2006.

6.        Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // «Российская газета», № 202, 08.10.2003.

7.        Федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» // «Российская газета» от 22 июля 2009 г.

8.        Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // «Российская газета», № 266, 30.12.2008.

9.        Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ О государственной гражданской службе Российской Федерации // «Российская газета», №3539 31 июля 2004 г.

10.   Указ Президента РФ от 13.04.2010 № 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы» // «Российская газета», № 79, 15.04.2010.

11.   Указ Президента РФ от 19.05.2008 № 815 «О мерах по противодействию коррупции» // «Российская газета», № 108, 22.05.2008.

12.   Постановление Правительства РФ от 08.09.2010 № 700 «О порядке сообщения работодателем при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной  или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение 2 лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы» // «Российская газета», № 206, 14.09.2010.

13.   Приказ Минюста России от 29 октября 2003 г. № 278 «Об утверждении Рекомендаций по проведению юридической экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации».

14.   Областной закон Свердловской области от 20.02.2009 № 2-ОЗ «О противодействии коррупции в Свердловской области» // «Областная газета», № 51-52, 25.02.2009.

15.   Областной закон Свердловской области от 29.10.2007 № 136-ОЗ «Об особенностях муниципальной службы на территории Свердловской области» // «Областная газета», № 370-375, 31.10.2007.

16.   Закон Пермского края от 04.05.2008 № 228-ПК «О муниципальной службе в Пермском крае» // «Собрание законодательства Пермского края», № 6, 30.06.2008.

17.   Закон Челябинской области от 30.05.2007 № 144-ЗО «О регулировании муниципальной службы в Челябинской области» // «Южноуральская панорама», № 120, 14.06.2007.

18.   Решение Екатеринбургской городской Думы от 14.04.2009 № 1/3 «Об утверждении Положения «О порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы в муниципальном образовании «город Екатеринбург»

 

 

2. Судебная практика.

19.   Определение Конституционного Суда РФ от 10 апреля 1997 г. № 60-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Забродина Петра Ивановича»

20.   Решение Пермского краевого суда от 20.01.2011 по делу N 3-1-11 // «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края», N 17, 02.05.2011

21.   Определение ВС РФ от 30 марта 2011 г. N 44-Г11-7 // http://sudbiblioteka.ru/vs/text_big3/verhsud_big_48914.htm

22.    

3. Список литературы

23.   Административное право зарубежных стран: Учебник / Под ред. А.Н. Козырина и М.А. Штатиной. М.: Спарк, 2003. С. 92.

24.   Братановский С.Н., Епифанов А.Е., Санеев В.А. Проблемы совершенствования муниципальной службы в России. Монография. КонсультантПлюс. 2007. 119 стр.

25.   Васильев Ф.П. Антикоррупционные экспертизы нормативных правовых актов // Государственная власть и местное самоуправление. 2011. № 1. С. 35 - 40.

26.   Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Служебное право: Учебник для юридических вузов. М.: Дашков и К, 2003. С. 16.

27.   Иванец Г.И., Калинский И.В., Червонюк В.И. Конституционное право России: энциклопедический словарь / Под общей ред. В.И. Червонюка. — М.: Юрид. лит., 2002. — 432 с.

28.   Игнатюк Н.А., Павлушкин А.В. Муниципальное право: учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2009. 328 с.

29.   Казаков С.А. Место муниципальной службы в системе государственно-служебных отношений: история и современность // Правовая политика и правовая жизнь. 2001. № 1. С. 175.

30.   Казаченкова О.В. Конфликт интересов на государственной гражданской службе // Журнал российского права. 2006. № 3

31.   Кокин И.А., Правовое регулирование муниципальной службы // http://cmo.khabkrai.ru

32.   Комментарий (постатейный) к Федеральному закону от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» / Под ред. А.Н. Козырина // Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2007.

33.   Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. В.Д. Карповича. М.: Юрайт-М, 2002.

34.   Комментарий к Федеральному закону «О муниципальной службе в Российской Федерации» / Под ред. С.Е. Чаннова. М., 2007.

35.   Лившиц Р.З. Теория права. М., 1994. С. 195. // http://www.studylaw.narod.ru/livshic/livshic_sod.htm

36.   Нечипоренко В.С. Муниципальное управление: правовые основы муниципальной службы. М.: Логос, 2001. С. 24.

37.   Старилов Ю.Н. Институт государственной службы: содержание и структура // Государство и право. 1996. № 5. С. 19.

38.   Старилов Ю.Н. Служебное право: Учебник. М.: БЕК, 1996. С. 129.

39.   Фабричный Сергей Юрьевич. Муниципальная служба в Российской Федерации :Проблемы теории и практики : Автореферат дис. ... д-ра юрид. наук : 12.00.02 : М., 2005

40.   Фирсов А. Нет повести печальнее на свете, чем повесть о конфликте интересов // Бухгалтерия и банки. 2006. № 12.

41.   Чаннов С.Е. Правовой статус должностного лица органов государственной власти и местного самоуправления: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2000. С. 11.

42.   Шугрина Е. С. Муниципальное право Российской Федерации : учеб. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. — 672 с.

2

 



[1] Фабричный Сергей Юрьевич. Муниципальная служба в Российской Федерации :Проблемы теории и практики : Автореферат дис. ... д-ра юрид. наук : 12.00.02 : М., 2005

[2] Иванец Г.И., Калинский И.В., Червонюк В.И. Конституционное право России: энциклопедический словарь / Под общей ред. В.И. Червонюка. — М.: Юрид. лит., 2002. — 432 с.

[3] Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» // «Российская газета», № 47, 07.03.2007

[4] Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ О государственной гражданской службе Российской Федерации //»Российская газета», №3539 31 июля 2004 г.

[5] Федеральный закон Российской Федерации от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» //»Российская газета», №4310 7 марта 2007 г.

[6] Братановский С.Н., Епифанов А.Е., Санеев В.А. Проблемы совершенствования муниципальной службы в России. Монография. КонсультантПлюс. 2007.

[7] Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ // «Российская газета», № 256, 31.12.2001

[8] Шугрина Е. С. Муниципальное право Российской Федерации : учеб. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. — 672 с.

[9] Кокин И.А., Правовое регулирование муниципальной службы // http://cmo.khabkrai.ru

[10] Братановский С.Н., Епифанов А.Е., Санеев В.А. Проблемы совершенствования муниципальной службы в России. Монография. КонсультантПлюс. 2007. 119 стр.

[11] Старилов Ю.Н. Служебное право: Учебник. М.: БЕК, 1996. С. 129.

[12] Старилов Ю.Н. Институт государственной службы: содержание и структура // Государство и право. 1996. № 5. С. 19.

[13] Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Служебное право: Учебник для юридических вузов. М.: Дашков и К, 2003. С. 16.

[14] Чаннов С.Е. Правовой статус должностного лица органов государственной власти и местного самоуправления: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2000. С. 11.

[15] Административное право зарубежных стран: Учебник / Под ред. А.Н. Козырина и М.А. Штатиной. М.: Спарк, 2003. С. 92.

[16] Казаков С.А. Место муниципальной службы в системе государственно-служебных отношений: история и современность // Правовая политика и правовая жизнь. 2001. № 1. С. 175.

[17] Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. В.Д. Карповича. М.: Юрайт-М, 2002.

[18] Нечипоренко В.С. Муниципальное управление: правовые основы муниципальной службы. М.: Логос, 2001. С. 24.

[19] Лившиц Р.З. Теория права. М., 1994. С. 195. // http://www.studylaw.narod.ru/livshic/livshic_sod.htm

[20] Комментарий к Федеральному закону «О муниципальной службе в Российской Федерации» / Под ред. С.Е. Чаннова. М., 2007.

[21] Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // «Российская газета», № 202, 08.10.2003.

[22] «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 № 197-ФЗ // «Российская газета», № 256, 31.12.2001.

[23] Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // «Российская газета», № 266, 30.12.2008.

[24] Постановление Правительства РФ от 08.09.2010 № 700 «О порядке сообщения работодателем при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной  или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение 2 лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы» // «Российская газета», № 206, 14.09.2010

[25] Областной закон Свердловской области от 29.10.2007 № 136-ОЗ «Об особенностях муниципальной службы на территории Свердловской области» // «Областная газета», № 370-375, 31.10.2007.

[26] Закон Челябинской области от 30.05.2007 № 144-ЗО «О регулировании муниципальной службы в Челябинской области» // «Южноуральская панорама», № 120, 14.06.2007.

[27] Закон Пермского края от 04.05.2008 № 228-ПК «О муниципальной службе в Пермском крае» // «Собрание законодательства Пермского края», № 6, 30.06.2008.

[28] Решение Екатеринбургской городской Думы от 14.04.2009 № 1/3 «Об утверждении Положения «О порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы в муниципальном образовании «город Екатеринбург»

[29] Решение Пермского краевого суда от 20.01.2011 по делу N 3-1-11 // «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края», N 17, 02.05.2011

[30] Комментарий к Федеральному закону «О муниципальной службе в Российской Федерации» / Под ред. С.Е. Чаннова. М., 2007.

[31] Братановский С.Н., Епифанов А.Е., Санеев В.А. Проблемы совершенствования муниципальной службы в России. Монография. КонсультантПлюс. 2007. 119 стр.

[32] Определение Конституционного Суда РФ от 10 апреля 1997 г. № 60-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Забродина Петра Ивановича»

[33] Комментарий (постатейный) к Федеральному закону от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» / Под ред. А.Н. Козырина // Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2007.

[34] Комментарий к Федеральному закону «О муниципальной службе в Российской Федерации» / Под ред. С.Е. Чаннова. М., 2007.

[35] Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // «Российская газета», № 266, 30.12.2008.

[36] Федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» // «Российская газетя» от 22 июля 2009 г.

[37] Указ Президента РФ от 19.05.2008 № 815 «О мерах по противодействию коррупции» // «Российская газета», № 108, 22.05.2008.

[38] Указ Президента РФ от 13.04.2010 № 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы» // «Российская газета», № 79, 15.04.2010.

[39] Областной закон Свердловской области от 20.02.2009 № 2-ОЗ «О противодействии коррупции в Свердловской области» // «Областная газета», № 51-52, 25.02.2009.

[40] Фирсов А. Нет повести печальнее на свете, чем повесть о конфликте интересов // Бухгалтерия и банки. 2006. № 12.

[41] Казаченкова О.В. Конфликт интересов на государственной гражданской службе // Журнал российского права. 2006. № 3

[42] Васильев Ф.П. Антикоррупционные экспертизы нормативных правовых актов // Государственная власть и местное самоуправление. 2011. № 1. С. 35 - 40.

[43] Федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» // «Российская газетя» от 22 июля 2009 г.

[44] Приказ Минюста России от 29 октября 2003 г. № 278 «Об утверждении Рекомендаций по проведению юридической экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации» (в ред. Приказов Минюста России от 06.05.2005 № 59, от 09.03.2007 № 46, от 26.08.2008 № 181).

[45] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // «Российская газета», № 238-239, 08.12.1994.

[46] Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // «Российская газета», № 95, 05.05.2006.

[47] «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ // «Российская газета», № 256, 31.12.2001.


Информация о работе Муниципальная служба: понятие и правовая природа