Муниципальная собственность в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 20:46, реферат

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение правового регулирования муниципальной собственности в Российской Федерации, а также способы возникновения права муниципальной собственности и приватизации муниципальной собственности.
В задачи работы входит:
1.Определить состав и объекты муниципальной собственности в РФ.
2.Изучить механизм управления муниципальной собственностью.

Содержание

Введение - 2

1. Понятие и состав муниципальной собственности. Муниципальная собственность – основа местного самоуправления. - 4

2. Формирование муниципальной собственности - 8
2.1.Порядок формирования муниципальной собственности - 8
2.2.Бюджет муниципального образования - 10

3. Управление муниципальной собственностью - 13
3.1.Полномочия органов местного самоуправления - 13
3.2.Защита прав муниципальной собственности - 15

Заключение - 17

Список литературы

Работа содержит 1 файл

Контрольная 1.docx

— 39.06 Кб (Скачать)

 

Реферат: Муниципальная собственность  в Российской Федерации

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение                                                                                              -  2  

 

1. Понятие и состав муниципальной собственности. Муниципальная собственность – основа местного самоуправления.                         -  4

     

 2. Формирование муниципальной собственности                         -  8   

      2.1.Порядок  формирования муниципальной собственности   -  8

      2.2.Бюджет муниципального образования                                - 10

 

3. Управление муниципальной  собственностью                            - 13

3.1.Полномочия органов  местного самоуправления                - 13

3.2.Защита прав муниципальной собственности                      - 15

 

Заключение                                                                                          - 17

 

Список литературы                                                                             - 19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

   Местное самоуправление - это основной базовый, самый  наглядный для населения элемент  власти в стране. Это самый  низкий, но, вместе с тем, самый  близкий к людям уровень власти. Но при этом это - основа  власти. Потому что дальше власть  уже становится более государственная  и менее общественная.

Финансово–экономическая самостоятельность  местного самоуправления, а на самом  деле самостоятельность местного самоуправления вообще может быть обеспечена только в случае наличия достаточных  средств для покрытия, как минимум, обязательных расходов местных бюджетов, а также при условии долговременного  финансового планирования.

Местное самоуправление один из самых мощных факторов реализации потенциала человека и включения  его в общественные процессы, которые  необходимы в любом демократическом  государстве.

Согласно ст. 1 Федерального Закона “Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации” местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации. Местное самоуправление - признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

Экономическую основу местного самоуправления составляет муниципальная  собственность.

Институт муниципальной  собственности получил свое закрепление  в Законах «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации”, в Конституции  Российской Федерации. В соответствии с действующей Конституцией «в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности». Таким образом, Конституция закрепила наличие муниципальной собственности и ее равноправие с другими формами собственности, а также наделила органы местного самоуправления правом на самостоятельное управление этой собственностью.

Гарантируя защиту права  собственности Гражданский кодекс РФ (глава 20) исходит из того, что  право собственности может быть нарушено как путем лишения собственника владения имуществом, так и иным способом. Вместе с тем, в вопросах управления муниципальной собственностью в России существует много проблем. Главным образом, они касаются разграничения  государственной собственности  между субъектами управления и  полномочий по формированию доходов от использования  объектов собственности, а также  методологии ценообразования на объекты муниципальной собственности.   

Целью данной работы является рассмотрение правового регулирования  муниципальной собственности в  Российской Федерации, а также способы  возникновения права муниципальной  собственности и приватизации муниципальной  собственности.

В задачи работы входит:     

1.Определить состав и  объекты муниципальной собственности  в РФ.     

2.Изучить механизм управления муниципальной собственностью.    

Указанные вопросы изучаются  в контрольной работе на основе анализа действующих законов и иных нормативно-правовых актов. При рассмотрении данной темы широко и эффективно используются методы научного познания: социологический, статистический, сравнительный анализ и другие.

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ПОНЯТИЕ И СОСТАВ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ. МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ – ОСНОВА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

 

Согласно статье 215 Гражданского Кодекса Российской Федерации: «имущество, принадлежащее на праве собственности  городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным  образованиям, является муниципальной  собственностью».    

В настоящее время понятие  муниципальной собственности, порядок  ее образования, а также порядок  владения, пользования и распоряжения ею определяются Гражданским Кодексом Российской Федерации, законом Российской Федерации «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации» и другими  федеральными и региональными законами.      

Наличие муниципальной собственности - одно из важных условий успешного  существования муниципального образования. Муниципальная собственность наряду с имуществом, находящимся в государственной  собственности и переданным в  управление органам местного самоуправления, составляет экономическую основу местного самоуправления. Вместе с тем в  соответствии со статьёй 61 Федерального закона «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации», отсутствие муниципальной  собственности на территории муниципального образования не является основанием для упразднения или преобразования муниципального образования либо отказа в образовании нового муниципального образования.     

Муниципальная собственность  не является разновидностью государственной  собственности. Статья 12 Конституции  РФ определяет, что органы местного самоуправления не входят в систему  органов государственной власти. Гражданский кодекс РФ (ст. 215) определяет в качестве субъектов права муниципальной  собственности   муниципальные  образования.  То, что собственность  принадлежит муниципальным образованиям придает ей публичный характер, так как муниципальное образование представляет собой публично-правовое явление. 

Органы местного самоуправления могут передавать объекты муниципальной  собственности во временное или  постоянное пользование физическим и юридическим лицам на возмездной или безвозмездной основе, сдавать  их в аренду, отчуждать. Если на территории муниципальных образований имеются  незадействованные в местном  хозяйственном обороте объекты, то они (образования) могут сдавать  их в аренду или продавать в  целях пополнения доходной части  бюджета.     

В законах о местном  самоуправлении большинства субъектов  РФ относительно управления и распоряжения собственностью муниципального образования  воспроизводятся нормы федерального закона. 

Гражданский кодекс Российской Федерации, определяя ответственность  по обязательствам муниципальных образований, устанавливает также некоторые  отношения по поводу муниципальной  собственности между муниципальными образованиями и созданными ими  юридическими лицами при наступлении  ответственности. Муниципальные образования  отвечают по своим обязательствам только тем имуществом, которое не закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения  или оперативного управления, а также  не отвечают по обязательствам созданных  юридических лиц, кроме случаев, предусмотренных законом. В свою очередь, юридические лица, созданные  муниципальными образованиями, не отвечают по их обязательствам. Учитывая особую значимость земли и других природных ресурсов, обращение взыскания на эти ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, допускается только в случаях, предусмотренных законом.      

Правовое регулирование  муниципальной собственности в  РФ осуществляется целым рядом нормативных  актов. Федеральный закон «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в РФ», Гражданский  кодекс РФ, Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», а также  нормативные акты субъектов РФ.

В соответствии со ст. 29 Федерального Закона «Об общих принципах организации  местного самоуправления в РФ» в  состав муниципальной собственности  входят средства местного бюджета, муниципальные  внебюджетные фонды, имущество органов  местного самоуправления, а также  муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся  в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и  организации, муниципальные банки  и другие финансово-кредитные организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые  помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество. Как видно закон дает довольно широкий состав элементов  муниципальной собственности.

Реальное наличие такого перечня собственности создает  все условия органам местного самоуправления для обретения настоящей  власти.

Субъектом права муниципальной  собственности являются муниципальные  образования. В соответствии с определением, содержащимся в статье 1 Закона Российской Федерации «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальное  образование это городское или  сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть  поселения, иная населенная территория в пределах которых осуществляется местное самоуправление. В Санкт-Петербурге субъектом права муниципальной  собственности являются города, муниципальные  округа и поселки.     

Объекты права муниципальной  собственности возможно классифицировать по нескольким основаниям:      

Во-первых:

    • имущество, составляющее муниципальную казну;
    • имущество, находящееся в оперативном управлении и хозяйственном ведении.      

Во-вторых:

    • движимое имущество;
    • недвижимое имущество;
    • имущественные права.   

Указанная классификация  может быть использована для создания реестра муниципальной собственности.     

Статья 9 Конституция России выделяет в числе возможных объектов муниципальной собственности землю  и природные ресурсы. Правовой режим  муниципальных земель определяется Земельным Кодексом Российской Федерации. Правовой режим других природных  ресурсов определяется Федеральными законами «О недрах», «Об охране окружающей природной  среды», Лесным и Водным кодексами. В соответствии с этими законами органы местного самоуправления имеют  право пользования природными ресурсами, а также право на часть платежей за природопользование.     

Более детально состав муниципальной  собственности определен в уставах  муниципальных образований.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ФОРМИРОВАНИЕ  МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

 

2.1.Порядок формирования муниципальной собственности   

 

Процесс формирования муниципальной  собственности во многом зависит  от решения проблемы разграничения  собственности между Российской Федерацией, субъектами РФ  и муниципальными образованиями. Порядок формирования муниципальной собственности был  определен в постановлении Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года «О разграничении государственной  собственности в Российской Федерации  на федеральную собственность, государственную  собственность республик в составе  Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность». В соответствии с ним в состав муниципальной собственности подлежали передаче объекты государства, расположенные на территории городских и районных Советов (жилищный и нежилой фонды, жилищно-эксплуатационные и ремонтно-строительные предприятия, объекты инженерной инфраструктуры и т.д.). Это была первая попытка разграничить собственность муниципалитетов и собственности РФ и ее субъектов.

Различия муниципальной  собственности и государственной  в научной литературе по субъектам. Субъектом государственной собственности является проводятся по следующим основаниям:    

    • народ РФ и органы государственной власти, а субъектом муниципальной собственности – население муниципального образования и органы местного самоуправления, не входящие в систему органов государственной власти;         
    • по объектам. Объектом права государственной собственности может быть любое имущество, а объектом муниципальной собственности – любое имущество, кроме того, что может находиться только в государственной собственности;    
    • по основаниям приобретения и прекращения права собственности. Некоторые основания приобретения права государственной собственности не могут быть основаниями приобретения права муниципальной собственности (например, национализация или международный договор);     
    • по содержанию. Права собственника муниципальной собственности могут быть ограничены, например, это относится к праву распоряжения (право распоряжения государственными дотациями, входящими в местный бюджет, ограничено государственными органами).     

Информация о работе Муниципальная собственность в Российской Федерации