Муниципальная собственность в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 20:46, реферат

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение правового регулирования муниципальной собственности в Российской Федерации, а также способы возникновения права муниципальной собственности и приватизации муниципальной собственности.
В задачи работы входит:
1.Определить состав и объекты муниципальной собственности в РФ.
2.Изучить механизм управления муниципальной собственностью.

Содержание

Введение - 2

1. Понятие и состав муниципальной собственности. Муниципальная собственность – основа местного самоуправления. - 4

2. Формирование муниципальной собственности - 8
2.1.Порядок формирования муниципальной собственности - 8
2.2.Бюджет муниципального образования - 10

3. Управление муниципальной собственностью - 13
3.1.Полномочия органов местного самоуправления - 13
3.2.Защита прав муниципальной собственности - 15

Заключение - 17

Список литературы

Работа содержит 1 файл

Контрольная 1.docx

— 39.06 Кб (Скачать)

Право муниципальной собственности  возникает из оснований, предусмотренных  законами и иными правовыми актами. Можно выделить административные и  гражданско-правовые способы. Административный порядок предполагает волю одной  стороны – государства и реализуется  при издании акта органа государственной  власти.  Более отвечают интересам  местного самоуправления  способ перехода прав на объекты собственности гражданско-правовые договоры  и сделки. Муниципальное  образование вправе заключать их с другими субъектами гражданских  прав. В этом случае учитывается  воля обеих сторон, что ставит органы местного самоуправления в равное положение  с контрагентом.     

Право муниципальной собственности  прекращается в случае гибели или  уничтожения имущества; при отчуждении имущества другим лицам, в том  числе при приватизации; в порядке  разграничения муниципальной собственности; путем обращения взыскания на имущество по обязательствам муниципального образования в порядке, предусмотренном  законом РФ или договором; по иным основаниям, предусмотренным законами РФ.      

Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в  муниципальной собственности. Землевладение бессрочное (постоянное) и временное пользование земельными участками и их аренда являются платными. За земельные участки, находящиеся в собственности, взимается земельный налог.

К полномочиям органов  местного самоуправления в области  земельных отношений относятся  изъятие, в том числе путем  выкупа, земельных участков для муниципальных  нужд, установление, с учетом требований законодательства Российской Федерации, правил землепользования и застройки  территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных  образований, разработка и реализация местных программ использования  и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования  и охраны земель.

 

2.2 Бюджет муниципального образования

 

Бюджет муниципального образования (местный бюджет) - форма образования  и расходования денежных средств, предназначенных  для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения  местного самоуправления.

Муниципальный бюджет является ведущим звеном местных финансов.

Он выполняет три функции. Во-первых, отражает политические приоритеты местного большинства. Во-вторых, является демократическим средством регулирования  политических планов и решений представительного  органа, поскольку требует представления  их в виде хозяйственной программы  для исполнительных органов. В-третьих, сравнивая доходы и расходы, бюджет обеспечивает контроль финансового  состояния местного сообщества и  муниципальных предприятий, даёт представление  о тенденциях развития муниципального хозяйства.

Доходы местных бюджетов формируются за счет собственных  доходов и доходов за счет отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов.

В местные бюджеты после  уплаты налогов и сборов, предусмотренных  законодательством о налогах, в  полном объеме поступают доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, и доходы от платных услуг, оказываемых, бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления.

Согласно статье 132 Конституции  РФ «…органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной  собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают  местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а  также решают иные вопросы местного значения». Важно, что к вопросам местного значения в соответствии с  Федеральным законом «Об общих  принципах организации местного самоуправления в РФ», в частности, отнесены «… местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов  и сборов, решение других финансовых вопросов».

За счет налоговых платежей и сборов формируются финансовые ресурсы муниципального образования, обеспечивается формирование доходов  бюджета, которые используются органами местного самоуправления для финансирования необходимых расходов. В соответствии со статьей 15 Налогового кодекса РФ к местным налогам отнесены: земельный налог; налог на имущество физических лиц. Доходная часть бюджетов также может включать финансовую помощь в различных формах (дотации, субвенции, средства фонда финансовой поддержки муниципальных образований), средства по взаимным расчетам. К собственным доходам местных бюджетов относятся: а) местные налоги и сборы; б) другие собственные доходы местных бюджетов; в) доли федеральных налогов; г) доли налогов субъектов РФ, закрепленные за местными бюджетами на постоянной основе.

Расходная часть местных  бюджетов включает: содержание органов  местного самоуправления; формирование муниципальной собственности и  управление ею; организация, содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, других учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; содержание муниципальных органов охраны общественного порядка; организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства; муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения; благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований; организация утилизации и переработки бытовых отходов (за исключением радиоактивных); содержание мест захоронения, находящихся в ведении муниципальных органов; организация транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; обеспечение противопожарной безопасности; охрана окружающей природной среды на территориях муниципальных образований; реализация целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления; обслуживание и погашение муниципального долга; целевое дотирование населения; содержание муниципальных архивов; проведение муниципальных выборов и местных референдумов; финансирование реализации иных решений органов местного самоуправления и прочие расходы, отнесенные к вопросам местного значения, определяемые представительными органами местного самоуправления в соответствии с бюджетной классификацией  Российской Федерации.

Источниками финансирования дефицита местного бюджета могут  быть внутренние источники в следующих  формах: муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных  ценных бумаг от имени муниципального образования; кредиты, полученные от кредитных  организаций; бюджетные ссуды и  бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы  Российской Федерации; поступления  от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности; изменение остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета.

  3. УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ

 

3.1 Полномочия  органов местного самоуправления

 

 Статья 130 п. 1 Конституции  гласит, что местное самоуправление  обеспечивает владение, пользование  и распоряжение муниципальной  собственностью.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов  и городских округов обладают следующими полномочиями: принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов; установление официальных символов муниципального образования; создание муниципальных предприятий и  учреждений, финансирование муниципальных  учреждений, формирование и размещение муниципального заказа; установление тарифов на услуги, предоставляемые  муниципальными предприятиями и  учреждениями, если иное не предусмотрено  федеральными законами; организационное  и материально-техническое обеспечение  подготовки и проведения муниципальных  выборов, местного референдума, голосования  по отзыву депутата, члена выборного  органа местного самоуправления, выборного  должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения  границ муниципального образования, преобразования муниципального образования; принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования, а также организация сбора  статистических показателей, характеризующих  состояние экономики и социальной сферы муниципального образования, и предоставление указанных данных органам государственной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; учреждение печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации; осуществление международных и внешнеэкономических связей в соответствии с федеральными законами; иными полномочиями в соответствии с Федеральными законами, уставами муниципальных образований.

В настоящее время в  ряде субъектов РФ приняты законы о местном референдуме, которые  позволяют сообществу граждан муниципального образования непосредственно осуществлять процесс управления муниципальной  собственностью.

Установление порядка  управления и распоряжения муниципальной  собственностью является исключительной компетенцией представительных органов  местного самоуправления.

В пределах установленной  компетенции органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления принимают решения о составе  муниципальной собственности, порядке  ее приобретения и отчуждения; о  ведении реестров муниципальной  собственности; о хранении документов, подтверждающих право муниципальной  собственности; о создании, реорганизации  и ликвидации муниципальных унитарных  предприятий, учреждений; об осуществлении  контроля за эффективностью использования  и сохранностью муниципальной собственности  и многое другое.     

В целях повышения эффективности использования собственности осуществляется приватизация муниципальной собственности.

Способы приватизации, предусмотрены Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества":

продажа муниципального имущества  на аукционе, в том числе акций  созданных в процессе  приватизации открытых акционерных обществ на специализированном аукционе; продажа муниципального имущества на коммерческом конкурсе  с инвестиционными и (или) социальными условиями; продажа акций, созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ их работниками; выкуп арендованного муниципального имущества; преобразование муниципальных унитарных предприятий в открытые акционерные общества, 100% акций которых находятся в муниципальной собственности; внесение муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ;     

отчуждение находящихся  в муниципальной собственности  акций созданных в процессе  приватизации открытых акционерных  обществ владельцами муниципальных  ценных бумаг, удостоверяющих право приобретения таких акций.      

Можно заключить, что возможности  для создания и укрепления собственной  экономической основы у местного самоуправления имеются. Органы местного самоуправления обязаны осуществлять контроль за полнотой и своевременностью поступления средств от покупателей  объектов приватизации, обеспечить учет поступающих средств по каждому  проданному объекту, предоставлять  налоговому органу по месту расположения сведения о поступлении средств  в местный бюджет, то есть они  должны организовать процесс приватизации имущества.     

 

3.2. Защита прав муниципальной собственности

 

Орган местного самоуправления может требовать устранения всяких нарушений его права, вплоть до истребования муниципального имущества из чужого незаконного владения, при этом он вправе потребовать от незаконного  владельца (как добросовестного, так  и недобросовестного) возврата или  возмещения всех доходов, которые это  лицо извлекло или должно было извлечь  за время владения.

В случае прекращения права  муниципальной собственности в  силу закона

 Российской Федерацией, убытки, причиненные муниципальному  образованию, в том числе стоимость  имущества, возмещаются государством.

Деятельность органов  местного самоуправления осуществляется по следующему принципу: законодатель определяет перечень того, чем органы местного самоуправления могут заниматься. Другие вопросы, не определенные в законе, относятся к сфере деятельности других органов власти, не местного самоуправления. Этот принцип соответствует поговорке: «запрещено все, что не разрешено». Главный недостаток этого способа тот, что при смене законодателей, есть опасность в ограничении компетенции органов местного самоуправления, в ущемлении их свободы.

Органы местного самоуправления согласно закону «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации» не могут  быть лишены права на решение всех вопросов местного значения, поименованных  в ст.6, однако, только сами органы местного самоуправления закрепляют в уставе муниципального образования перечень вопросов местного значения, которые  будут ими решаться. Включенные в  устав муниципального образования  предметы ведения становятся обязанностями  органов местного самоуправления, и  за их неисполнение или ненадлежащее исполнение должна наступать ответственность.

Конституция РФ запрещает  субъектам федерации, другим органам  ограничивать права местного самоуправления, установленные Конституцией

(статья 133). На практике  реализация конституционных предписаний  встречается с трудностями. Одна  из причин — принципиальное  различие новой конституционной  концепции местного самоуправления  и сложившегося за долгие годы  стереотипа управления на местах  как централизованного управления  “сверху”. Имеет место практика  распоряжения муниципальной собственностью, изменения территориальных границ  местного самоуправления без  учета мнения населения.

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Муниципальная собственность в Российской Федерации