Автор: n******@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 17:41, реферат
Историческое развитие общественной жизни опиралось на последовательное изменение хозяйственной жизни. Усложнение экономических отношений носило цикличный характер, заставляя пересматривать общественные отношения, приспосабливая их к изменившимся требованиям времени. Это проявлялось, прежде всего, в смене циклов хозяйственной жизни и систем государственного устройства. Система государственного устройства более инертна и ее изменения следуют за накоплением «критической массы» экономических новаций и изменений.
Введение…………………………………………………………………………3
Понятие «Муниципальное хозяйство»………………………………….5
Формирование муниципальной системы……………………………….7
Субъекты и объекты муниципального хозяйства………………………11
Структура и инфраструктура муниципального хозяйства…………….13
Заключение………………………………………………………………………23
Список используемой литературы……………
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой
литературы……………………………………………..
Введение
Историческое
развитие общественной жизни опиралось
на последовательное изменение хозяйственной
жизни. Усложнение экономических отношений
носило цикличный характер, заставляя
пересматривать общественные отношения,
приспосабливая их к изменившимся требованиям
времени. Это проявлялось, прежде всего,
в смене циклов хозяйственной
жизни и систем государственного
устройства. Система государственного
устройства более инертна и ее
изменения следуют за накоплением
«критической массы» экономических
новаций и изменений. Лишь после
этого происходит изменение системы
государственного устройства, которое
фиксирует, оформляет новый тип
хозяйственного и государственного
устройства. При подобном оформлении
общественных отношений происходит
некоторая унификация хозяйственной
жизни, фиксируются ее наиболее общие
правила и нормы. Так, на смену
достаточно унифицированной системе
хозяйственных отношений в
При определяющей важности основных характеристик цикла, в рамках которого формируется система управления хозяйством, нельзя не заметить, что само влияние этих характеристик не абсолютно, поскольку в рамках одного и того же цикла системы организации управления могут серьезно отличаться друг от друга. Так, в один и тот же период экономического развития формы управления в разных странах и даже в рамках отдельных стран существенно отличались друг от друга. Следовательно, наряду с общей тенденцией соответствия управленческих систем определенным циклам и системам хозяйства, существующим в рамках данного цикла, имеется ряд факторов, оказывающих влияние на формирование управленческих систем.
Природные
условия оказывают сильное
В
тоже время и система управления
не может не испытывать комплексного
воздействия на свое формирование и
развитие со стороны внешних условий,
а именно: сочетание особенностей
цикла и особенностей географического,
природного и других факторов. Не меньшее
влияние на нее оказывают и
внутренние факторы, прежде всего традиции
государственного строительства, факторы,
связанные с особенностью соотношения
влияния различных групп
Небезынтересна
в этом смысле так называемая «генетическая
теория», описанная достаточно подробно
в книге Л.А. Велихова «Основы
городского хозяйства». В этой теории
основным и решающим фактором для
формирования той или иной модели
местного самоуправления выдвигается
способность местной буржуазии
противостоять государству, и с
этой точки зрения проводится анализ
генезиса моделей систем местного самоуправления,
сложившихся в различных странах.
1
. Понятие «Муниципальное
хозяйство»
Для того чтобы дать научное определение муниципального хозяйства, надо прежде всего установить родовое понятие «хозяйство», чтобы затем на основе отличия данного вида хозяйства дать определение термина «муниципальное хозяйство».
Как правило, под хозяйством понимают некую совокупность хозяйствующих субъектов, ограниченных видом собственности, определенным характером деятельности и территорией, на которой осуществляется эта деятельность.
Так,
государственное хозяйство
С этой точки зрения государство имеет ряд особенностей при осуществлении хозяйственной деятельности, поскольку оно, с одной стороны, выступает как равноправный субъект хозяйственных отношений (собственник), с другой стороны, как субъект, выполняющий в силу своего особого статуса функцию регулирования хозяйственных отношений на своей территории.
Местное самоуправление несет на себе как признаки государства, так и признаки хозяйствующего субъекта. В этой двойственности природы местного самоуправления и кроется корень долгих дискуссий по вопросу определения понятия муниципального хозяйства.
Первая
группа исследователей данного вопроса
рассматривает муниципальное
Вторая группа исследователей относит к муниципальному хозяйству всю совокупность хозяйств, расположенных на территории муниципального образования, поскольку властные полномочия органов местного самоуправления распространяются на все хозяйствующие на его территории субъекты. Подобный подход ставит местное самоуправление над другими хозяйствующими субъектами и предполагает известные монопольные права органов местного самоуправления, дает им необоснованные преимущества в конкуренции, прежде всего, с частным сектором на территории муниципального образования. Кроме того, при подобном походе происходит размывание понятия власти и подрыв ее авторитета, так как осуществляется подмена ориентиров, что в свою очередь приводит к недобросовестному исполнению местным самоуправлением той части общественных дел, которые возложены на нее законом.
В
связи с вышеуказанным
Таким
образом, муниципальное хозяйство -
это совокупность предприятий и
учреждений, осуществляющих на территории
муниципального образования хозяйственную
деятельность, направленную на удовлетворение
коллективных (общественных) потребностей
населения.
2.
Формирование муниципальной
системы
Для полноценного анализа принципов формирования системы субъектов и объектов муниципальной собственности важнейшую роль играет проработка положений нормативных актов по развитию децентрализации государственной собственности и, прежде всего, подходов, заложенных в Постановлении Верховного Совета РФ N 3020-1 от 27.12.91г. "О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономных областей, автономных округов, городов Москва, Санкт-Петербург и муниципальной собственности", Распоряжении Президента РФ от 18.03.92г. "Об утверждении Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности".
Важную
роль в переходе к структуризации
государственной собственности
сыграли Законы РФ "О собственности
в РСФСР", "О предприятиях и
предпринимательской
Эти законы выделили несколько уровней собственности, которая так или иначе по своему характеру была не частной. В рамках прежней абстрактной государственной собственности были выделены три вертикальных уровня.
Во-первых, государственная на уровне Федерации. Реальными распорядителями собственности этого уровня стали федеральные органы власти и управления.
Во-вторых,
государственная собственность
субъектов Федерации. В-третьих, муниципальная
собственность. В статье 37, ч.1 Закона
РФ "О местном самоуправлении
в России" не был определен
субъект данного вида собственности,
и всего лишь говорится, что муниципальная
собственность является достоянием
населения соответствующей
В Постановлении Верховного Совета РСФСР N3020-1 от 27.12.91г. в Приложении 3 был дан перечень объектов, относящихся к муниципальной собственности:
1.
Объекты государственной
2.
Объекты государственной
3.
Предприятия и объекты
4.
Предприятия розничной