Муниципальное хозяйство

Автор: n******@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 17:41, реферат

Описание работы

Историческое развитие общественной жизни опиралось на последовательное изменение хозяйственной жизни. Усложнение экономических отношений носило цикличный характер, заставляя пересматривать общественные отношения, приспосабливая их к изменившимся требованиям времени. Это проявлялось, прежде всего, в смене циклов хозяйственной жизни и систем государственного устройства. Система государственного устройства более инертна и ее изменения следуют за накоплением «критической массы» экономических новаций и изменений.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Понятие «Муниципальное хозяйство»………………………………….5
Формирование муниципальной системы……………………………….7
Субъекты и объекты муниципального хозяйства………………………11
Структура и инфраструктура муниципального хозяйства…………….13
Заключение………………………………………………………………………23
Список используемой литературы……………

Работа содержит 1 файл

алексеева.docx

— 44.84 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………3

  1. Понятие «Муниципальное хозяйство»………………………………….5
  2. Формирование муниципальной системы……………………………….7
  3. Субъекты и объекты муниципального хозяйства………………………11
  4. Структура и инфраструктура муниципального хозяйства…………….13

Заключение………………………………………………………………………23

Список используемой литературы……………………………………………..25 

 

Введение 

    Историческое  развитие общественной жизни опиралось  на последовательное изменение хозяйственной  жизни. Усложнение экономических отношений  носило цикличный характер, заставляя  пересматривать общественные отношения, приспосабливая их к изменившимся требованиям  времени. Это проявлялось, прежде всего, в смене циклов хозяйственной  жизни и систем государственного устройства. Система государственного устройства более инертна и ее изменения следуют за накоплением  «критической массы» экономических  новаций и изменений. Лишь после  этого происходит изменение системы  государственного устройства, которое  фиксирует, оформляет новый тип  хозяйственного и государственного устройства. При подобном оформлении общественных отношений происходит некоторая унификация хозяйственной  жизни, фиксируются ее наиболее общие  правила и нормы. Так, на смену  достаточно унифицированной системе  хозяйственных отношений в родовой  общине приходит товарное производство в рабовладельческих государствах, которое в свою очередь сменяется  натуральным хозяйством, затем рыночными  отношениями. Стремление к унификации и регулированию со стороны государства  хозяйственных отношений явно просматривается  в современной экономической  политике наиболее развитых государств.

    При определяющей важности основных характеристик  цикла, в рамках которого формируется  система управления хозяйством, нельзя не заметить, что само влияние этих характеристик не абсолютно, поскольку  в рамках одного и того же цикла  системы организации управления могут серьезно отличаться друг от друга. Так, в один и тот же период экономического развития формы управления в разных странах и даже в рамках отдельных стран существенно  отличались друг от друга. Следовательно, наряду с общей тенденцией соответствия управленческих систем определенным циклам и системам хозяйства, существующим в рамках данного цикла, имеется ряд факторов, оказывающих влияние на формирование управленческих систем.

    Природные условия оказывают сильное влияние  на формирование систем хозяйственной  жизни и образ жизни населения  данной территории. Именно природный  фактор ускорил процессы разделения труда, определил ускоренное развитие товарного характера хозяйства  в странах Западной Европы. Немаловажно  отметить и тот факт, что, несмотря на современный скачок в развитии производства, этот фактор продолжает играть и сегодня огромную роль. Так, условия жизни в разных частях Российской Федерации сильно отличаются. Зависимость от природных условий  в значительной степени определяет основные занятия населения и  условия их жизни, характер поселений  и способы хозяйствования, начиная  от кочевий Севера и казачьих станиц Юга, до индустриальных мегаполисов  и городских агломераций, сформировавшихся на месторождениях полезных ископаемых или на перекрестках торговых путей.

    В тоже время и система управления не может не испытывать комплексного воздействия на свое формирование и  развитие со стороны внешних условий, а именно: сочетание особенностей цикла и особенностей географического, природного и других факторов. Не меньшее  влияние на нее оказывают и  внутренние факторы, прежде всего традиции государственного строительства, факторы, связанные с особенностью соотношения  влияния различных групп населения  на процесс становления государственной власти.

    Небезынтересна  в этом смысле так называемая «генетическая  теория», описанная достаточно подробно в книге Л.А. Велихова «Основы  городского хозяйства». В этой теории основным и решающим фактором для  формирования той или иной модели местного самоуправления выдвигается  способность местной буржуазии  противостоять государству, и с  этой точки зрения проводится анализ генезиса моделей систем местного самоуправления, сложившихся в различных странах. 

    1 . Понятие «Муниципальное  хозяйство» 

    Для того чтобы дать научное определение  муниципального хозяйства, надо прежде всего установить родовое понятие  «хозяйство», чтобы затем на основе отличия данного вида хозяйства  дать определение термина «муниципальное хозяйство».

    Как правило, под хозяйством понимают некую  совокупность хозяйствующих субъектов, ограниченных видом собственности, определенным характером деятельности и территорией, на которой осуществляется эта деятельность.

    Так, государственное хозяйство любой  современной страны ограничено ее границами, а сами права государства при  осуществлении хозяйственной деятельности напрямую зависят от формы собственности  хозяйствующих на его территории субъектов.

    С этой точки зрения государство имеет  ряд особенностей при осуществлении  хозяйственной деятельности, поскольку  оно, с одной стороны, выступает  как равноправный субъект хозяйственных  отношений (собственник), с другой стороны, как субъект, выполняющий в силу своего особого статуса функцию  регулирования хозяйственных отношений на своей территории.

    Местное самоуправление несет на себе как  признаки государства, так и признаки хозяйствующего субъекта. В этой двойственности природы местного самоуправления и  кроется корень долгих дискуссий  по вопросу определения понятия муниципального хозяйства.

    Первая  группа исследователей данного вопроса  рассматривает муниципальное хозяйство  лишь как совокупность предприятий  и учреждений, относящихся к муниципальной  собственности (коммунальное хозяйство), и подходит к решению вопроса  с позиции, кому принадлежит данная собственность. Подобный подход снимает  с органов местного самоуправления заботу о создании условий для  развития территории муниципального образования и значительно снижает их интерес в создании условий для инвестиционной и иной деятельности, направленной на создание благоприятных условий для хозяйствования на данной территории.

    Вторая  группа исследователей относит к  муниципальному хозяйству всю совокупность хозяйств, расположенных на территории муниципального образования, поскольку  властные полномочия органов местного самоуправления распространяются на все хозяйствующие на его территории субъекты. Подобный подход ставит местное самоуправление над другими хозяйствующими субъектами и предполагает известные монопольные права органов местного самоуправления, дает им необоснованные преимущества в конкуренции, прежде всего, с частным сектором на территории муниципального образования. Кроме того, при подобном походе происходит размывание понятия власти и подрыв ее авторитета, так как осуществляется подмена ориентиров, что в свою очередь приводит к недобросовестному исполнению местным самоуправлением той части общественных дел, которые возложены на нее законом.

    В связи с вышеуказанным подходом, здесь следует указать на такую  особенность муниципального хозяйства, которая лежит прежде всего в его целях, так как муниципальное хозяйство - это деятельность города в лице его городских публичных органов, направленная к удовлетворению известных коллективных потребностей городского населения. В данном определении, на наш взгляд, присутствует тот критерий, по которому мы можем развести две предыдущие точки зрения, определив, что в понятие муниципального хозяйства включаются хозяйствующие субъекты как муниципальной, так и иных форм собственности, но лишь те, деятельность которых служит удовлетворению коллективных потребностей населения муниципального образования

    Таким образом, муниципальное хозяйство - это совокупность предприятий и  учреждений, осуществляющих на территории муниципального образования хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение коллективных (общественных) потребностей населения. 

    2. Формирование муниципальной  системы 

    Для полноценного анализа принципов  формирования системы субъектов  и объектов муниципальной собственности  важнейшую роль играет проработка положений  нормативных актов по развитию децентрализации  государственной собственности  и, прежде всего, подходов, заложенных в Постановлении Верховного Совета РФ N 3020-1 от 27.12.91г. "О разграничении  государственной собственности  в РФ на федеральную собственность, государственную собственность  республик в составе РФ, краев, областей, автономных областей, автономных округов, городов Москва, Санкт-Петербург и муниципальной собственности", Распоряжении Президента РФ от 18.03.92г. "Об утверждении Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности".

    Важную  роль в переходе к структуризации государственной собственности  сыграли Законы РФ "О собственности  в РСФСР", "О предприятиях и  предпринимательской деятельности", "О дополнительных полномочиях  местных Советов в процессе перехода к экономическим реформам". Эти  законы были приняты осенью 1990г. и  вступили в действие либо осенью 1990г., либо с 1.01.91г.

    Эти законы выделили несколько уровней  собственности, которая так или  иначе по своему характеру была не частной. В рамках прежней абстрактной  государственной собственности  были выделены три вертикальных уровня.

    Во-первых, государственная на уровне Федерации. Реальными распорядителями собственности этого уровня стали федеральные органы власти и управления.

    Во-вторых, государственная собственность  субъектов Федерации. В-третьих, муниципальная  собственность. В статье 37, ч.1 Закона РФ "О местном самоуправлении в России" не был определен  субъект данного вида собственности, и всего лишь говорится, что муниципальная  собственность является достоянием населения соответствующей территории, т.е. города или района.

    В Постановлении Верховного Совета РСФСР N3020-1 от 27.12.91г. в Приложении 3 был  дан перечень объектов, относящихся  к муниципальной собственности:

    1. Объекты государственной собственности,  расположенные на территории, находящейся  в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного  подчинения), районного (за исключением  районов в городах) советов  народных депутатов;

  • жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местной власти (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5-и и 7-и процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения;
  • жилищно-эксплуатационные предприятия и ремонтно-строительные предприятия, обслуживающие объекты, перечисленные в данном приложении;
  • объекты инженерной инфраструктуры города (за исключением, входящей в состав имущества предприятий), городской пассажирский транспорт (включая метрополитен), внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов;
  • другие объекты, находящиеся в оперативном управлении исполнительных органов городских и районных (в городах) местных администраций.

    2. Объекты государственной собственности,  находящиеся в ведении органов  государственной власти и управления  республик в составе РФ, краев,  областей, автономных областей и  округов, и находящиеся на территории  соответствующих городов:

  • предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения;
  • оптово-складские мощности предприятия и подразделения производственно-технической комплектации, необходимые для обеспечения товарооборота и объемов услуг указанных предприятием;
  • учреждения и объекты здравоохранения (кроме областных больниц и диспансеров), народного образования (кроме спецшкол для детей, страдающих хроническими заболеваниями), культуры и спорта.

    3. Предприятия и объекты общественного  питания, учреждения народного  образования, здравоохранения, культуры  и спорта, находящиеся в ведении  министерства сельского хозяйства  РФ.

    4. Предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового  обслуживания населения, находящиеся  в ведении министерств, ведомств, госпредприятий (кроме закрытой  сети), а также предприятий и  организаций министерства путей  сообщения РФ, департамент морского  и речного транспорта, министерство  транспорта РФ, связанных с обеспечением  питания населения.

Информация о работе Муниципальное хозяйство