Муниципальное хозяйство

Автор: n******@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 17:41, реферат

Описание работы

Историческое развитие общественной жизни опиралось на последовательное изменение хозяйственной жизни. Усложнение экономических отношений носило цикличный характер, заставляя пересматривать общественные отношения, приспосабливая их к изменившимся требованиям времени. Это проявлялось, прежде всего, в смене циклов хозяйственной жизни и систем государственного устройства. Система государственного устройства более инертна и ее изменения следуют за накоплением «критической массы» экономических новаций и изменений.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Понятие «Муниципальное хозяйство»………………………………….5
Формирование муниципальной системы……………………………….7
Субъекты и объекты муниципального хозяйства………………………11
Структура и инфраструктура муниципального хозяйства…………….13
Заключение………………………………………………………………………23
Список используемой литературы……………

Работа содержит 1 файл

алексеева.docx

— 44.84 Кб (Скачать)

    Функции по владению и распоряжениям муниципальной  собственностью в различной степени  передавались органам власти и управления города.

    Но  изначально был заложен порочный момент в разделении собственности: дуализм. С одной стороны законы "О местном самоуправлении в  РФ" и "О собственности в  РСФСР" прямо указывали на то, что к муниципальной собственности  без оговорок относятся определенные, как правило, затратные объекты, которые находились в ведении  городских властей и раньше. Это  объекты инженерной инфраструктуры города, жилой и нежилой фонд. Вместе с тем было оговорено, что могут относиться к муниципальной собственности доходные и высокорентабельные объекты городской социально-экономической инфраструктуры: магазины, ателье, парикмахерские, рестораны, небольшие предприятия, транспортные и строительные предприятия, находившиеся ранее в другом ведении. Изначально законами был предопределен механизм, который не способствовал быстрому и единообразному формированию муниципального хозяйства.

    Постановление Верховного Совета РСФСР N 3020-1 от 27.12.91г. заложило сложности в разделении государственной собственности  на три уровня: федеральный, областной, муниципальный. Распоряжение Президента РФ 114-РП не улучшило ситуации. Получилось так, что в муниципальную собственность изначально передавались только убыточные объекты, основная часть прибыльных объектов закреплялась федеральной собственности, откуда они, как правило, передавались в областную. А областные органы управления могли передать их в руки муниципальной собственности или не передать. В результате сложилась парадоксальная ситуация: городская недвижимость оказалась почти вся в федеральной собственности. Только в мае 1994года выходит указ Президента о мерах по разграничению собственности, о мерах по повышению статусе городов. В нём-то, наконец вводится принцип, который должен был быть введен сразу: не область разрешает брать объекты городу в муниципальную собственность, а город самостоятельно решает вопрос о закреплении объектов муниципальной собственности и уведомляет область о том, что он принял какие-то объекты. Если в течение двух недель не последовало со стороны областных органов возражения, то в этом случае вопрос решен. Однако этот механизм был введен слишком поздно и практически не повлиял на изменения в структурных уровнях и объемах собственности.

    С большой потерей темпов, но все же с начала 1992 г. российское самоуправление стало обрастать собственностью, прежде всего за счет предприятий и иного имущества, которое ранее находилось на балансе местных органов, а также объектов хозяйственного и социально-культурного назначения, находившихся раньше в вышестоящем подчинении, но обслуживающих местные нужды. Собственность и сопутствующее ей право распорядиться имуществом - прикупить, продать, сдать в аренду - превращает органы местного самоуправления в полноценных участников рыночной экономики, способных осуществлять предпринимательскую деятельность в интересах населения, получать доходы. Однако формирование муниципальной собственности имеет цели, далеко не исчерпывающиеся созданием для местного самоуправления соответствующей материальной основы. Как ни парадоксально это звучит, но в значительной мере местная администрация обретает собственность для того чтобы незамедлительно от нее избавиться. Рука об руку с формированием муниципальной собственности должна идти ее приватизация. В отличие от предприятий и других организаций, органы местного самоуправления не просто участники рыночных отношений, а властный инструмент проведения рыночных реформ, главнейший рычаг их продвижения в масштабах страны. Именно через местную администрацию, через фонды имущества и комитета по управлению имуществом большая часть собственности должна возвращаться населению, гражданам. 

    3. Субъекты и объекты  муниципального хозяйства 

      Муниципальное хозяйство можно  представить как совокупность  субъектов и объектов, осуществляющих  на территории муниципального  образования хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение  потребностей населения. В теории  муниципального хозяйства принято  выделять две основные субъект-объектные группы.

    Органы  местного самоуправления играют особую роль в муниципальном хозяйстве. Они должны учитывать и пытаться сбалансировать интересы различных субъектов: населения и отдельных социальных групп, предприятий, организаций, учреждений различных форм собственности, а также направляться их деятельность в единое русло для осуществления комплексного социально-экономического развития территории и удовлетворения коллективных интересов и потребностей местного сообщества (населения) .

        Таким образом, содержание деятельности  органов местного самоуправления  закономерно распадается на два  направления: властное и экономическое.  Как субъект, наделенный законным  правом регулировать экономическую  деятельность на своей территории, каждый орган местного самоуправления  с необходимостью реализует властные  полномочия в отношении любого  хозяйствующего субъекта, функционирующего  в пределах муниципального образования.  Совокупность полномочий позволяет  муниципалитетам в различной  мере подчинять деятельность  всех предприятий и учреждений, расположенных на территории  местного сообщества, общественным  интересам граждан.

        Однако, как показывает практика, при построении отношений между  населением муниципального образования  и хозяйствующими субъектами  по вопросами местного значения муниципалитетам наиболее выгодно иметь отношения с муниципальными предприятиями, особенно если последние действуют в рентабельных отраслях муниципальной экономики. В пользу такого выбора говорят два основных факта:

    в отличие от предприятий других форм собственности, пополняющих муниципальную  казну, как правило, только налоговыми отчислениями, практически вся прибыль, полученная муниципальными предприятиями, становится собственностью местного сообщества;являясь фактическими собственниками принадлежащего муниципальным предприятиям имущества, местные органы власти могут более мобильно реагировать на изменение рыночной конъюктуры и предоставлять жителям муниципального образования именно тот набор услуг, который способен наилучшим образом удовлетворить их общественные интересы  .

        Однако это лишь теоретическая  модель, поскольку подобное состояние  муниципальных предприятий является  плодом достаточно длительной  и сложной работы. Так, для муниципалитетов  дореволюционной России потребовалось  почти пятьдесят лет реформ, для  того чтобы хозяйственная деятельность  муниципалитетов начала приносить  до пятидесяти процентов доходной  части бюджетов. Поэтому с точки  зрения того, какую роль в решении  вопросов местного значения играют  те или иные элементы муниципального  хозяйства, можно выделить несколько  видов муниципального хозяйства,  прежде всего, по признаку возрастания  роли собственной хозяйственной  деятельности.

        Безусловно, та или иная модель  не существует в чистом виде, однако роль и место того  или иного элемента в различных  странах серьезно отличаются  друг от друга. Существование  той или иной модели зависит  от огромного количества факторов, главными из которых, по мнению  А.Г.Воронина, В.А.Лапина и А.Н.Широкова, являются:

  • Объем компетенции органов местного самоуправления, определенный законодательством;
  • Наличие и характер основных ресурсов территории;
  • Наличие квалифицированных кадров в органах местного самоуправления и муниципальных предприятиях.
  • В зависимости от этих факторов формируется конкретный вид муниципального хозяйства.
 

    4. Структура и инфраструктура  муниципального хозяйства 

    Структура муниципального хозяйства может  быть определена как совокупность локализованных на территории компонентов (частей, элементов) и связей всех видов деятельности, определяемых системой общественного разделения труда и делением на сферы трудовой деятельности (отрасли, подотрасли, виды производства).

        Основным принципом, по которому  мы можем классифицировать элементы  муниципального хозяйства, является  роль и место того или иного  элемента в реализации общественных  потребностей.

    И  с этой точки зрения мы можем  выделить следующие элементы:

  • муниципальные предприятия (поскольку их деятельность полностью подчинена интересам населения муниципального образования);
  • иные предприятия и учреждения, чья деятельность частично связана с реализацией общественных интересов населения муниципальных образований;
  • органы местного самоуправления.

    Роль  каждого из названных элементов  различна. Муниципальные предприятия,  являясь по своей природе явлением  общественным, все свои результаты, будь то прибыль или конкретные  товары и услуги, направляют на  общественные нужды. Иные предприятия  и учреждения вынуждены участвовать  в реализации общественных интересов  в силу нормативного либо общественного  принуждения.

        Третья группа, обозначенная в  нашей классификации, осуществляет  особую функцию — функцию регулирования  деятельности двух предыдущих  групп в интересах населения  муниципального образования.

        Ценность данной классификации  в том, что она позволяет  на основе выделения трех групп  определить не просто роль  и место каждоц из них в 

    решении вопросов местного значения, но и в зависимости от цели деятельности этих элементов в процессе управления муниципальным хозяйством учитывать их особенности.

        Оценка роли места каждого  из элементов муниципального  хозяйства на основе анализа  отношений субъекта и объекта  муниципального управления обусловливает  особенности выбора методов управления (хозяйствование или управления).

        Так, из этой классификации явно видно, что при построении отношений между населением муниципального образования и субъектами хозяйственной деятельности по вопросам местного значения наиболее выгодно иметь отношения с муниципальными предприятиями, так как они не только реализуют населению товары и услуги, но и прибыль, полученная в итоге их деятельности, является также собственностью данного местного сообщества. Поэтому хорошо работающее муниципальное предприятие в принципе всегда выгоднее для муниципального хозяйства.

       С точки зрения того, какую  роль в решении вопросов местного  значения играют те или иные  элементы муниципального хозяйства,  мы можем выделить несколько  видов муниципального хозяйства,  прежде всего по признаку возрастания  роли собственной хозяйственной  деятельности.

        Коммунальная модель муниципального  хозяйства характеризуется тем,  что основную тяжесть затрат  на реализацию общественных интересов  и потребностей несут сами  жители муниципального образования  (коммуны, общины) и основным ресурсом  являются налоги на население.  Главным элементом в этой системе  выступает орган местного самоуправления, который осуществляет как накопление  ресурсов, так и их расходование.

        Коммунально-рентная модель муниципального  хозяйства. Данная модель отличается  тем, что предусматривает участие  органов местного самоуправления  в сфере использования ресурсов  территории и в ее развитии 

    через предоставление ограниченных прав в  финансово-кредитной деятельности, и права ресурсной ренты. То есть налоги с населения и производителя  продукции и услуг на территории муниципального образования дополняются  возможностью использования муниципальной  собственности для получения  рентных платежей. Другими словами, допускается управление муниципальной  собственностью.

        Муниципально-рентная модель муниципального хозяйства. Данная модель подразумевает, что основное бремя по обслуживанию интересов населения и по решению вопросов местного значения несут органы местного самоуправления, для чего им предоставляется возможность стать полноценным хозяйствующим субъектом на своей территории. Другими словами, органы местного самоуправления используют как методы управления, так и методы хозяйствования.

        Безусловно, та или иная модель  не существует в чистом виде, однако их роль и место в  различных странах серьезно отличаются  друг от друга. 

        Существование той или иной  модели зависит от огромного  количества факторов, главными из  которых, безусловно, являются:

  • объем компетенции органов местного самоуправления, определенный законодательством;
  • наличие и характер основных ресурсов территории;
  • наличие квалифицированных кадров в органах местного самоуправления и муниципальных предприятиях;
  • налогоспособность населения.

        В зависимости от комбинации  этих факторов определяется соотношение  управления и хозяйствования, формируется  конкретный вид муниципального  хозяйства. 

        Одним из исходных критериев  типологии структуры муниципального  хозяйства является функциональный  подход, впервые предложенный для 

    экономического  анализа А.Фишером (1934) и впоследствии уточненный К.Кларком (1940) в рамках ешл исследований по экономике города. В соответствии с ним в структуру муниципального хозяйства можно выделить:

  • первичный сектор — деятельность, связанная с получением первичных ресурсов, ассоциируемых с фактором производства «земля» (сельское и лесное хозяйство, рыболовство, горнодобывающая промышленность);
  • вторичный сектор — отрасли обрабатывающей промышленности;
  • третичный сектор — сфера услуг, строительство, ремесленная деятельность (ремонт обуви, швейные ателье и др.)

Информация о работе Муниципальное хозяйство