В современных условиях происходит
усложнение общественной жизни
и производственных процессов,
это сопровождается дальнейшей
специализацией деятельности. В
1960-х гг. произошла так называемая
третичная революция (тертиаризация)
— революция услуг, поэтому некоторые
исследователи стали дополнять исходную
функциональную типологию включением
четвертичного сектора — финансовое и
юридическое обслуживание, информационные
и консалтинговые услуги. И, наконец, развитие
социальной сферы муниципального хозяйства
в процессе дезиндустриализации способствовало
появлению так называемого пятиричного
сектора — сектора таких услуг для населения,
которые требуют особенно высокого уровня
квалификации персонала (образование,
медицина, административное обслуживание).
Особую роль в развитии сектора услуг
играет процесс сервилизации.
Сервилизация — это процесс, в ходе которого
все большее число потребностей и способностей
людей удовлетворяется путем обращения
к той или иной системе обслуживания. Поскольку
диверсификации предоставляемых услуг
при этом сопутствует увеличение разнообразия
потребностей и способностей людей, процесс
сервилизации образа жизни
рассматривается
с антропологической точки зрения
как процесс «производства субъективности»,
производства «машин желания».
Наряду с функциональным критерием
типологии структуры в теории
муниципального хозяйства активно
используется отраслевой подход.
В соответствии с ним в структуре
муниципального хозяйства выделяют
следующие наиболее агрегированные
функциональные «блоки»:
а) отрасли, формирующие специализацию
города;
б) отрасли, технологически обеспечивающие
эффективное функционирование других
отраслей;
в) отрасли, обслуживающие население
города.
В современном хозяйстве подавляющего
большинства российских крупных
городов долгое время системообразующим
(градообразающим) звеном оставалось материальное
производство, а в нем промышленность.
Это было обусловлено действием множества
факторов — экономических, социальных,
исторических, экологических, технических.
Результатом стало развитие неравновесных
структур городского хозяйства, отражающих
существенное отставание вспомогательных
отраслей, и еще больше — сферы обслуживания.
Особенно критическим оказалось развитие
моногородов, представляющих собой сложную
структуру, в которой город и предприятие
неразрывны. По мнению экспертов, город
можно называть монопрофильным, если присутствуют
следующие признаки:
- наличие в
городе одного или нескольких однотипных
предприятий, относящихся к одной отрасли
или обслуживающих один узкий сегмент
отраслевого рынка, притом что остальные
предприятия города обслуживают только
внутренные нужды города или проживающих
в нем людей;
- наличие в
городе цепочки технологически связанных
предприятий, работающих на один конечный
рынок, кроме предприятий, обслуживающих
внутренние нужды города;
- значительная
зависимость доходной части бюджета города
от деятельности одного (или нескольких)
крупного предприятия;
- низкая диверсификация
сфер занятости населения города (однородный
профессиональный состав);
- значительная
удаленность города от других, более крупных
населенных пунктов (что снижает возможности
мобильности жителей), при наличии в городе
первых двух признаков или отсутствии
развитой инфраструктуры, обеспечивающей
связь города с внешним миром (дороги автомобильные
и железные, телефонная сеть и т.д.).
В моногороде предприятие несет
на себе не только экономическую,
но и социальную нагрузку, в
преобладающей мере обеспечивая
условия жизнедеятельности в
населенном пункте. Большинство
предприятий моногородов производят
отрицательную сравнительную стоимость
и нуждаются в скорейшей реструктуризации,
поскольку их экономические проблемы
повлекут за собой проблемы в городе и
социальное напряжение.
Современное
состояние российских городов не
позволяет реализовывать основную
цель муниципальной экономики —
удовлетворение нужд членов местного
сообщества. Поэтому важнейшей задачей
хозяйственной деятельности муниципалитетов
является структурная перестройка
городского хозяйства, призванная обеспечить
высвобождение имеющихся на территории
собственных ресурсов и способствовать
их эффективному использованию для
производства необходимых обществу
товаров и услуг.
Успешному развитию структуры
муниципального хозяйства содействует
становление его инфраструктуры.
Инфраструктура муниципального
хозяйства — комплекс сооружений
и коммуникаций транспорта, связи,
инженерного оборудования, а также
объектов социального и культурно-бытового
обслуживания населения, обеспечивающий
устойчивое развитие и функционирование
поселений и межселенных территорий.
В составе современного муниципального
хозяйства выделяются:
- социальная
инфрасткруктура, включающая жилой фонд,
торговлю, общественное питание, просвещение,
здравоохранение, культуру, детские учреждения,
физкультуру и спорт, зрелищные организации
и систему социальной защиты и социального
обеспечения;
- коммунальная
инфраструктура (обеспечение водными,
энергетическими и другими ресурсами,
услугами благоустройства, транспорта,
связи). Ее специфика состоит в том, что
она обслуживает не только население,
но и предприятия, учреждения, расположенные
на территории города;
- производственная
инфраструктура, удовлетворяющая потребности
производства, но не входящая в его технологический
процесс. К ней относятся заготовительно-складские,
снабженческо-сбытовые, консалтинговые,
маркетинговые, научные, инновационные
и другие подразделения;
- деловая инфраструктура,
которая включает в себя банки, страховые
компании, инвестиционные фонды, информационную
систему, связь, выставочные комплексы
и т.д.
В
научной литературе выделяют несколько
групп функций инфраструктуры. Социально-экономические
функции инфраструктуры состоят в создании
условий для обеспечения жизнедеятельности
людей и жизнеспособности экономике, поддержания
экологического равновесия, сохранения,
воспроизводства и развития культуры,
т.е. условий комплексного социально-экономического
и эколого-культурного развития. Деятельность
инфраструктуры, не обеспечивающия комфортных
условий для развития общества, т.е. дисфункция
инфраструктуры, вызывает проблемы развития
в социальной и экономических сферах жизни,
или социальные и экономические дисфункции.
Пространственные функции инфраструктуры
в пространственном развитии
территории определяют роль «организатора»
социально-экономического пространства.
Она проявляется в изменениях
отдельных аспектов территориальной
организации и ее компонентов: населения,
хозяйства, природопользования и культуры.
Среди пространственных функций выделяют:
- Размещенческая
функция как фактор размещения новых объектов
и/или трансформации старых (реконструкция,
демонтаж и др.).
- Дифференцирующая
функция как причина возникновения, усиления,
сглаживания и одновременно как способ
регулирования дифференциации территорий
по различным характеристикам.
- Коммуникационная
функция проявляется в создании условий
для развития объектов во взаимодействии
друг с другом. Инфраструктура — предпосылка
(«каналы») установления пространственных
связей.
- Интегрирующая
функция обеспечивает внутренние и внешние
связи территориальных систем и комплексов
и вызывает изменения территориальных
структур населения (расселения), хозяйства,
природопользования и др.
- Процессуальная
функция связана с обеспечением территориально-структурных
процессов в развитии территории (территориальное
перераспределение, «свертывание» опорного
каркаса и др.)
- Морфологическая
функция как фактор формообразования,
вызывающий изменение конфигурации территории
и ее объектов.
- Управленческая
функция рассматривается как важнейший
инструмент управленческих воздействий
на все аспекты территориальной организации
регионов.
Развитие структуры и инфраструктуры
городского хозяйства тесно связано
с фазами эволюции города.
Первая фаза развития города
предполагает такое его положение,
при котором количество единиц
жилья и его общая площадь,
а также объем общественных
благ в расчете на душу населения
увеличиваются быстрее, чем количество
жителей и общее количество
рабочих мест. При этом значение
последнего параметра примерно
соответствует количеству городских
жителей в трудоспособном возрасте;
«вынужденная» безработица (в
кейнсианском смысле) отсутствует. Комфортность
проживания в таком городе возрастает,
и он становится все более притягательным
для переезда в него все новых и новых
жителей. Наращивание объемов жилищного
строительства привлекает все новых переселенцев,
заполняющих временное жилье — общежития,
бараки. Город быстро переходит в фазу
роста.
В фазе роста города количество
жителей и рабочих мест растет
быстрее, чем количество единиц
жилья и объем предоставляемых
общественных благ. Город становится
все менее удобен для жизни, но все еще
притягателен для переезда в него (в частности,
наличием высокооплачиваемых рабочих
мест на новых предприятиях). Возникает
разрыв (так называемые «ножницы») между
производственной (количеством рабочих
мест в градообразующих предприятиях)
и социальной сферами города. Постепенно
строительство жилья замедляется. Это
происходит в силу целого ряда причин:
отсутствия свободной земли под застройку,
роста удельного веса ветхого жилья в
общем объеме жилого фонда, старения основных
фондов предприятий, что, в свою очередь,
вызывает снижение возможностей финансирования
жилья.
В ситуации стагнации разрыв
между количеством рабочих мест
и количеством единиц жилья
и объемом общественных благ
достигает такой величины, что
прирост населения за счет
миграции приближается к нулю.
В этой фазе город часто
становится «ловушкой для безработных»:
отсутствие
работы или
занятостьна убыточных предприятиях вызывают
желание уехать в другой город, но наличие
собственного жилья, которое либо невозможно
продать, либо можно продать только по
очень низкой цене приводит к тому, что
люди не могут решиться на переезд. Наконец,
дальнейшее старение фондов ставит вопрос
о закрытии предприятий.
Под
упадком города понимается положение,
при котором дискомфортность жизни
в нем, вызываемая плохими жилищными условиями
и низким уровнем качествам предоставляемых
общественных благ, дополняется сокращением
рабочих мест .
Темпы роста структуры и инфраструктуры
на разных фазах эволюции города
различны и во многом зависят
от состояния механизмов муниципального
хозяйства.
Заключение
Значение
территориально-хозяйственных комплексов
городов как структурных единиц
народно-хозяйственного комплекса
определяется с одной стороны
бурным развитием городов, с другой
децентрализацией экономики и повышением
роли территорий в решении экономических
и социальных вопросов. В силу этого
финансовый механизм отрасли в условиях
рыночной экономики должен содержать
элементы, обеспечивающие социальную
защиту населения территории от стихийного
повышения цен на жизнеобеспечивающие
услуги муниципального хозяйства.
Сосредоточение в единых руках
всех технических служб города
(водопроводного, газового, электрического
и транспортного хозяйств) позволяет,
упорядочив их эксплуатацию предоставлять
населению дополнительные удобства.
Скажем можно регулировать электроснабжение
и электропотребности (снабжать электроэнергией
в дневные часы трамвайный и троллейбусный
парк, а в ночные часы обеспечивать освещение.
Обладая всеми трубопроводами можно сделать
так, чтобы одновременно проводились прокладка,
либо ремонт газовых, водопроводных и
канализационных труб. Как известно подобные
работы нередко портят жизнь горожанам.
То же относится и к проведению других
уличных работ, связанных со строительством
и благоустройством территории. И еще
одно преимущество муниципальной собственности
- возможность видеть и обеспечивать перспективы
развития городов и их хозяйство, строить
и развивать городские.
Основными нормативно-правовыми
актами, регулирующими экономическую
и финансовую деятельность муниципального
самоуправления являются Федеральные
Законы: «Об общих принципах организации
местного самоуправления в РФ», «О финансовых
основах местного самоуправления», Гражданский
кодекс, Бюджетный кодекс, Налоговый кодекс.
В настоящее время приняты и действуют
более 100000 нормативно-правовых актов,
регулирующих организацию и деятельность
муниципального самоуправления. Нормативно-правовые
акты субъектов федерации и органов муниципального
самоуправления часто противоречат федеральному
законодательству. Законодательная база,
определяющая экономическую и хозяйственную
деятельность органов муниципального
самоуправления, далека от полноты и совершенства
и не обеспечивает самостоятельности
муниципального самоуправления в решении
вопросов местного значения.