Муниципальное хозяйство

Автор: n******@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 17:41, реферат

Описание работы

Историческое развитие общественной жизни опиралось на последовательное изменение хозяйственной жизни. Усложнение экономических отношений носило цикличный характер, заставляя пересматривать общественные отношения, приспосабливая их к изменившимся требованиям времени. Это проявлялось, прежде всего, в смене циклов хозяйственной жизни и систем государственного устройства. Система государственного устройства более инертна и ее изменения следуют за накоплением «критической массы» экономических новаций и изменений.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Понятие «Муниципальное хозяйство»………………………………….5
Формирование муниципальной системы……………………………….7
Субъекты и объекты муниципального хозяйства………………………11
Структура и инфраструктура муниципального хозяйства…………….13
Заключение………………………………………………………………………23
Список используемой литературы……………

Работа содержит 1 файл

алексеева.docx

— 44.84 Кб (Скачать)

        В современных условиях происходит  усложнение общественной жизни  и производственных процессов,  это сопровождается дальнейшей  специализацией деятельности. В  1960-х гг. произошла так называемая  третичная революция (тертиаризация) — революция услуг, поэтому некоторые исследователи стали дополнять исходную функциональную типологию включением четвертичного сектора — финансовое и юридическое обслуживание, информационные и консалтинговые услуги. И, наконец, развитие социальной сферы муниципального хозяйства в процессе дезиндустриализации способствовало появлению так называемого пятиричного сектора — сектора таких услуг для населения, которые требуют особенно высокого уровня квалификации персонала (образование, медицина, административное обслуживание). Особую роль в развитии сектора услуг играет процесс сервилизации.

        Сервилизация — это процесс, в ходе которого все большее число потребностей и способностей людей удовлетворяется путем обращения к той или иной системе обслуживания. Поскольку диверсификации предоставляемых услуг при этом сопутствует увеличение разнообразия потребностей и способностей людей, процесс сервилизации образа жизни

рассматривается с антропологической точки зрения как процесс «производства субъективности», производства «машин желания».

        Наряду с функциональным критерием  типологии структуры в теории  муниципального хозяйства активно  используется отраслевой подход. В соответствии с ним в структуре  муниципального хозяйства выделяют  следующие наиболее агрегированные  функциональные «блоки»:

        а) отрасли, формирующие специализацию  города;

        б) отрасли, технологически обеспечивающие  эффективное функционирование других  отраслей;

        в) отрасли, обслуживающие население  города.

        В современном хозяйстве подавляющего  большинства российских крупных  городов долгое время системообразующим (градообразающим) звеном оставалось материальное производство, а в нем промышленность. Это было обусловлено действием множества факторов — экономических, социальных, исторических, экологических, технических. Результатом стало развитие неравновесных структур городского хозяйства, отражающих существенное отставание вспомогательных отраслей, и еще больше — сферы обслуживания. Особенно критическим оказалось развитие  моногородов, представляющих собой сложную структуру, в которой город и предприятие неразрывны. По мнению экспертов, город можно называть монопрофильным, если присутствуют следующие признаки:

  • наличие в городе одного или нескольких однотипных предприятий, относящихся к одной отрасли или обслуживающих один узкий сегмент отраслевого рынка, притом что остальные предприятия города обслуживают только внутренные нужды города или проживающих в нем людей;
  • наличие в городе цепочки технологически связанных предприятий, работающих на один конечный рынок, кроме предприятий, обслуживающих внутренние нужды города;
  • значительная зависимость доходной части бюджета города от деятельности одного (или нескольких) крупного предприятия;
  • низкая диверсификация сфер занятости населения города (однородный профессиональный состав);
  • значительная удаленность города от других, более крупных населенных пунктов (что снижает возможности мобильности жителей), при наличии в городе первых двух признаков или отсутствии развитой инфраструктуры, обеспечивающей связь города с внешним миром (дороги автомобильные и железные, телефонная сеть и т.д.).

        В моногороде предприятие несет  на себе не только экономическую,  но и социальную нагрузку, в  преобладающей мере обеспечивая  условия жизнедеятельности в  населенном пункте. Большинство  предприятий моногородов производят  отрицательную сравнительную стоимость  и нуждаются в скорейшей реструктуризации, поскольку их экономические проблемы повлекут за собой проблемы в городе и социальное напряжение.

    Современное состояние российских городов не позволяет реализовывать основную цель муниципальной экономики —  удовлетворение нужд членов местного сообщества. Поэтому важнейшей задачей  хозяйственной деятельности муниципалитетов  является структурная перестройка  городского хозяйства, призванная обеспечить высвобождение имеющихся на территории собственных ресурсов и способствовать их эффективному использованию для  производства необходимых обществу товаров и услуг.

        Успешному развитию структуры  муниципального хозяйства содействует  становление его инфраструктуры.

        Инфраструктура муниципального  хозяйства —  комплекс сооружений  и коммуникаций транспорта, связи,  инженерного оборудования, а также  объектов социального и культурно-бытового  обслуживания населения, обеспечивающий  устойчивое развитие и функционирование  поселений и межселенных территорий.

        В составе современного муниципального  хозяйства выделяются:

  • социальная инфрасткруктура, включающая жилой фонд, торговлю, общественное питание, просвещение, здравоохранение, культуру, детские учреждения, физкультуру и спорт, зрелищные организации и систему социальной защиты и социального обеспечения;
  • коммунальная инфраструктура (обеспечение водными, энергетическими и другими ресурсами, услугами благоустройства, транспорта, связи). Ее специфика состоит в том, что она обслуживает не только население, но и предприятия, учреждения, расположенные на территории города;
  • производственная инфраструктура, удовлетворяющая потребности производства, но не входящая в его технологический процесс. К ней относятся заготовительно-складские, снабженческо-сбытовые, консалтинговые, маркетинговые, научные, инновационные и другие подразделения;
  • деловая инфраструктура, которая включает в себя банки, страховые компании, инвестиционные фонды, информационную систему, связь, выставочные комплексы и т.д.

    В научной литературе выделяют несколько групп функций инфраструктуры. Социально-экономические функции инфраструктуры состоят в создании условий для обеспечения жизнедеятельности людей и жизнеспособности экономике, поддержания экологического равновесия, сохранения, воспроизводства и развития культуры, т.е. условий комплексного социально-экономического и эколого-культурного развития. Деятельность инфраструктуры, не обеспечивающия комфортных условий для развития общества, т.е. дисфункция инфраструктуры, вызывает проблемы развития в социальной и экономических сферах жизни, или социальные и экономические дисфункции.

        Пространственные функции инфраструктуры  в пространственном развитии  территории определяют роль «организатора»  социально-экономического пространства. Она проявляется в изменениях  отдельных аспектов территориальной  организации и ее компонентов: населения, хозяйства, природопользования и культуры. Среди пространственных функций выделяют:

  • Размещенческая функция как фактор размещения новых объектов и/или трансформации старых (реконструкция, демонтаж и др.).
  • Дифференцирующая функция как причина возникновения, усиления, сглаживания и одновременно как способ регулирования дифференциации территорий по различным характеристикам.
  • Коммуникационная функция проявляется в создании условий для развития объектов во взаимодействии друг с другом. Инфраструктура — предпосылка («каналы») установления пространственных связей.
  • Интегрирующая функция обеспечивает внутренние и внешние связи территориальных систем и комплексов и вызывает изменения территориальных структур населения (расселения), хозяйства, природопользования и др.
  • Процессуальная функция связана с обеспечением территориально-структурных процессов в развитии территории (территориальное перераспределение, «свертывание» опорного каркаса и др.)
  • Морфологическая функция как фактор формообразования, вызывающий изменение конфигурации территории и ее объектов.
  • Управленческая функция рассматривается как важнейший инструмент управленческих воздействий на все аспекты территориальной организации регионов.

        Развитие структуры и инфраструктуры  городского хозяйства тесно связано  с фазами эволюции города.

        Первая фаза развития города  предполагает такое его положение,  при котором количество единиц  жилья и его общая площадь,  а также объем общественных  благ в расчете на душу населения  увеличиваются быстрее, чем количество  жителей и общее количество  рабочих мест. При этом значение  последнего параметра примерно  соответствует количеству городских  жителей в трудоспособном возрасте; «вынужденная» безработица (в  кейнсианском смысле) отсутствует. Комфортность проживания в таком городе возрастает, и он становится все более притягательным для переезда в него все новых и новых жителей. Наращивание объемов жилищного строительства привлекает все новых переселенцев, заполняющих временное жилье — общежития, бараки. Город быстро переходит в фазу роста.

        В фазе роста города количество  жителей и рабочих мест растет  быстрее, чем количество единиц  жилья и объем предоставляемых  общественных благ. Город становится все менее удобен для жизни, но все еще притягателен для переезда в него (в частности, наличием высокооплачиваемых рабочих мест на новых предприятиях). Возникает разрыв (так называемые «ножницы») между производственной (количеством рабочих мест в градообразующих предприятиях) и социальной сферами города. Постепенно строительство жилья замедляется. Это происходит в силу целого ряда причин: отсутствия свободной земли под застройку, роста удельного веса ветхого жилья в общем объеме жилого фонда, старения основных фондов предприятий, что, в свою очередь, вызывает снижение возможностей финансирования жилья.

        В ситуации стагнации разрыв  между количеством рабочих мест  и количеством единиц жилья  и объемом общественных благ  достигает такой величины, что  прирост населения за счет  миграции приближается к нулю. В этой фазе город часто  становится «ловушкой для безработных»: отсутствие 

работы или  занятостьна убыточных предприятиях вызывают желание уехать в другой город, но наличие собственного жилья, которое либо невозможно продать, либо можно продать только по очень низкой цене приводит к тому, что люди не могут решиться на переезд. Наконец, дальнейшее старение фондов ставит вопрос о закрытии предприятий.

    Под упадком города понимается положение, при котором дискомфортность жизни в нем, вызываемая плохими жилищными условиями и низким уровнем качествам предоставляемых общественных благ, дополняется сокращением рабочих мест .

        Темпы роста структуры и инфраструктуры  на разных фазах эволюции города  различны и во многом зависят  от состояния механизмов муниципального  хозяйства. 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение 

    Значение  территориально-хозяйственных комплексов городов как структурных единиц народно-хозяйственного комплекса  определяется с одной стороны  бурным развитием городов, с другой децентрализацией экономики и повышением роли территорий в решении экономических  и социальных вопросов. В силу этого  финансовый механизм отрасли в условиях рыночной экономики должен содержать  элементы, обеспечивающие социальную защиту населения территории от стихийного повышения цен на жизнеобеспечивающие  услуги муниципального хозяйства.

      Сосредоточение в единых руках  всех технических служб города (водопроводного, газового, электрического  и транспортного хозяйств) позволяет,  упорядочив их эксплуатацию предоставлять  населению дополнительные удобства. Скажем можно регулировать электроснабжение и электропотребности (снабжать электроэнергией в дневные часы трамвайный и троллейбусный парк, а в ночные часы обеспечивать освещение. Обладая всеми трубопроводами можно сделать так, чтобы одновременно проводились прокладка, либо ремонт газовых, водопроводных и канализационных труб. Как известно подобные работы нередко портят жизнь горожанам. То же относится и к проведению других уличных работ, связанных со строительством и благоустройством территории. И еще одно преимущество муниципальной собственности - возможность видеть и обеспечивать перспективы развития городов и их хозяйство, строить и развивать городские.

      Основными нормативно-правовыми  актами, регулирующими экономическую и финансовую деятельность муниципального самоуправления являются Федеральные Законы: «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», «О финансовых основах местного самоуправления», Гражданский кодекс, Бюджетный кодекс, Налоговый кодекс.

        В настоящее время приняты и действуют более 100000 нормативно-правовых актов, регулирующих организацию и деятельность муниципального самоуправления. Нормативно-правовые акты субъектов федерации и органов муниципального самоуправления часто противоречат федеральному законодательству. Законодательная база, определяющая экономическую и хозяйственную деятельность органов муниципального самоуправления, далека от полноты и совершенства и не обеспечивает самостоятельности муниципального самоуправления в решении вопросов местного значения.

Информация о работе Муниципальное хозяйство