Муниципальное образование как социально-экономическая система

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 21:34, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования – рассмотреть муниципальное образование как социально-экономическую систему на примере города Оренбурга, структуру города как системы.
Исходя из поставленной цели, ставим перед собой следующие задачи:
- рассмотреть муниципальное образование как социально – экономическую систему;
- исследовать свойства муниципального образования как социально-экономической системы;

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………..2
1.Муниципальное образование как объект управления………………………5
1.1.Структура органов местного самоуправления……………………………….5
1.2.Понятие, виды, группы, признаки, типы муниципальных образований............................................................................................................12
2. Муниципальное образование как социально – экономическая система…………………………………………………………………………………….17
2.1. Аспекты системного подхода к исследованию муниципальных образований……………………………………………………………………………….17
2.2. Свойства муниципального образования как социально-экономической системы……………………………………………………………………………………23
3. Исследование муниципального образования как социально-экономической системы……………………………………………………………..35
3.1. Город Оренбург как ресурс социально-экономического развития Оренбургской области и Южного Урала…………………………………………..35
3.2. Анализ социально-экономического развития муниципального образования г. Оренбург за 2009-2011г……………………………………………...37
Заключение………………………………………………………………………………...43
Список использованной литературы………………………………………………..46
Приложение……………………………………………………………………………….48

Работа содержит 1 файл

курсач 1. 1. Муниципальное образование как социально-экономическая система..docx

— 76.19 Кб (Скачать)

     Рассмотрим, насколько правомерно рассматривать  муниципальные образования как  системы, для этого определимся  с некоторыми системными понятиями. Наиболее удачно, по нашему мнению, понятие  «система» раскрывает Э.Б. Алаев: «Система - сочетание объектов (с их свойствами, отношениями) с упорядоченными взаимными  связями, что придает сочетанию  новые качества: целостность (понимаемая как наличие единой для всего  сочетания цели, функции, каковых  не было у отдельного составляющего  элемента), автономность (понимаемая как  стремление к большей внутренней упорядоченности, восполнение недостающих  элементов и функций), устойчивость (понимаемая как стремление к сохранению или к такому развитию структуры, которое обеспечивает отправление системой генерализованной функции).

     Используя вышеизложенное определение, докажем, что муниципальное образование - система. Во-первых, муниципальное образование  представляет собой сочетание объектов, так как согласно определению  «сочетание - это совокупность географических объектов в каких-либо отношениях и  связях друг с другом, не считая отношений  чисто топологических, то есть связанных  с их взаимным расположением в  пространстве. Любое явление, для  определения которого используется родовое слово «сочетание», должно обладать взаимосвязями составляющих его симплексов». В соответствии с Федеральным законом №131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальное  образование - это городское или  сельское поселение, муниципальный  район, городской округ либо внутригородская  территория города федерального значения.

     Все из перечисленных разновидностей муниципальных  образований имеют в своем  составе один, несколько или часть  населенного пункта, понимаемый нами как симплекс. Следовательно, нельзя говорить о территориальном сочетании  в отношении муниципальных образований. Однако на основе рассмотрения компонентной структуры муниципального образования, (хозяйство, население (местное сообщество, социум), инфраструктура, окружающая среда  и т.д.) можно говорить о наличии  в нем «сочетания объектов». Следовательно, компонентное сочетание есть всегда, а территориальное в отдельных случаях.

     Другими словами, в качестве объектов (элементов) нельзя рассматривать населенные пункты, из которых состоит муниципальное  образование, а необходимо использовать компонентный анализ. Следовательно, территориальная  структура, основанная на системе расселения, в данном случае не является определяющей. Во-вторых, сочетание характеризуется  такими качествами как целостность, автономность и устойчивость. Наличие целостности является очевидным, так как муниципальное образование независимо от территориальной и компонентной структуры имеет единую цель -«...самостоятельное и под свою ответственность решение населением... через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций».

     Автономность  как качество муниципального образования  проявляется в стремлении решать самостоятельно вопросы местного значения в полном объеме, а также иметь  наиболее полную компонентную структуру, которая позволяет снизить влияние  условий, понимаемых нами как внешние  воздействия, на функционирование муниципального образования как системы. Относительно целостности системы, Э.Б. Алаев отмечает, что «... появление у системы  нового качества, новой функции, органично  вытекающей из составляющих её элементов, но не присущих не одному из них, взятому  изолированно, - это явление иногда называют генерализацией функций». Устойчивость присуща всем муниципальным образованиям как системам, так как каждая из них стремиться поддерживать отправление  своей генерализованной функции.

     Рассмотрим  точку зрения другого автора И. В. Блауберга, который в своей монографии «Проблема целостности и системный  подход» отмечает, что все существующие в действительности совокупности объектов можно разбить на три больших  класса: неорганизованные совокупности, неорганичные системы, органичные системы. Неорганизованная совокупность лишена каких-либо существенных черт внутренней организации.

     Связи между её составляющими носят  внешний, случайный характер. Входя  в состав такого объединения или  покидая его, составляющие не претерпевают каких-либо изменений, что говорит  об отсутствии у подобной совокупности целостных, интегративных свойств. Свойства совокупности в целом по существу совпадают с суммой свойств  частей, взятых изолированно. Следовательно, такая совокупность лишена системного характера. Два других класса совокупностей - неорганичные и органичные системы - характеризует наличие связи между элементами и появление в целостной системе новых свойств, не присущих элементам в отдельности. Связь, целостность и обусловленная ими устойчивая структура - таковы отличительные признаки любой системы. На основе вышеизложенной классификации попытаемся определить в ней место муниципальному образованию.

     Муниципальное образование не является неорганизованной совокупностью, так как ему присущи, согласно вышеприведенному определению, отличительные признаки системы. Во-первых, наличие связей в муниципальном  образовании очевидно, например - связи  строения, функционирования, развития, управления и т.д. Во-вторых, муниципальному образованию как системе присуща  целостность с тех позиций, что  «... понятие целостности относится  не столько к самой системе, сколько  к способу её исследования». Следовательно, муниципальное образование должно иметь единую для всей совокупности цель, функции, каких не было у отдельных составляющих.

     Подобное  явление имеет место, так как, принимая точку зрения Е.С. Шугриной, которая отмечает, что совокупность организационных форм осуществления  местного самоуправления в рамках муниципального образования образует систему местного самоуправления. Под системой местного самоуправления понимается совокупность форм прямого волеизъявления граждан, органов местного самоуправления, территориального общественного самоуправления, других форм осуществления местного самоуправления, через которые население муниципального образования реализует признаваемую и гарантируемую Конституцией РФ власть, решает, исходя из своих собственных  интересов, исторических и иных местных  традиций, вопросы местного значения. В-третьих, муниципальное образование  обладает структурой как территориальной, так и компонентной. Например, М.Д. Шарыгин, рассматривая строение региональной социально-экономической системы, к которым относятся и муниципальные образования, останавливает свое внимание на функциональной структуре.

     По  мнению автора, социально-экономические  системы регионов состоят из сочетания  сопряженных разноуровневых функционально- структурных подсистем (блоков), объединенных системообразующими отношениями, комплексообразующими связями и общей целью развития. В их составе выделяются следующие  подсистемы: демографическая (население), производственная, природная среда, социальная, рекреационная, производственно-инфраструктурная, социально-инфраструктурная, нституционально-инфраструктурная, экологическая, духовная среда, ресурсная. Все эти подсистемы (блоки) в своем  развитии подчинены единой цели - удовлетворению материальных и духовных потребностей населения региона при охранении  устойчивости природной среды. Между  подсистемами нет непреодолимых  рубежей - все они взаимодействуют  друг с другом. По -нашему мнению, функциональная структура системы тождественна компонентной.

     Однако, возвращаясь к методологическим основам системного подхода И.В. Блауберга, муниципальное образование  как система должно обладать не просто структурой, а «устойчивой» структурой. Понятие «устойчивой структуры» им не раскрывается, так как её «... онтологический статус в принципе такой  же, как и у понятия «система»». Следовательно, воспользуемся определением устойчивости системы. Таким образом, по мнению автора, устойчивость системы  проявляется двояко: стабильность элементов - признак неорганичных систем, а  постоянное обновление элементов - признак  органичных систем. Данная точка зрения согласуется с мнением другого  исследователя Э.Б. Алаева, который  понимает под структурой «... совокупность устойчивых связей между элементами сложного объекта», а под устойчивостью  понимает не только стремление к сохранению, но и такому развитию структуры, которое обеспечивает отравление системой генерализованной функции.

     Поэтому можно сделать вывод, что понимание  «устойчивой структуры» системы  в большей степени характеризует  её не как нечто неизменное, а  как постоянно совершенствующееся. Тогда устойчивость определяется наличием в системе совокупности процессов, результирующий вектор которых обеспечивает оптимизацию оправления системой генерализованной функции. Иными словами, сам по себе каждый процесс системы развивается, однако это не означает, что данное «развитие» будет способствовать развитию системы. Гладкий Ю.Н. и Чистобаев  А. И. применительно к рассматриваемому объекту региональным социально-экономическим системам дают следующее определение.

     Устойчивость  системы - это её способность оставаться относительно неизменной (сохранять  свою структуру и функциональные особенности) в течение определенного  временного интервала вопреки внешним  и внутренним возмущениям. Данное определение  устойчивости системы, по нашему мнению, не является полным, так как представляет систему как не развивающуюся  во времени. Таким образом, относительно устойчивости системы будем придерживаться мнения, что в результате действия результирующего вектора развития процессов совершенствуется структура  системы в направлении оптимизации  достижения генерализованной функции  или цели. Резюмируя особенности  признаков, различающих и объединяющих перечисленные понятия, можно сказать  следующее: муниципальное образование - система.

     Однако  присущие муниципальным образованиям социальные и экономические процессы позволяют отнести их в ранг социально-экономических  систем. Многие исследователи представляют муниципальное образование как  социально-экономическую систему. Однако, как указывает Э.Б. Алаев, для социально-экономических  явлений все-таки чаще применяется  термин территориальная система.

     2.2 Свойства муниципального  образования как  социально-экономической  системы

     Многие  проблемы управления социально-экономическими процессами, происходящими в муниципальном  образовании, могут и должны решаться с помощью системного подхода, общей теории систем и системного анализа. Овладение системными знаниями и их практическое применение в муниципальном управлении составляет основу научного подхода к принятию решений на муниципальном уровне. Они составляют фундамент современной методологии изучения и управления сверхсложными объектами, которыми являются муниципальные образования.

     Результаты  анализа функций, выполняемых каждым элементом системы, описанные связи, возникающие в социально-экономической  системе муниципального образования  между ее отдельными компонентами, и виды данных связей представлены в приложении.

     Система (греч. – «составленное из частей», «соединение», от «соединяю, составляю») – объективное единство закономерно связанных друг с другом предметов, явлений, а также знаний о природе и обществе. В системе действуют другие законы, нежели в окружающей среде, законы, определяющие ее функционирование. Задача заключается в том, чтобы установить совокупность элементов, которые подчиняются этим законам.

     Системный подход – это общенаучная концепция, реализующая системность в принципах  и методах решения сложных  проблем муниципального управления. Подход к решению проблем муниципального управления – это способ обоснования методологии решения, он является первым шагом к решению существующих проблем. При системном подходе сложная задача не разделяется на части, а напротив, сознательно расширяется и усложняется, пока не будут учтены все существенные взаимосвязи.

     Общая теория систем (по Л. фон Берталанфи) – фундаментальная наука, охватывающая всю совокупность проблем, связанных с исследованием и конструированием систем. Она формирует методологические основания как системного подхода в целом, так и теоретическую базу системного анализа муниципального образования и управления.

     Системный анализ – это взаимосвязанное  и комплексное рассмотрение всех вопросов, относящихся не только к  организации, функционированию и ликвидации муниципальных образований, но и  к методам руководства всеми  этими этапами с учетом правовых, экономических, природно-географических, политических и других аспектов. Системный анализ нацелен на решение конкретных задач управления муниципальным образованием. Идеи и принципы системного подхода к теории муниципального управления находят в системном анализе свое конкретное, предметное выражение. Применительно к исследованию проблем принятия решений в муниципальном управлении задачи системного анализа состоят в разработке методов содержательного и формального системного описания объектов управления, выявлении закономерностей их функционирования и развития, построении системной теории и практических методов управления этими объектами. Это означает, что системный анализ должен реализовывать основные функции теории муниципального управления как науки – описательную (что это?), объяснительную (как действует?) и предсказательную (как и куда развивается?).

Информация о работе Муниципальное образование как социально-экономическая система