Муниципальное образование как социально-экономическая система

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 21:34, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования – рассмотреть муниципальное образование как социально-экономическую систему на примере города Оренбурга, структуру города как системы.
Исходя из поставленной цели, ставим перед собой следующие задачи:
- рассмотреть муниципальное образование как социально – экономическую систему;
- исследовать свойства муниципального образования как социально-экономической системы;

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………..2
1.Муниципальное образование как объект управления………………………5
1.1.Структура органов местного самоуправления……………………………….5
1.2.Понятие, виды, группы, признаки, типы муниципальных образований............................................................................................................12
2. Муниципальное образование как социально – экономическая система…………………………………………………………………………………….17
2.1. Аспекты системного подхода к исследованию муниципальных образований……………………………………………………………………………….17
2.2. Свойства муниципального образования как социально-экономической системы……………………………………………………………………………………23
3. Исследование муниципального образования как социально-экономической системы……………………………………………………………..35
3.1. Город Оренбург как ресурс социально-экономического развития Оренбургской области и Южного Урала…………………………………………..35
3.2. Анализ социально-экономического развития муниципального образования г. Оренбург за 2009-2011г……………………………………………...37
Заключение………………………………………………………………………………...43
Список использованной литературы………………………………………………..46
Приложение……………………………………………………………………………….48

Работа содержит 1 файл

курсач 1. 1. Муниципальное образование как социально-экономическая система..docx

— 76.19 Кб (Скачать)

     Социально-экономическая  система (СЭС) – это любое социально-экономическое  образование, в нашем случае муниципальное, обладающее определенной свободой выбора формы деятельности и представляющее собой единую организационную структуру, элементы которой взаимосвязаны  и совместно функционируют для  достижения общей цели. Социально-экономические системы относятся к классу искусственных, организационных систем, т.е. организаций, созданных и управляемых людьми, где люди составляют главный и определяющий компонент. Любой уровень и любой элемент социально-экономической организации местного сообщества, от муниципального образования в целом, до отдельной социально-экономической единицы, например, микрорайона или муниципального предприятия все они являются социально-экономическими системами (СЭС).

     Муниципальные образования можно отнести к  динамичным системам – они являются постоянно изменяющимися системами. Всякие изменения, происходящие в них, называются процессом. Они являются вероятностными системами – их функционирование может быть предсказано с определенной степенью вероятности на основе изучения их прошлого.

     Ключевым  понятием теории систем и определяющим свойством любой системы является ее целостность. Первичность целого – основной постулат теории систем. В целостной системе - муниципальном образовании, отдельные его части - транспорт, связь, ЖКХ функционируют совместно, составляя в совокупности процесс функционирования системы - муниципального образования как целого. Каждый элемент муниципального образования может рассматриваться только в его связи с другими его элементами. Но в свою очередь, функционирование муниципального образования не может быть сведено к функционированию отдельных его элементов. Совместное функционирование разнородных взаимосвязанных элементов муниципального образования порождает новое его функциональное свойство, не имеющее похожего в свойствах составляющих его элементов. Это означает, что свойство муниципального образования не сводится к сумме свойств составляющих его элементов и вывода свойств целостной системы из свойств элементов - неаддитивность. Это имеет принципиальное значение для понимания природы муниципального образования не только как муниципального хозяйства, но и как территориального сообщества и даже - территориальной корпорации. Всем социально – экономическим образованиям свойственна целостность. Местное сообщество и все его составляющие элементы представляют собой единство многообразия форм, направлений деятельности, организационных структур и т.п. в материальной и духовной жизни (властные структуры, бизнес и общественные организации). Все эти составляющие элементы существуют, поскольку существует само сообщество как целое. В понимании целостности муниципального образования важным моментом является характер его отношений с другими системами (государство, субъект федерации), составляющими в совокупности окружающую среду, частью которой является и само муниципальное образование. Муниципальное образование является относительно независимым от окружающей среды, откуда следует, что оно реагирует на воздействие окружающей среды и развивается (советы муниципалитеты), но при этом сохраняет качественную определенность и свойство (как местное самоуправление), отличающее его от других систем (государственного и регионального управления).

     Специфика системного исследования муниципального образования связана не усложнением  методов анализа, а с выдвижением  нового подхода и направления, которые  выражаются в стремлении построить  его целостную картину следующим  образом. Во-первых, при исследовании муниципального образования как  системы, описание его подсистем  и элементов не носит самодовлеющего характера, поскольку подсистема или  элемент описываются не сами по себе, а с учетом их места в муниципальном  образовании. Во-вторых, исследование муниципального образования оказываются, как правило, неотделимы от исследования условий его функционирования. В-третьих, источник преобразований муниципального образования или его функций  находится в самом муниципальном  образовании, т.к. оно является не просто системой, а самоорганизующейся системой.

     Важнейшей характеристикой муниципального образования, как целостной системы является его структура. Под структурой понимается совокупность элементов и связей, определяющих внутреннее строение и организацию муниципального образования как целостной системы (микрорайоны и районы в городе, структура местной власти). При таком рассматривании муниципального образования структура выступает, как способ описания его организации. Структуризация определяется внутренними свойствами муниципального образования, исходя из его параметров, и отражает реальную организацию в определенном виде и с необходимой степенью подробности. Структура динамична по своей природе, ее эволюция во времени и пространстве отражает процесс развития подсистем муниципального образования (приватизация, муниципализация, поглощение малых поселений).

     С точки зрения системного анализа, можно  рассматривать различные элементы муниципального образования и их связи. Здесь открывается возможности  поиска всевозможных внутренних отношений  частей и целого в соответствии с  теми или иными заданными условиями  исследований. Отсюда возникают множественность  системного подхода, возможность рассмотрения муниципального образования в качестве различного набора систем. Структура невозможна вне системы, равно как и система в своей основе всегда структурна. Но нельзя отождествлять понятия система и структура. Если под структурой понимается совокупность взаимосвязанных элементов, качественная природа которых не учитывается, и главное внимание направлено на их связи, то под системой - объект в целом со всеми присущими ему внутренними и внешними связями и качествами.

     С понятием структуры тесно связано  понятие элемент. Можно утверждать, что в общем случае элемент не может быть описан вне его функциональных характеристик: с точки зрения системы важно в первую очередь не то, каков состав элемента, а то, что делается, чему служит элемент в структуре целого. В системе, представляющей органическое целое, элемент и определяется, прежде всего, по его функции как минимальная единица, способная к относительно самостоятельному осуществлению определенных функций. Под элементом понимается наименьшее звено в структуре муниципального образования, внутреннее строение которого не рассматривается на выбранном уровне анализа. В соответствии со свойством иерархичности любой элемент сам является системой, но на выбранном уровне анализа он характеризуется только своим целостным свойством (структурные подразделения органов муниципального управления, муниципальные предприятия и т.п. – их структура и функции, цели и задачи).

     Связующим структуры и элемента является понятие  связь. Выявление связей позволяет познавать предметы не непосредственно, а косвенно, через другие предметы, находящиеся с ними в той или иной связи. Связи бывают различные: взаимодействия (координации), свойства, объектов, строения, функционирования и управления. Особый вид связей взаимодействия составляют связи между отдельными людьми (к примеру, муниципальными служащими), а также между отдельными коллективами (муниципальных и коммерческих предприятий и организаций) и социальными системами в муниципальном образовании. К ним можно отнести властные, финансовые, информационные, организационные и другие связи. Любой закон природы и общества – это есть внутренняя, устойчивая, существенная связь и взаимная обусловленность явлений. Нет связи – нет закона или закономерности!

     Важным  свойством муниципального образования  является бесконечность, т.е. невозможность его полного описания конечным числом всех качественных и количественных параметров. Муниципальное образование, может быть представлено бесконечным числом структурных и функциональных элементов и подсистем, отражающих политические и экономические, научно-производственные, социально-культурные, экологические и демографические стороны жизни сообщества, его институтов и отдельных организаций.

     Из  свойства бесконечности описания муниципального образования следует его иерархичность, которая означает, что каждый его элемент в свою очередь может рассматриваться, как целостная система (население, природно-географическая среда, градообразующая база и жизнеобеспечивающая система), элементы которой также могут быть представлены, как системы (жизнеобеспечивающая: ЖКХ, образование, здравоохранение и т.д.), а с другой стороны, любая система лишь компонент системы высшего уровня (муниципальное управление составная часть управления регионом).

     Целостность, структура, элемент, связь, бесконечность  и иерархичность являются системообразующими понятиями общей теории систем и являются основой системного представления субъектов и объектов муниципального управления.

     Системообразующие свойства муниципального образования  должны быть дополнены специфическими свойствами организационных систем, к которым оно принадлежит.

     Муниципальному  образованию, какорганизационной системе  свойственна непрерывность функционирования. Оно существует, пока функционирует. Социально-экономические, как и другие процессы непрерывны и не могут быть остановлены, иначе муниципальное образование прекратит свое существование (исчезновение населенных пунктов, преобразование муниципальных образований). Все процессы в муниципальном образовании, как в живом организме, взаимообусловлены. Функционирование частей определяют характер функционирования целого, и наоборот. Функционирование муниципального образования связано с его непрерывным изменением. Жизнедеятельность муниципального образования представляет собой постоянное развитие, которое отражается в непрерывной функциональной и структурной перестройке системы муниципального управления, его подсистем и отдельных элементов.

     Эволюция  муниципального образования определяется одним из важнейших свойств социальных систем – способностью к саморазвитию. Внутренним источником саморазвития является непрерывный процесс возникновения и разрешения противоречий (доходы - расходы, представительная - исполнительная власти, выборы и др.). Противоречия, как движущая сила развития сообщества, возникают из многообразия потребностей и интересов населения, многообразия культур, форм и видов собственности и других сфер муниципального образования. Развитие связано с усложнением системы муниципального управления, т.е. с увеличением ее внутреннего многообразия (муниципальный менеджмент, ТОС и другие направления).

     Искусственное ограничение многообразия ведет  к застою в развитии и, в конечном счете, к деградации муниципальной  системы (однопартийная система, автократия). Для каждого этапа развития муниципального образования существует свой уровень  необходимого многообразия, который  обеспечивает дальнейшее его развитие. Многообразие в сообществе определяется уровнем свободы людей в политической, экономической, социальной, культурной и других сферах муниципального образования. Многообразие – это главный закон общественного развития, и политики должны его учитывать как абсолютный принцип деятельности на любом уровне управления обществом (федеральном, региональном и муниципальном).

     Муниципальному  образованию свойственна целенаправленность, это означает, что оно обязательно должно иметь цели своего развития и двигаться в направлении этих целей. Сознательная организация целенаправленного функционирования муниципального образования и его элементов называется управляемостью. С помощью управления и самоуправления сообщество определенным образом организует свое внутреннее многообразие, создавая, политические, экономические, социальные, культурные и другие общественные структуры и направляет их деятельность в соответствии с определенными целями своего развития. В процессе жизнедеятельности муниципальное образование с помощью целенаправленного управления разрешает постоянно возникающие противоречия и реагирует на изменения внутренних и внешних условий. В соответствии с изменяющимися условиями оно меняет свою структуру, корректирует цели развития и содержание деятельности подсистем и элементов, т.е. происходит целенаправленная самоорганизация муниципального образования, которая на практике реализует его способность к саморазвитию. Чем адекватней и быстрее муниципальное образование реагирует на изменения внутренних и внешних условий, т.е. чем выше ее адаптивные свойства, тем совершеннее механизм самоорганизации и, следовательно, выше эффективность управления.

     Одной из основных функций самоорганизации  муниципального образования является сохранение в процессе эволюции его  качественной определенности. Способность  к сохранению качественной определенности при изменении структуры муниципального образования и функций его  элементов называется устойчивостью. Устойчивость муниципального образования связана с его стремлением к состоянию равновесия, которое предполагает такое функционирование элементов, при котором обеспечивается наивысшая эффективность деятельности местной администрации, соответствующая целям развития. Муниципальное образование, как устойчивая система постоянно находится в состоянии динамического равновесия, оно непрерывно колеблется относительно положения равновесия, что является не только ее специфическим свойством, но и условием непрерывного возникновения противоречий как движущих сил эволюции. Например, противоречия между доходами и расходами бюджета определяет тенденции эволюции муниципального образования в целом и отдельных сфер жизнедеятельности населения.

     Устойчивость  муниципального образования обеспечивается такими элементами самоорганизации, как  дифференциация и лабильность. Дифференциация – это стремление муниципального образования к структурному и функциональному разнообразию элементов, которые обеспечивают не только условия возникновения и разрешения противоречий, но и определяют его способность быстро приспосабливаться к меняющимся условиям. Помимо существующих муниципальных организаций и предприятий часть муниципальных функций могут выполнять как коммерческие структуры, так и общественные организации. Больше многообразия – выше устойчивость, и наоборот. Лабильность означает подвижность функций элементов структуры при сохранении устойчивости системы в целом. В зависимости от политической и экономической ситуации меняется устав муниципального образования с перераспределением полномочий и функций трех основных элементов муниципальной власти - представительного и исполнительного органов, и главного должностного лица.

Информация о работе Муниципальное образование как социально-экономическая система