Муниципальное образование как социально-экономическая система

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 21:34, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования – рассмотреть муниципальное образование как социально-экономическую систему на примере города Оренбурга, структуру города как системы.
Исходя из поставленной цели, ставим перед собой следующие задачи:
- рассмотреть муниципальное образование как социально – экономическую систему;
- исследовать свойства муниципального образования как социально-экономической системы;

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………..2
1.Муниципальное образование как объект управления………………………5
1.1.Структура органов местного самоуправления……………………………….5
1.2.Понятие, виды, группы, признаки, типы муниципальных образований............................................................................................................12
2. Муниципальное образование как социально – экономическая система…………………………………………………………………………………….17
2.1. Аспекты системного подхода к исследованию муниципальных образований……………………………………………………………………………….17
2.2. Свойства муниципального образования как социально-экономической системы……………………………………………………………………………………23
3. Исследование муниципального образования как социально-экономической системы……………………………………………………………..35
3.1. Город Оренбург как ресурс социально-экономического развития Оренбургской области и Южного Урала…………………………………………..35
3.2. Анализ социально-экономического развития муниципального образования г. Оренбург за 2009-2011г……………………………………………...37
Заключение………………………………………………………………………………...43
Список использованной литературы………………………………………………..46
Приложение……………………………………………………………………………….48

Работа содержит 1 файл

курсач 1. 1. Муниципальное образование как социально-экономическая система..docx

— 76.19 Кб (Скачать)

     Дифференциация  и лабильность в сочетании  с иерархической структурой управления образует механизм адаптивности муниципального образования, определяющий его развитие и устойчивость. Управление муниципальным образованием всегда происходит в условиях неопределенности, которая определяется двумя главными его свойствами. Первое - это принципиальная неопределенность развития муниципального образования, заложенная в его природе, вследствие частой смены администрации и других факторов.

     Конкретный  путь эволюции муниципального образования  относителен. Можно прогнозировать только общее направление развития, содержащее различные траектории. Эта  неопределенность всегда присутствует при принятии решений в местных  органах. Вторым свойством является неполная наблюдаемость процессов функционирования муниципального образования. Многие политические, социальные, экономические и другие процессы вообще не поддаются прямому наблюдению и о них можно судить только косвенно, по некоторым конечным результатам. Большинство процессов не имеют количественной меры и определяются только качественными категориями (влияние отдельных лиц, с учетом их рейтинга, на процессы в муниципальном образовании). Дискретно наблюдаемой является также часть социально-экономических процессов, хотя существует их количественная характеристика, например статистика, но она не дает полного представления о происходящих явлениях, да и к тому же, дает запаздывающую информацию о происходящих процессах. Неопределенность развития муниципального образования и неполная наблюдаемость происходящих в нем процессов составляют основные проблемы информационного обеспечения принятия решений в местных органах и, да и не только в них.

     СЭС, как сложные системы классифицируют по степени их взаимодействия с внешней  средой, т.е. с более широкой системой. Изолированные системы не имеют  связи с внешней средой. Закрытые системы испытывают влияние внешней  среды, но обратного влияния не оказывают (как СССР с его железным занавесом). Открытые системы взаимодействуют  с внешней средой, обмениваясь  веществом, энергией и информацией.

     Все муниципальные образования являются открытыми системами.

     Муниципальное образование может быть разделено  на несколько частей, которые можно  рассматривать как самостоятельные  структуры (к примеру, микрорайоны  и районы в городе). Оно обычно носит функциональный характер (промышленный, спальный и т.д.). Части системы, внутреннее строение которых рассматривается  на выбранном уровне анализа, называются подсистемами (ЖКХ, образования, здравоохранения  и др.).

     Описание  муниципального образования производится с помощью его качественных и  количественных характеристик, именуемых  параметрами. Параметры составляют основу описания процесса функционирования муниципального образования.

     К важным понятиям системного анализа  относится понятие состояние муниципального образования, под которым понимается совокупность значений параметров его описания, зафиксированное на какой-либо момент времени. Функционирование муниципального образования – это целенаправленное изменение его состояния во времени и пространстве.

     Состояние муниципального образования обычно определяется в соответствии с выбранным  критерием управления. Критерий - это некоторая функция от состояния муниципального образования, отражающая цели его функционирования в определенный отрезок времени. Использование в практике и теории муниципального управления понятия критерий весьма конструктивно и полезно. Он позволяет ранжировать муниципальные образования в субъекте федерации и объективно подойти к оценке деятельности главы муниципального образования.

     Глава муниципального образования является координирующим элементом системы муниципального управления, согласовывающим действия нижестоящих звеньев.

     Структурные подразделения администрации являются управляющими элементами и образуют низший уровень муниципального управления, непосредственно взаимодействующий с исполнительными элементами.

     Муниципальные унитарные предприятия (организации) являются исполнительными элементами системы муниципального управления, которые выполняет определенные функции, например, производят конкретную услугу или продукт. Совокупное и целенаправленное действие исполнительных элементов муниципального образования составляет процесс его функционирования. 
 

 

     3. Исследование муниципального  образования как  социально-экономической  системы

     3.1 Город Оренбург  как ресурс социально-экономического  развития Оренбургской  области и Южного  Урала

     Город Оренбург - крупный индустриальный, финансовый и культурный центр Оренбургской области и Южного Урала. Это столица вполне самодостаточного региона (Оренбургской области), находящегося в пятерке основных производителей сельскохозяйственной продукции всей России, соединяющего в себе европейскую и азиатскую части необъятной страны, открывающего выход на рынки наших юго-восточных соседей.

     Оренбург  имеет выгодное географическое положение, развитую логистическую инфраструктуру: международный аэропорт, узловая  железнодорожная станция, таможенные терминалы и склады. Через него проходят многочисленные автомобильные  дороги федерального и международного значения.

     Сегодняшний Оренбург крупный индустриальный центр  всего Южного Урала. Здесь развитая многоотраслевая экономика со специализацией в отраслях машиностроения и стройиндустрии, электротехнической и нефтехимической, газодобывающей и газоперерабатывающей, пищевой и легкой отраслях промышленности.

     Основу  экономического потенциала города составляют более 15 тысяч предприятия промышленности и организаций, субъектов малого бизнеса. Объемы произведенной и  отгруженной продукции составляют около 70 млрд. рублей, а это почти 30% общего объема промышленной продукции  всей Оренбургской области. Продукцию  с оренбургской маркой можно встретить  во многих странах мира: оренбургский пуховый платок, гидравлические прессы и поперечно-строгальные станки, тракторные, комбайновые и автомобильные  радиаторы, буровое оборудование, электроаппаратура  и мн.др.

     Наличие высококвалифицированного кадрового  и научного потенциала позволяет говорить об Оренбурге, как о городе с наукоемким и инновационным производством в машиностроении, металлообработке, электротехнической промышленности, газовой и энергетической отраслях.

     В последние годы в городе наметилась позитивная тенденция практически  во всех отраслях экономики. Город набирает солидные темпы роста в социально-экономическом  развитии, занимая по большинству  показателей одно из ведущих мест среди городов Южного Урала и  Приволжского федерального округа (1 место  – по добыче полезных ископаемых и  производству электроэнергии, газа и  воды на душу населения, наличию задолженности  по заработной плате работникам предприятий  и организаций, 2 место – по уровню рождаемости, вводу жилья на душу населения и др.).

     Вопросы социально-экономического развития, и  в частности, привлечения внешних  и внутренних инвестиций в экономику  города реализуются через «Концепцию промышленной, инвестиционной и инновационной  политики города Оренбурга до 2011 года» и «Основные направления социально-экономического развития города Оренбурга на 2008-2011 годы».

     Инвестиционная  политика направлена на объединение  усилий всех участников инвестиционного  процесса: предприятий, банков, страховых  и лизинговых компаний, инвестиционных фондов и других структур.

     Хорошо  развитая транспортная и энергетическая инфраструктура, солидный научный и  кадровый потенциал делают город  привлекательным для инвестиций.

     Создание  благоприятных условий для бизнеса  позволило привлечь частный капитал  в городскую инфраструктуру и  помогло реализовать многие городские  целевые программы по благоустройству, развитию и ремонту объектов ЖКХ.

     В четвертый раз подряд Оренбург был  признан «Лучшим муниципальным  образованием Оренбургской области» по итогам областного конкурса «Лидер экономики» в социально-экономическом развитии территории.

     Значительный  инновационный потенциал города открывает большие возможности  для создания уникальных и высоко конкурентных научно-производственных комплексов. В развитие экономики  и социальной сферы город ежегодно готов принять и освоить более 200 миллионов долларов инвестиций на приобретение и монтаж новой производственной техники, оборудования и транспорта, обеспечивающих эффективность материального  производства, на строительство жилья, зданий и сооружений, на развитие современной  инфраструктуры.

     Кроме того, Оренбург может стать туристическим  центром, прекрасной здравницей, и даже зимним курортом для наших соседей  и зарубежных гостей, богатые и  разнообразные природные особенности (сочетание степей, гор и лесов) этому способствуют. 

     3.2 Анализ социально-экономического  развития муниципального образования города Оренбург за 2009-2011гг

     В 2009г экономический анализ показывает позитивную динамику основных показателей. Социально-экономическая ситуация в областном центре по итогам 2009 года охарактеризовалась сохранением достаточно высоких темпов роста. По 10 экономическим показателям из 15 Оренбург занимает 1 - 5 места среди городов Приволжского федерального округа (в том числе: добыча полезных ископаемых, производство и распределение электроэнергии, газа и воды на душу населения - I место).

     Отмечается  стабильно высокая занятость  населения. Активно развивается  предпринимательство. 8400 предприятий, представляющих малый бизнес, оказывают  неоценимую помощь городу в решении  социальных общегородских вопросов. Доля поступлений в бюджет города от предприятий малого бизнеса составляет 38%. В свою очередь местные власти оказывают малому бизнесу всестороннюю поддержку: выработаны и успешно применяются меры финансовой поддержки предпринимательства, создан Фонд поддержки малого бизнеса.

     Отмечаются  позитивные процессы в аграрном секторе. Второй год работают субботние ярмарки  сельхозтоваропроизводителей; три  сельхозпредприятия обеспечивают бюджетные  учреждения овощами и картофелем по муниципальному заказу. Большая  финансовая поддержка из бюджетов всех уровней идет на осуществление приоритетных национальных проектов. На реализацию национального проекта «АПК»  выделено 22 млн. рублей, проекта «Образование» - 138 млн. рублей.

     2010 год для Оренбурга был стабильным и успешным. Построены сотни тысяч метров жилья, современные спорткомплексы, детский сад, были приобретены троллейбусы, автобусы, современное оборудование для школ, больниц.

     Динамика  развития промышленного производства в течение 2010 года в целом оставалась положительной по всем видам экономической деятельности, несмотря на проявление негативных тенденций, связанных с мировым финансовым кризисом, затронувшим все сферы деятельности в конце года. Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг по фактическим видам деятельности, составил: добыча полезных ископаемых – 14,0 млрд. рублей или 128,1% к уровню 2009 года; обрабатывающие производства – 28,3 млрд. рублей (125,6%); производство и распределение электроэнергии, газа и воды – 36,5 млрд. рублей (107,1%).

     Объём инвестиций в основной капитал по всем источникам финансирования за 2010 год по оценке составит 24,6 млрд. руб., с ростом на 7,9% к 2009 году.

     Изменение общего объёма произошло за счёт снижения собственных средств предприятий, направленных в инвестиции, и за счёт ограничения в получении  кредитов.

     В 2010 году значительно улучшились показатели работы сельхозпредприятий. На более высоком технологическом уровне проведены весенне-полевые работы, соблюден весь комплекс агротехнических мероприятий, что повлияло на результаты – валовой сбор зерновых культур составил свыше 57 тыс. тонн зерна, что выше уровня 2009 года на 38,6%; урожайность более 16,1 ц/га – наивысшая за последние 3 года. На существенный урожай зерновых культур в 2010 году повлияло несколько факторов: высокая цена на зерно в прошлом году, что позволило привлечь дополнительные инвестиции в сельское хозяйство и активизировать бизнес в агропромышленном комплексе, а также использование средств химизации (удобрения внесены на площади 2,6 тыс. га, средства защиты растений применены на площади 36,7 тыс. га).

     Получены  хорошие результаты в отрасли  овощеводства.

Информация о работе Муниципальное образование как социально-экономическая система