Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 11:13, реферат
Изучение социальных явлений  и процессов проводится по всему  миру. Только с помощью исследований и создания системы управления возможно обеспечить удовлетворение социальных потребностей общества. Именно четкая стратегия управления социальной сферой и социальными процессами обеспечивает решение экономических и социальных задач развития общества.
    Социальная сфера воспроизводит  и развивает главное богатство  муниципального образования – его  человеческий потенциал, человеческий капитал. Содержание и развитие социальной инфраструктуры муниципального образования  поглощает значительную долю средств  местных бюджетов. В отраслях социальной сферы работают основная часть так  называемых бюджетников, то есть работников, получающих заработную плату из бюджетных  средств. Поэтому одной из главных  задач органов местного самоуправления является формирование и реализация муниципальной социальной политики.
Введение 3
1 Основы муниципального  управления социальной сферой 5
1.1 Понятие  и сущность муниципального управления  социальной сферой 5
1.2 Формы и  методы муниципального управления  в социальной сфере 6
1.3. Основные  направления муниципальной политики  в социальной сфере 9
2 Общая характеристика  состояния муниципальной политики  в социальной сфере 11
Контрольные вопросы 27
Тестовые  задания 29
3 Эффективность  организационно-технического уровня  системы муниципального управления 31
Заключение 34
Список используемой литературы 36
К основным направлениям муниципальной социальной политики, фактически реализуемым органами местного самоуправления, относятся:
- содействие занятости 
населения и обеспечению 
- содействие обеспечению 
граждан жильем через создание 
условий для жилищного 
- участие в обеспечении 
социальной поддержки 
- организация муниципальной 
системы здравоохранения, 
- организация предоставления 
образовательных услуг, 
- создание условий для 
деятельности учреждений 
- создание условий для 
развития физической культуры 
и спорта в муниципальном 
- реализация муниципальной молодежной политики.
Разработка конкретной системы 
мероприятий в рамах 
 
Занятость и трудовые отношения.
Занятость – это совокупность экономических и социальных отношений, связанных с обеспечением трудоспособных граждан рабочими местами и их участием в хозяйственной деятельности. Проблема занятости населения является одной из важнейших для муниципального образования. В поселениях, находящихся в стадии стагнации и упадка, безработица – главная социальная проблема. Кроме собственно занятости как наличия рабочего места, у этой проблемы есть еще два аспекта. Это, во-первых, уровень и регулярность выплаты заработной платы, определяющие уровень материального благосостояния населения и объемы налоговых поступлений в местные бюджеты, и, во-вторых, условия труда, которые могут оказывать неблагоприятное воздействие на состояние здоровья и продолжительность жизни человека.
Сложность муниципального регулирования вопросов занятости состоит в том, что основное правовое регулирование этих вопросов относится к сфере федерального и регионального законодательства и реализуется через территориальные структуры Федеральной службы по труду и занятости. Большая часть трудоспособного населения, проживающего на территории муниципального образования, работает на предприятиях и организациях немуниципальных форм собственности. Возможности влияния органов местного самоуправления на рынок труда, на отношения между работниками и работодателями весьма ограничены. Типичный пример – так называемая маятниковая трудовая миграция, когда гражданин постоянно проживает на территории одного поселения, а работает (и платит налоги) на территории другого [1].
К основным элементам регулирования рынка труда на территории муниципального образования относятся:
- биржа труда (
- частные посреднические 
фирмы (специализированные 
Жилищный вопрос.
Потребность в жилье входит в число первичных потребностей человека, а жилищная проблема относится к одной из основных социальных проблем. Отсутствие жилья и плохие жилищные условия – одна из главных причин снижения рождаемости, семейных конфликтов, детской беспризорности.
Потребность человека в жилье зависит от многих факторов и в принципе безгранична. Поэтому суть жилищной проблемы заключается в дефиците жилья, рассчитанном исходя из определенных нормативов, стандартов жилищной обеспеченности. Всего выделяют четыре ступени дефицита.
Первая – абсолютный дефицит, когда количество жилых ячеек меньше числа домохозяйств.
Вторая – структурный 
дефицит, означающий несоответствие структуры 
жилищного фонда структуре 
Третья - неудовлетворенность качественными характеристиками жилья (площадь кухни и коридора, наличие центрального отопления, горячего водоснабжения, раздельный санузел, балкон и т.д.).
Четвертая – потребность в престижном жилье повышенного качества.
Под жилищной политикой понимается целенаправленная деятельность органов государственной власти и местного самоуправления по удовлетворению потребности граждан в жилище.
Главной задачей жилищной политики является повышение уровня обеспеченности граждан собственным жильем на основе формирования рынка доступного жилья. Формирование рынка доступного жилья в России осложняется наличием ряда проблем, таких как:
В условиях рыночной экономики 
жилье неизбежно приобретает 
рыночную стоимость и цену, в силу 
чего на территории муниципального образования 
формируется рынок жилья. Местный 
рынок жилья представляет собой 
систему экономических 
Принято разделять первичный и вторичный рынки жилья. Под первичным рынком понимается рынок нового жилья, вводимого в эксплуатацию. Под вторичным рынком понимается рынок жилья, освобождающегося по разным причинам.
В условиях сокращения объемов 
нового жилищного строительства, снижения 
численности населения в России 
в целом и во многих муниципальных 
образованиях и при наличии активных 
миграционных процессов роль вторичного 
рынка жилья возрастает. Основная 
часть жилья приобретается 
Охрана здоровья населения.
Состояние здоровья населения в современной России характеризуется низким уровнем рождаемости и высоким уровнем смертности (10,5 случая на 1 тыс. населения), высоким уровнем общей смертности (16 случаев на 1 тыс.населения), особенно среди мужчин трудоспособного возраста. Показатели здоровья отрицательно сказываются на продолжительности жизни, которая в 2005г. составила 65,6 года, в том числе у мужчин 59 лет, у женщин – 72 года.
В отечественной системе здравоохранения, и в том числе, конечно, муниципальной, накоплено огромное количество проблем, основными из которых являются: недостаточная укомплектованность поликлиник и больниц врачами; износ медицинского оборудования; слабая оснащенность медицинских учреждений диагностическим оборудованием; скудное финансирование (особенно дорогостоящих видов медицинской помощи); низкая заработная плата медицинского персонала и пр.
Одной из самых сложных проблем муниципального здравоохранения, как уже было сказано выше, является его финансирование, которое носит многоканальный характер (рисунок 2).
Рисунок 2 – Источники финансирования муниципального здравоохранения
За счет бюджетных средств финансируются профилактические мероприятия, обеспечиваются санитарно-эпидемиологическое благополучие на территории муниципального образования, детское здравоохранение, лечение отдельных заболеваний (туберкулез, психические заболевания) и т.п.
Система обязательного медицинского 
страхования состоит в 
Остальные медицинские услуги оказываются на платной основе, причем органы местного самоуправления утверждают цены и тарифы на услуги, оказываемые муниципальными лечебно-профилактическими учреждениями.
Муниципальные органы управления здравоохранением осуществляют свою деятельность в соответствии с планами, сформированными с учетом региональных планов развития здравоохранения, анализа состояния здоровья населения муниципального образования, имеющихся местных ресурсов отраслевой системы [6].
Рисунок 3 – Система здравоохранения на территории муниципального образования
Муниципальная система здравоохранения 
включает в себя находящиеся в 
муниципальной собственности 
Социальная поддержка отдельных групп населения.
Социальная защита представляет 
собой систему законодательных, 
экономических, социальных и иных гарантий, 
обеспечивающую всем трудоспособным гражданам 
равные права и условия для 
труда, а нетрудоспособным (социально 
уязвимым) слоям — преимущества 
в пользовании общественными 
фондами потребления, прямую материальную 
и социально-психологическую 
Социальная поддержка — это временные или постоянные меры адресной поддержки отдельных социально уязвимых категорий граждан.
Социальная защита и социальная 
поддержка граждан являются прерогативой 
государства. Федеральный закон 
«Об общих принципах 
Основными формами социальной поддержки отдельных групп населения являются: денежные пособия, помощь в натуральной форме (продукты, одежда), льготы (скидки) при оплате ряда услуг, субсидии (целевые средства для оплаты услуг), компенсации (возмещение некоторых расходов).
Информация о работе Муниципальное управление социальной сферой