Общие принципы организации местного самоуправления и их роль в развитии местного самоуправления РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 09:54, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является выявление роли общих принципов местного самоуправления в деятельности и развитии института местного самоуправления. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
Охарактеризовать конституционную модель местного самоуправления в России;
Раскрыть принципы местного самоуправления;
Выявить основные проблемы и пути их решения, связанные с реализацией принципов местного самоуправления.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Конституционная модель местного самоуправления в России и его роль в формировании демократического государства и гражданского общества…………………………………………………………………………..5
Глава 2. Понятие и общие принципы организации местного самоуправления….................................................................................................10
2.1 Самостоятельность решения населением вопросов местного значения. Соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям………………………………………… …10
2. 2. Организационное обособление местного самоуправления, его органов в системе управления государством и взаимодействие с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций…………12
2.3. Сочетание представительной демократии с формами прямого волеизъявления граждан………………………………………………………13
2.4. Многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления………………………………………………………………….14
2.5. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления…………………………………………………………………16
2.6. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина. Законность в осуществлении местного самоуправления………………………………….....20
2.7. Гласность местного самоуправления……………………………...………22
2.8. Государственная гарантия местного самоуправления…………………...25
Заключение………………………………………………………………………30
Список используемой литературы……………………………………...………32

Работа содержит 1 файл

курсач.docx

— 68.50 Кб (Скачать)

Особое значение для обеспечения  населения информацией, с помощью  которой осуществляется общественный контроль над деятельностью органов местного самоуправления имеет законодательное требование о гласности бюджетной деятельности муниципального образования.11

Принцип гласности играет основную роль в обеспечении местного самоуправления. В законодательстве и муниципальных правовых актах закрепляются различные механизмы обеспечения этого принципа и способы получения жителями муниципального образования информации о деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления. О каком местном самоуправлении могла бы идти речь, если бы органы власти и должностные лица скрывали от населения результаты своей деятельности и не прислушивались бы к его мнению? Посредством «принципа гласности» население может в полной мере осуществлять свое право на местное самоуправление.

2.8 Государственная гарантированность местного самоуправления

К гарантиям, обеспечивающим организационную самостоятельность  местного самоуправления, относятся  закрепляемые законодательством организационные  основы местного самоуправления, принципы определения компетенции определения  их компетенции.12

Стабильность конституционного статуса  местного самоуправления закрепляется ст.3 и ст.12 Конституции РФ, которые  признают местное самоуправление как  одну из основ конституционного строя. Федеральный закон 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» развивает конституционные положения, закрепляя гарантии организационной самостоятельности местного самоуправления и вместе с тем устанавливая основы взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти.

К основным гарантиям местного самоуправления относятся:

  1. гарантия местного самоуправления на самостоятельность в пределах его полномочий. Здесь признается право органов и должностных лиц местного самоуправления принимать (издавать) правовые акты по вопросам своего ведения, обязательность решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов и должностных лиц местного самоуправления, свободу действий органов местного самоуправления по вопросам в пределах своей компетенции, при наличии собственных материальных и финансовых ресурсов, возможность наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями и др.

2) Гарантированность местному самоуправлению организационной самостоятельности.13Имеется ввиду самостоятельность определения населением структуры органов местного самоуправления (ст. 131 Конституции РФ), обособление от государственной власти, которое касается образования органов местного самоуправления, назначения должностных лиц, осуществления местного самоуправления, статуса муниципальных служащих.

3) Важнейшей гарантией самостоятельности местного самоуправления в решении вопросов местного значения выступает закрепляемая законодательством финансово-экономическая основа местного самоуправления. Конституция РФ признает и защищает равным образом муниципальную собственность наряду с частной, государственной и иными формами собственности (ст.8). Европейская хартия местного самоуправления устанавливает (ст. 9), что органы местного самоуправления имеют право, в рамках национальной экономической политики, на обладание достаточными собственными финансовыми ресурсами, которыми они могут свободно распоряжаться при осуществлении своих полномочий.14 Финансовые ресурсы органов местного самоуправления должны быть соразмерны полномочиям, предоставленным им Конституцией или законом.

Важной финансово-экономической  гарантией местного самоуправления является выравнивание бюджетной обеспеченности различных муниципальных образований. Кроме того, Конституция РФ в ст. 133 устанавливает такую гарантию местного самоуправления, как право  на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, а ст. 132 предусматривает материально – финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, которыми они могут наделяться законом.

4) Конституция РФ, федеральные законодательные акты, законодательные и иные правовые акты субъектов Федерации, гарантируя местное самоуправление, устанавливают систему правовых мер, направленных как на защиту нарушенных прав местного самоуправления, так и на предупреждение подобных нарушений.

5) Судебная защита местного самоуправления занимает особое место среди юридических гарантий. «Органы местного самоуправления - как записано в ст. 11 Европейской хартии местного самоуправления, - должны иметь право на судебную защиту для обеспечения свободного осуществления ими своих полномочий и соблюдения закрепленных конституцией и законодательством страны принципов местного самоуправления» Конституция РФ в ст. 133 также закрепляет, что местное самоуправление гарантируется правом на судебную защиту. Гарантией судебной защиты прав местного самоуправления является порядок признания недействительными решений органов и должностных лиц местного самоуправления, предполагающий, в частности, соответствующее решение суда по этому вопросу. Кроме того, именно заключение суда может являться основанием для рассмотрения соответствующим органом государственной власти вопроса о прекращении полномочий представительного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления.

6) Важным средством правовой защиты интересов местного самоуправления, его прав являются обращения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в органы государственной власти и к государственным должностным лицам. Правовая защита местного самоуправления гарантируется деятельностью соответствующих государственных органов, которые в пределах своих полномочий обеспечивают защиту прав местного самоуправления, учет их интересов при осуществлении государственной политики в различных сферах жизни общества.

7) Неотъемлемой гарантией местного  самоуправления является принцип  законности, закрепленный ст.15 Конституции  РФ «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию и законы».

Надзор за соблюдением законодательства о местном самоуправлении, права  населения на местное самоуправление осуществляет Прокуратура РФ. Значительная часть правовых актов по вопросам местного самоуправления принимается органами государственной власти субъектов Федерации, в которых могут содержаться положения, ущемляющие или ограничивающие права местного самоуправления. Поэтому помимо органов прокуратуры, важную функцию в этой сфере выполняет Министерство юстиции РФ. Оно проводит юридическую экспертизу правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов Федерации, в том числе по вопросам местного самоуправления.

Государственные гарантии играют важную роль в осуществлении местного самоуправления, подразумевая под собой  обязанность государства данное осуществление обеспечить, создать необходимые организационно – правовые и финансово – экономические и иные условия для его существования, развития и правовой защиты, не забывая соблюдать грань между поддержкой и вмешательством, дабы не нарушить принцип «самостоятельности местного самоуправления».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, можно сделать  вывод, что основы местного самоуправления призваны обеспечить самостоятельность  деятельности населения по управлению местными делами, независимость и  невмешательство со стороны органов  государственной власти, создать  условия для эффективного решения  вопросов, возникающих, на местном уровне. Развитие местной демократии, местного самоуправления обеспечивает стабильность в обществе, привлечение граждан к решению вопросов их жизнедеятельности. Однако для его успешного осуществления ещё необходима прочная законодательная база по следующим вопросам: финансовая основа, принципы формирования муниципальной собственности, структурирования органов власти, предельно точного установления прав и обязанностей выборных органов местного самоуправления и местной администрации в решении общих вопросов местного значения.

Принципы местного самоуправления, прежде всего, служат обеспечению прав населения на самостоятельное решение  вопросов местного значения, выступая в качестве системы его конституционных  гарантий. Они выступают в качестве критерия оценки действующей системы  местного самоуправления, так как  предопределяют единые основы построения и функционирования муниципальной  власти. Опираясь на общие принципы, можно установить: в какой мере действующая система местного самоуправления соответствует закрепленной законодательно.

Посредством реализации принципов  местного самоуправления создаются  условия для осуществления населением контроля за деятельностью органов местного самоуправления, обеспечения его организационной самостоятельности, устанавливаются основы взаимодействия государственных органов с органами местного самоуправления.15

Практически органы самоуправления и  законодательная база для их функционирования в России есть, но, на мой взгляд, в настоящее время остро стоят проблемы их экономической и политической самостоятельности. Финансовая слабость местного самоуправления, разрыв между возлагаемыми на него обязанностями и ресурсным обеспечением в любом случае вынуждает местное самоуправление зависеть от государственной власти. И если не касаться вопросов коррупции и бездействия на местах и представить у власти людей, которые действительно работают, то можно предположить, как подрывается их авторитет благодаря финансовой необеспеченности, которая не дает выполнять свои обязательства. Исходя из чего, повторюсь - достаточно сложно говорить о самостоятельности и автономности, муниципальных образований, пока местное самоуправление нуждается в значительной финансовой поддержке государства. Поэтому финансовое укрепление имеет огромное политическое, экономическое и социальное значение, является основным условием развития местного самоуправления в России.

Остроту затронутой проблемы понимают и на государственном уровне, поэтому  есть надежда, что в ближайшее  время найдутся способы ее решения. С большей вероятностью со стороны государства этот вопрос, в какой - то степени решиться посредством введения налога на недвижимость, вместо налога на землю и имущество, а так же возможно увеличением числа местных налогов и повышением нормативов отчислений в местные бюджеты от федеральных налогов и сборов и налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами.

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

  1. Европейская Хартия местного самоуправления 15.10.1985 г. http://www.consultant.ru/online/
  2. Конституция РФ 1993 г. Издательство: Проспект 2010 год
  3. Гражданский кодекс РФ Издательство: КноРус 2012 год
  4. Бюджетный кодекс РФ 1998 г.Издательство: Омега – Л 2012 год
  5. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 10.07.2012) «Об общих принципах организации местного самоуправления» http://www.consultant.ru/online/
  6. Федеральный закон от 28.08.1995 №154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» http://www.consultant.ru/online/
  7. Закон РФ «О государственной тайне» от 21 июля 1993г. http://www.consultant.ru/online/
  8. Постатейный комментарий к Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации. А.Г. Бабичев, С.Ю. Наумов. Издательство : Ай Пи Эр Медиа 2011 год
  9. Муниципальное право России: Учебник/С. А. Авакьян. – М.: Проспект, 2009.1.
  10. Муниципальное право РФ: Учебник / В.А. Баранчиков. – М.: Издательство «Экзамен», 2005
  11. Муниципальное право Российской Федерации:  Учебник/  О. Е. Кутафин, В.И.Фадеев. – М.:Проспект,2008
  12. Муниципальное право Российской Федерации / Учебно-практическое пособие/Евразийский открытый институт. — М., 2007
  13. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник / Е.С.Шугрина — М.: Изд-во Проспект, 2007
  14. Особенности конституционно-правовой и муниципально-правовой ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления (Е.С. Шугрина) // Конституционное и муниципальное право, 2005, №5.
  15. Местный бюджет – доходы муниципальных образований (С.В.Нарутто)// Проблемы местного самоуправления 2011, № 46.
  16. Муниципальный форум – стратегия 2020, муниципальный акцент (Е.А.Фролова)//Проблемы местного самоуправления 2011, №52.
  17. Общественное мнение и самоуправление (Герасимов А.В. )// Проблемы местного самоуправления  2012, № 46.

1 . Безобразов В.П. Государство и общество. Управление и самоуправление и судебная власть. СПб., 1882.

2 Муниципальное право Российской Федерации:  Учебник/  О. Е. Кутафин, В.И.Фадеев. – М.:Проспект,2008. –С.98

3 С. В. Нарутто : Местный бюджет  - Доходы муниципальных образований; Проблемы местного самоуправления №46, 2011. – С.32

4 Муниципальное право России: Учебник/С. А. Авакьян. – М.: Проспект, 2009. – С.110

5 Муниципальное право Российской Федерации:  Учебник/  О. Е. Кутафин, В.И.Фадеев. – М.:Проспект,2008. –С. 107

6 Муниципальное право России: Учебник/С. А. Авакьян. – М.: Проспект, 2009. – С. 108

7См.: Муниципальное право Российской Федерации:  Учебник/  О. Е. Кутафин, В.И.Фадеев. – М.:Проспект,2008. –С. 113

8 См. там же - С.114

9Муниципальное право России: Учебник/С. А. Авакьян. – М.: Проспект, 2009. – С. 116

10 Муниципальное право Российской Федерации:  Учебник/  О. Е. Кутафин, В.И.Фадеев. – М.:Проспект,2008. –С.118

11 См. там же – С.118

12 Муниципальное право РФ:. Учебник / В.А. Баранчиков. – М.: Издательство «Экзамен», 2005. С. 143

13 Муниципальное право Российской Федерации:  Учебник/  О. Е. Кутафин, В.И.Фадеев. – М.:Проспект,2008. –С.122

14 Муниципальное право РФ:. Учебник / В.А. Баранчиков. – М.: Издательство «Экзамен», 2005. С. 145

15 Герасимов А.В. :Общественное мнение и самоуправление; Проблемы местного самоуправления № 46 С.5

 


Информация о работе Общие принципы организации местного самоуправления и их роль в развитии местного самоуправления РФ