Общие принципы организации местного самоуправления и их роль в развитии местного самоуправления РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 09:54, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является выявление роли общих принципов местного самоуправления в деятельности и развитии института местного самоуправления. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
Охарактеризовать конституционную модель местного самоуправления в России;
Раскрыть принципы местного самоуправления;
Выявить основные проблемы и пути их решения, связанные с реализацией принципов местного самоуправления.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Конституционная модель местного самоуправления в России и его роль в формировании демократического государства и гражданского общества…………………………………………………………………………..5
Глава 2. Понятие и общие принципы организации местного самоуправления….................................................................................................10
2.1 Самостоятельность решения населением вопросов местного значения. Соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям………………………………………… …10
2. 2. Организационное обособление местного самоуправления, его органов в системе управления государством и взаимодействие с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций…………12
2.3. Сочетание представительной демократии с формами прямого волеизъявления граждан………………………………………………………13
2.4. Многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления………………………………………………………………….14
2.5. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления…………………………………………………………………16
2.6. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина. Законность в осуществлении местного самоуправления………………………………….....20
2.7. Гласность местного самоуправления……………………………...………22
2.8. Государственная гарантия местного самоуправления…………………...25
Заключение………………………………………………………………………30
Список используемой литературы……………………………………...………32

Работа содержит 1 файл

курсач.docx

— 68.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ  ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ ИМЕНИ О.Е. КУТАФИНА» 

(МГЮА ИМЕНИ О.Е. КУТАФИНА)

ФИЛИАЛ МГЮА ИМЕНИ О.Е. КУТАФИНА В Г. ВОЛОГДЕ

 

 

КАФЕДРА КОНСТИТУЦИОННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА РОССИИ

 

 

курсовая  работа

 

ТЕМА: «ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ИХ РОЛЬ В РАЗВИТИИ МЕСТНОГО

САМОУПРАВЛЕНИЯ РФ».

 

 

 

 

Вологда 2012          

Содержание.

 

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Конституционная модель местного самоуправления в России и его роль в формировании демократического государства и гражданского общества…………………………………………………………………………..5

Глава 2. Понятие и общие принципы организации местного самоуправления….................................................................................................10

2.1 Самостоятельность решения населением вопросов местного значения. Соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям…………………………………………   …10

2. 2. Организационное обособление местного самоуправления, его органов в системе управления государством и взаимодействие с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций…………12

2.3. Сочетание представительной демократии с формами прямого волеизъявления граждан………………………………………………………13

2.4. Многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления………………………………………………………………….14

2.5. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления…………………………………………………………………16

2.6. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина. Законность в осуществлении местного самоуправления………………………………….....20

2.7. Гласность местного самоуправления……………………………...………22

2.8. Государственная гарантия местного самоуправления…………………...25

Заключение………………………………………………………………………30

Список используемой литературы……………………………………...………32

 

 

 

 

Введение

         Организация местного самоуправления входит в круг фундаментальных проблем, решение которых коренным образом может повлиять на развитие   государства и создание истинной демократии в России.

          На современном этапе развития России, роль местного самоуправления неуклонно возрастает и приобретает общегосударственное значение. Муниципальные органы сегодня не только решают самые насущные проблемы людей, они являются важнейшим элементом в деле формирования гражданского общества, составляют одну из основ демократического строя.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что институт местного самоуправления, в современном виде, появился недавно, его принципы были заложены в Конституции 12 декабря 1993года, признавшей местное самоуправление одной из форм конституционного строя и установившей принципиальные положения о местном самоуправлении, соответствующие сложившимся общемировым традициям и Европейской Хартии местного самоуправления, ратифицированной в России в 1999г. До недавнего времени сложно было сказать, что местное самоуправление в России нормально функционирует, понадобилось значительное время, чтобы данный институт публичной власти начал работать. Однако понадобится еще время и средства, чтобы в полной мере воплотить в жизнь конституционные принципы местного самоуправления.

Объект исследования -  институт местного самоуправления.

Предмет исследования – международное и российское законодательство, регулирующее местное самоуправление.

 Целью курсовой работы является выявление роли общих принципов местного самоуправления в деятельности и развитии института местного самоуправления. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

    1. Охарактеризовать конституционную модель местного самоуправления в России;
    2. Раскрыть принципы местного самоуправления;
    3. Выявить основные  проблемы и пути их решения, связанные с реализацией принципов местного самоуправления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Конституционная модель местного самоуправления в России и его роль в формировании демократического государства и гражданского общества

Местное самоуправление представляет собой многостороннюю деятельность местного сообщества по решению собственных  и других стоящих перед ним  задач на основе принципов самоорганизации, самофинансирования, самоответственности. Система местных органов самоуправления всегда тесно связана с административно-территориальным  делением государства. Оно не может  противопоставляться центральной  власти, суверенитет которой распространяется на всю территорию государства. Безобразов В. П. в своей книге “Государство и общество. Управление и самоуправление и судебная власть” делает вывод  о том, что “государство и самоуправление неразделимы и что попытки  разъединения могут привести к разрушению или самоуправления, или государства, так как первое не может же сделаться  во втором, - государством в государстве”. По его мнению, “самоуправление  не может быть иначе рассматриваемо, как в совокупности с общим  организмом всего государственного механизма управления, в состав которого оно входит, как органическая часть  единого целого”.1  Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения.

Конституцией Российской Федерации установлено, что единственным источником власти в Российской Федерации  является ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной  власти и органы местного самоуправления. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной  власти субъектов Российской Федерации  и органы местного самоуправления обладают своей компетенцией. Важность данного  института государства подчеркивается тем, что Конституция РФ содержит специальную главу о местном самоуправлении из четырёх статей (ст. 130-133). Вместе с тем, ряд положений входит в число основ конституционного строя (ст. 12), а кроме того, содержится в ст.8,9,15,24,32,33,40,41,43,46,68 Конституции РФ. С  точки зрения организации и принципов местного самоуправления наибольшее значение имеют следующие конституционные положения:

- местное самоуправление  в пределах полномочий самостоятельно;

- органы местного самоуправления  не входят в систему органов  государственной власти;

- местное самоуправление  обеспечивает самостоятельное решение  населением вопросов местного  значения, владения, пользования и  распоряжения муниципальной собственностью;

- местное самоуправление  осуществляется гражданами путем  референдума, выборов, других  форм прямого волеизъявления, через  выборные и другие органы местного  самоуправления;

- структура органов местного  самоуправления определяется населением  самостоятельно;

- изменение границ территорий, в которых осуществляется местное  самоуправление, допускается с учетом  мнения населения соответствующих  территорий.

В Конституции РФ содержаться  и другие важные положения, раскрывающие сущность, формы и гарантии местного самоуправления. Так, устанавливается, что оно осуществляется с учетом исторических и иных местных традиций. Раскрывая содержание самостоятельности, Конституция указывает на основные предметы ведения органов местного самоуправления:

- управление муниципальной  собственностью;

- формирование, утверждение  и исполнение местного бюджета;

- установление местных  налогов и сборов;

- осуществление охраны  общественного порядка;

- иные вопросы местного  значения.

Конституцией РФ закреплены следующие гарантии местного самоуправления:

- право на судебную  защиту;

- право на компенсацию  дополнительных расходов, возникших  в результате решений, принятых  органами государственной власти;

- запрет на ограничение  прав местного самоуправления.

Ставя органы местного самоуправления вне системы органов государственной  власти, Конституция РФ  в то же время допускает возможность  наделения этих органов отдельными государственными полномочиями. В таких  случаях им должны быть переданы необходимые  материальные и финансовые средства, а реализация полномочий – контролироваться государством. Местное самоуправление допустимо лишь при определенных условиях:

- гарантируется соблюдение  общегосударственных интересов;

- обеспечиваются территориальная  целостность, суверенитет и безопасность  государства;

- сохраняется единое экономическое  пространство, не разграниченное  таможенными, финансовыми и иными  барьерами, что способствует свободному  перемещению товаров и услуг  на всей территории страны.

Наряду с формированием  правовой основы местного самоуправления, закреплением его правовых гарантий, разграничением финансовых и материальных средств между федеральными органами государственной власти, органами власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления важную роль в развитии реального и эффективного местного самоуправления играет создание системы кадрового и информационного  обеспечения местного самоуправления. Формирование и развитие местного самоуправления, муниципального права в Российской Федерации осуществляется с учетом не только отечественного опыта организации  местной власти, но и под значительным влиянием зарубежного муниципального опыта. Особое значение для становления  и развития местного самоуправления, его правового регулирования  имеет Европейская Хартия местного самоуправления. Во-первых, в ней, как  уже говорилось, обобщен европейский  опыт, который может быть использован  в России. Во-вторых, Хартия показывает роль местной демократии, местного самоуправления в управлении государством и обществом. Развитие местной демократии, местного самоуправления обеспечивает стабильность в обществе, привлечение граждан к решению вопросов их жизнедеятельности. В-третьих, Хартия закрепляет принципы организации местной власти, которые обязательны и для России — члена Совета Европы. Наконец, Хартия — это документ, который отражает ценности, объединяющие народы всех государств. Благодаря чему, возможность эффективно взаимодействовать получат не только государства, их центральные органы, но и население, граждане в лице своих органов местного самоуправления. Таким образом, Хартия дает мощный толчок развитию местной демократии в Российской Федерации, поиску наиболее оптимальных и эффективных форм самоуправления с учетом европейского опыта.

Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и  на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Изменение  границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается  только с учетом мнения населения  соответствующих территорий. Гарантиями местного самоуправления являются право  на судебную защиту, право на компенсацию  дополнительных расходов, возникших  в результате решений, принятых органами государственной власти, а также  запрет на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Особую роль играет местное  самоуправление в становлении гражданского общества в России, являясь одновременно и механизмом формирования такого общества, и его неотъемлемой составной  частью. Включение членов местного сообщества в процесс принятия общественно  значимых решений является одним  из механизмов реального осуществления  народовластия. Органы государственной  власти должны не только создавать  правовую и экономическую основы деятельности муниципальной власти, но и разъяснять населению государственную  политику в области развития местного самоуправления, способствовать тому, чтобы граждане имели реальную возможность участвовать в решении вопросов местного значения. Круг данных вопросов очерчен в гл. 3 Федерального закона №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Принятие государственных нормативов и стандартов в области медицины, образования, коммунального обслуживания, безопасности, а также применение этих нормативов в муниципальных образованиях должны быть нацелены на решение задач развития человеческого потенциала территории и местного сообщества. Это станет возможным только при активном гражданском участии жителей, при постоянной обратной связи между местной властью и местным сообществом. Развитие международного сотрудничества в экономической, гуманитарной и других областях на уровне муниципальных образований и их объединений играет важную роль в налаживании добрососедских отношений с зарубежными государствами, способствует сближению народов. Местное самоуправление позволяет оптимизировать использование общенациональных ресурсов. Местные сообщества способны решать свои проблемы в наиболее эффективных формах, с учетом конкретных условий каждой отдельной территории. Поэтому реально действующее местное самоуправление позволяет государственной власти сконцентрироваться на решении проблем федерального и регионального уровня, способствует повышению эффективности государственного управления. Поддержка местного самоуправления со стороны государства и создание условий для устойчивого самостоятельного развития муниципальных образований должны быть ориентированы на эффективное и согласованное функционирование федеральных, региональных и муниципальных органов власти, государственных и гражданских институтов. Главной целью всего этого является  обеспечение конституционных прав и свобод граждан России, повышение жизненного уровня и благосостояния многонационального народа Российской Федерации.

Информация о работе Общие принципы организации местного самоуправления и их роль в развитии местного самоуправления РФ