Общие принципы организации местного самоуправления и их роль в развитии местного самоуправления РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 09:54, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является выявление роли общих принципов местного самоуправления в деятельности и развитии института местного самоуправления. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
Охарактеризовать конституционную модель местного самоуправления в России;
Раскрыть принципы местного самоуправления;
Выявить основные проблемы и пути их решения, связанные с реализацией принципов местного самоуправления.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Конституционная модель местного самоуправления в России и его роль в формировании демократического государства и гражданского общества…………………………………………………………………………..5
Глава 2. Понятие и общие принципы организации местного самоуправления….................................................................................................10
2.1 Самостоятельность решения населением вопросов местного значения. Соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям………………………………………… …10
2. 2. Организационное обособление местного самоуправления, его органов в системе управления государством и взаимодействие с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций…………12
2.3. Сочетание представительной демократии с формами прямого волеизъявления граждан………………………………………………………13
2.4. Многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления………………………………………………………………….14
2.5. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления…………………………………………………………………16
2.6. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина. Законность в осуществлении местного самоуправления………………………………….....20
2.7. Гласность местного самоуправления……………………………...………22
2.8. Государственная гарантия местного самоуправления…………………...25
Заключение………………………………………………………………………30
Список используемой литературы……………………………………...………32

Работа содержит 1 файл

курсач.docx

— 68.50 Кб (Скачать)

Одним из ключевых понятий  в законодательном определении  местного самоуправления является самостоятельная  и под свою ответственность деятельность населения по решению вопросов местного значения. Она осуществляется населением в значительной мере через органы местного самоуправления. Поэтому важно, прежде всего, обеспечить зависимость органов и должностных лиц местного самоуправления от населения – основного субъекта прав местного самоуправления. Этому служат различные виды ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением, закрепляемые в законодательстве о местном самоуправлении. Организационный механизм осуществления норм муниципального права об ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления определяет население муниципального образования в уставе муниципального образования.

Ст. 71 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» регулирует ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением: «Основанием наступления ответственности депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления перед населением и порядок решения соответствующих вопросов определяются уставами муниципальных образований в соответствии с законом. Население муниципального образования вправе отозвать депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления в соответствии с законом». Федеральный закон 2003 г.  определяет, что основаниями для отзыва выборного лица местного самоуправления могут служить только его конкретные противоправные решения или действия (бездействие) в случае их подтверждения в судебном порядке (ст. 24).

В уставах муниципальных  образований могут быть закреплены основания и виды ответственности иных органов и должностных лиц местного самоуправления, которые замещают свою должность по контракту либо по решению представительного органа, выборного должностного лица местного самоуправления. В данном случае ответственность наступает не перед населением, а перед органом или лицом, которые население уполномочило выражать и защищать свои интересы. Устав муниципального образования может предусмотреть основания и формы ответственности главы муниципального образования, который избран на свою должность представительным органом местного самоуправления.

Ответственность органов  и должностных лиц местного самоуправления перед государством регулируется ст. 72–74 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством может быть административной, уголовной, материальной или конституционной. Гарантией прав муниципальных органов и их должностных лиц является наступление ответственности только на основании решения соответствующего суда.

Ст. 73 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 регулирует ответственность представительного органа муниципального образования перед государством и устанавливает основания и процедуру роспуска представительного органа муниципального образования. Статьей 74 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 предусмотрены основания наступления ответственности главы муниципального образования и главы местной администрации перед государством, а также порядок привлечения их к ответственности.

Ответственность органов  и должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает на основании решения соответствующего суда в случае нарушения ими Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституции (устава), законов субъекта Федерации, устава муниципального образования, а также в случае ненадлежащего осуществления указанными органами и должностными лицами переданных им отдельных государственных полномочий.

Конституция РФ гарантирует  каждому судебную защиту прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд. Порядок обжалования в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан, закреплены в Законе РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

В случае нарушения органами и должностными лицами местного самоуправления прав физических и юридических лиц, причинения им имущественного или морального вреда они могут быть привлечены к ответственности, содержание и формы которой определяет суд или в соответствии с действующим законодательством. В соответствии со ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта органа местного самоуправления, подлежат возмещению муниципальным образованием.

Ответственность органов  местного самоуправления может наступать  в результате невыполнения ими условий  договоров и соглашений с физическими  и юридическими лицами, которые заключают  органы местного самоуправления, осуществляющие права собственника в отношении  муниципального имущества.

Для обеспечения реальной ответственности, зависимости органов  и должностных лиц местного самоуправления, контроля за их деятельностью очень важны инициатива жителей муниципального образования, их самоорганизация, осознание своих прав и интересов, заинтересованность в решении вопросов местного значения.

2.6 Соблюдение прав и свобод человека и гражданина. Законность в осуществлении местного самоуправления.

Согласно ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы признаются высшей ценностью, а согласно ст. 18 они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Реализуется данный принцип  в процессе решения муниципальными органами вопросов непосредственного  обеспечения жизнедеятельности  населения, таких как образование, здравоохранение, землепользование и другие сферы, в которых реализуются основные социально – экономические права.7

Личные и политические права на уровне местного самоуправления реализуются в процессе выполнения последним функции охраны общественного  порядка, оказании содействия в проведении выборов в органы государственной  власти, всероссийских референдумов, референдумов в субъектах Федерации, проведении муниципальных выборов  и местных референдумов.8Организация самого местного самоуправления подразумевает реализацию права граждан на его осуществление, конкретные формы которого закрепляются уставом муниципального образования.

Принцип законности для местного самоуправления, как и для всей публичной власти и для системы  общественных отношений в целом  в Российской Федерации, является неотъемлемым началом организации и осуществления  местного самоуправления. Он требует, чтобы организация и деятельность местного самоуправления осуществлялась на основе закона и в рамках закона. Государство, признавая и гарантируя местное самоуправление, обеспечивает вместе с тем соблюдение законности в системе местного самоуправления. Речь идет о контроле за соблюдением органами местного самоуправления правовых норм, а не о целесообразности или качестве принимаемых муниципальными органами решений по вопросам местной жизни.

Соблюдение законности в  деятельности органов и должностных  лиц местного самоуправления обеспечивается, прежде всего с помощью прокурорского надзора. Прокурор или его заместители вносят протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу местного самоуправления, которые издали этот акт, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного органа местного самоуправления – на ближайшем заседании. О результатах рассмотрения протеста сообщается прокурору в письменной форме.

Статья 51 ФЗ «Об общих  принципах организации местного самоуправления» конкретизирует предмет  прокурорского надзора в отношении  местного самоуправления: прокуратура  РФ осуществляет надзор за исполнением  федеральных законов, законов субъектов  Федерации и уставов муниципальных  образований органами и должностными лицами местного самоуправления.

Обеспечение законности в  организации и деятельности местного самоуправления осуществляется также с помощью судебных органов. В судебном порядке могут быть обжалованы решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, а также решения и действия органов и должностных лиц местного самоуправления.

Кроме этого необходимо иметь в виду, что соблюдение законности в организации и деятельности местного самоуправления обеспечивается контролем представительного органа местного самоуправления за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставами муниципальных образований.

2.7 Гласность местного самоуправления

Принцип гласности в организации  местного самоуправления, в деятельности органов и должностных лиц  местного самоуправления заключается  в полной ее открытости, в обеспечении  населения, информацией о том, что  происходит в муниципальном образовании. Это подразумевает прозрачность деятельности органов местного самоуправления, освещение ее в различных печатных и электронных (телевидение, радио, Интернет и др.) средствах массовой информации, а так же участие населения в работе органов местного самоуправления, институтах непосредственной демократии на муниципальном уровне.

Право на информацию и обладание  ею - одно из гарантий реальной связи  населения и местного самоуправления, участия граждан в муниципальной  жизни, т.е. в этом плане право  на информацию является одной из предпосылок  возможного осуществления права  граждан на местное самоуправление. В соответствии с Конституцией РФ и ч. 3 ст. 3 Федерального закона 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" права граждан на осуществление местного самоуправления могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Так, если говорить о муниципальных правовых актах, то они не могут стать достоянием гласности только в том случае, если содержат сведения, распространение которых ограничено федеральным законом (например, Законом РФ от 21.07.1993 г. « О государственной тайне», который содержит перечень сведений относимых к государственной тайне). Другие основания для ограничения права на информацию, не могут быть признаны правомерными.

Согласно ст. 17 ФЗ 2003 года к полномочиям местного самоуправления относится учреждение печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов либо другой официальной информации. При отсутствии возможности опубликовать в печати документ, обязательный к опубликованию, по причине отсутствии денег или производственной базы,9 Закон позволяет воспользоваться категорией "обнародование", что предполагает возможность довести содержание муниципального правового акта до сведения населения посредством информационных стендов, кабельного телевидения, местного радио и т.п.

Что касается информации, подлежащей обязательному опубликованию в печатных изданиях можно сказать, что тут прокуратурой в процессе надзора достаточно часто выявляются нарушения (чаще в небольших муниципальных единицах). Одной из причин неисполнения своих обязанностей должностными лицами опять же является попытка экономии средств, которых, как известно и так не хватает.

Наибольшее выражение  принцип гласности получает в  формах непосредственного осуществления  населением местного самоуправления. В отношении части институтов непосредственной демократии Федеральный  закон 2003 г. содержит небольшое число норм, зато важную роль играет специальное законодательство. Например, применительно к местным референдумам и выборам в Федеральном законе 2002 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" содержится большое количество норм, суть которых заключается в разнообразном обеспечении принципа гласности при использовании данного демократического института на муниципальном уровне.

Одно из основных назначений такой формы участия населения  в местном самоуправлении как  собрания жителей согласно ч. 1 ст. 29 Федерального закона 2003 г. заключается именно в информировании населении о деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления. Важное значение для обеспечения гласности в деятельности органов местного самоуправления имеют публичные слушания, которые проводятся главой муниципального образования или его представительным органом, для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по наиболее важным вопросам местного значения с участием жителей.10

В законах субъектов РФ о статусе депутатов и выборных должностных лицах местного самоуправления предусмотрена обязанность указанных  выборных лиц периодически информировать  население о своей деятельности, а в ряде актов говорится об обязанности отчитываться перед  избирателями. Депутаты и другие должностные  лица также информируют жителей  о работе представительного органа в целом и его подразделений - постоянных и временных комиссий, групп, фракций - о деятельности местной администрации и пр.

Информация о работе Общие принципы организации местного самоуправления и их роль в развитии местного самоуправления РФ