Основы муниципального права

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 16:46, контрольная работа

Описание работы

Соотношение полномочий федеральных органов власти и органов государственной власти субъектов РФ в области местного самоуправления. Перечень вопросов местного значения, которые праве решать органы местного самоуправления:
Организационно-административные вопросы;
Экономические вопросы;
Вопросы социально-культурного значения.
Распределение полномочий между органами местного самоуправления.

Работа содержит 1 файл

контоль муниц. право.doc

— 124.50 Кб (Скачать)

Уральская академия  Государственной  службы

Филиал  в г. Ижевске 
 

                                             Кафедра теории  и практики управления 
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа 

по  дисциплине:  «Муниципальное право» 
 
 
 
 
 

                                                                                                      Выполнил:

                                            Утробин Александр Андреевич

                                                        Студент, группы ГМУ 43/1

                            Специальность: 080504.65 «Государственное

                                                             и муниципальное управление»

                                                                                  Проверил:

                                                  С.Ф. Идрисова

                                                                     Кандидат юридических наук,

                                                                                                           доцент

                                                             
 
 
 
 
 
 
 
 

Ижевск

2006 
 
 

Введение

     Под муниципальным правом понимается комплексная  отрасль российского права, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, возникающие на местном уровне жизни общества, то есть, на уровне местного самоуправления.

      Муниципальное право имеет комплексный характер, который проявляется в том, что  многие общественные отношения, возникающие  на местном уровне, регулируются нормами других отраслей права, а именно: конституционного, административного, гражданского, финансового, земельного. В этом особенность муниципально-правовых норм, поскольку они одновременно являются и нормами основных отраслей права, и нормами муниципального права.

      Российское  муниципальное право — это  комплексная отрасль российского  права, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих:

  • местное самоуправление, как самостоятельный институт гражданского общества, важнейшую форму народовластия;
  • правовые, территориальные, экономические, финансовые основы местного самоуправления;
  • организацию и формы осуществления местного самоуправления;
  • предметы ведения и полномочия местного самоуправления,
  • гарантии его осуществления, ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления.

Сам термин «муниципальное право» впервые в  российском законодательстве употребляется в ст. 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г. 
 
 

      1. Соотношение полномочий  федеральных органов  власти и органов государственной власти субъектов РФ в области местного самоуправления.

      Проблема  правового регулирования муниципальной  службы на федеральном уровне выдвигает две основные задачи. Необходимо определить:

    • какие вопросы муниципальной службы должны быть законодательно решены на федеральном уровне
    • в каком объеме это должно быть сделано.

      Иначе говоря, речь идет о пределах правового  регулирования муниципальной службы на уровне Российской Федерации, о разграничении полномочий в этой сфере между тремя уровнями власти: федеральным, субъекта Федерации и муниципальным.

      Конституция Российской Федерации подробно оговаривает  компетенцию государственных органов, как федеральных, так и органов субъектов Российской Федерации. Закрепляя в пункте 1 статьи 132 компетенцию органов местного самоуправления, Конституция, однако, не дает развернутого перечня вопросов местного уровня, а лишь говорит, что «...Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают другие вопросы местного значения.» Таким образом мы можем предположить, что компетенция органов местного самоуправления начинается там, где заканчивается компетенция органов государственной власти.

    Четко выраженный в конституционной норме принцип

самостоятельности управленческих действий органов местного самоуправления означает следующее: во-первых, в пределах, установленных

 законом, это свобода инициативы и выбора решения по всем этим и иным вопросам местного значения; во-вторых, любое не противоречащее закону и находящееся в его рамках решение не требует ни предварительного согласования, ни последующего утверждения государственным органом и тем более не может быт отменено ни в административном, ни в судебном порядке. Разумеется это не исключает необходимости координации действий с государственными органами, чтобы обеспечить поддержку ими планов, программ или конкретных мероприятий органов местного самоуправления.

      Федеральный Закон от 6 октября 2003 года "Об основах  местного самоуправления" содержит перечень вопросов местного значения, которые праве решать органы местного самоуправления. Они могут быть классифицированы следующим образом:

    1. Организационно-административные  вопросы:

  • Принятие и изменение устава местного самоуправления, контроль за его выполнением.
  • Охрана общественного порядка, организация содержание муниципальных  органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью.
  • Контроль за использованием земель на территории муниципального образования.
  • Организация и содержание муниципальных архивов.
  • Организация и содержание муниципальной информационной службы
  • Создание условий для деятельности средств массовой информации.
  • Обеспечение   социальной   поддержки   и   поддержание  занятости населения.
  • Участие в охране окружающей среды на территории местного образования.
  • Обеспечение противопожарной безопасности.
  • Организация муниципальной пожарной службы.
 
 

    2. Экономические вопросы:

    • Владение, пользование, распоряжение муниципальной собственностью.

      Муниципальная собственность согласно Гражданского Кодекса Российской Федерации это "имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления..."'.(ст.215 ГК РФ).

    • Местные   финансы.   Формирование,   утверждение   и   исполнение местного бюджета. Установление местных налогов и сборов, решение других
    • финансовых вопросов.
    • Комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования.
    • Регулирование планировки и застройки территории муниципального образования.
    • Регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений  общераспространенных  полезных  ископаемых;  недр  для  строительства подземных сооружений местного значения.
    • Организация, содержание и развитие муниципальных энерго, газо, тепло, и водоснабжения и канализации.
    • Благоустройство    и    озеленение    территории    муниципального 
      образования
    • Муниципальное   дорожное   строительство   и   содержание   дорог

            местного значения.

       

      • Организация утилизации и переработки бытовых отходов.
      • Организация транспортного обслуживания населения, обеспечения услугами связи.

    3. Вопросы социально-культурного  значения:

  • Содержание и использование муниципального жилищного фонда и нежилых помещений.
  • Организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного и профессионального среднего образования.
  • Организация, содержание и развитие учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения.
  • Создание   условий   для   жилищного   и   социально-культурного развития.
  • Организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом.
  • Организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
  • Создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
  • Создание условий для деятельности учреждений культуры.
 
  • Сохранение   памятников   истории   и   культуры,   находящихся   в муниципальной собственности.
  • Создание условий для организации зрелищных мероприятий.
  • Создание условий для развития физкультуры и спорта в местном сообществе.

      Приведенный выше перечень вопросов не является исчерпывающим, так как пунктом 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации предусматривается возможность наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

    Наделение полномочиями может осуществляться двумя способами:

      1. Передача - способ регулирования полномочий органа местного 
самоуправления,  при  котором  какое-либо  полномочие  государственного 
органа исключаемая их его компетенции и включается в компетенцию органа 
местного самоуправления. 

      2. Делегирование предоставление  государственным  органом 
принадлежащего ему права решения какого-либо вопроса органам местного 
самоуправления на один раз, на определенный срок или бессрочно.

      Рассматривая  вопросы наделения органов местного самоуправления государственными полномочиями надо иметь ввиду ряд положений:

  1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации наделение 
    полномочиями  производиться  только  законом.  Но  так  как  определение 
    правового   статуса   местного   самоуправления   находиться   в   совместном 
    ведении   Российской   федерации   и   ее   субъектов,   передача  полномочий 
    осуществляется  законом  или  актами  субъектов  Российской  Федерации, 
    обладающими соответствующей юридической силой.
  2. Объем передаваемых или делегируемых полномочий не может быть 
    слишком   велик.   Не   случайно   в   Конституции  Российской   Федерации 
    говорится   об   отдельных   государственных  полномочиях,   хотя   критерии 
    оценки этого найти крайне сложно.

      3. Наделение   полномочиями   должно   сопровождаться   передачей 
необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. 
Это   чрезвычайно   важное,   новое   для   российской   практики   условие, 
гарантирующее само выполнение полномочий и продолжение осуществления 
местным самоуправлением присущих ему главных функций.

      4. Государство оставляет за собой право контроля за реализацией этих 
полномочий. Такой контроль по общему правилу означает возможность 
соответствующих      органов:      давать      указания      органам      местного

Информация о работе Основы муниципального права