Особенности управления государственной и муниципальной собственностью

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 10:51, курсовая работа

Описание работы

В связи с этим целью работы является изучение деятельности органов местного самоуправления по управлению муниципальной собственностью: их компетенция, практика управления и эффективность деятельности.

Содержание

Введение 2
Понятие государственной и муниципальной собственности 2
Законодательные аспекты управления государственной и муниципальной собственностью 9
Технологии управления муниципальной собственностью 22
Технологии управления государственной собственностью 24
Проблемы управления муниципальной собственностью 31
Проблемы управления государственной собственностью 47
Пути повышения эффективности управления муниципальной собственностью 52
Рекомендации по повышению эффективности управления государственной собственностью. Меры по повышению эффективности управления пакетами акций, находящихся в федеральной собственности 56
Заключение 63
Список использованных нормативных актов и литературы 69

Работа содержит 1 файл

КУРСАЧ!!!!.doc

— 316.00 Кб (Скачать)

Наиболее  важны из всех прав, осуществляемых муниципальным образованием как  субъектом гражданских правоотношений, права собственника муниципального имущества.

Субъектами  права муниципальной собственности  выступают: органы местного самоуправления, должностные лица местного самоуправления, население муниципального образования.

Однако и  Гражданский Кодекс РФ, и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" устанавливают, что права собственника муниципального имущества осуществляются от имени муниципального образования. Следовательно, субъектом права муниципальной собственности является только муниципальное образование, а не органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления, действующие в соответствии с законом, и не юридические лица или граждане, действующие по специальному поручению, которые являются лишь представителями муниципального образования в отношениях по поводу муниципального имущества. Этот вывод подтверждает п. 2 ст. 212 Гражданского кодекса РФ, устанавливающий, что имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований.

А. Уваров, анализируя соотношение прав пользования и  распоряжения муниципальной собственностью, принадлежащих населению муниципального образования и органам (должностным  лицам) местного самоуправления, указывает: "Владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, согласно п. 1 ст. 130 Конституции РФ - это прежде всего право самого населения. Но, учитывая высокую степень декларативности данного положения в сфере его практического применения, уставы отдельных муниципальных образований закрепляют передачу права пользования и распоряжения муниципальной собственностью от населения органам и должностным лицам местного самоуправления. Хочется верить, что подобные нормы не могут трактоваться как абсолютный переход права собственности от населения к другому владельцу, так как, с одной стороны, власть муниципальных органов и их должностных лиц производна от власти местного населения, и, следовательно, такая передача права собственности, с точки зрения гражданского права, не приводит к изменению муниципальной формы собственности. С другой стороны, появление таких норм не лишает население возможности в любое время реализовать это право от своего имени на местном референдуме".

Наделение населением муниципального образования органов местного самоуправления полномочиями по осуществлению права муниципальной собственности означает лишь перераспределение полномочий представителей одного и того же собственника - муниципального образования, но не передачу от него права собственности какому-либо другому лицу.

Право муниципальной  собственности возникает из оснований, предусмотренных законами и иными  правовыми актами. Можно выделить административные и гражданско-правовые способы. Административный порядок предполагает волю одной стороны – государства и реализуется при издании акта органа государственной власти.  Более отвечают интересам местного самоуправления  способ перехода прав на объекты собственности гражданско-правовые договоры  и сделки. Муниципальное образование вправе заключать их с другими субъектами гражданских прав. В этом случае учитывается воля обеих сторон, что ставит органы местного самоуправления в равное положение с контрагентом.

Право муниципальной  собственности может быть приобретено следующими способами:

  -  в результате разграничения государственной собственности в РФ согласно Постановлению ВС РФ по процедуре передачи, установленной распоряжением Президента РФ № 114-рп. Конкретный перечень документов, который необходимо представлять муниципальным комитетам по управлению имуществом в ГКИ РФ с целью передачи объектов федеральной собственности в муниципальную, содержится в письме ГКИ РФ;

 -  путем изготовления (создания) новой вещи (например, недвижимого имущества);

- путем получения поступлений (доходов, продукции, плодов) в результате использования уже имеющегося муниципального имущества;

 -   на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждения этого имущества;

 -   по наследству в соответствии с завещанием или законом;

-  по решению суда (например, в отношении бесхозяйного недвижимого имущества);

-   в установленном порядке (к примеру, как находка или как клад).

Приобретение  и отчуждение (в том числе приватизация) муниципальным образованием имущества и имущественных прав осуществляется в порядке, установленном органами местного самоуправления. Муниципальное имущество подлежит обязательному учету и пообъектной регистрации в реестре объектов муниципальной собственности.

Кроме того, согласно п.1 ст.61 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации» субъекты РФ обязаны передавать в собственность муниципальных образований объекты, необходимые для решения вопросов местного значения, в соответствии с разграничением полномочий между субъектами РФ и муниципальными образованиями, а также между муниципальными образованиями.

Передача  объектов (имущества), относящихся к  муниципальной собственности, в  государственную собственность  субъектов РФ или федеральную  собственность может осуществляться только с согласия органов местного самоуправления либо по решению суда. 

Весьма важен  вопрос о передаче из государственной  в муниципальную собственность  нежилых помещений, арендуемых различными организациями, в том числе относящимися к муниципальной собственности. В соответствии с Приложением № 3 к постановлению Верховного Совета к объектам муниципальной собственности относятся нежилые помещения, находящиеся в управлении исполнительных органов местных Советов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения.

Согласно  разъяснению Высшего Арбитражного Суда РФ принадлежащие государственным  предприятиям нежилые помещения  переходят в муниципальную собственность  лишь в случае, если эти помещения  ранее были переданы в ведение  указанных предприятий исполнительными органами местных Советов.

Разъяснение не может быть распространено на встроенно-пристроенное помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений от централизованных капитальных вложений на строительство  объектов социально-культурного и бытового назначения. Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ неоднократно признавал их объектами муниципальной собственности вне зависимости от обстоятельств, указанных выше, полагая, что таков был общий порядок финансирования строительства объектов социально-культурного и бытового назначения.

Собственники  приватизированного муниципального (государственного) предприятия, а также иные лица, указанные  в п.4.5 Основных положений государственной  программы приватизации государственных  и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 г., утв. Указом Президента РФ N 1535, вправе выкупить сданные им в аренду или находящиеся в фактическом владении здания, сооружения, помещения, в том числе встроенно-пристроенные, в порядке, установленном п.4.9 Основных положений, а также п.3 Обзора практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий.

Органы местного самоуправления владеют, пользуются, распоряжаются  муниципальными землями и другими  природными ресурсами в интересах развития муниципального образования и социально-экономических интересов его граждан.

В муниципальной  собственности находятся земельные  участки:

       - которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми  в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации;

       -  право муниципальной  собственности  на  которые  возникло  при разграничении государственной собственности на землю;

       - которые приобретены по основаниям,  установленным  гражданским законодательством.

В   муниципальной   собственности   могут   находиться   не предоставленные  в  частную  собственность  земельные  участки  по основаниям,  предусмотренным  Федеральным законом "О разграничении государственной собственности на землю".

В собственность  муниципальных образований  для  обеспечения их  развития могут  безвозмездно передаваться земли,  находящиеся в государственной  собственности,  в том числе  за  пределами  границ муниципальных образований.

В  субъектах  Российской  Федерации - городах  федерального значения    Москве   и  Санкт-Петербурге   земельные   участки   в муниципальную   собственность  при  разграничении  государственной собственности  на землю не передаются.

Право  муниципальной  собственности на земельные участки  в этих субъектах  Российской  Федерации  возникает при передаче земельных участков  из  собственности  городов  Москвы  и Санкт-Петербурга в муниципальную   собственность   в  соответствии   с законами  этих субъектов Российской Федерации.

Органы местного самоуправления или по его поручению  местный комитет по земельной  реформе и земельным ресурсам обеспечивает выбор земельного участка  в натуре (на местности). При этом учитываются экологические и другие последствия предполагаемого занятия земель, перспективы использования данной территории и ее недр.

К полномочиям  органов  местного  самоуправления  в  области земельных  отношений  относятся изъятие,  в том числе  путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд,  установление, с  учетом требований    законодательства    Российской    Федерации,   правил землепользования  и  застройки  территорий  городских  и  сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны  земель,  а также иные  полномочия  на  решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Органами  местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками,  находящимися в муниципальной собственности.

Землевладение бессрочное (постоянное) и временное  пользование земельными участками  и их аренда являются платными. За земельные  участки, находящиеся в собственности, взимается земельный налог.

Право муниципальной собственности прекращается в случае гибели или уничтожения имущества; при отчуждении имущества другим лицам, в том числе при приватизации; в порядке разграничения муниципальной собственности; путем обращения взыскания на имущество по обязательствам муниципального образования в порядке, предусмотренном законом РФ или договором; по иным основаниям, предусмотренным законами РФ.

В пределах установленной  компетенции, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления принимают решения о составе муниципальной собственности, порядке ее приобретения и отчуждения; о ведении реестров муниципальной собственности; о хранении документов, подтверждающих право муниципальной собственности; о создании, реорганизации  и ликвидации муниципальных унитарных предприятий, учреждений; об осуществлении контроля за эффективностью использования и сохранностью муниципальной собственности и многое другое.

Установление  порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью является исключительной компетенцией представительных органов местного самоуправления.

Одной из проблем (помимо сложностей с взыскиванием недоимок с арендаторов), препятствующих на современном этапе результативному  использованию муниципальной собственности, является также упоминаемая выше ветхость жилищного фонда и водопроводно-канализационной сети города, которые «отвлекают» на ремонт значительные денежные средства. Например, в г. Санкт-Петербурге на капитальный ремонт жилищного фонда в 2002 году затрачено 87,04 млн. рублей. При этом стоит отметить, что данной суммой даже близко не была покрыта вся потребность в капительном ремонте: общая площадь капитально отремонтированных жилых домов составила 7,66  тыс. кв.м. И это при том, что в том же 2002 году общая площадь квартир, относящихся к ветхому и аварийному жилью, составляла 1083,1 тыс. кв.м.

Помимо проблем, препятствующих повышению эффективности  использования городской собственности, существуют проблемы в сфере управления муниципальной собственностью. Они возникают в связи со следующим. Предприятия, собственность которым передана муниципальным образованием на праве хозяйственного ведения, управляются «единоличным органом управления – его руководителем, взаимоотношения которого с собственником находятся в сфере действия законодательства о труде», которое – в свою очередь – предоставляет руководителям предприятий широкий круг полномочий. В то же время круг полномочий собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении, определён исчерпывающим образом. Это приводит к «значительным трудностям» применения к ним мер ответственности и, как следствие, к «отсутствию реального стимула улучшать качество управления». В итоге по данному вопросу в Концепции встречаем следующие основные выводы:

Информация о работе Особенности управления государственной и муниципальной собственностью