Ответственность органов местного самоуправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2010 в 11:56, реферат

Описание работы

на современном этапе развития российской государственности в её правовой системе наряду с известными четырьмя традиционными видами юридической ответственности (уголовной, административной, гражданско-правовой и дисциплинарной) существует и пятый вид юридической ответственности, а именно государственно-правовая (и её подвид – муниципально-правовая ответственнсть), которую несут субъекты государственно-правовых отношений, каковыми являются Российская Федерация, её субъекты, муниципальные образования и их органы власти

Содержание

Введение…………………………………………..……………………..………... 3
Глава 1. Общие положения об ответственности органов
и должностных лиц местного самоуправления…...………………….. 4
Глава 2. Ответственность органов местного самоуправления
и должностных лиц перед государством............................................... 8
2.1. Ответственность представительного органа муниципального
образования перед государством................................................................ 8
2.2. Ответственность главы муниципального образования
и главы местной администрации перед государством…....................... 10
Глава 3. Ответственность органов местного самоуправления
и должностных лиц перед государством на примере
муниципального образования «ГОРОД ВЛАДИВОСОК»............... 15
3.1. Примеры привлечения к ответственности перед государством
должностных лиц местного самоуправления.......................................... 18
Заключение……………………………………………………….…………........ 25
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц перед государством.doc

— 178.00 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Юридический институт 

Специальность «Юриспруденция»

Кафедра государственного и административного права 
 
 
 
 
 
 
 
 

Ответственность органов местного самоуправления

и должностных лиц  местного самоуправления

перед государством 
 
 
 
 
 
 

Реферат

студента  первого курса

спецотделения факультета правоведения 

Научный руководитель: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Владивосток

2010

ОГЛАВЛЕНИЕ 
 

Введение…………………………………………..……………………..………... 3

Глава 1. Общие положения об ответственности органов

         и должностных лиц местного самоуправления…...………………….. 4

Глава 2. Ответственность органов местного самоуправления

     и должностных лиц перед государством............................................... 8

  2.1. Ответственность представительного  органа муниципального

     образования перед государством................................................................ 8

  2.2. Ответственность главы муниципального  образования

        и главы местной администрации перед государством…....................... 10

Глава 3. Ответственность органов местного самоуправления

     и должностных лиц  перед государством на примере

     муниципального образования  «ГОРОД ВЛАДИВОСОК»............... 15

  3.1. Примеры привлечения к ответственности  перед государством

     должностных лиц местного самоуправления.......................................... 18

Заключение……………………………………………………….…………........ 25

Список  использованных источников………………………………………....... 27 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     В отличие от советской правовой системы, в которой муниципальные   образования  считались частью единой системы государственных органов, ныне действующее российское законодательство, рассматривает муниципальное образование как самостоятельный и равноправный субъект государственно-правовых и гражданско-правовых отношений. Помимо того, что Конституцией Российской Федерации1 (РФ) местное самоуправление признано самостоятельным звеном, составляющим одну из основ конституционного строя РФ, в ст. 124 Гражданского кодекса2 (ГК) РФ муниципальное образование рассматривается в качестве субъекта гражданских правоотношений наравне с иными участниками этих отношений – Российской Федерацией, субъектами РФ, гражданами и юридическими лицами.

     В связи с этим следует признать, что на современном этапе развития   российской государственности в её правовой системе наряду с известными    четырьмя традиционными видами юридической ответственности (уголовной, административной, гражданско-правовой и дисциплинарной) существует и    пятый вид юридической ответственности, а именно государственно-правовая (и её подвид – муниципально-правовая ответственнсть), которую несут субъекты государственно-правовых отношений, каковыми являются Российская Федерация, её субъекты, муниципальные образования и их органы власти3.

     Современная Россия претендует на звание правового  государства, однако становление правового  государства можно констатировать только в том случае, если созданы  как законодательный массив, гарантирующий  беспрепятственное осуществление прав человека и гражданина, так и механизм его реализации, в котором важнейшее место занимает правовой институт ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления.

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

         ОРГАНОВ И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ

         МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 

     В современном правовом обществе для  поддержания незыблемости конституционного строя и неукоснительного соблюдения всех законов, помимо организационных  мер, используются и правовые средства с возможностью применения мер принуждения. Неотвратимость ответственности непосредственно вытекает из принципа всеобщей обязательности закона. Юридическая ответственность – один из основных институтов, опосредующих охранительную функцию права.

     Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления – это неблагоприятные правовые последствия за принятые ими противоправные решения, ненадлежащее осуществление своих задач и функций4. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления, контроль их деятельности служат обеспечению функционирования местного самоуправления в интересах населения, граждан, общества в целом.

     Федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 131) исходя из субъектов, перед которыми органы и должностные лица местного самоуправления отвечают за свои действия выделяет три вида ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления, а именно5:

    - перед населением муниципального образования;

    - перед государством;

    - перед физическими и юридическими лицами.

     Такая иерархия закрепления ответственности  органов местного самоуправления и  должностных лиц местного самоуправления не случайна. Указание на первоочередность ответственности перед населением отражает сущность местного самоуправления как формы народовластия в соответствии с ч. 2 ст. 3 Конституции РФ. Население является основным субъектом прав местного самоуправления. Поэтому, прежде всего, необходимо установление эффективных видов ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением.

     Основой юридической ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением, государством, физическими и юридическими лицами является конституционная норма, обязывающая органы власти, граждан и их объединения соблюдать Конституцию и законы (ст. 15), соответствующие нормы законодательства о местном самоуправлении.

     Необходимо  четко разграничивать понятия юридической  ответственности:

     - муниципального образования в целом;

     - представительного органа местного самоуправления, под которым понимается коллегиальный выборный орган;

     - члена представительного органа местного самоуправления (депутата);

     - выборного должностного лица местного самоуправления, каковыми обычно являются главы муниципальных образований;

     - иных непредставительных и невыборных органов в виде различных комиссий, отделов, управлений, советов и т.п.;

     - назначаемых должностных лиц местного самоуправления;

     - иных работников местного самоуправления.

     Характер и вид юридической ответственности каждого из перечисленных субъектов правоотношений зависит от специфики самого субъекта. Например, применительно к перечисленным первым двум субъектам правоотношений речь можно вести только об их государственно-правовой и гражданско-правовой ответственности, тогда как применительно к выборным лицам местного самоуправления (в частности, к главам и депутатам) допустимы и другие виды юридической ответственности с соблюдением специальных гарантий.

     Невыборные  органы местного самоуправления (отделы, управления, комиссии, администраций, секретариаты, советы и т.п.) являются структурным подразделениями администраций и представительных органов, а поэтому вопросы об их ответственности входят в компетенцию самих органов, создавших их, регламентированы положениями, утвержденными главами или представительными органами муниципального образования. Правоотношения по поводу их юридической ответственности не являются государственно-правовыми.

     Что касается работников органов муниципальных образований, не являющихся должностными лицами, а также назначаемых (невыбираемых) на должность лиц, состоящих на муниципальной службе или выполняющих работу по трудовому договору (за исключением некоторых членов различных комиссий и советов, выполняющих работу по членству на общественных началах), то вопросы их юридической ответственности достаточно полно регламентированы законодательством о муниципальной службе, трудовым и другими видами законодательства.

     Основные  виды ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления, для наглядности сведены в ниже представленную таблицу. 
 
 
 
 
 
 
 

Таблица

Основные  виды ответственности  органов

и должностных лиц  местного самоуправления

Вид

ответствен-ности

Субъект

ответствен-ности

Субъекты,

перед которыми

наступает

ответствен-ность

Орган,

применяющий

меры

ответственности

Основание

ответственности

Санкция
1.

Конститу-ционная

Выборное

должностное

лицо  местного

самоуправ-ления

Население Население Противоправные

решения или

действия

(бездействия)

Отзыв
2.

Конститу-ционная

Представитель-ный  орган местного

самоуправления

Государство Законодательный

орган

субъекта  РФ

Принятие незаконного

нормативного  акта

Роспуск
3.

Конститу-ционная

Глава

муници-

пального образования,

глава

местной

администрации

Государство Высшее

должностное

лицо  субъекта РФ (руководитель высшего  исполнительного органа

государственной власти

субъекта  РФ

Принятие незаконного

нормативного  акта или

совершение  действий,

влекущих  нарушение прав

и свобод человека и гражданина, угрозу един-

ству  и территориальной целостности РФ, нацио-нальной безопасности РФ

и её обороноспособности, единству правового и экономического про-странства РФ, нецелевое расходование субвенций

из федерального бюджета

или бюджета  субъекта РФ

Отрешение от

должности

4.

Админ-истра-тивная

Должностное

лицо

органов

местного

самоуправления

Государство Органы

административной

юрисдикции

Совершение

правонарушений,

предусмотренных

КоАП  РФ или законами субъектов РФ

Администра-тивный штраф
5.

Уголовная

Должностное

лицо

органов

местного

самоуправления

Государство Суд Совершение

уголовных

преступлений,

предусмотренных

УК РФ

Штрафы;

исправитель-

ные или  обязательные работы; арест;

лишение права

занимать

определённые

должности;

ограничение

или лишение

свободы

6.

Граж-данско-правовая

Органы

местного

самоуправления

Физические

и юридические

лица

Суд Совершение  действий,

причинивших ущерб

физическим  и юридическим лицам

Возмещение

ущерба; отмена

правового акта,

причинившего  ущерб

7.

Матери-альная

Должностные

лица  органов

местного

самоуправления

Орган

местного

самоуправ-ления

Орган

местного

самоуправления

Совершение  действий,

причинивших ущерб

органу  местного

самоуправления

Полное или

частичное

возмещение

ущерба

Информация о работе Ответственность органов местного самоуправления