Ответственность органов местного самоуправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2010 в 11:56, реферат

Описание работы

на современном этапе развития российской государственности в её правовой системе наряду с известными четырьмя традиционными видами юридической ответственности (уголовной, административной, гражданско-правовой и дисциплинарной) существует и пятый вид юридической ответственности, а именно государственно-правовая (и её подвид – муниципально-правовая ответственнсть), которую несут субъекты государственно-правовых отношений, каковыми являются Российская Федерация, её субъекты, муниципальные образования и их органы власти

Содержание

Введение…………………………………………..……………………..………... 3
Глава 1. Общие положения об ответственности органов
и должностных лиц местного самоуправления…...………………….. 4
Глава 2. Ответственность органов местного самоуправления
и должностных лиц перед государством............................................... 8
2.1. Ответственность представительного органа муниципального
образования перед государством................................................................ 8
2.2. Ответственность главы муниципального образования
и главы местной администрации перед государством…....................... 10
Глава 3. Ответственность органов местного самоуправления
и должностных лиц перед государством на примере
муниципального образования «ГОРОД ВЛАДИВОСОК»............... 15
3.1. Примеры привлечения к ответственности перед государством
должностных лиц местного самоуправления.......................................... 18
Заключение……………………………………………………….…………........ 25
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц перед государством.doc

— 178.00 Кб (Скачать)

Глава 2. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНОВ МЕСТНОГО

          САМОУПРАВЛЕНИЯ И ДОЛЖНОСТНЫХ

          ЛИЦ ПЕРЕД ГОСУДАРСТВОМ 

     Ответственность органов местного самоуправления и  должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает на основании решения соответствующего суда в следующих случаях:

     - нарушения ими Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституции (устава), законов субъекта РФ, устава муниципального образования;

     - ненадлежащего осуществления органами  местного самоуправления и должностными  лицами местного самоуправления  переданных им отдельных государственных полномочий6.

     При этом в ФЗ № 131 сделана важная оговорка о том, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий только в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств7. 
 

     2.1. Ответственность  представительного  органа

        муниципального образования перед государством 

    Для представительного органа муниципального образования перед государством ст. 73 ФЗ № 131 предусмотрен особый вид ответственности, а именно его роспуск, в случае, если соответствующим судом установлено, что8:

     1. Представительным органом муниципального  образования принят нормативный  правовой акт, противоречащий  Конституции РФ, федеральным конституционным  законам, федеральным законам, конституции (уставу), законам субъекта РФ, уставу муниципального образования, а представительный орган муниципального образования в течение трёх месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда, в том числе не отменил соответствующий нормативный правовой акт.

    2. Избранный в правомочном составе  представительный орган муниципального  образования в течение трёх месяцев подряд не проводил правомочного заседания.

    3. Вновь избранный в правомочном  составе представительный орган  муниципального образования в  течение трёх месяцев подряд  не проводил правомочного заседания.

    При этом высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного  органа государственной власти субъекта РФ) в части, касающейся п. 1 в течение одного месяца после вступления в силу решения суда, установившего факт неисполнения соответствующего судебного решения, а касательно п.п. 2, 3 в течение трёх месяцев со дня вступления в силу решения суда, установившего соответствующий факт вносит в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ проект закона субъекта РФ о роспуске представительного органа муниципального образования.

    Закон субъекта РФ о роспуске представительного органа муниципального образования может быть обжалован в судебном порядке в течение 10 дней со дня вступления в силу.

     В свою очередь досрочное прекращение  полномочий представительного органа муниципального образования влечёт досрочное прекращение полномочий его депутатов9.

     2.2. Ответственность  главы муниципального  образования

        и главы местной администрации перед государством 

     Ответственность главы муниципального образования  или главы местной администрации  перед государством согласно ст. 74 ФЗ № 131 наступает в случаях:

     - издания таким должностным лицом нормативного правового акта, противоречащего Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам, конституции (уставу), законам субъекта РФ, а также уставу муниципального образования, и если такие противоречия установлены соответствующим судом. При этом ответственность перед государством наступает только в случае, если это должностное лицо в течение двух месяцев со дня вступления в силу решения суда (либо в течение иного предусмотренного решением суда срока) не приняло в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда;

     - совершения таким должностным лицом действий (в том числе принятия им правового акта, не носящего нормативного характера), влекущих нарушение прав и свобод человека и гражданина, угрозу единству и территориальной целостности, национальной безопасности, обороноспособности, единству правового и экономического пространства РФ, нецелевое расходование субвенций из федерального бюджета или бюджета субъекта РФ. Данные факты также должны быть установлены соответствующим судом. При этом ответственность перед государством наступает только в случае, если это должностное лицо не приняло в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда.

     В обоих из указанных случаев наступления ответственности высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти (глава исполнительной власти) субъекта РФ) издает правовой акт об отрешении от должности главы муниципального образования или главы местной администрации. При этом ФЗ № 131 установлены пределы срока издания такого правового акта. Этот срок не может быть менее одного месяца со дня вступления в силу последнего решения суда, необходимого для издания указанного акта, а также не может превышать шести месяцев со дня вступления в силу этого решения суда.

     В свою очередь глава муниципального образования или глава местной  администрации, в отношении которых  высшим должностным лицом субъекта РФ был издан правовой акт об отрешении от должности, вправе обжаловать данный правовой акт в судебном порядке в течение 10 дней со дня его официального опубликования.

     Важно отметить, что в соответствии с  Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» (п. 6 ст. 32) гражданин РФ, замещавший должность главы муниципального образования и отрешенный от этой должности высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ, не может быть выдвинут кандидатом на выборах, назначенных в связи с данным обстоятельством.

     Кроме того, представительный орган муниципального образования в соответствии с нормативными положениями ст. 74.1 ФЗ № 131, введённой   п. 6 Федерального закона от 07 мая 2009 года № 90-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации"» вправе удалить главу муниципального образования в отставку по инициативе депутатов представительного органа муниципального образования или по инициативе высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ.

     Основаниями для удаления главы муниципального образования в отставку являются:

     1. Решения, действия (бездействие) главы муниципального образования, повлекшие (повлекшее) наступление последствий, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 1 статьи 75 ФЗ № 131, а именно, если:

     - вследствие решений, действий (бездействия)  органов местного самоуправления  возникает просроченная задолженность муниципальных образований по исполнению своих долговых и (или) бюджетных обязательств, определенная в порядке, установленном Бюджетным кодексом РФ, превышающая 30 процентов собственных доходов бюджетов муниципальных образований в отчетном финансовом году, и (или) просроченная задолженность муниципальных образований по исполнению своих бюджетных обязательств, превышающая 40 процентов бюджетных ассигнований в отчетном финансовом году, при условии выполнения бюджетных обязательств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ в отношении бюджетов указанных муниципальных образований;

     - при осуществлении отдельных  переданных государственных полномочий  за счет предоставления субвенций  местным бюджетам органами местного  самоуправления было допущено нецелевое расходование бюджетных средств либо нарушение Конституции РФ, федерального закона, иных нормативных правовых актов, установленные соответствующим судом.

     2. Неисполнение в течение трёх и более месяцев обязанностей по решению вопросов местного значения, осуществлению полномочий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, уставом муниципального образования, и (или) обязанностей по обеспечению осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта РФ.

     3. Неудовлетворительная оценка деятельности главы муниципального образования представительным органом муниципального образования по результатам его ежегодного отчета перед представительным органом муниципального образования, данная два раза подряд.

     Кроме того, в качестве ответственности  главы муниципального образования  перед государством ст. 36 ФЗ № 131 предусмотрено досрочное прекращение его полномочий, в случае:

     - вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;

     - досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального образования, если глава муниципального образования был избран из состава данного органа.

     В свою очередь, если полномочия главы местной администрации, осуществляются на основе контракта, то как мера ответственности перед государством ст. 37 ФЗ № 131 предусмотрено прекращение полномочий досрочно в случае:

     1. Расторжения контракта по соглашению сторон или в судебном  порядке на основании заявления высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ – в связи с нарушением условий контракта в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ, а также в связи с несоблюдением следующих ограничений, установленных ч. 9 ст. 37 ФЗ № 131:

     - глава местной администрации  не вправе заниматься предпринимательской, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности;

     - глава местной администрации  не вправе входить в состав  органов управления, попечительских  или наблюдательных советов, иных  органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории РФ их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ.

     2. Отрешения от должности в соответствии с выше упоминаемой ст. 74 ФЗ № 131.

     3. Вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда.

     Что касается выборных должностных лиц местного самоуправления, за исключением главы муниципального образования, то их полномочия в качестве меры ответственности перед государством согласно ч. 10 ст. 40 ФЗ № 131 прекращаются досрочно в случае:

     - вступления в отношении соответствующего лица в законную силу обвинительного приговора суда;

     - досрочного прекращения полномочий соответствующего органа местного самоуправления.

     Важно отметить, что согласно ч. 9 ст. 40 ФЗ № 131 депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, в том числе по истечении срока их полномочий. Однако данное положение не распространяется на случаи, когда указанными лицами были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНОВ МЕСТНОГО

          САМОУПРАВЛЕНИЯ И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ

          ПЕРЕД ГОСУДАРСТВОМ НА ПРИМЕРЕ

          МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

          «ГОРОД ВЛАДИВОСТОК» 

     Согласно  ст.ст. 24, 26, 29, 35, 37.1 Устава города Владивостока, принятого решением Думы города Владивостока от 03 марта 2005 года        № 4910 (далее – Устав) в качестве меры ответственности органов местного самоуправлении и должностных лиц перед государством предусмотрено досрочное прекращение полномочий Думы города Владивостока, путём её роспуска, досрочное прекращение полномочий депутата Думы города Владивостока, досрочное прекращение полномочий главы города Владивостока, в том числе путём удаления его в отставку.

Информация о работе Ответственность органов местного самоуправления