Ответственность органов местного самоуправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2010 в 11:56, реферат

Описание работы

на современном этапе развития российской государственности в её правовой системе наряду с известными четырьмя традиционными видами юридической ответственности (уголовной, административной, гражданско-правовой и дисциплинарной) существует и пятый вид юридической ответственности, а именно государственно-правовая (и её подвид – муниципально-правовая ответственнсть), которую несут субъекты государственно-правовых отношений, каковыми являются Российская Федерация, её субъекты, муниципальные образования и их органы власти

Содержание

Введение…………………………………………..……………………..………... 3
Глава 1. Общие положения об ответственности органов
и должностных лиц местного самоуправления…...………………….. 4
Глава 2. Ответственность органов местного самоуправления
и должностных лиц перед государством............................................... 8
2.1. Ответственность представительного органа муниципального
образования перед государством................................................................ 8
2.2. Ответственность главы муниципального образования
и главы местной администрации перед государством…....................... 10
Глава 3. Ответственность органов местного самоуправления
и должностных лиц перед государством на примере
муниципального образования «ГОРОД ВЛАДИВОСОК»............... 15
3.1. Примеры привлечения к ответственности перед государством
должностных лиц местного самоуправления.......................................... 18
Заключение……………………………………………………….…………........ 25
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц перед государством.doc

— 178.00 Кб (Скачать)

     Ответственность Думы города Владивостока перед государством согласно ч. 3 ст. 35 Устава наступает на основании решения соответствующего суда в случае, если судом установлено, что Думой города Владивостока принят нормативный правовой акт, противоречащий Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам, Уставу Приморского края, законам Приморского края, Уставу города Владивостока, а Дума города Владивостока в течение 3 месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не приняла в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда, в том числе не отменила соответствующий нормативный правовой акт.

     Кроме того, досрочное прекращение полномочий Думы города Владивостока возможно в случае11, если соответствующим судом установлено, что Думой города Владивостока принято решение, противоречащее Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам, Уставу Приморского края, законам Приморского края, Уставу города Владивостока, а Дума города Владивостока в течение 3 месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не приняла в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда, в том числе не отменила соответствующее решение.

     При этом губернатор Приморского края в течение одного месяца после вступления в силу решения суда, установившего факт неисполнения данного решения, вносит в Законодательное Собрание Приморского края проект закона Приморского края о роспуске Думы города Владивостока. Полномочия Думы города Владивостока прекращаются со дня вступления в силу закона Приморского края о роспуске Думы города Владивостока;

     В свою очередь ответственность главы  города Владивостока перед государством, согласно ч. 4 ст. 35 Устава наступает:

     - на основании решения соответствующего суда в случае издания главой города Владивостока постановления, противоречащего Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам, Уставу Приморского края, законам Приморского края, Уставу города Владивостока, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а глава города Владивостока в течение 2 месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда;

     - в случае совершения главой города Владивостока действий, в том числе издания им правового акта, не носящего нормативного характера, влекущих нарушение прав и свобод человека и гражданина, угрозу единству и территориальной целостности РФ, национальной безопасности РФ и её обороноспособности, единству правового и экономического пространства РФ, нецелевое расходование субвенций из федерального бюджета или бюджета Приморского края, если это установлено соответствующим судом, а глава города Владивостока не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда.

     В данном случае в соответствии с федеральным законодательством, определяющим принципы организации местного самоуправления, Губернатор Приморского края в срок не менее одного месяца и не позднее 6 месяцев со дня вступления в силу последнего решения суда издает правовой акт об отрешении от должности главы города Владивостока.

     Кроме того, согласно ч. 1 ст. 29 Устава в качестве меры ответственности перед государством полномочия главы города Владивостока прекращаются досрочно в случае:

     1. Вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда.

     2. Удаления в отставку по инициативе Губернатора Приморского края, основаниями которой являются12:

     - решения, действия (бездействие)  главы города Владивостока, повлекшие  (повлекшее) наступление последствий,  предусмотренных выше упоминаемыми п.п. 2 и 3 ч. 1 статьи 75 ФЗ № 131;

     - неисполнение в течение трёх и более месяцев обязанностей по решению вопросов местного значения, осуществлению полномочий, предусмотренных федеральным законодательством, Уставом города Владивостока, и (или) обязанностей по обеспечению осуществления органами местного самоуправления города Владивостока отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города Владивостока федеральными законами и законами Приморского края;

     - неудовлетворительная оценка деятельности  главы города Владивостока Думой  города Владивостока по результатам  его ежегодного отчета перед  Думой города Владивостока, данная  два раза подряд.

     Что касается иных должностных лиц муниципального образования «ГОРОД ВЛАДИВОСТОК», то их ответственность, наряду с остальными депутатами Думы города Владивостока, в том числе и перед государством, согласно ст. 26 Устава наступает путём досрочного прекращение депутатских полномочий в случае вступления в отношении указанных лиц в законную силу обвинительного приговора суда; а также, как было указано выше, досрочного прекращения полномочий Думы города Владивостока. 
 

     3.1. Примеры привлечения к ответственности перед государством

        должностных лиц местного самоуправления 

     16 марта 1994 года администрация города  Владивостока по согласованию  с Приморским краевым судом  дала разрешение на отстранение  Виктора Черепкова от должности  мэра города в связи с предъявлением  ему обвинения во взяточничестве13.

     28 ноября 1994 года Генеральная прокуратура РФ прекратила уголовное дело против Виктора Черепкова “за отсутствием состава преступления”.

     27 декабря 1994 года Указом Президента РФ Бориса Ельцина Виктор Черепков был освобожден от должности мэра Владивостока “в связи с длительным неисполнением обязанностей и нарушением законодательства”.

     14 августа 1996 года Хамовнический окружной суд Москвы признал незаконным увольнение и восстановил Виктора Черепкова в должности мэра Владивостока.

     24 сентября 1996 года Президент РФ Борис Ельцин издал Указ о восстановлении Виктора Черепкова на посту мэра Владивостока, отменив свой Указ от 27 декабря 1994 года.

     26 сентября 1997 года во время зарубежной поездки Виктора Черепкова Краевая Дума приняла решение о временном прекращении его полномочий.

     22 октября 1997 года Краевая Дума отменила свое решение, которое было оспорено в суде.

     03 марта 2007 года Ленинский районный суд города Владивостока удовлетворил ходатайство прокуратуры города о временном отстранении от должности заместителя главы администрации города Владивостока Игоря Голубева, подозреваемого в нецелевом расходовании бюджетных средств   (п. «б» ч. 2 ст. 285.1 Уголовного кодекса (УК) РФ)14.

     Как полагает следствие, в 2005 году Голубев  от имени администрации города подписал договор с муниципальным унитарным предприятием «Авангард-ДВ», на основании которого из городского бюджета на счет компании было перечислено 20 миллионов рублей за организацию подготовки и участия команды по спидвею «Восток» на чемпионате мира.

     07 мая 2007 года Ленинский районный суд города Владивостока признал бывшего мэра города Владивостока Юрия Копылова виновным в превышении должностных полномочий (ч. 2 ст. 286 УК РФ)15.

     Установлено, что Копылов, являясь выборным должностным  лицом – главой администрации муниципального образования «ГОРОД ВЛАДИВОСТОК», в нарушение требований Бюджетного кодекса РФ и регионального законодательства самовольно, без согласования с органом представительной власти и без проведения обязательного конкурса на размещение муниципального заказа, заключил от имени администрации города Владивостока договор с обществом с ограниченной ответственностью «Сирояма» на поставку материалов для устройства колумбария для участников Великой Отечественной войны на общую сумму более 115 миллионов рублей. В бюджете города денежные средства, необходимые для строительства колумбария, предусмотрены не были.

     Затем Копылов издал постановление  главы администрации города, в  соответствии с которым финансовым управлением администрации города Владивостока в период с 21 ноября по 24 декабря 2003 года на счёт ООО «Сирояма из бюджета города были перечислены 6,5 млн. рублей.

     Вступившим  в законную силу решением Арбитражного суда Приморского края от 19 октября 2004 года по иску прокуратуры края к  администрации города Владивостока заключённый Копыловым договор был признан недействительным.

     Кроме того, Арбитражный суд Приморского  края 11 января 2006 года вынес решение  о взыскании с администрации  города Владивостока в пользу ООО  «Сирояма» денежных средств в  размере 21 млн. 578 тыс. 368 рублей в качестве стоимости неосновательно приобретённого имущества по указанному договору.

     Таким образом, действия Копылова повлекли существенное нарушение прав и законных интересов  жителей города, муниципального образования  «город Владивосток» и ООО «Сирояма».

     Приговором суда Копылову назначено наказание в виде 4 лет лишения свободы условно. Также он лишен права занимать руководящие должности в органах местного самоуправления сроком на 2 года.

     02 октября 2007 года Ленинский районный суд города Владивостока временно отстранил от должности заместителя главы администрации города Владивостока Константина Стоценко, подозреваемого в превышении должностных полномочий16.

     По  результатам проверки, проведённой  прокуратурой города Владивостока, органами следствия 26 сентября 2007 года в отношении заместителя главы администрации города Владивостока Константина Стоценко было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий).

     Как полагает следствие, Стоценко не исполнил решение Арбитражного суда Приморского края о взыскании с городской администрации в пользу одного из предпринимателей 1,5 млн. рублей.

     24 декабря 2007 года Ленинский районный суд города Владивостока вынесен обвинительный приговор в отношении главы города Владивостока Владимира Николаева17. Он признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ст. 285 ч. 2 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями) и ст. 286 ч. 2 УК РФ (превышение должностных полномочий).

     Установлено, что в 2004-2005 г.г. Николаев, не относясь к категории лиц, подлежащих обязательной государственной охране, являясь выборным должностным лицом, осуществляющим функции представителя власти, заключил с Управлением вневедомственной охраны при УВД Приморского края договоры об оказании услуг по охране от преступных посягательств перевозимого им имущества. В соответствии с указанными договорами Николаев для обеспечения личной охраны ежедневно при следовании от места жительства к месту работы и обратно, а также для поездок по городу Владивостоку использовал сотрудников милиции Управления вневедомственной охраны при УВД Приморского края.

     Кроме того, Николаев в период с июля 2004 года по февраль 2007 года под видом соблюдения безопасности дорожного движения обеспечил себе ежедневное сопровождение и личную безопасность при передвижении в кортеже автомашин от места жительства до места работы сотрудниками ОГИБДД УВД города Владивостока.

     Злоупотребляя своим служебным положением, Николаев в течение 2006 года незаконно использовал муниципальные бюджетные средства на оплату услуг лица, фактически выполняющего функцию личного охранника, который постоянно сопровождал его при передвижении по городу, а также в поездках в другие регионы России.

     Помимо  этого, приговором суда он признан виновным в том, что в 2006 году в нарушение требований действующего законодательства подписал постановления о выделении в аренду гражданам земельных участков сроком на 49 лет для садоводства. Согласно указанным постановлениям были выданы порубочные билеты и произведена вырубка деревьев, относящихся к лесам первой категории.

     Приговором  суда Николаеву назначено наказание  в виде 4,5 лет лишения свободы  условно. Кроме того, он лишён права  занимать должности на государственной  службе и в органах местного самоуправления, связанные с выполнением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций, сроком на 3 года (19 сентября 2008 года районный суд Советского района города Владивостока заменил Владимиру Николаеву условный срок на реальное заключение, поскольку бывший градоначальник не явился на ежемесячную регистрацию в инспекцию).

     25 декабря 2008 года Ленинский районный суд города Владивостока вынес ещё один приговор в отношении бывшего главы администрации муниципального образования «ГОРОД ВЛАДИВОСТОК» Юрия Копылова18. Он признан виновным в совершении преступления, предусмотренного частью второй статьи 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями).

     Установлено, что в 1999 году администрация города Владивостока из средств бюджета муниципального образования перечислила в управление вневедомственной охраны при УВД Приморского края более 4 млн. руб. за охрану подъезда жилого дома № 18 по улице Прапорщика Комарова в городе Владивостоке, где в одной из квартир проживал Юрий Копылов с семьей. В период с ноября 1999 года по июль 2004 года около указанного дома был выставлен круглосуточный вооруженный милицейский пост. Таким образом, глава администрации незаконно обеспечил себя, членов своей семьи и личное имущество охраной за счёт государственных средств.

Информация о работе Ответственность органов местного самоуправления