Понятие и предмет муниципального права

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 00:31, контрольная работа

Описание работы

Муниципальное право — отрасль российского права, регулирующая правовые отношения, складывающиеся в области местного самоуправления. Понятие муниципальное право используется в трех основных значениях: как относительно самостоятельная правовая отрасль в системе права РФ, как научная дисциплина, изучающая нормы муниципального права и регулируемые ими общественные отношения и как учебная дисциплина.
Основу муниципального права составляют традиционно нормы конституционного права, а также административного права. Эти отрасли по-прежнему играют ведущую роль в правовом закреплении основных принципов функционирования местной власти — местного самоуправления.

Работа содержит 1 файл

муниципальное право пюи фсин.docx

— 53.17 Кб (Скачать)

Должности категории «Б»  и «В» называются муниципальными должностями муниципальной службы.

Муниципальные должности  муниципальной службы (должности  категории «Б» и «В») подразделяются на следующие группы должностей:

1) главные должности муниципальной  службы;

2) ведущие должности;

3) старшие должности;

4) младшие должности

Должности муниципальной  службы подразделяются по специализациям, предусматривающим наличие у  муниципального служащего одной  специализации, соответствующей профессиональному  образованию.

Установлены квалификационные требования к муниципальным служащим по:

1)   уровню специального профессионального образования;

2) стажу и опыту работы  по специальности;

3)  уровню знаний

В законе определены требования для замещения всех 4-х видов  групп муниципальных должностей муниципальной службы.

Муниципальные служащие за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных  обязанностей могут привлекаться к  дисциплинарной, материальной, административной и уголовной ответственности. Основанием дисциплинарных взысканий является совершение должностного проступка - неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных  обязанностей.

Муниципальный служащий при  наличии сведений о совершении им должностного проступка может быть временно, но не более чем на один месяц, до решения вопроса об отстранен  от выполнения должностных обязанностей. За временно отстраненным муниципальным  служащим сохраняется материальное и социальное обеспечение.

7.Муниципально-правовые отношения.

Муниципально-правовые отношения – это регулируемые нормами муниципального права общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления. Муниципально-правовые отношения подразделяют:

  1. на отношения, связанные с организацией местного самоуправления;
  2. отношения, характеризующие муниципальную деятельность по непосредственному жизнеобеспечению населения муниципальных образований;
  3. отношения, в которых находит свое воплощение деятельность органов местного самоуправления по осуществлению отдельных государственных полномочий.

Муниципально-правовые отношения  подразделяются на три группы:

1) отношения, в которых одной из сторон выступает муниципальное образование. Муниципальное образование в соответствии с законом имеет муниципальную собственность, местный бюджет, выборные органы местного самоуправления, а также вправе иметь собственную символику, вступать в ассоциации и союзы, объединяющие муниципальные образования;

2) отношения, в которых одним из субъектов выступает население муниципального образования. Данные отношения возникают в процессе непосредственного волеизъявления населения, принятия им решений по вопросам местного значения, например устава муниципального образования;

3) отношения, в которых одной из сторон является орган или должностное лицо местного самоуправления. Данные отношения характеризуют многостороннюю деятельность местного самоуправления по решению вопросов местного значения, а также реализации отдельных государственных полномочий, которыми могут наделяться органы местного самоуправления по закону.

Субъекты муниципально-правовых отношений – лица, представляющие местное самоуправление и имеющие право принимать решения по вопросам местного значения, а также физические и юридические лица, общественные и государственные органы, вступающие с муниципалитетом в правовые отношения. Абсолютным признаком муниципально-правовых отношений является тот факт, что обязательной стороной этих отношений является население муниципального образования непосредственно, а также его представители в лице органов местного самоуправления.

Субъектами муниципально-правовых отношений являются наряду с населением муниципальное образование, органы местного самоуправления, органы территориального общественного самоуправления, общественные объединения, органы государственной  власти, коммерческие организации.

Муниципальному образованию  принадлежат права собственника в отношении имущества, входящего  в состав муниципальной собственности. В соответствии с ГК РФ (ст. 124) муниципальные  образования не являются юридическими лицами. Однако они выступают в  отношениях, регулируемых гражданским  законодательством, на равных началах  с иными участниками этих отношений  – гражданами и юридическими лицами. К муниципальным образованиям в этом случае применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в имущественных отношениях.

Особый правовой статус муниципальных  образований проявляется также  и в том, что именно к ведению  муниципальных образований Закон  об общих принципах организации  местного самоуправления относит вопросы  местного значения, а также отдельные  государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления. В своей совокупности они составляют предметы ведения местного самоуправления.

8.Финансово-экономические основы  местного самоуправления.

Финансово-экономическая  основа местного самоуправления Финансово-экономическая  основа местного самоуправления является непременным условием реальности и  эффективности муниципальной деятельности. Она обеспечивает хозяйственную  самостоятельность местного самоуправления, служит удовлетворению потребностей населения. С точки зрения муниципального права  финансово-экономическая основа местного самоуправления представляет собой  совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих отношения, связанные  с формированием и использованием муниципальной собственности и  финансовых средств муниципального образования, а также отношения, возникающие в связи с управлением  и пользованием государственными материальными  и финансовыми средствами, переданными  органам местного самоуправления в  соответствии с законом. Муниципальной  собственностью в соответствии со статьей 215 Гражданского кодекса Российской Федерации признается имущество, принадлежащее (на праве собственности) городским  и сельским поселениям, а также  другим муниципальным образованиям. Муниципальная собственность в  Российской Федерации признается и  защищается государством наравне с  государственной, частной и иными  формами собственности. В состав муниципальной собственности входят средства местного бюджета, муниципальные  внебюджетные фонды, имущество органов  местного самоуправления, а также  муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся  в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и  организации, муниципальные банки  и другие финансово-кредитные организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые  помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество.

От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных  законами субъектов Российской Федерации  и уставами муниципальных образований, население непосредственно.

Финансовые средства муниципального образования (местные финансы) - это  совокупность денежных средств, формируемых  и используемых для решения вопросов местного значения. К ним относятся: средства местного бюджета; государственные  и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие  органам местного самоуправления; муниципальные  внебюджетные средства; финансовые ресурсы  предприятий, учреждений, находящихся  в муниципальной собственности; средства, мобилизуемые на финансовом рынке (ссуды, займы, кредиты). Наличие  собственного местного бюджета является необходимым условием существования  любого муниципального образования.

Конституция Российской Федерации  закрепляет право органов местного самоуправления самостоятельно формировать, утверждать и исполнять местный  бюджет.

Местные налоги и сборы - налоги и сборы, устанавливаемые органами местного самоуправления. 
Органы местного самоуправления самостоятельно распоряжаются средствами местных бюджетов. Расходная часть местных бюджетов определяется предметами ведения муниципальных образований и включает расходы на решение вопросов местного значения, реализацию планов и программ социально-экономического развития территорий. Кроме того, в расходной части местных бюджетов предусматривается финансирование отдельных государственных полномочий. Финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, должны ежегодно предусматриваться соответственно в федеральном бюджете и в бюджетах субъектов Российской Федерации.

Размер компенсации дополнительных расходов, связанных с осуществлением органами местного самоуправления отдельных  государственных полномочий, определяется одновременно с принятием соответствующего решения органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Решения органов государственной власти, влекущие дополнительные расходы органов местного самоуправления, реализуются органами местного самоуправления в пределах переданных им в качестве компенсации средств. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законом обеспечивают муниципальным образованиям минимальные местные бюджеты путем закрепления доходных источников для покрытия минимально необходимых расходов местных бюджетов. Минимально необходимые расходы местных бюджетов устанавливаются законами субъектов Российской Федерации на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности.

Органы местного самоуправления обеспечивают удовлетворение основных жизненных потребностей населения  в сферах, отнесенных к ведению  муниципальных образований, на уровне не ниже государственных минимальных  социальных стандартов, выполнение которых  гарантируется государством путем  закрепления федеральными органами государственной власти, органами государственной  власти субъектов Российской Федерации  отчислений от федеральных налогов  и налогов субъектов Федерации  за доходной частью местных бюджетов.Показатели финансовой деятельности органов местного самоуправления, муниципальных предприятий  и организаций подлежат учету  органами государственной статистики в установленном порядке

10.Субъекты муниципально-правовых  отношений.

Субъектами муниципально-правовых отношений являются:

– муниципальные образования;

– население муниципальных образований;

– собрание (сход) граждан;

– органы местного самоуправления;

– граждане;

– депутаты представительных органов местного самоуправления.

Субъекты муниципально-правовых отношений можно условно подразделить на два вида.

К первому виду относится особый субъект – муниципальное образование.

Закон об общих принципах  организации местного самоуправления определяет муниципальное образование  как городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иную населенную территорию, в пределах которых осуществляется местное  самоуправление, имеются муниципальная  собственность, местный бюджет и  выборные органы местного самоуправления.

Ко второму виду относятся субъекты, наделенные правом принимать решения, участвовать в принятии решений по вопросам местного значения. Статья 12 Закона об общих принципах организации местного самоуправления гарантирует право населения городского, сельского поселения независимо от его численности на осуществление местного самоуправления. Субъектами муниципально-правовых отношений, наделенными полномочиями на решение вопросов местного значения, являются выборные и другие органы местного самоуправления. К ним относятся: представительный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения; выборное должностное лицо местного самоуправления, наделенное согласно уставу муниципального образования полномочиями на решение вопросов местного значения.

Субъектами муниципально-правовых отношений выступают общественные объединения, которые в соответствии со своими уставами принимают участие в выборах органов местного самоуправления, представляют и защищают свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах местного самоуправления. Согласно Федеральному закону от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях» вопросы, затрагивающие интересы общественных объединений, в предусмотренных Законом случаях решаются органами местного самоуправления с участием соответствующих общественных объединений или по согласованию с ними.

Закон ничего не говорит о  возможности участвовать в осуществлении  местного самоуправления иностранных  граждан и лиц без гражданства, проживающих на территории муниципального образования. Однако иностранные граждане, лица без гражданства в соответствии со ст. б2 Конституции РФ пользуются в Российской Федерации правами  и несут обязанности наравне  с российскими гражданами, кроме  случаев, установленных федеральным  законодательством или международным  договором Российской Федерации. Закон  об основных гарантиях избирательных  прав и права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации допускает  возможность участия иностранных  граждан, постоянно или преимущественно  проживающих на территории муниципального образования, в муниципальных выборах, местном референдуме в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

12.Характеристика местного референдума.

Местный референдум - голосование граждан Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающих в границах одного или нескольких муниципальных образований, по важным вопросам местного значения, которое проводится в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации, а также уставами муниципальных образований. Проведение местных референдумов, как правило, предусматривается уставами муниципальных образований, однако вполне достаточным юридическим основанием для их проведения являются федеральное законодательство и законодательство соответствующего субъекта Федерации [4, С.44].

В основе института референдума  в Российской Федерации лежат  политические права и свободы  человека и гражданина. Поэтому все  виды референдумов заняли прочное место  в системе конституционных институтов, выступают в качестве гарантии права  граждан участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (ч.1 ст.32 Конституции Российской Федерации) [1, Ст.32].

В Конституции Российской Федерации закреплено: "Граждане Российской федерации имеют право  избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также  участвовать в референдуме" (ч.2 ст.32).

Право на участие в референдуме, как и активное избирательное  право, является равным и прямым для  всех граждан Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации  участвует в референдуме на основе принципа свободы и добровольности. Он сам решает, принять участие  в голосовании или нет, сам  определяет свою волю при голосовании. Никто не вправе оказывать воздействие  на гражданина с целью принудить  его к участию или неучастию  в выборах и референдуме, а  также на его свободное волеизъявление. Законодательство о выборах и  референдуме устанавливает гарантии свободного волеизъявления граждан.

Информация о работе Понятие и предмет муниципального права