Понятие и предмет муниципального права

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 00:31, контрольная работа

Описание работы

Муниципальное право — отрасль российского права, регулирующая правовые отношения, складывающиеся в области местного самоуправления. Понятие муниципальное право используется в трех основных значениях: как относительно самостоятельная правовая отрасль в системе права РФ, как научная дисциплина, изучающая нормы муниципального права и регулируемые ими общественные отношения и как учебная дисциплина.
Основу муниципального права составляют традиционно нормы конституционного права, а также административного права. Эти отрасли по-прежнему играют ведущую роль в правовом закреплении основных принципов функционирования местной власти — местного самоуправления.

Работа содержит 1 файл

муниципальное право пюи фсин.docx

— 53.17 Кб (Скачать)

6. Муниципальный служащий  вправе обжаловать результаты  аттестации в судебном порядке.

7. Положение о проведении  аттестации муниципальных служащих  утверждается муниципальным правовым  актом в соответствии с типовым  положением о проведении аттестации  муниципальных служащих, утверждаемым  законом субъекта Российской  Федерации.

 Основания для расторжения трудового договора с муниципальным служащим

1. Помимо оснований для  расторжения трудового договора, предусмотренных Трудовым кодексом  Российской Федерации, трудовой  договор с муниципальным служащим  может быть также расторгнут  по инициативе представителя  нанимателя (работодателя) в случае:

1) достижения предельного  возраста, установленного для замещения  должности муниципальной службы;

2) прекращения гражданства  Российской Федерации, прекращения  гражданства иностранного государства  - участника международного договора  Российской Федерации, в соответствии  с которым иностранный гражданин  имеет право находиться на  муниципальной службе, приобретения  им гражданства иностранного  государства либо получения им  вида на жительство или иного  документа, подтверждающего право  на постоянное проживание гражданина  Российской Федерации на территории  иностранного государства, не  являющегося участником международного  договора Российской Федерации,  в соответствии с которым гражданин  Российской Федерации, имеющий  гражданство иностранного государства,  имеет право находиться на  муниципальной службе;

3) несоблюдения ограничений  и запретов, связанных с муниципальной  службой и установленных статьями 13 и 14 настоящего Федерального  закона.

2. Допускается продление  срока нахождения на муниципальной  службе муниципальных служащих, достигших предельного возраста, установленного для замещения  должности муниципальной службы. Однократное продление срока  нахождения на муниципальной  службе муниципального служащего  допускается не более чем на  один год.

4.Муниципально-правовые нормы и  институты.

Муниципально-правовая норма - это норма права, регулирующая отношения  в сфере местного самоуправления, решения вопросов местного значения

Муниципально-правовые нормы  подразделяются:

По объекту правового  регулирования:

- нормы, закрепляющие общее  понятие местного самоуправления

- нормы, закрепляющие организационные  основы местного самоуправления

- нормы, определяющие основные  положения государственной муниципальной  службы

- нормы, складывающиеся  в процессе принятия решений  по вопросам местного значения.

- нормы, устанавливающие  гарантии местного самоуправления.

По характеру:

- управомочивающие правовые  нормы

- обязывающие правовые  нормы

- запрещающие правовые  нормы 

По территориальным пределам действия:

- нормы, действующие на  всей территории Российской Федерации

- нормы, действующие только  в пределах конкретного субъекта  Российской Федерации

- нормы, действующие только  в определенном муниципальном  образовании. 

По методу правового регулирования:

- Императивные правовые  нормы

- Диспозитивные правовые  нормы

По назначению в механизме  правового регулирования:

- Материальные правовые  нормы

- Процессуальные правовые  нормы.

Муниципально-правовые институты - это определенная система норм муниципального права, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения и образующих относительно самостоятельную группу в рамках отрасли муниципального права 

К числу институтов муниципального права относятся:

1) местное самоуправление  как самостоятельный институт  и форма народовластия;

2) основы местного самоуправления;

3) формы местного самоуправления;

4) предметы ведения и  полномочия местного самоуправления;

5) гарантии местного самоуправления;

6) ответственность органов  и должностных лиц местного  самоуправления и др.

Особенностью муниципально-правовых институтов является то, что образующие их нормы обладают признаками не только отрасли муниципального права, но и признаками основных, первичных отраслей (конституционного, административного, финансового, гражданского, земельного, трудового и др.). Такую двойственную природу имеют институты муниципальной службы, муниципальной собственности, форм

Под муниципально-правовыми нормами понимаются правовые нормы, регулирующие общественные отношения в сфере местного самоуправления. Нормам муниципального права присущи все признаки правовых норм: общеобязательность, обеспечение их реализации с помощью системы государственных гарантий, защита от нарушений принудительными средствами. Нормы муниципального права по признаку регулирования и однородных, взаимосвязанных общественных отношений объединяются в муниципально-правовые институты.Муниципально-правовые институты - это определенная система норм муниципального права, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения и образующих относительно самостоятельную группу в рамках отрасли муниципального права. Особенностью муниципально-правовых институтов является то, что образующие их нормы обладают признаками не только отрасли муниципального права, но и признаками основных, первичных отраслей (конституционного, административного, финансового, гражданского, земельного, трудового и др.). Такую двойственную природу имеют институты муниципальной службы, муниципальной собственности, форм непосредственной демократии, местных финансов и др.Муниципально-правовые отношения - это те урегулированные нормами права общественные отношения, которые возникают в процессе осуществления местного самоуправления.В муниципально-правовых отношениях участвует определенный круг лиц, на которых в тот или иной момент распространяется действие соответствующих муниципально-правовых норм; 
регламентируется конкретное поведение участников этих отношений;обеспечиваются субъективные права и юридические обязанности в области местного самоуправления посредством специальных юридических средств.

 

Важнейшим элементом муниципально-правового отношения являются его участники - субъекты. Субъектами муниципально-правовых отношений являются лица, участвующие в муниципально-правовых отношениях, и являющиеся носителями прав и обязанностей в сфере местного самоуправления. 
Субъектами муниципального права (участниками муниципально-правовых отношений) являются: население муниципального образования; граждане Российской Федерации, а также граждане, имеющие иное гражданство, или лица без гражданства; органы и должностные лица местного самоуправления; государство и отдельные государственные органы (муниципальные образования, Российская Федерация, субъекты Федерации, федеральные и региональные органы государственной власти); юридические лица.

5.Организационные основы местного  самоуправления.

Организационные основы местного самоуправления Местное самоуправление, как и любой вид социального  управления, имеет организационную  структуру, отражающую основные задачи и функции муниципальной деятельности. Организационные основы местного самоуправления составляют муниципально-правовые нормы, закрепляющие структуру органов  местного самоуправления, порядок, формы  и принципы их деятельности, регламентирующие муниципальную службу. Органы местного самоуправления - это выборные и  другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов  государственной власти.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации структура  органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Федеральный  закон "Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации" связывает решение  вопросов организации местного самоуправления с принятием устава муниципального образования. В уставе определяются структура, наименование и порядок  формирования органов местного самоуправления, компетенция органов и должностных  лиц местного самоуправления, регламентируются условия и порядок организации  муниципальной службы, указываются  гарантии прав должностных лиц, основания  и виды ответственности органов  и должностных лиц местного самоуправления, срок полномочий, основания и порядок  досрочного прекращения полномочий депутатов и членов выборных органов  и выборных должностных лиц местного самоуправления, другие положения, составляющие организационную основу местного самоуправления. Муниципальное законодательство устанавливает  обязательное наличие в муниципальных' образованиях выборных органов местного самоуправления.' Прежде всего имеется  в виду наличие представительного  органа - выборного органа, обладающего  правом представлять интересы населения  и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования. Представительный орган местного самоуправления состоит из депутатов, избираемых путем тайного голосования на основе всеобщего равного и прямого избирательного права в соответствии с федеральными законами и законами местного самоуправления закрепляется федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований.

Основной формой деятельности представительного органа местного самоуправления являются сессии (заседания), периодичность созыва которых определяется в уставе муниципального образования  и регламенте представительного  органа. На сессиях (заседаниях) в коллегиальном  порядке принимаются решения  по вопросам, отнесенным к ведению  муниципальных образований. 
Уставами муниципальных образований помимо представительных органов могут быть предусмотрены иные органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления (в том числе и выборные). Основное их предназначение - исполнение решений представительных органов местного самоуправления, организационно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение их деятельности. И хотя муниципальное законодательство не содержит понятия "исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления", характер выполняемых функций позволяет с определенной степенью условности считать таковыми все иные, отличные от представительных, органы местного самоуправления. 
Особое место в системе местного самоуправления занимают главы муниципальных образований. Должность главы - выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования, может быть предусмотрена его уставом. Глава муниципального образования избирается гражданами, проживающими на данной территории, либо представительным органом местного самоуправления из своего состава в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В соответствии с уставом глава муниципального образования наделяется собственной компетенцией по решению вопросов местного значения. Он руководит деятельностью исполнительных органов местного самоуправления и согласно уставу муниципального образования может быть наделен правом входить в состав представительного органа местного самоуправления, председательствовать на его заседаниях. 
Глава муниципального образования и другие выборные должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом подотчетны как населению непосредственно, так и представительному органу местного самоуправления. 
Главы муниципальных образований, иные должностные лица местного самоуправления, а также другие лица, осуществляющие профессиональную деятельность на постоянной основе на должностях в органах местного самоуправления, являются муниципальными служащими. Таким образом, муниципальная служба - профессиональная деятельность на постоянной основе в органах местного самоуправления по исполнению их полномочий. Муниципальные служащие не относятся к категории государственных служащих. Правовая регламентация муниципальной службы, включающая требования к должностям, статус муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, управление службой, определяется уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации и федеральным законом.

6.Понятие и виды муниципальных  должностей.

Прохождение муниципальной службы. Прекращение муниципальной службы. Поощрение и ответственность  муниципальных служащих.

В настоящее время порядок  прохождения муниципальной службы регулируется ФЗ ”Об основах муниципальной  службы в РФ”.

Это достаточно короткий ФЗ, состоящий в основном из отсылочных статей к субфедеральному законодательству и Уставам МО.

1) Этим ФЗ определены  лишь основные принципы организации  муниципальной службы. В связи  с этим, основным законом о  муниципальной службе является  закон СРФ, например ЗИО  ”О муниципальной службе в МО”; закон ИО ”О реестре муниципальных должностей муниципальной службы в ИО”.

Под муниципальной службой в ИО понимается профессиональная деятельность, осуществляемая на постоянной основе на муниципальной должности муниципальной службы.

Муниципальная должность муниципальной  службы – штатная муниципальная должность с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению исполнения полномочий органов МС.

Кроме того, имеются муниципальные  должности, не относящиеся к муниципальной  службе.

Муниципальный служащий – гражданин РФ, исполняющий в порядке, определенном уставом МО, обязанности по муниципальной должности муниципальной службы с денежным содержанием, выплачиваемым за счет средств местного бюджета.

Законом ИО определены следующие  задачи муниципального служащего:

1)       обеспечение прав и свобод человека и гражданина на территории МО;

2)       защита прав и интересов МО;

3)       обеспечение самостоятельности решения населением ВМЗ;

4)      обеспечение исполнения Конституции РФ и др. НПА федерального, областного и местного уровня;

5)      оказание содействия федеральным, областным органам государственной власти.

Финансирование муниципальной  службы осуществляется за счет средств  местного бюджета.

Муниципальные должности  муниципальной службы подразделяются на следующие категории:

1)      должности категории ”А”- должности, устанавливаемые уставом МО для исполнения полномочий органов МС, замещаемые путем выборов населением (это выборные должности)

2)      должности категории «Б» - должности для обеспечения исполнения полномочий органов МС и лиц, замещающих должности категории «А» ;

3)      должности категории «В» - должности, учреждаемые органами МСУ для обеспечения исполнения их полномочий

Кроме того, в обеспечении  деятельности органов МС участвуют  лица, работающие на должностях технического персонала, которые не относятся  к муниципальным должностям.

Должности категории «А»  называются выборными муниципальными должностями.

Информация о работе Понятие и предмет муниципального права