Понятие и предмет муниципального права

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 00:31, контрольная работа

Описание работы

Муниципальное право — отрасль российского права, регулирующая правовые отношения, складывающиеся в области местного самоуправления. Понятие муниципальное право используется в трех основных значениях: как относительно самостоятельная правовая отрасль в системе права РФ, как научная дисциплина, изучающая нормы муниципального права и регулируемые ими общественные отношения и как учебная дисциплина.
Основу муниципального права составляют традиционно нормы конституционного права, а также административного права. Эти отрасли по-прежнему играют ведущую роль в правовом закреплении основных принципов функционирования местной власти — местного самоуправления.

Работа содержит 1 файл

муниципальное право пюи фсин.docx

— 53.17 Кб (Скачать)

Институт референдума  обычно включает в себя две возможности - решать законодательные вопросы  совместно парламенту и электорату. Поэтому референдум предполагает, что  его инициаторами могут быть, с  одной стороны, парламент, законодательная  власть, а с другой - избирательный  корпус, действующий в порядке  народной инициативы. Согласно действующему законодательству инициатива проведения референдума Российской Федерации  принадлежит не менее чем двум миллионам граждан, имеющих право  на участие в референдуме Российской Федерации, при условии, что на территории одного субъекта Российской Федерации  проживают не более 10 процентов из них и Конституционному Собранию, которое разрабатывает проект новой  Конституции Российской Федерации  и выносит его на референдум [9, С.12].

Первичной целью референдумов является принятие государственных  решений на основе единства мнений граждан в условиях, когда другие формы прямой демократии применяются  ограниченно или не дают должного результата. Но всегда возникает вопрос, насколько едино общество с его  многообразием форм, институтов, мнений и настроений. В Российской Федерации  признается идеологическое и политическое многообразие, многопартийность (ч.1 и 3 ст.13 Конституции Российской Федерации). Иначе говоря, мы живем в условиях идеологического и политического  плюрализма, который характеризует  состояние элементов общественной системы, представляющей собой определенную целостность, единство.

Юридическая сила решения, принятого  на референдуме, связана, во-первых, с  тем, что референдум является высшим непосредственным выражением власти народа. Вследствие этого решение референдума  Российской Федерации общеобязательно, не нуждается в дополнительном утверждении, может быть отменено или изменено не иначе как путем принятия решения на новом референдуме Российской Федерации. Во-вторых, юридическая сила решения референдума зависит от вида закона, вопрос о котором вынесен на референдум, от положения этого закона в иерархии нормативных правовых актов, выстроенной в Российской Федерации с учетом федеративных принципов. Так, в отличие от референдума Российской Федерации, решения, принятые на референдуме субъекта Российской Федерации или на местном референдуме, могут быть отменены или изменены вследствие признания их недействительными в судебном порядке [5, С.109].

Одним из важнейших оснований  для того, чтобы суд отменил  соответствующие решения, может  служить то, что решение, принятое на референдуме субъекта Российской Федерации, противоречит Конституции  Российской Федерации, федеральному конституционному закону, федеральному закону, а для  местного референдума - также и закону субъекта Российской Федерации (п.4 и 5 ст.61 Федерального закона РФ "Об основных гарантиях…").

13.Правовое регулирование муниципальных  отношений.

Муниципальное право, как и другие отрасли, воздействует на общественные отношения с помощью таких правовых приемов (способов), как предписание, дозволение, запрет, сочетание которых и определяет характер правового регулирования.

В зависимости от преобладания в системе юридических способов регулирования общественных отношений, которые используются в отрасли  права, того или иного правового  приема различают два основных метода правового регулирования – императивный (властный) и диспозитивный. Преобладание предписания в комплексе способов юридического воздействия на общественные отношения характерно для императивного регулирования. Императивный метод регулирования предполагает правовое положение субъектов, построенное на субординации, прямом подчинении. Дозволение, предоставляющее субъектам отношений право на самостоятельный выбор своего поведения, признающее их равноправие, лежит в основе диспозитивного регулирования. Основанием возникновения правоотношений при этом выступает обычно договор. Диспозитивный метод регулирования присущ отраслям частного права: гражданскому, семейному.

Характер правового регулирования  муниципальных отношений обусловлен спецификой предмета муниципального права, который охватывает сферы и публичного, и частного права. Местное самоуправление – это форма реализации власти народа. Законодательство о местном самоуправлении устанавливает обязательность решений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. Неисполнение или ненадлежащее исполнение данных решений влечет ответственность в соответствии с законами. Вместе с тем предмет муниципального права охватывает отношения из сферы частного права. Органы местного самоуправления не только осуществляют публично-властную деятельность, но и реализуют права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования. Они вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать, а также совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, иные сделки, определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов. Дозволение, определяющее диспозитивный характер правового регулирования, широко используется в муниципальном праве.

Используются в муниципальном  праве и запреты – способ юридического воздействия на поведение субъектов  права, применяемый и при императивном, и при диспозитивном регулировании. Так, ст. 133 Конституции РФ содержит запрет на ограничение прав местного самоуправления; ст. 12 Закона об общих принципах организации местного самоуправления запрещает лишать население городского, сельского поселения независимо от его численности права на осуществление местного самоуправления.

Кроме императивного и диспозитивного методов, в муниципальном праве используется метод гарантий, который широко применяется прежде всего на федеральном уровне правового регулирования местного самоуправления.

14.Местный бюджет и другие  местные финансы.?

Местные финансы включают: средства местных бюджетов, муниципальных  внебюджетных (включая валютные) фондов, а также в соответствии с законом  иные финансовые ресурсы, служащие удовлетворению потребностей населения муниципального образования.    

Формирование и использование  местных финансов основывается на принципах  самостоятельности местных финансов, государственной финансовой поддержки, гласности формирования и использования  финансовых ресурсов. Государство содействует  развитию местных финансов, гарантирует  их защиту через соответствующую  систему мер, в том числе и  через целевые федеральные и  региональные программы.    

Органы местного самоуправления осуществляют объединение на добровольной основе средств юридических и  физических лиц для финансирования программ развития территорий муниципальных  образований.    

Бюджеты муниципальных образований  составляются при использовании  основных финансовых и бюджетных  понятий, установленных законодательством (в частности, статьями действующего частично Закона Российской Федерации  от 15 апреля 1993 г. "Об основах бюджетных  прав и прав по формированию и использованию  внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной  власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления".    

Консолидированный бюджет - свод бюджетов нижестоящих территориальных  уровней и бюджета соответствующего национально-государственного и административно-территориального образования, используемый для расчетов и анализа.    

Минимальный бюджет - расчетный  объем доходов соответствующего консолидированного бюджета нижестоящего территориального уровня, бюджета поселка, районного бюджета района в городе, городского бюджета города без районного  деления, покрывающих гарантируемые  соответствующими вышестоящими органами власти минимально необходимые расходы, часть которых в случае недостаточности  расчетного объема закрепленных доходов  покрывается отчислениями от регулирующих доходов, дотациями и субвенциями  по решению органов государственной  власти Российской Федерации и ее субъектов.    

Минимальные социальные и  финансовые нормы и нормативы - соответственно в натуральном или денежном выражении  единые или групповые удельные показатели минимально необходимой обеспеченности важнейшими жилищно-бытовыми, социально-культурными  и другими услугами.    

Закрепленные доходы - доходы, которые полностью или в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной или долговременной основе в установленном порядке поступают  в соответствующий бюджет.    

Регулирующие доходы - доходы, которые в целях сбалансирования  доходов и расходов поступают  в соответствующий бюджет в виде процентных отчислений от налогов и  других платежей по нормативам, утвержденным в установленном порядке на следующий  финансовый год.    

Дотация - сумма, выделяемая из бюджета вышестоящего уровня в  случаях, если закрепленных и регулирующих доходов недостаточно для формирования минимального бюджета муниципального образования.    

Субвенция - сумма, выделяемая на определенный срок из бюджета вышестоящего уровня на конкретные цели для выравнивания социально-экономического развития соответствующего муниципального образования.    

Контингент дохода - сумма  взимаемого на территории соответствующего муниципального образования конкретного  вида налога либо иного платежа.    

Средняя финансовая обеспеченность - сумма бюджетных средств, средств  внебюджетных фондов и иных средств, направляемых на содержание объектов социальной и производственной инфраструктуры, а также на финансирование социально-экономического развития муниципального образования  в расчете на одного жителя.    

Основные характеристики бюджета: объем доходов бюджета; объем расходов бюджета, в том  числе бюджета текущих расходов и бюджета развития; превышение доходов  над расходами или дефицит  бюджета и его предельный процент  по отношению к расходам; дотации  и субвенции бюджетам нижестоящего территориального уровня; размер нормативов (процентов) отчислений от регулирующих доходов в бюджеты нижестоящего территориального уровня; перечень доходов и нормативы фиксированных долей доходов (в процентах), закрепляемых за бюджетами нижестоящего территориального уровня; оборотная кассовая наличность.    

При составлении проекта  бюджета, уточнении бюджета в  ходе его исполнения органы муниципального образования в пределах своей  компетенции вправе:    

определять объем финансирования из своего бюджета мероприятий по социально-экономическому развитию соответствующего муниципального образования в пределах планируемых бюджетных доходов, предоставленных дотаций, субвенций, а также с учетом привлекаемых заемных средств;    

определять направления  использования средств бюджета  на инвестиции, собственные целевые  программы, а также на совместные программы с органами государственной  власти или местного самоуправления иных административно-территориальных  образований, на внешнеэкономическую  деятельность, мероприятия по охране окружающей среды (сверх ассигнований, выделяемых из экологических внебюджетных фондов), благоустройство городов, поселков и сел, содержание и капитальный  ремонт жилищного фонда, объектов коммунального  назначения, сети дорог соответствующего значения (сверх выделяемых ассигнований из дорожных фондов), образовательных  учреждений, учреждений здравоохранения  и социального обеспечения, науки  и культуры, физической культуры и  спорта, средств массовой информации, на содержание органов местного самоуправления и на другие цели;    

увеличивать в пределах имеющихся  средств нормы расходов на содержание жилищно-коммунального хозяйства, образовательных  учреждений, учреждений здравоохранения  и социального обеспечения, науки  и культуры, физической культуры и  спорта, органов милиции и общественной безопасности, охраны окружающей среды  и на другие цели;    

определять в пределах имеющихся средств дополнительные льготы и пособия, а также в  пределах имеющихся средств производить  иные затраты на оказание помощи отдельным  категориям населения, нуждающимся  в социальной защите;    

образовывать в пределах объема доходов своего бюджета резервные  и целевые фонды;    

объединять на договорной основе средства своего бюджета со средствами иных бюджетов, а также  предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и граждан  для финансирования строительства, ремонта и содержания объектов производственного  и непроизводственного назначения.    

Отчет об исполнении бюджета  и отчеты об использовании средств  внебюджетных и валютного фондов составляются органами местного самоуправления. Отчет об исполнении бюджета должен составляться по всем основным показателям  доходов и расходов в установленном  порядке с необходимым анализом исполнения доходов (в том числе  по обеспечению уровня закрепленных доходов и расходования средств).    

Уровень закрепленных доходов  бюджета (за исключением районных бюджетов районов в городах) должен составлять не менее 70 процентов доходной части  минимального бюджета соответствующего национально-государственного или  административно-территориального образования, а при отсутствии такой возможности  в связи с недостаточностью закрепленных и регулирующих доходов - не менее 70 процентов доходной части без  учета в ней дотаций и субвенций.    

Для достижения этого уровня в процессе бюджетного регулирования  Государственная Дума Российской Федерации, иные государственные органы власти закрепляют за бюджетами муниципального образования полностью или в  твердо фиксированной доле (в процентах) на долговременной основе (не менее  чем на пять лет) любые регулирующие доходы, а также могут передавать в эти бюджеты свои закрепленные доходы. При этом в случае увеличения минимального бюджета на следующий  финансовый год указанная фиксированная  доля (в процентах) подлежит соответствующей  корректировке в сторону увеличения.    

Государственные органы власти Федерации и ее субъектов в  пределах своей компетенции утверждают для бюджетов муниципального образования  дифференцированные или единые нормативы  отчислений от регулирующих доходов. Дифференцированные и единые нормативы могут утверждаться одновременно по разным видам регулирующих доходов.    

Информация о работе Понятие и предмет муниципального права