Понятие местного самоуправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 21:24, контрольная работа

Описание работы

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Конституции РФ «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее народ. Это означает, что народ обладает всей полнотой власти на территории страны, а также на территориях отдельных административных единиц, в том числе муниципальных образований. Власть народа исполняет роль объединяющего начала в системе управления обществом и выступает гарантом обеспечения единства и целостности России.

Работа содержит 1 файл

Муниципальное право.doc

— 78.50 Кб (Скачать)

     Таким образом, главным территориальным, принципом организации местного самоуправления является поселенческий: основой местного самоуправления выступают территории поселений разного типа, хотя законодательная формулировка «иная населенная территория» оставляет возможность для выделения в качестве муниципальных образований территории административно-территориальных единиц — сельсоветов (сельских округов, волостей), районов, уездов и т. д.

     Местное самоуправление имеет и особый объект управления – вопросы местного значения. На органы местного самоуправления законом может быть возложено и исполнение отдельных государственных полномочий. Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами.

     Местное самоуправление реализуется в рамках муниципальной деятельности — специфической управленческой деятельности по решению вопросов местного значения или исполнения отдельных государственных полномочий. Это означает, что население само управляет собственными и иными предусмотренными законодательством делами. В пределах своих полномочий местное самоуправление есть деятельность самостоятельная.

     Самостоятельность местного самоуправления гарантируется государством (ст. 12 Конституции Российской Федерации). Государство признает местное самоуправление в качестве самостоятельной формы осуществления народом принадлежащей ему власти. Это находит свое отражение, в частности, в организационной обособленности местного самоуправления, его органов в системе управления обществом, государством.

     Важным  проявлением самостоятельности  местного самоуправления и вместе с  тем его гарантией является признаваемое государством право на финансово-экономические ресурсы, необходимые для осуществления функций местного самоуправления. Самостоятельное решение населением вопросов местного значения предполагает наличие системы эффективно функционирующих демократических институтов, позволяющих выражать интересы и волю местного населения, а также свободы инициатив и выбора решений органами местного самоуправления на основании своих полномочий, но в рамках действующих законов.

     Важнейшей чертой местного самоуправления является собственная ответственность муниципальных образований. Практическое значение категории «под свою ответственность» состоит в том, что государство в определенном смысле дистанцируется от последствий, являющихся результатом самостоятельных действий муниципальных образований т.е. бремя последствий за решение вопросов, принятых к собственному ведению, ложится в полной мере на местное самоуправление. Вот почему многое зависит от четкости разделения государственных и местных функций, от того, насколько реален круг вопросов местного значения.

     На  вопрос, перед кем сообщество несет ответственность, ответ дает сама формула — «под свою ответственность». Это означает, что равнодушное отношение населения к тому, кого оно избирает в органы местного самоуправления, плохая работа граждан на своих рабочих местах, нежелание участвовать в организационных формах контроля над местными властями, отсутствие активного сотрудничества, солидарности жителей (микротерриториальный эгоизм) и т. п. могут привести, а точнее, неизбежно приводят к низкому уровню благосостояния основной массы населения в городе, поселке, селе (на минимуме того, что обязуется гарантировать государство), к образованию нездоровой и некомфортной среды обитания, высокому криминальному уровню оперативной обстановки и др. Следовательно, население отвечает само перед собой и на каждом жителе лежит доля этой ответственности.

     Характерная черта местного самоуправления — его двойственная природа. В нем одновременно сочетаются два начала — общественное и государственное3. Муниципальная деятельность строится на сочетании местных и государственных интересов, взаимодействии органов местного самоуправления и государственной власти.

     Самостоятельно решая вопросы местного значения, органы местного самоуправления действуют в русле единой государственной политики, могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями, обладают комплексом полномочий государственно-властного характера. Все это свидетельствует о том, что местное самоуправление одновременно содержит в себе элементы государственного и общественного институтов.

     Следовательно, местное самоуправление — процесс управления при котором местные жители непосредственно или в через избранных ими представителей имеют право и широкие возможности самостоятельно решать собственные и другие стоящие перед ними вопросы с целью улучшения качества жизни населения соответствующей территории.

     Таким образом:

     • состояние саморегуляции не факт действительности, а идеальная цель, к которой необходимо стремиться. Конституционная формула «местное самоуправление» должна толковаться не как констатация того, что есть, а как конституционно-правовая цель для всех, на кого распространяет свое действие Конституция РФ;

     • местное самоуправление представляет собой управленческую деятельность. Доказательством служит определение этого института как специфической части управленческого процесса, вида (формы) социального управления в обществе, наделённого некоторыми свойствами, присущими управлению;

     • определение муниципального образования, данное в Законе об общих принципах организации местного самоуправления 2003 г., свидетельствует о единстве местного самоуправления и демократии. Их отличие заключается в том, что самоуправление — это прежде всего свойство, качество населения (социальная общность), его способность управлять собственными делами, а демократия — механизм, обеспечивающий реализацию этого свойства. Ведь категория «демократия» раскрывает совокупность форм и способов участия граждан в управлении.

     • сущность местного самоуправления проявляется в его неразрывной связи с властным фактором. В понятии «местное самоуправление» объединяются публично-властные и общественные начала. Заложенная в Конституции РФ вертикальная децентрализация государственной власти с выделением местного самоуправления в качестве негосударственного элемента публичной власти подразумевает неоднозначность категорий «публичная власть» и «государственная власть», которые ранее традиционно отождествлялись. По смыслу Конституции РФ механизм публичной власти совмещает власть, осуществляемую органами местного самоуправления и непосредственно населением. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованной литературы

  1. Конституция Российской Федерации
  2. Европейская Хартия местного самоуправления от 15 октября 1985 года. Ратифицирована Федеральным Собранием (Федеральный закон от 11 апреля 1998 года N 55-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 15, ст. 1695).
  3. Федеральный закон от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ.—1995. —№35.—Ст. 3506.
  4. Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ.—2003. —№40.—Ст. 3822.
  5. Основные положения государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации, утверждённые указом Президента РФ от 15 октября 1999 г. № 1370 // СЗ РФ.—1999. —№ 42.—Ст.5011.
  6. Бондарь Н. С., Авсеенко В. И., Бочаров С. Н и др. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник для вузов / Под ред. проф. Н. С. Бондаря,–2-е изд., перераб. и доп.—М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2007.—559 с.
  7. Выдрин И. В., Кокотов А. Н. Муниципальное право России: Учебник для вузов.—М.: Издательство НОРМА, 2006.—368 с.
  8. Глущенко П. П., Пылин В. В. Муниципальное право: Учебное пособие.—СП б., 2008.—178 с.
  9. Декларация о принципах местного самоуправления в Российской Федерации // Народный депутат.—1993. —№ 12, с.17.
  10. Казначеев Ю. Д., Писарев А. Д. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник.—М., 1998.—256с.
  11. Кокотов А. Н., Соломаткин А. С. Муниципальное право России: Учебник.—2-е изд., перераб. и доп.—М.: Юристъ, 2009.—383 с.

Информация о работе Понятие местного самоуправления