Правовой статус муниципального служащего

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 00:39, курсовая работа

Описание работы

Основу местного самоуправления составляют представительные органы, так как они традиционно рассматриваются как наиболее значимые в системе органов местного самоуправления, поскольку именно через такие выборные органы население в большинстве случаев реализует свое право на осуществление местного самоуправления.
Представительный орган местного самоуправления - это выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования

Содержание

I. Представительный орган местного самоуправления. Состав и полномочия……………………………………………………………..…..3
1.Представительный орган местного самоуправления. Принципы функционирования………………………………………..3
2. Состав и структура……………………………………………….4
3. Полномочия…………………………………………………………7
II. Правовой статус муниципального служащего………………….8
Понятие правового статуса………………………………….….8
2. Права и обязанности муниципальных служащих…..……10
3. Ответственность муниципальных служащих………………11
4. Ограничения для муниципальных служащих...………...…15
5. Гарантии муниципальным служащим…..…………….…….16
Список использованной литературы………………………………….18

Работа содержит 1 файл

муниц право.doc

— 111.00 Кб (Скачать)

    Основной  формой деятельности представительного  органа является заседание, периодичность  созыва которого определяется Уставом  муниципального образования и регламентом  представительного органа. Заседания  представительного органа, как правило, проводятся не реже одного раза в 3 месяца. Одно или несколько последовательных заседаний представительного органа с общей повесткой дня либо определённый период работы представительного органа называется сессией. Существуют следующие виды заседаний:

    1. Очередные заседания - созываются  главой муниципального образования,  либо председателем представительного  органа в соответствии с планом  работы представительного органа.

    2. Внеочередные заседания - созываются  по мере необходимости, в силу  определенных обстоятельств. Они проводятся по предложению председателя представительного органа по требованию определённой группы депутатов представительного органа, а также по требованию главы муниципального образования.

    Кроме того, заседания могут быть: открытыми (предполагается присутствие всех заинтересованных участников, а также представителей общественности и СМИ) и закрытыми (закрытые заседания проводятся в особых случаях, например, для обсуждения вопроса об отзыве председателя представительного органа местного самоуправления, о досрочном прекращении полномочий депутатов представительного органа и т. д.).

    Полномочия  представительного  органа могут быть прекращены досрочно в случае его роспуска в следующих случаях:

  1. принятия решения о самороспуске;
  2. вступление в законную силу решения суда о неправомочности данного состава депутатов;
  3. в случае преобразования муниципального образования, а также его упразднения;
  4. увеличение численности избирателей более, чем на 25%;
  5. по решению суда, если будет установлено, что в течении 3-х месяцев подряд не проводились собрания;
  6. если будет установлено, что представительный орган в течении 3-х месяцев не исполнил вступившие в законную силу судебное решение.
 

II. Правовой статус муниципального служащего

     1. Понятие правового  статуса

     Необходимость правового регулирования отношений в сфере муниципальной службы и установления правового статуса муниципальных служащих, то есть лиц, занимающих штатные муниципальные должности в органах местного самоуправления и иных образуемых ими органах, назрела уже давно.

     Правовой  статус (от лат. status – состояние, положение) муниципального служащего – это установленная законодательством совокупность прав и обязанностей муниципального служащего, а также ограничений и запретов, установленных на муниципальной службе. Такой статус устанавливается Федеральным законом № 25-ФЗ, а также другими федеральными законами, законами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами. [6]

     Основные  права муниципального служащего, его основные обязанности, ограничения и запреты, связанные с муниципальной службой, регулируются ст.ст. 11-14 Федерального закона № 25-ФЗ. [3]

     Правовой  статус муниципальных служащих отличается от статуса других лиц, которые осуществляют свою деятельность в системе местного самоуправления – депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, а также лиц, которые, как указывает Федеральный закон № 25-ФЗ, исполняют обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления, избирательных комиссий муниципальных образований. Такие лица не замещают должности муниципальной службы и не являются муниципальными служащими. Не являются также муниципальными служащими депутаты, члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления, члены избирательных комиссий муниципальных образований, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами. В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона № 25-ФЗ регулирование их правового статуса осуществляется иными нормативными правовыми актами.

     Необходимо  также обратить внимание на то, что  в особом порядке регулируется также  правовой статус глав местных администраций (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований), которые назначены на должность по контракту, заключенному по результатам конкурсного отбора. Учитывая, что они являются муниципальными служащими, их правовой статус и служебная деятельность регулируется Федеральным законом № 25-ФЗ. Но в связи с тем, что такие муниципальные служащие выполняют важные управленческие функции, осуществляя руководство местной администрацией, к ним имеют прямое отношение все те нормы Федерального закона № 131-ФЗ и иных муниципальных актов, которые регулируют организацию и деятельность местной администрации, определяют ее взаимоотношения с другими органами местного самоуправления и их должностными лицами.

     Кроме того, в тех случаях, когда речь идет о главах местных администраций  муниципальных районов и городских округов, которые реализуют переданные государственные полномочия, отдельные вопросы, связанные с поступлением на муниципальную службу, ее прохождением и прекращением, могут регулироваться также нормативными правовыми актами федеральных и региональных государственных органов исполнительной власти. Вопросы их юридической ответственности как должностных лиц регулируются наряду с трудовым также административным, гражданским и уголовным законодательством. [3]

     Такое разграничение круга лиц, осуществляющих свою деятельность в системе местного самоуправления имеет важное значение для правомерного установления норм права и правовых актов, которые имеют отношение к регулированию прав и обязанностей конкретного лица. Федеральный закон № 25-ФЗ обращен к муниципальным служащим, которые осуществляют свою деятельность на должностях муниципальной службы. Он устанавливает их права и обязанности, ограничения и запреты, порядок поступления на муниципальную службу, ее прохождение и прекращение. Им устанавливаются особенности для отдельных должностей муниципальной службы. В частности, Федеральный закон № 25 предусматривает, что должности муниципальной службы, учреждаемые для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего муниципальную должность, замещаются муниципальными служащими путем заключения трудового договора на срок полномочий указанного лица; Федеральным законом № 25-ФЗ предусмотрено, что на муниципальных служащих действие трудового законодательства распространяется с особенностями, предусмотренными данным законом.

      2. Права и обязанности муниципальных служащих

      Права и обязанности выступают очень  важной стороной для того, чтобы  охарактеризовать правовой статус.

      К числу основных прав муниципальных служащих относятся следующие  права:

  • требование представления всех документов, определяющих их права и обязанности, а также необходимых организационно-технических условий;
  • бесплатное получение требуемой по службе информации и материалов;
  • внесение предложений по совершенствованию службы;
  • посещение по службе предприятий, учреждений, организаций любых форм собственности и любых организационно-правовых форм, за исключением объектов с особым режимом посещения в силу федерального законодательства;
  • знакомство с материалами своего личного дела;
  • продвижение по службе, получение денежного содержания, увеличение его размера с учетом результатов работы, уровня квалификации, стажа работы и служебных заслуг;
  • повышение квалификации и переподготовка в соответствии с функциями и полномочиями занимаемой должности;
  • участие в конкурсе на замещение вакантных должностей муниципальной службы;
  • принятие решений и участие в их подготовке согласно должностным обязанностям;
  • объединение в профессиональные союзы;
  • выход в отставку;
  • пенсионное обеспечение.

Муниципальные служащие обязаны:

  • добросовестно исполнять свои должностные полномочия;
  • обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан;
  • соблюдать положения законодательства;
  • своевременно рассматривать обращения граждан, запросы депутатов;
  • исполнять приказы, распоряжения, указания своих руководителей, за исключением незаконных;
  • соблюдать нормы служебного этикета и этики;
  • не разглашать закрытых по закону сведений;
  • поддерживать необходимый уровень квалификации;
  • ежегодно представлять в органы государственной налоговой службы сведения о доходах и имуществе, принадлежащем им на праве собственности и являющемся объектом налогообложения.

3. Ответственность муниципальных служащих

     В особом порядке регулируется юридическая ответственность муниципальных служащих. За нарушение своих обязанностей, а также ограничений и запретов, установленных законодательством, муниципальный служащий подлежит ответственности, которая регулируется наряду с Федеральным законом № 25-ФЗ также трудовым, административным и уголовным законодательством.

     Дисциплинарная  ответственность муниципальных служащих – разновидность юридической ответственности, применяемая к муниципальным служащим в порядке подчиненности уполномоченными органами (должностными лицами). Основанием дисциплинарной ответственности является дисциплинарный (должностной) проступок.

     За  его совершение – неисполнение или  ненадлежащее исполнение муниципальным  служащим по его вине возложенных  на него служебных обязанностей –  представитель нанимателя (работодатель) имеет право применить такие дисциплинарные взыскания, как замечание, выговор или увольнение с муниципальной службы. Муниципальный служащий, допустивший дисциплинарный проступок, может быть временно (но не более чем на один месяц), до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности, отстранен от исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного содержания. Отстранение муниципального служащего от исполнения должностных обязанностей в этом случае производится муниципальным правовым актом.

     Порядок применения и снятия дисциплинарных взысканий определяется трудовым законодательством. Так, Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ предусматривает, что до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт. Непредоставление работником объяснения не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

     Дисциплинарное  взыскание применяется не позднее  одного месяца со дня обнаружения  проступка, не считая времени болезни  работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого для  учета мнения представительного  органа работников. Но дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки – позднее двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.

     За  каждый дисциплинарный проступок может  быть применено только одно дисциплинарное взыскание. Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания  объявляется работнику под роспись  в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия работника на работе. Если работник отказывается ознакомиться с указанным приказом (распоряжением) под роспись, то составляется соответствующий акт. Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в государственную инспекцию труда и (или) органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

     Если  в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания работник не будет подвергнут новому дисциплинарному  взысканию, то он считается не имеющим дисциплинарного взыскания. Работодатель до истечения года со дня применения дисциплинарного взыскания имеет право снять его с работника по собственной инициативе, просьбе самого работника, ходатайству его непосредственного руководителя или представительного органа работников.

     Административной  ответственности согласно ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (далее – КоАП РФ) подлежит должностное лицо в случае совершения им административных правонарушений, установленных КоАП РФ и соответствующими Административными кодексами субъектов РФ, в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих должностных обязанностей. Из установленных видов административных наказаний к должностным лицам могут применяться лишь два – предупреждение и штраф.

     В законодательстве указывается, в каких  случаях ответственность муниципальных  служащих за проступки является дисциплинарной, а в каких – административной. Так, например, КоАП РФ регулирует следующие составы административных правонарушений и санкции:

Информация о работе Правовой статус муниципального служащего