Принципы и гарантии избирательного права КР

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 16:26, курсовая работа

Описание работы

Конституционное (государственное) право в каждой стране является основной, главной отраслью национальной системы права. Как и всякая другая отрасль права, оно представляет собой совокупность юридических норм, выражающих волю либо правящих политических элит, либо определенных социальных групп общества. Конституционное (государственное) право закрепляет основные принципы о народном суверенитете, верховенстве парламента, равенстве всех перед законом, господстве права и т.д.

Содержание

1. Введение 1

2. Понятие избирательного права 4

3. Источники избирательного права

Кыргызской Республики 5

4. Принципы избирательного права 6

5. Гарантии избирательных прав граждан 12

6. Виды гарантий 13

7. Заключение 15

8. Список литературы 17

Работа содержит 1 файл

Принципы и гарантии избирательного права КР.doc

— 102.50 Кб (Скачать)

     3. Не имеют права избирать, быть  избранными граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

     4. Не имеют права быть избранными  в органы государственной власти  и органы местного самоуправления  лица, чья судимость не снята  или не погашена в установленном законом порядке. (В редакции Закона КР от 24 января 2004 года N 7)

     Принцип всеобщности знает исключения.

     Это, во-первых, избирательные цензы - устанавливаемые Конституцией или избирательными законами условия для получения или осуществления избирательного права. Государство предъявляет ряд требований к гражданам, избираемым на должности в государственных органах, обусловленных характером, особенностями, особым положением выборных органов в государственном механизме. Для избрания на пост Президента предъявляются требования, относящиеся к возрасту, языку, сроку проживания на территории КР. Ряд требований предъявляется к гражданам, выдвигаемым кандидатами в депутаты Жогорку Кенеш.

     Во-вторых, ограничения. Конституция Кыргызской Республики устанавливает, что не имеют права избирать и быть избранными, участвовать в республиканском референдуме граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свобода по приговору суда. Но такое ограничение может быть установлено только в судебном порядке. Вместе с тем, лица, находящиеся в местах заключения, если не вынесен обвинительный приговор о них, не могут ограничиваться в избирательном праве. В законодательстве о выборах устанавливается, что в следственных изоляторах и изоляторах временного назначения образуются избирательные участки и лица, содержащиеся в них, включаются в списки избирателей.

     Не  подлежат регистрации в качестве кандидата в Президенты КР, в депутаты ЖК, а также кандидатом в члены  органов местного самоуправления лицо:

     - привлекавшееся в течение года перед регистрацией к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционного правонарушения;

     - на которое в течение года  перед регистрацией налагалось  в судебном порядке административное  взыскание за умышленное правонарушение;

     - имеющие судимость, которая ко  времени регистрации не погашена  или не снята в установленном  законом порядке. 

     II. Принцип равенства - означает, что избиратели участвуют в выборах Президента, депутатов Жогорку Кенеш на равных основаниях и каждый из избирателей обладает одним голосом. Каждый избиратель может быть внесен только в один список, может голосовать в данных выборах (Президента, депутатов ЖК и т. д.) только один раз. Избирательный бюллетень выдается по документу, удостоверяющему личность. Кандидаты (в Президенты, депутаты) также имеют равные права на участие в выборах. Участие в выборах на равных основаниях обеспечивается также и тем, что ни один избиратель не имеет каких-либо преимуществ перед другими избирателями. Также предполагает равную для каждого избирателя возможность воздействовать на результаты выборов. Он представляет собой следствие и одно из важнейших проявлений конституционно гарантируемого равноправия граждан. Равенство избирательного права обеспечивается, прежде всего, наличием у каждого избирателя одинакового числа голосов.

     III. Принцип прямого избирательного права - означает, что Президент, депутаты ЖК и члены органов местного самоуправления Республики избираются гражданами не посредственно.

     В Кыргызской Республике установлены как прямые, так и косвенные выборы депутатов. Косвенное избирательное право выражается в том, что в выборах депутатов Жогорку Кенеш участвуют выборщики - граждане республики, являющиеся депутатами ЖК. Выборщики участвуют в выборах депутатов в ЖК на равных основаниях, и каждый из выборщиков обладает одним голосом при выборах депутата в ЖК.

     IV. Принцип тайного голосования проявляется в том, что голосование на выборах Президента, депутатов ЖК и членов органов местного самоуправления республики осуществляется в условиях, исключающих возможность контроля за волеизъявлением избирателя, а также давление на волю избирателя. В помещениях для голосования оборудуются специальные кабины, где избиратели могут свободно выразить свою волю. Тайна голосования обеспечивается и тем, что избирательные бюллетени не нумеруются и не содержат никаких пометок, которые бы позволили определить личность голосовавшего. Закон предусматривает ответственность должностных лиц, виновных в нарушении тайны голосования. Принцип тайного голосования состоит в исключении внешнего наблюдения и контроля за волеизъявлением избирателя. Смысл его в гарантии полной свободы этого волеизъявления.

     Данный  принцип избирательного права означает такую процедуру подачи голосов, которая исключает наблюдение и контроль за волеизъявлением избирателя. Тайное голосование может проводиться как с помощью бюллетеней, так и специальных машин для голосования. Соблюдение тайны голосования обеспечивается различными гарантиями:

     - на бюллетенях не ставится никаких пометок, которые позволяли бы определить личность проголосовавшего;

     - бюллетень опускается в ящик, который опечатан и не может  быть вскрыт в течение всего  времени голосования; 

     - в помещении для выборов отводится  особая комната или оборудуются отдельные кабины, закрытые от посторонних взоров, в которых избиратели заполняют бюллетени или манипулируют с машиной для голосования;

     - запрещается присутствие в комнате  (кабине) для голосования других  лиц, кроме голосующего; 

     - в случае досрочного голосования после соблюдения процедуры тайного заполнения бюллетеня избирателем, избиратель сам вкладывает бюллетень в конверт и заклеивает его, а затем в его присутствии на месте склейки ставятся подписи самого избирателя и двух членов комиссии и печать избирательной комиссии; конверт вскрывается только в день голосования в присутствии членов комиссии и наблюдателей и, с соблюдением тайны волеизъявления избирателя, бюллетень опускается в урну для голосования;

     - нарушение тайны голосования  членом избирательной комиссии или другим должностным лицом является преступлением и влечет уголовную ответственность

     V. Принцип добровольности участия граждан Кыргызской Республики в выборах выражается в том, что никто не вправе оказывать воздействие на избирателя с целью принудить его к участию или неучастию в выборах. Свобода волеизъявления во время выборов обеспечивается также запрещением агитации в день выборов. Добровольное неучастие избирателей в выборах называется - абсентеизм.

     Свободное голосование означает, что закон не устанавливает юридической обязанности избирателя прийти в день выборов на избирательный участок и не устанавливает за неявку какой-либо ответственности.  Принцип свободных выборов означает, что избиратель сам решает, участвовать ли ему в избирательном процессе, а если участвовать, то в какой мере. Отсюда вытекает, что при определении результатов выборов не следует принимать во внимание, какой процент избирателей проголосовал: если хотя бы один проголосовал, то выборы состоялись.

     Гражданин Кыргызской Республики, проживающий за ее пределами или оказавшийся за границей, обладает всей полнотой избирательных прав. Это обеспечивается, в частности, тем, что списки избирателей по избирательным участкам при представительствах Кыргызской Республики в иностранных государствах.

     Участие гражданина в выборах является свободным  и добровольным. Никто не может  принудить его голосовать "за" или "против" какого-либо определенного  кандидата (кандидатов), определенного  списка кандидатов, никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление.

     4. Гарантии избирательных прав граждан

     Демократические, свободные и периодические выборы в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также референдум являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Государством гарантируются свободное волеизъявления граждан Кыргызской Республики на выборах и референдуме, защита демократических принципов и норм избирательного права и права на участие в референдуме. Важнейшими показателями демократизма любой избирательной системы является наличие реальных гарантий реализации избирательных прав граждан КР и использования в избирательной практике всех принципов избирательного права. Под гарантиями понимаются условия и средства, обеспечивающие реальное воплощение в жизнь принципов избирательного права. Таким образом выборы дают высшую изначальную легитимность всей структуре органов государственной власти.

     Система гарантий состоит из политических, организационных, материальных и правовых средств, обеспечивающих свободу выборов. Все гарантии находятся во взаимозависимости, дополняют друг друга и действуют как единый механизм.

     Гарантии  избирательных прав граждан - организационные, правовые, информационные и иные средства обеспечения избирательных прав граждан Кыргызской Республики;

     Документ, удостоверяющий личность избирателя - паспорт гражданина Кыргызской Республики (ID-карта) или заменяющий его документ. К заменяющим паспорт документам относятся: общегражданский паспорт гражданина Кыргызской Республики удостоверение личности офицера (прапорщика), военный билет военнослужащего срочной службы, пенсионное удостоверение; водительское удостоверение;

     должностное лицо органов государственной власти или местного самоуправления - лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные, контрольно-надзорные функции в государственных органах и органах местного самоуправления;

     избиратели - граждане Кыргызской Республики, обладающие активным избирательным правом;

     избирательные документы - списки избирателей, бюллетени  действительные, недействительные, неиспользованные (погашенные), испорченные (заполненные с ошибками), а также бюллетени, выданные избирателям для досрочного голосования и для голосования вне помещения избирательного участка, протоколы избирательных комиссий, их решения по вопросам выборов, регистрационные документы кандидатов, политических партий, сводные таблицы о результатах голосования;

     5. Виды гарантий.

     Политические  – это идеологическое многообразие, равенство общественных объединений перед законом, равноправие избирателей на выборах, свобода предвыборной агитации, участие наблюдателей и контроль за ходом выборов;

     организационные, к ним можно отнести запрет на членство в избирательных комиссиях кандидатов в депутаты и находящихся в зависимости от него лиц, несовместимость депутатского мандата с занятием определенных должностей, содействие избирательным комиссиям со стороны государственных органов при подготовке и проведении выборов;

     материальные, имеют немаловажное значение,

     правовые, которые позволяют обеспечить свободу выбора юридическими средствами. Это право граждан на обжалование ошибок в списках избирателей, неприкосновенность кандидатов в депутаты, признание выборов не действительными при обнаружении нарушений законов, установление административной и уголовной ответственности за нарушение избирательных прав граждан, право кандидатов в депутаты обжаловать в суд результаты выборов. Все эти гарантии избирательных прав граждан должны обеспечить проведение подлинно демократических выборов.

     Гарантии  тайного голосования.

     Эти гарантии заключаются в следующем:

     1) выдаваемые избирателям и опускаемые  ими в избирательные ящики  избирательные бюллетени безымянны  - на них не проставляются фамилии,  иные данные голосующих;

     2) избиратель вправе заполнить  избирательный бюллетень в отдельной  кабине (отдельном помещении), изолирующей его от внешнего мира, где ему должны быть предоставлены условия для нормального ознакомления с содержанием бюллетеня и заполнения последнего;

     3) в кабине для тайного голосования  (помещении для тайного голосования)  может присутствовать только сам избиратель. Если он не имеет возможности самостоятельно заполнить бюллетень, то вправе пригласить на помощь любое лицо за исключением членов избирательных комиссий, наблюдателей. В число названных лиц необходимо включить кандидатов, их доверенных лиц. Фамилия лица, оказывавшего помощь избирателю, указывается в списке избирателей рядом с подписью избирателя о получении избирательных бюллетеней;

     4) заполненные избирательные бюллетени  избиратели опускают в одни  и те же безымянные избирательные  ящики независимо от того, за кого они голосуют;

     5) тайна голосования обеспечивается  и при досрочном голосовании.  Избиратель самостоятельно заклеивает  заполненные бюллетени в отдельный  конверт, который после опечатывания  и нанесения на него двух  подписей членов избирательной комиссии (не избирателя) хранится до начала основного голосования. 
 
 
 
 

     Заключение

     Знание  сути понятия «избирательное право» необходимо каждому сознательному  человеку, желающему жить в демократическом  обществе, так как эти знания дают нам понимание механизма и смысла выборов. А выборы являются одним из основополагающих принципов демократического государства.

     Рассмотрев  эти понятия можно сделать  следующие выводы:

     Понятие «избирательное право» имеет два  значения:

     - система конституционно-правовых норм регулирующих общественные отношения, связанные с выборами органов государства и местного самоуправления.

     - гарантированная гражданину государством  возможность участвовать в выборах  государственных органов и органов  местного самоуправления.

Информация о работе Принципы и гарантии избирательного права КР