Законодательный процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2011 в 12:13, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование сущности и содержания законодательного процесса.

Задачей будет рассмотрение следующих вопросов:

Понятие и сущность законодательного процесса;
Стадии законодательного процесса.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..3

ПОНЯТИЕ И СУЩЬНОСТЬ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Понятие законодательного процесса………………………………………………….4
Правотворчество………………………………………………………………….…….7
Законотворчество…………………………………………………………………….…9
СТАДИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Законодательная инициатива и предварительное рассмотрение……………….….11
Рассмотрение законопроектов и принятие законов Государственной Думой………………………………………………………………………………..…14
Рассмотрение Советом Федерации законов, принятых Государственной Думой…………………………………………………………………………….…….20
Рассмотрение законов в согласительной комиссии…………………………..…….26
Президент РФ в законодательном процессе…………………………………….…..28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….33

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Работа содержит 1 файл

курсач.docx

— 59.73 Кб (Скачать)

      Конституционный Суд РФ в постановлении от 12 апреля 1995 г. разъяснил, что цель установления в Конституции Российской Федерации  числа мандатов в Совете Федерации  и Государственной Думе — обеспечение представительного характера высшего законодательного органа Российской Федерации. Отсюда следует, что принятие предложенной Государственной Думой интерпретации понятия "общее число депутатов" как числа только фактически избранных в Государственную Думу депутатов, за исключением тех, чьи полномочия на момент голосования прекращены в установленном порядке, может привести к тому, что Государственная Дума будет правомочна принимать федеральные законы и иные важные для страны акты по вопросам своего ведения, даже если фактически утратит свой представительный характер вследствие вакантное значительной части депутатских мандатов. Такие законы и иные акты как нарушающие ст. 94 Конституции Российской Федерации окажутся нелегитимными. Акты парламента должны воплощать интересы большинства в обществе, а не только самого парламентского большинства. Конституция РФ не установила требований к численному составу избранных парламентариев, при котором палаты Федерального Собрания вправе осуществлять свои конституционные полномочия. В этих условиях представительный характер Государственной Думы (и Совета Федерации) и легитимность принимаемых законов могут быть гарантированы только истолкованием понятия "общее число депутатов" как конституционного их числа — 450 депутатов Государственной Думы (178 членов Совета Федерации). При определении порядка принятия законов и постановлений палатами Федерального Собрания Конституция РФ исходит из названного общего числа депутатов Государственной Думы (общего числа членов Совета Федерации). Принятые большинством от данного числа решения во всех случаях учитывают волю представителей не менее чем половины избирательного корпуса, вследствие чего наличие вакантных мандатов депутатов не может сказаться на итогах голосования.

      Таким образом, предлагаемое в запросе  Государственной Думы отождествление понятий "общее число депутатов" и "число фактически избранных депутатов" не отвечает требованиям Конституции РФ гарантировать народное представительство в Федеральном Собрании и может воспрепятствовать реализации конституционных положений об организации палат Федерального Собрания и законодательном процессе.

      Следовательно, при любой численности избранных  депутатов и при любом количестве депутатов, участвующих в заседании (а их по разным причинам обычно бывает на 100— 150 чел. меньше), федеральный закон не может быть принят числом депутатов меньше, чем 226 чел. — это и есть конституционное большинство от общего числа депутатов Государственной Думы.

      В случаях если принятый Государственной  Думой федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации в соответствии со ст. 106 или ст. 108 Конституции РФ и если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации, то в течение пяти дней данный федеральный закон направляется Государственной Думой Президенту РФ для подписания и обнародования. Следует отметить, что Совет Федерации несколько раз нарушил установленный для него 14-дневный срок, что породило протест Думы Конституционный Суд РФ в одном из своих решений указал, что в случаях, когда Совет Федерации пропустил четырнадцатидневный срок для рассмотрения закона, его несогласие с принятым Государственной Думой федеральным законом, т. е. заявленное по истечении этого срока, не считается отклонением закона в смысле ч. 4 ст. 105 Конституции РФ и не порождает предусмотренные ею юридические последствия. Конституционный Суд РФ в то же время отметил, что Президент РФ в силу возложенных на него конституционных полномочий по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти обязан принимать необходимые меры по обеспечению непрерывности законодательного процесса, в том числе по соблюдению палатами Федерального Собрания предусмотренного Конституцией РФ срока направления принятого федерального закона главе государства.

2.3 Рассмотрение Советом Федерации законов, принятых Государственной Думой

        В соответствии с ч. 3 ст. 105 Конституции РФ принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. Если в документах и материалах, сопровождающих поступившие из Государственной Думы федеральные законы по вопросам введения или отмены налогов, освобождения от уплаты налогов, выпуска государственных займов, изменения финансовых обязательств государства, другие федеральные законы, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, отсутствует заключение Правительства РФ, Совет Федерации вправе сразу же отклонить такие федеральные законы.

      Комитет, ответственный за рассмотрение федерального закона, определяется Председателем Совета Федерации или по его поручению заместителем Председателя Совета Федерации. Эти лица вправе также передать федеральный закон нескольким комитетам, определив при этом комитет, ответственный за рассмотрение федерального закона. Члены Совета Федерации организуют обсуждение федерального закона в субъектах РФ и при наличии замечаний по федеральному закону направляют их в комитет, ответственный за рассмотрение федерального закона.

      Установленный ч. 4 ст. 105 Конституции РФ четырнадцатидневный срок, в течение которого Совет Федерации рассматривает поступивший из Государственной Думы федеральный закон, исчисляется со дня, следующего за днем регистрации этого закона в Совете Федерации (исключая нерабочие дни).

      В соответствии со ст. 106 Конституции  РФ обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

      а) федерального бюджета;

      б) федеральных налогов и сборов;

      в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

      г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;

      д) статуса и защиты Государственной границы Российской Федерации;

        е) войны и мира.

      Однако  на практике в связи с трудностями  созыва Совета Федерации, вследствие чего он часто "не укладывался" в 14-дневный срок, возник вопрос, распространяется ли четырнадцатидневный срок, установленный ч. 4 ст. 105 Конституции РФ для рассмотрения и одобрения федеральных законов в Совете Федерации, на федеральные законы по вопросам, перечень которых дан в ст. 106 Конституции РФ. Соответствующий запрос был направлен Советом Федерации в Конституционный Суд РФ.

      Конституционный Суд РФ в постановлении от 23 марта 1995  г. установил:

  1. Рассмотрение в Совете Федерации федерального закона, подлежащего в соответствии со ст. 106 Конституции РФ обязательному рассмотрению в этой палате, должно начаться согласно ч. 4ст. 105 Конституции РФ не позднее четырнадцати дней после его передачи в Совет Федерации.
  2. Если Совет Федерации в течение четырнадцати дней не завершил рассмотрения принятого Государственной Думой федерального закона, подлежащего в соответствии со ст. 106 Конституции РФ обязательному рассмотрению в Совете Федерации, этот закон не считается одобренным, и его рассмотрение продолжается на следующем заседании Совета Федерации до вынесения решения о его одобрении либо отклонении.
  3. Толкование, содержащееся в п. 1 и 2 настоящего постановления, не распространяется на федеральные законы, признаваемые самим Советом Федерации подлежащими обязательному рассмотрению в Совете Федерации, если они приняты Государственной Думой по вопросам, не перечисленным в ст. 106 Конституции РФ. Следовательно, конституционный срок в четырнадцать

дней предусматривает  не завершение рассмотрения закона Советом Федерации, а только его начало. Начав рассмотрение закона в четырнадцатидневный срок, предусмотренный ч. 4 ст. 105 Конституции РФ, Совет Федерации обязан путем голосования принять решение об одобрении либо отклонении закона. При этом истечение указанного срока не освобождает Совет Федерации от данной обязанности. Закон, принятый по любому из вопросов, перечисленных в ст. 106, не может считаться одобренным, если Совет Федерации не завершил его рассмотрения. Соответственно, закон в этом случае не подлежит подписанию главой государства. Если рассмотрение в Совете Федерации федеральных законов, принятых по вопросам, перечисленным в ст. 106 Конституции РФ, не завершено в установленный ч. 4 ст. 105 срок, оно должно быть продолжено на следующем заседании Совета Федерации и завершено принятием решения.

      Комитет (комитеты), ответственный за рассмотрение федерального закона, рассматривает  принятый Государственной Думой федеральный закон и принимает по нему заключение. Рассмотрение комитетом закона происходит открыто. Комитет может приглашать на свои заседания инициатора законопроекта, ученых и специалистов в качестве экспертов, а также представителей средств массовой информации. Заключение принимается путем открытого голосования большинством голосов от общего числа членов комитета. Комитет может одобрить закон и не вносить его на рассмотрение палаты или рекомендовать Совету Федерации рассмотреть закон на своем заседании.

      По  федеральным законам, которые в  соответствии со ст. 106 Конституции  РФ подлежат обязательному рассмотрению Советом Федерации, комитет, ответственный за рассмотрение федерального закона, вправе рекомендовать Совету Федерации одобрить его или отклонить. В отношении законов, не подлежащих обязательному рассмотрению Советом Федерации, которые комитет предлагает одобрить и не вносить на рассмотрение палаты, Председатель Совета Федерации может согласиться с решением комитета и не вносить закон на рассмотрение Совета Федерации или отклонить решение комитета и включить закон в повестку дня заседания Совета Федерации. Председатель палаты не вправе принять решение о невключении в повестку дня заседания Совета Федерации рассмотрения федерального закона, не подлежащего обязательному рассмотрению Советом Федерации, если Президент РФ, Правительство РФ или не менее двух членов Совета Федерации, представляющих один субъект РФ, настаивают на рассмотрении федерального закона Советом Федерации и если не истек установленный Конституцией РФ четырнадцатидневный срок рассмотрения закона Советом Федерации.

      Рассмотрение  закона на заседании Совета Федерации  начинается с оглашения заключения комитета и проекта постановления, внесенного комитетом. Затем палата большинством голосов от общего числа членов принимает решение одобрить или отклонить закон без обсуждения либо обсудить его на заседании палаты. Началом рассмотрения закона, подлежащего обязательному рассмотрению в Совете Федерации, считается принятие палатой решения о включении вопроса о рассмотрении данного закона в повестку дня заседания Совета Федерации.

        По результатам обсуждения закона  Совет Федерации может одобрить  или отклонить его. Постановление  Совета Федерации об одобрении  федерального закона принимается  большинством голосов от общего  числа членов палаты.

      По  результатам рассмотрения закона, подлежащего  обязательному рассмотрению в Совете Федерации, председательствующий ставит на голосование вопрос об одобрении федерального закона. В случае недостаточной подготовленности вопроса Совет Федерации вправе принять решение о переносе его рассмотрения на следующее заседание. Указанное решение принимается большинством голосов от числа членов Совета Федерации, присутствующих на заседании. Если указанное решение не принято, председательствующий обязан поставить на голосование вопрос об одобрении федерального закона.

      В случае принятия решения о переносе на следующее заседание Совета Федерации  вопроса о рассмотрении закона, подлежащего обязательному рассмотрению, его рассмотрение должно быть завершено на очередном заседании Совета Федерации принятием решения об одобрении или отклонении данного федерального закона. Решение об одобрении или отклонении закона, внесенного на рассмотрение Совета Федерации и не подлежащего обязательному рассмотрению в Совете Федерации, должно быть принято до истечения четырнадцатидневного срока, исчисляемого в соответствии с Регламентом.

      Если  закон, не подлежащий обязательному  рассмотрению в Совете Федерации, не был рассмотрен в течение четырнадцатидневного срока, он направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Федеральный закон считается отклоненным, если за его одобрение не проголосовало необходимое число членов Совета Федерации. Решение об отклонении закона оформляется постановлением палаты. В постановлении об отклонении закона может содержаться перечень разделов, глав, статей, а также частей и пунктов статей данного закона, по которым необходимо преодолеть разногласия между Советом Федерации и Государственной Думой, а также может содержаться предложение о создании согласительной комиссии. Голосование по проектам федеральных конституционных законов, а также по федеральным за конам, одобренным Государственной Думой в ранее принятой редакции, может проводиться путем опроса членов Совета Федерации с закреплением их мнения в подписном листе Постановление Совета Федерации об отклонении закона в пятидневный срок направляется в Государственную Думу

Информация о работе Законодательный процесс