Законодательный процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2011 в 12:13, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование сущности и содержания законодательного процесса.

Задачей будет рассмотрение следующих вопросов:

Понятие и сущность законодательного процесса;
Стадии законодательного процесса.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..3

ПОНЯТИЕ И СУЩЬНОСТЬ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Понятие законодательного процесса………………………………………………….4
Правотворчество………………………………………………………………….…….7
Законотворчество…………………………………………………………………….…9
СТАДИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Законодательная инициатива и предварительное рассмотрение……………….….11
Рассмотрение законопроектов и принятие законов Государственной Думой………………………………………………………………………………..…14
Рассмотрение Советом Федерации законов, принятых Государственной Думой…………………………………………………………………………….…….20
Рассмотрение законов в согласительной комиссии…………………………..…….26
Президент РФ в законодательном процессе…………………………………….…..28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….33

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Работа содержит 1 файл

курсач.docx

— 59.73 Кб (Скачать)

        Одобренный Советом Федерации  закон вместе с текстом постановления в пятидневный срок направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Закон, не подлежащий обязательному рассмотрению в Совете Федерации и не рассмотренный палатой в четырнадцатидневный срок, на пятнадцатый день со дня поступления его из Государственной Думы направляется Президенту РФ для подписания и обнародования, о чем направляется уведомление в Государственную Думу.

      Если  при повторном рассмотрении Государственной  Думой федерального закона, отклоненного Советом Федерации, Государственная Дума принимает его с учетом всех предложений Совета Федерации, соответствующий комитет Совета Федерации подтверждает это своим заключением и вносит предложение об одобрении закона без обсуждения. Если при повторном рассмотрении закона, отклоненного Советом Федерации, Государственная Дума приняла его в редакции, учитывающей часть предложений Совета Федерации либо содержащей изъятия или новые положения по отношению к ранее принятой редакции, закон рассматривается Советом Федерации как вновь принятый.

2.4 Рассмотрение законов в согласительной комиссии.

      Для преодоления возникших разногласий  по федеральному закону, принятому Государственной Думой и отклоненному Советом Федерации, создается согласительная комиссия. Комиссия может быть создана как по инициативе Совета Федерации, поддержанной Государственной Думой, так и по инициативе Государственной Думы, поддержанной Советом Федерации. Она образуется на паритетных началах из представителей двух палат. Члены согласительной комиссии и ее сопредседатель от каждой палаты избираются палатами и образуют их депутации в комиссии.

      Согласительная  комиссия рассматривает лишь те положения закона, по которым возникли разногласия между Советом Федерации и Государственной Думой, стремясь выработать согласованные предложения в виде единого текста соответствующих положений, разделов, глав, статей, а также частей и пунктов статей рассматриваемого закона. Решения согласительной комиссии принимаются путем раздельного голосования представителей Совета Федерации и Государственной Думы. Решение считается принятым, если за его принятие проголосовали обе депутации. Если согласительная комиссия добивается преодоления возникших разногласий, то решение об этом вносится на рассмотрение Государственной Думы. Если Дума после отклонения одного или нескольких  предложений согласительной комиссии предложит Совету Федерации продолжить ее работу, Совет Федерации вправе принять решение о продлении срока работы согласительной комиссии либо отказаться от участия в ее работе. Если согласительная комиссия приходит к выводу о невозможности преодоления возникших разногласий данным составом согласительной комиссии, закон передается на рассмотрение Совета Федерации и Государственной Думы. В таких случаях Совет Федерации вправе отменить свое постановление об отклонении принятого Государственной Думой федерального закона и одобрить его в ранее принятой редакции, изменить предложения по редакции отдельных положений, разделов, глав, статей, а также частей и пунктов статей, изменить состав депутации в согласительной комиссии, отказаться от участия в работе согласительной комиссии.

      Постановление о принятом решении не позднее  чем через пять дней направляется в Государственную Думу.

2.5 Президент РФ в законодательном процессе

      Согласно  Конституции РФ Президент РФ подписывает  и обнародует законы, принятые Федеральным  Собранием. Это право, известное в ряде стран под названием промульгации, превращает акты органа законодательной власти в акты государственной власти. Только после того, как глава государства обнародует принятый федеральный закон, этот закон приобретает юридическую силу, обязывающую исполнять его.

      В силу ч. 2 ст. 107 Конституции РФ Президент  РФ обязан подписать принятый федеральный  закон, если в течение четырнадцати дней с момента поступления не отклонит его. Он также не вправе не подписать отклоненный им ранее федеральный закон после повторного его одобрения Государственной Думой и Советом Федерации в течение семи дней со дня получения постановлений палат Федерального Собрания об одобрении закона в первоначальной редакции и обязан обнародовать этот закон (п. "д" ст. 84, ч. 3 ст. 107 Конституции РФ).

      Президент РФ обладает правом вето, преодоление  которого при повторном рассмотрении палатами Федерального Собрания требует большинства в две трети голосов депутатов (членов) в каждой палате. Право вето действенное оружие в руках Президента РФ, он им довольно часто пользуется.

      Однако, как отмечалось выше, Президент РФ участвует в законодательном процессе и на более ранних стадиях. Он имеет (и весьма часто реализует) право законодательной инициативы, дает заключение на законопроекты, принятые Государственной Думой в первом и втором чтении, участвует в законотворческой деятельности фактически на всех стадиях. Эта деятельность осуществляется в соответствии с Положением о порядке взаимодействия Президента РФ с палатами Федерального Собрания РФ в законотворческом процессе, утвержденным Указом Президента РФ от 13 апреля 1996 г. В Положении определяются конкретные действия полномочных представителей Президента РФ в Государственной Думе и Совете Федерации на всех стадиях законодательного процесса, порядок рассмотрения Администрацией Президента РФ вопросов, связанных с законодательной инициативой, отклонением законов, дачей заключений по законопроектам и т. д.

      В практике взаимоотношений Президента РФ и Федерального Собрания стало нередким возвращение Президентом РФ федеральных законов без рассмотрения. Такая акция не равнозначна применению вето, а следовательно, не требует для преодоления при повторном рассмотрении большинства в две трети. Речь идет о замеченных Президентом РФ нарушениях порядка принятия законов (неидентичность текстов закона, рассматриваемых в разных палатах, отсутствие в требуемых случаях заключения Правительства РФ и др.), что заставляет его как гаранта Конституции РФ обращать внимание палат на необходимость устранить нарушения. Однако Государственная Дума в постановлении от 20 марта 1996 г. отметила, что, по ее мнению, возвращение Президентом РФ в Федеральное Собрание законов без рассмотрения Конституцией не предусмотрено. В других случаях Дума обращала внимание на то, что отклонение закона иногда происходило с нарушением 14-дневного срока. Данные разногласия были предметом рассмотрения в Конституционном Суде РФ.

      Конституционный Суд РФ в постановлении от 22 апреля 1996 г. разъяснил порядок применения Президентом РФ своего права вето, указав, что, поскольку при отклонении принятого федерального закона Президентом РФ Конституцией РФ предусмотрено повторное рассмотрение Государственной Думой и Советом Федерации отклоненного федерального закона, мотивы принятого Президентом РФ решения должны быть сообщены обеим палатам Федерального Собрания. Решение главы государства об отклонении закона, заявленное по истечении 14-дневного срока, не имеет значения вето и не порождает предусмотренных Конституцией РФ соответствующих юридических последствий. Из Конституции РФ не следует, что Президент РФ может возвращать в палаты Федерального Собрания федеральные законы, принятые с соблюдением требований Конституции РФ и предусмотренных ею условий и процедур, без рассмотрения, а значит, и без мотивов отклонения. В то же время в случае нарушения установленного Конституцией РФ порядка принятия федерального закона, если эти нарушения ставят под сомнение результаты волеизъявления палат Федерального Собрания и само принятие закона, Президент РФ вправе в силу ч. 2 ст. 107 Конституции РФ вернуть его в соответствующую палату, указав на конкретные нарушения названных конституционных требований. При этом такой закон не может считаться "принятым федеральным законом", а его возвращение в палаты Федерального Собрания — отклонением, поскольку установленные Конституцией РФ требования к принятию федерального закона и предусмотренные ею условия и процедуры носят безусловный характер и не могут меняться по усмотрению участников законодательного процесса. Споры между субъектами законодательного процесса в связи с порядком принятия федерального закона в случае недостижения согласия могут быть переданы заинтересованными сторонами на рассмотрение Конституционного Суда РФ.

      Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в "Российской газете" или "Собрании законодательства Российской Федерации". При этом законы направляются для официального опубликования Президентом РФ, а акты палат Федерального Собрания направляются для официального опубликования Председателем соответствующей палаты или его заместителем. Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения (обнародованы) по телевидению и радио, разосланы государственным органам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи, распространены в машиночитаемой форме. Законы, акты палат Федерального Собрания и иные документы могут быть опубликованы также в виде отдельного издания.

      Закон устанавливает порядок вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов палат Федерального Собрания. Они вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу. "Собрание законодательства Российской Федерации" является официальным периодическим изданием, в котором публикуются федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, решения Конституционного Суда РФ о толковании Конституции РФ и о соответствии Конституции РФ законов, нормативных актов Президента РФ, Совета

        Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ или отдельных  положений перечисленных актов.  При публикации федерального конституционного закона и федерального закона указываются наименование закона, даты его принятия (одобрения) Государственной Думой и Советом Федерации, должностное лицо, его подписавшее, место и дата его подписания, регистрационный номер.

      Реализация  Президентом РФ своего права отлагательного вето породила практику, неоднозначно оцениваемую в юридической литературе.

      Согласно  ч.1 и 2 ст.107 Конституции РФ федеральный  закон, который был принят Государственной  Думой и одобрен Советом Федерации (ст.104-106 Конституции РФ), в течение  пяти дней направляется Президенту РФ. Президент в течение 14-ти дней должен либо подписать федеральный закон  и затем обнародовать его, либо отклонить  его, то есть наложить вето. Палаты Федерального Собрания могут преодолеть вето Президента РФ (ч.3 ст.107 Конституции РФ) посредством  одобрения федерального закона в  ранее принятой редакции большинством, составляющим не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной  Думы. В последнем случае Президент обязан в течение семи дней подписать соответствующий федеральный закон и обнародовать его.

      Положения ст.107 Конституции РФ были предметом  толкования Конституционного Суда РФ (См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 22 апреля 1996 года N 10-П по делу о толковании отдельных положений статьи 107 Конституции РФ // СЗ РФ. 1996. N 18. Ст.2253.). Конституционный Суд пришел к выводу, что в отношении федерального закона, направленного Президенту РФ на подпись, в соответствии с ч.1 ст.107 он вправе помимо подписания или отклонения применить особую процедуру возвращения федерального закона. В случае нарушения установленного Конституцией РФ порядка принятия федерального закона, если это нарушение ставит под сомнение результаты волеизъявления палат Федерального Собрания и само принятие закона, Президент РФ вправе возвратить закон в соответствующую палату, указав на конкретные нарушения процедуры его принятия.

     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     В результате проведенного исследования, объектом которого выступила правовая природа законодательного процесса и возникающих в ходе его осуществления  общественных отношений, а предметом - российское законодательство, в следствии чего, мною были сделаны следующие выводы:

     Значение  законодательного процесса в первую очередь связано с его ролью  в механизме законотворчества, поскольку  он является формально-юридическим  выражением законотворческой функции  государства. В результате последовательной реализации составляющих его процедур в правовой среде начинает официально действовать новый закон - нормативный  акт, создающий, изменяющий или отменяющий нормы права.

     Законодательный процесс, иными словами, является одной  из составляющих законотворчества, отражая  процессуальную сторону этого явления. Можно выделить следующие признаки законодательного процесса:

     1)состоит  из нескольких этапов (стадий), последовательность  и обязательность которых установлена,  законами и нормативными актами;

     2)осуществляется  специальными субъектами;

     3)результатом является создание акта обладающего юридической силы — закона.

     С формальной точки зрения сам законодательный  процесс представляет собой сложную  систему организационных действий (процедур), результатом которых  является создание закона. Таким образом, одной из характерных особенностей законодательного процесса является деление  его на структурные элементы, именуемые  в теории права процессуальными  стадиями. Стадию законодательного процесса в самом общем виде можно определить как некую совокупность процессуальных действий, способствующих достижению определенного правового результата. 

     В Российской Федерации законодательный  процесс состоит из следующих основных стадий:

       — законодательная инициатива и предварительное рассмотрение,

  • рассмотрение законопроектов и принятие законов Государственной Думой,
  • рассмотрение Советом Федерации законов, принятых Государственной Думой,
  • рассмотрение законов в согласительной комиссии при возникновении разногласий,
  • повторное рассмотрение Государственной Думой законов, отклоненных Советом Федерации,
  • повторное рассмотрение Государственной Думой законов, отклоненных Президентом РФ,

Информация о работе Законодательный процесс