Фольклор – как историческая категория воспитания детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 19:47, курсовая работа

Описание работы

Исходя из цели исследования и выдвинутой гипотезы, были поставлены задачи исследования:
1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования и выделить рабочее определение понятия музыкальные способности;
2) выделить компоненты, критерии, показатели развития музыкальных способностей;
3) разработать технологию развития музыкальных способностей;
4) на основе разработанной технологии составить программу развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Ведение
Глава 1 Фольклор – как историческая категория воспитания детей
Глава 2 Теоретическая основа развития музыкальных способностей фольклором
2.1. Психолого-педагогический аспект развития способностей детей дошкольного возраста
2.2. Детский музыкальный фольклор
2.3. Роль фольклора в воспитании дошкольника
Глава 3 Педагогическая технология развития музыкальных способностей через музыкальный фольклор
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсавая.doc

— 177.00 Кб (Скачать)


Содержание

Ведение

Глава 1 Фольклор – как историческая категория воспитания детей

Глава 2 Теоретическая основа развития музыкальных способностей фольклором

2.1. Психолого-педагогический аспект  развития способностей детей  дошкольного возраста

2.2. Детский музыкальный фольклор

2.3. Роль фольклора в воспитании  дошкольника

Глава 3 Педагогическая технология развития музыкальных способностей через музыкальный фольклор

Заключение

Список  литературы

 

Ведение

 

Каждая образовательная область  вносит свой вклад в формирование человека, который будет жить в новом тысячелетии.

Образовательная область искусство, предоставляет учащимся возможность  осознать себя как духовно-значимую личность, развить способность художественного, эстетического, нравственного оценивания окружающего мира. Освоить непреходящие ценности культуры, перенять духовный опыт поколений.

Искусство с первых дней школьной жизни служит средством формирования мировоззрения ребенка в целом, в его эстетической и нравственной сущности, развивает ассоциативное, образное мышление. Именно в искусстве школьник развивает свои творческие способности, приобретает опыт творческой деятельности, формирует свою индивидуальность.

В наше время с особой остротой стоит задача формирования духовного  мира человека третьего тысячелетия, возрождение и расцвета культурных традиций народов России. Эту задачу по развитию личности ребенка помогает решить и кружковая работа, а в частности, занятия школьников по фольклору. Занятия по фольклору имеют в себе большие возможности для творческого развития школьников.

Анализируя детское продуктивное творчество, можем судить о качествах  ребенка, его склонностях, интересах, о разнообразии способностей творческая деятельность способна оказать преобразующее  влияние на личность ребенка.

Теоретически основа толкования понятия детского творчества строится на признании наличия у детей врожденных задатков, которые независимо и спонтанно выявляются в деятельности детей. В раннем детстве уже складывается свободное творчество, отвечающее принципам свободы творчества.

Источником музыкального творчества считают жизненные явления, саму музыку, музыкальный опыт, которым  овладел ребенок.

Процесс детского творчества вызывает у детей особое желание действовать  в искренней и непринужденной обстановке в таких видах деятельности как игра, инсценировка, песня и др.

Это и послужило выбору темы нашего исследования: «Развитие музыкальных способностей дошкольников средствами музыкального фольклора».

Цель исследования: разработать и экспериментально апробировать технологию по развитию музыкальных способностей детей средствами музыкального фольклора.

Объект исследования: процесс музыкально-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: технология развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: развитие музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста будет успешным, если:

1. выделено рабочее определение  понятия «музыкальные способности»;

2. определены компоненты, критерии, показатели и уровни музыкальных способностей старших дошкольников;

3. разработана технология развития  музыкальных способностей детей  старшего дошкольного возраста.

Исходя из цели исследования и выдвинутой гипотезы, были поставлены задачи исследования:

1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования и выделить рабочее определение понятия музыкальные способности;

2) выделить компоненты, критерии, показатели  развития музыкальных способностей;

3) разработать технологию развития  музыкальных способностей;

4) на основе разработанной технологии  составить программу развития  музыкальных способностей у детей  старшего дошкольного возраста.

По своей природе детское  творчество синтетично и часто носит  импровизационный характер. Оно дает возможность значительно полнее судить об индивидуальных особенностях и своевременно выявить способности у детей.

Б.М. Теплов отмечает, что раннее вовлечение детей в творческую деятельность полезно для общего развития, вполне отвечает по потребностям и возможностям ребенка. У детей семи лет широко развивается самостоятельное творчество: музыкальное, театральное, литературное. Этой же точки зрения на значение результативной продуктивной деятельности, на роль творческого воображения и его особенностей придерживаются Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец. К. Головская доказывает в своем исследовании, что дети проявляют творчество в такой близкой им деятельности, как музыкальные игры, хороводы, пляски, пение, во всех видах музыкального творчества.

Система знаний детского объединения по фольклору позволяет школьникам становиться эстетически развитыми людьми, имеющими необходимый объем знаний, умений и навыков, позволяющим им принять активное участие в культурной жизни общества.

 

Глава 1 Фольклор – как историческая категория воспитания детей

 

Философская мысль - развивать человека гармонично, пробуждать его творческие силы - идет от мыслителей древности. Философы той поры придавали музыке как средству интеллектуального воспитания огромное значение. Они интересовались проблемой музыкально-творческого развития человека, хотя собственно способность к музыкальному творчеству ими не изучалось.

В становлении современной духовной культуры огромное значение имеет опыт предшествующих поколений. Найденные древние памятники русской культуры дают возможность убедиться в том, что детское воспитание на Руси постоянно находилось в поле зрения общественности. Первые письменные свидетельства относятся к XIV веку 1. В Пайсиевском сборнике духовенство высказывает свое отношение к народным песням и играм: ”Слабо живут, но если плясци или чудци – или какой иной игрец позовет на игрище, то все туда идут с радостью”. Отсюда видно, что русский народ издревле любил музыку, песни, игры, пляски.

В XVI веке в не менее знаменитом “Домострое” можно найти поучение “Зваться с большим, знаться с меньшим”. Часто хозяйственные сведения в “Домострое” связаны с необходимостью обустройства духовного мира детей и взрослых. В нем содержатся интересные игры, загадки, пословицы и поговорки, наставляющие детей в нравственности, развивающие ум и ловкость ребенка. Академик Лихачев Д.С. в предисловии к изданию “Домостроя” пишет:

“Идеал “Домостроя” – идеал  чистоты, порядка, бережливости, почти  скупости, вместе с тем, гостеприимства, взаимного уважения, а одновременно и семейной старости. И это в целом идеал трудовой жизни”.

В конце XVIII века отношение к народной культуре меняется. Начинает развиваться светское искусство, и фольклор постепенно входит в русскую музыку и литературу.

Народная музыка не только не запрещается, но и активно входит в жизнь.

Так, императрица Елизавета Петровна на официальных торжествах увеселялась со своим двором крестьянскими песнями, хороводами, народными играми.

Эту традицию продолжила Екатерина II. Кроме исполнения народного фольклора при дворе делаются попытки стилизации народных песен “на иноземный лад”, то есть песню приспособляют так, чтобы она могла бытовать в городе, в условиях европейской музыкальной культуры. Причем песню поют не под гусли, как раньше, а с аккомпанементом арфы, получается вид песни – романса с народной мелодией. Народная мелодия проникает везде, во все сферы искусства, и даже в оперу. Фомин Е., Матецкий М., Пашкевич В. Широко используют в своих операх народные мелодии. Фольклор постепенно становится предметом разработки и научного исследования.

Замечательный русский  ученый – мыслитель Ломоносов  М., будучи большим знатоком и любителем народного пения, одним из первых обратил внимание набольшие воспитательные возможности фольклора.

Великий Толстой  Л.Н. считал, что одновременно с родной речью ребенок должен учиться родному музыкальному языку. Достаточно вспомнить его школу для детей, где наряду с русским языком и литературой прививались и всячески поддерживались навыки пения и импровизации народных песен в одноголосном и многоголосном вариантах.

В своих программах Толстой Л.Н. широко пользовался  эстетическими идеалами и принципами народной педагогики. Народные песни, сказки, пословицы и поговорки – весь богатейший запас художественного эстетического развития детей был задействован им в процессе воспитания крестьянских детей в Ясной Поляне, обучение в ней было сопряжено с развитием у детей творческого воображения и эстетического вкуса [83,c.276].

Одоевских А. в  своих педагогических трудах высоко ценил фольклор в процессе обучения детей. Простота и доступность песни, ее высокая художественность, глубина мысли, своеобразие ее мелодической, ритмической и полифонической структур делают фольклор идеальным воспитательным средством.

В 30 – 40 годах XIX века в печати появились тексты детских песен и описания детских игр. В 50 – 60 годы XIX века, отмеченные в России общим подъемом интереса к педагогическим вопросам и народной школе, появилось значительно больше записей.

Большую услугу общему делу собирания детского музыкального фольклора, а главное, пробуждению интереса к детским песням, оказал журнал “Учитель”.

Также записи текстов  детских песен можно найти  в ряде периодических изданий тех лет: в журналах “Живая старина”, “Этнографическое обозрение”, “Губернских ведомостях”, в “Известиях географического общества”, в “Памятных книжках земств” и др..

В большинстве  случаев записи детских песен  производились не на листах, в естественной бытовой обстановке, а от лиц, оторванных от крестьянской среды, нередко по памяти. Записанные материалы подвергались переработке, вносились изменения в язык и содержание текстов.

Большое художественное значение и научное имеет вышедший в Москве в 1868 году сборник Бессонова П.А. “Детские песни”, в котором представлен подлинный, разнообразный, прекрасно подобранный материал (150 песен). Записи текстов песен и игр сопровождаются комментариями. В целом сборник был отредактирован и подготовлен к печати Одоевским В.Ф.

Первым этнографом – собирателем, который выделил  детский музыкальный фольклор в особый раздел и указал на разнообразие его видов был Шейн П.В.(1826-1900г.г.).

Песни, собранные  Шейном П.В., с 1851 года печатались в “Чтении общества истории и древностей Российских” при Московском университете.

В 1870 году они вышли в Москве отдельным изданием под заглавием “Русские народные песни”, а в 1892 году был опубликован первый том издания Академии наук “Великорусс в своих песнях”, куда вошло 267 песен и 18 игр.

Известный исследователь  Шеин П.В. первый внес некоторую систематизацию в детский фольклор: все песни он разделил на два больших раздела – в первый вошли песни для детей в том возрасте, когда они полностью находятся на попечении взрослых (колыбельные, потешки, прибаутки), а во втором разделе помещены песни, которые поют сами дети, вышедшие из младенческого возраста.

Заслуженной популярностью  пользуется книга Покровского Г.А. “Детские игры”. В ответ на разосланную автором программу он получил более двух тысяч записей детского игрового материала из различных местностей России. Это позволило ему составить и издать обширный сборник народных детских игр.

Собирание и изучение детского музыкального фольклора в  дореволюционной России представляет резкое несоответствие между интенсивным накоплением фактического материала и робкими попытками его теоретического осмысления.

Немногочисленные теоретические работы и исследования, как правило, посвящались отдельным вопросам и видам детского фольклора.

Удивительно актуально  звучат слова Одоевского В.Ф. замечательного русского, мыслителя, музыканта: “Не должно забывать, что от жизни не естественной, то есть такой, где человеческие потребности не удовлетворяются, – происходит болезненное состояние… точно также от бездействия мысли может произойти идиотизм…, - от ненормального состояния нерва парализуется мускул, - точно также недостатком мышления искажается художественное чувство, а отсутствие художественного чувства парализует мысль”. У Одоевского В.Ф. можно найти мысли об эстетическом воспитании детей на базе фольклора, созвучные тому, что нам хотелось бы воплотить в жизнь в наши дни в сфере детского обучения и воспитания: “…в области духовной деятельности человека ограничусь следующим замечанием: душа выражает себя или посредством телодвижений, очертаний, красок, или посредством ряда звуков, образующих пение или игру на музыкальном инструменте”2.

В этих словах заключено  философское подтверждение практическим изысканиям в сфере эстетического воспитания детей с применением музыкального фольклора, намеченное еще в 19 веке.

Первый опыт углубленной  разработки вопросов традиционного  детского творчества на этнографической основе, предпринял крупный отечественный теоретик, знаток детского быта, профессор Иркутского университета Виноградов Г.С. На протяжении 20 лет он с помощью многочисленных корреспондентов собрал на местах такое количество материала по детскому фольклору, каким не располагало ни одно научное учреждение дореволюционной России. Многие ему удалось опубликовать и научно объяснить в ряде статей и сборников. Например – “Сибирская живая старина”, “Детский народный календарь”, “Детский фольклор и быт” и другие.

Информация о работе Фольклор – как историческая категория воспитания детей