Фольклор – как историческая категория воспитания детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 19:47, курсовая работа

Описание работы

Исходя из цели исследования и выдвинутой гипотезы, были поставлены задачи исследования:
1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования и выделить рабочее определение понятия музыкальные способности;
2) выделить компоненты, критерии, показатели развития музыкальных способностей;
3) разработать технологию развития музыкальных способностей;
4) на основе разработанной технологии составить программу развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Ведение
Глава 1 Фольклор – как историческая категория воспитания детей
Глава 2 Теоретическая основа развития музыкальных способностей фольклором
2.1. Психолого-педагогический аспект развития способностей детей дошкольного возраста
2.2. Детский музыкальный фольклор
2.3. Роль фольклора в воспитании дошкольника
Глава 3 Педагогическая технология развития музыкальных способностей через музыкальный фольклор
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсавая.doc

— 177.00 Кб (Скачать)

Таким образом, творчество входит в обучение через игру, через сказку и, главное, формирует творческую личность, которая, по мнению современных психологов, сможет проявить свои творческие способности в жизни в любой сфере практической и художественной деятельности — и в математике, и в биологии, и в музыке, и в живописи. Теория «переноса» творческих способностей позволяет нам надеяться на положительный педагогический эффект, который отдален от воспитателей определенным временным пространством, но будет востребован если не сейчас, то в XXI веке обязательно.

 

Глава 3 Педагогическая технология развития музыкальных способностей через музыкальный фольклор

 

Опытно-экспериментальная работа проводилась детском саду МОД  №505 «Снегири» В эксперименте участвовали 12 детей 6-7 лет.

На основе выделенной гипотезы констатирующий эксперимент предусматривал решение следующих задач:

1. выявить компоненты, критерии, показатели, уровни развития музыкальных  способностей детей;

2. определить средний уровень  музыкально развития, сформированного  в стихийном опыте. На базе опроса.

Большое внимание на занятиях уделяется дикции. Одним из сложных навыков для дошкольников является чистота интонирования. Ребят с фальшивым пением сажают между чистоинтонирующими. Прошу их внимательно прислушиваться к пению соседей, занимаюсь индивидуально.

Работая над каждым ритмическим рисунком в песне используется метод ходьбы по кругу, отбивая притопом сильные доли, или хлопки в ритм мелодии.

Условия активизации певческих  навыков:

  • учащийся должен четко понимать, чего он должен добиться, выполняя задание
  • знать, чего он достиг, выполняя то или иное упражнение
  • повторение исполнения должно быть направлено на устранение ошибок, с осмыслением деятельности.

В методике обучения пению необходим  индивидуальный подход к учащимся.

Стремиться к тому, чтобы дети со слабыми природными и средними музыкальными данными приобретали правильные навыки, как и дети, обладающие хорошими музыкальными данными.

Для выяснения уровня заинтересованности детей в занятиях объединения «Фольклорный ансамбль сада» проводила проводятся анкетирование на тему «Что тебя больше всего привлекает на занятии?». Анкета для детей 2 года обучения. Нужно было выбрать один или два варианта ответов:

  1. Беседы о народных традициях, обрядах.
  2. Народные игры.
  3. Принимать участие в концертной деятельности сада.
  4. Петь.
  5. Танцевать.

 

Начало 2005-2006 учебного года

Конец 2005-2006 учебного года

18% - 1 вариант

22% - 2 вариант

25% - 3 вариант

15% - 4 вариант

10% - 5 вариант

20% - 1 вариант

20% - 2 вариант

40% - 3 вариант

15% - 4 вариант

10% - 5 вариант


 

Результаты ответов на вопросы  анкеты в приложении

Из ответов видно, что интерес  сохраняется. Наибольшее предпочтение дети отдают концертной деятельности. Дети рассказывают о народных обрядах  дома. Но, вместе с тем, отмечается слабая заинтересованность родителей занятиями в объединении, поэтому планируется проведение семейных праздников.

Дошкольникам на вопрос анкеты «Нравится ли тебе посещать занятия фольклорного объединения» нужно было выбрать один из трех вариантов ответов:

1. с желанием

2. без желания

  1. затрудняюсь ответить.

 

Начало 2005-2006 учебного года

Конец 2005-2006 учебного года

80% - 1 вариант

8% - 2 вариант

12% - 3 вариант

76% - 1 вариант

10% - 2 вариант

14% - 3 вариант


 

Из ответов детей видно, что  интерес несколько снизился.

Можно сделать вывод, что

  • у детей сформировалось представление об этнокультурной картине мира, народных традиций и обрядов;
  • развивается понимание народной этики и ее роли;
  • сформировался более высокий уровень культуры поведения и самореализации на празднике;
  • выступая с концертными номерами, пропагандируют народное творчество, лучшие образцы народно-певческой культуры своего края, испытывая чувство уважения и гордости к искусству своего народа.

За время обучения учащиеся принимали  участие в смотрах художественной самодеятельности среди образовательных учреждений города, и получили дипломы. Стимулирующим фактором развития творческих способностей в объединении является участие в городских смотрах.

Принимая участие в них, дети познакомились с разнообразным  песенным репертуаром, почувствовали, что они занимаются значимым делом. В них укрепилось чувство гордости за свое творчество.

Приобщение к устному народному  творчеству идет через разные сферы  деятельности:

  • детские объединения эстетического цикла
  • концертные программы
  • семейные праздники
  • фестивали искусств, через программы Дома детского творчества.

Деятельность по развитию творческих способностей посредством музыкального фольклора считают эффективной, так как она отвечает следующим  требованиям:

  1. Целенаправленность деятельности.
  2. Учет возрастных особенностей учащихся.
  3. Разнообразие форм и методов.
  4. Творческий характер деятельности.

 

Заключение

 

Обращение к музыкальному фольклору  в воспитании дошкольников открывает  широкие возможности педагогическому  творчеству, смелому поиску инновационных методов обучения и воспитания.

На современном этапе главная  задача музыкального воспитания до школьников средствами музыкального фольклора  – повернуться лицом к народной музыке, начиная с самого раннего, когда еще только закладываются  основные понятия у ребенка, формируется речь и мышление, развиваются способности, умения и навыки. Сейчас лишь немногие дошкольные учреждения в своей работе опираются на национальное искусство, в частности музыкальный фольклор, изначально несущий в себе нравственность, эстетику, элементы народной мудрости, народной педагогики. Анализ научной литературы и практики музыкального воспитания дошкольников позволил выявить ряд противоречий между:

1. потенциальными возможностями  детей в проявлении музыкальных  способностей и невозможностью их реализации на практике;

2. большим развивающим потенциалом  музыкального фольклора и ограниченным  его использованием в практике  работы с детьми.

Выявленные противоречия позволили  определить проблему исследования: поиск  психолого-педагогических условий музыкального развития дошкольников через развитие у них музыкальных способностей средствами музыкального фольклора.

 

Список литературы

 

  1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте - М.Просвещение, 1991.
  2. Ветлугина Н.А. «Музыкальное развитие ребенка», М. Просвещение, 2005
  3. Готовцев Г.А. «Мифология и фольклор». Программа и методические рекомендации. М. Новая школа 2003
  4. Государственный образовательный стандарт (научно-региональный компонент образования). Новосибирск 2006
  5. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня (в описании их авторов и исследователей). Редактор-составитель Е.И. Соколова Под общей ред. д. п. н. Н.Л. Селивановой. – М.: Педагогическое общество России, 1998.
  6. Давыдов В. Развивающееся обучение в игре Л.: 1986. – 356.
  7. Караковский В.А., Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова. Воспитание? Воспитание… Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. – М.: Новая школа, 1996. -254
  8. Лукин А.И. Аудитория. Музей. Театр. Новосибирск, 1992. -232.
  9. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания М.: Педагогика- 1993. - 456
  10. Кузьмина Н.В. «Способности, одаренность, талант учителя», Л. 1999
  11. Мельников М.Н. «Детский фольклор и проблемы народной педагогики», Новосибирск, Просвещение 1987
  12. Назаров Л. «Введение в песенный фольклор», журнал «Народное творчество» №6, 1999, № 1, 2000
  13. Немов Р.С. «Психология», М. Владивосток 1999
  14. Смирнов С. «Педагогика», Издательский центр, Академия 1998
  15. Старикова К.Л. «У истоков народной мудрости», Екатеринбург, Св. область. Отделение пед. Общества 1994
  16. Старикова К.Л. «Народные обряды и обрядовая поэзия», Екатеринбург, Св. область. Отделение пед. Общества 1994
  17. Фомина Н.Н. «Народные праздники и программы с методическими рекомендациями организации занятий». 2001
  18. Шамина Л. «Работа с самодеятельным коллективом», М. Музыка 1983
  19. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста Коломинский Я.Л. Панько Е.А., М.: Просвещение, 1988. -432.
  20. Цырлина Т.В. Встречное движение. – М.: Знание, 1991. -437.
  21. Эльконин Д.Б. «Символика и ее функции в игре детей // Дошкольное воспитание» 1966г. №37.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Фольклор – как историческая категория воспитания детей