История русского рока

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:52, реферат

Описание работы

Сегодня рок-музыка не так востребована, как раньше. Когда мои родители были молоды, рок музыка была очень популярна, и не было подростка, который не слушал рок.
Было очень много групп, которые сейчас потеряли свою популярность: Агата Кристи, Аквариум, Алиса, ДДТ, Король и Шут, Машина Времени, Nautilus Pompilius, Чиж&Co. Лишь некоторые группы и по сей день сохраняют свою популярность, не смотря на то, что вкусы общества постоянно изменяются.
Но моя задача рассказать об истории русской рок-музыки, о первых ее шагах.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………………3

Цель……………………………………………………………………………………………………………4

1.Итак, что же такое рок-музыка………………………………………………………………………5

2.Первые шаги…………………………………………………………………………………………………6

3.Русский рок…………………………………………………………………………………………………7

4.Зарождение…………………………………………………………………………………………………7

5.Расцвет, 80-е………………………………………………………………………………………………8

6.Региональные сцены………………………………………………………………………………………9

6.1. Ленинград
6.2. Москва
6.3. Урал и Свердловск
6.4. Сибирь
6.5. Харьков

7.«Красная волна» …………………………………………………………………………………………11

8.Конец 80-х – начало 90-х …………………………………………………………………………………11

9.90-е и современность……………………………………………………………………………………12

10.Русский рок за пределами России ……………………………………………………………………13

11.Рок-группы Украины ……………………………………………………………………………………13

12.Особенности ……………………………………………………………………………………………13

13. Опрос…………………………………………………………………………………………………………

Выводы ………………………………………………………………………………………………………14

Список литературы ………………………………………………………………………………………15

Работа содержит 1 файл

История русского рока.doc

— 270.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки РФ

Пермский  научно-исследовательский политехнический  университет

МОУ «Лицей №1»

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

«История русского рока»

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Мельникова  Светлана

Ученица 108 группы

МОУ»Лицей №1»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пермь 2012

 

 

Содержание 

 

Введение………………………………………………………………………………………………………3

 

Цель……………………………………………………………………………………………………………4

 

1.Итак, что же такое рок-музыка………………………………………………………………………5

 

2.Первые шаги…………………………………………………………………………………………………6

 

3.Русский рок…………………………………………………………………………………………………7

 

4.Зарождение…………………………………………………………………………………………………7

 

5.Расцвет, 80-е………………………………………………………………………………………………8

 

6.Региональные сцены………………………………………………………………………………………9

 

   6.1. Ленинград

   6.2. Москва

  6.3. Урал и Свердловск

  6.4. Сибирь

  6.5. Харьков 

 

7.«Красная волна» …………………………………………………………………………………………11

 

8.Конец 80-х – начало 90-х …………………………………………………………………………………11

 

9.90-е и современность……………………………………………………………………………………12

 

10.Русский рок за пределами России ……………………………………………………………………13

 

11.Рок-группы Украины ……………………………………………………………………………………13

 

12.Особенности ……………………………………………………………………………………………13

 

13. Опрос…………………………………………………………………………………………………………

 

Выводы ………………………………………………………………………………………………………14

 

Список литературы ………………………………………………………………………………………15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Сегодня рок-музыка не так  востребована, как раньше. Когда мои родители были молоды, рок музыка была очень популярна, и не было подростка, который не слушал рок.

 

Было очень много  групп, которые сейчас потеряли свою популярность: Агата Кристи, Аквариум, Алиса, ДДТ, Король и Шут, Машина Времени, Nautilus Pompilius, Чиж&Co. Лишь некоторые группы и по сей день сохраняют свою популярность, не смотря на то, что вкусы общества постоянно изменяются.

Но моя задача рассказать об истории русской рок-музыки, о первых ее шагах.

 

Эта тема интересна мне, так как я слушаю именно русский  рок, и поэтому считаю нужным знать  историю любимой музыки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель:

 

- ознакомиться с историей русского рока

- понять его историческое значение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Итак, что же такое рок-музыка?

Рок-музыка – обобщенное название ряда направлений популярной музыки. Слово «rock» — качать — в данном случае указывает на характерные для этих направлений ритмические ощущения, связанные с определённой формой движения, по аналогии с «roll», «twist», «swing», «shake» и т. п. Такие признаки рок-музыки, как использование электромузыкальных инструментов, творческая самодостаточность (для рок-музыкантов характерно исполнение композиций собственного сочинения) являются вторичными и часто вводят в заблуждение. По этой причине принадлежность некоторых стилей музыки к року оспаривается. Также рок является особым субкультурным явлением; такие субкультуры, как моды, хиппи, панки, металлисты, готы, эмо, неразрывно связаны с определёнными жанрами рок-музыки.

Рок-музыка имеет большое  количество направлений: от лёгких жанров, таких как танцевальный рок-н-ролл, поп-рок, бритпоп до брутальных и агрессивных жанров — дэт-метала и грайндкора. Содержание песен варьирует от лёгкого и непринуждённого до мрачного, глубокого и философского. Часто рок-музыка противопоставляется поп-музыке и т. н. «попсе», хотя чёткой границы между понятиями «рок» и «поп» не существует, и немало музыкальных явлений балансирует на грани между ними.

Истоки рок-музыки лежат  в блюзе, из которого и вышли первые рок-жанры — рок-н-ролл и рокабилли. Первые поджанры рок-музыки возникали в тесной связи с народной и эстрадной музыкой того времени — в первую очередь это фолк, кантри, скиффл, мюзик-холл. За время своего существования были попытки соединить рок-музыку практически со всеми возможными видами музыки — с академической музыкой (арт-рок, появляется в конце 60-х), джазом (джаз-рок, появляется в конце 60-х — начале 70-х), латинской музыкой (латино-рок, появляется в конце 60-х), индийской музыкой (рага-рок, появляется в середине 60-х). В 60-70-х годах появились практически все крупнейшие поджанры рок-музыки, наиболее важными из которых, помимо перечисленных, являются хард-рок, панк-рок, рок-авангард. В конце 70-х-начале 80-х появились такие жанры рок-музыки, как пост-панк, новая волна, альтернативный рок (хотя уже в конце 60-х годов появляются ранние представители этого направления), хардкор (крупный поджанр панк-рока), а также брутальные поджанры метала — дэт-метал, блэк-метал. В 90-х годах получили широкое развитие жанры гранж (появился в середине 80-х), брит-поп(появляется в середине 60-х), альтернативный метал (появляется в конце 80-х).

Основные центры возникновения и развития рок-музыки — США и западная Европа (особенно Великобритания). Большинство текстов песен — на английском языке. Однако, хотя, как правило, и с некоторым запозданием, национальная рок-музыка появилась практически во всех странах. Русскоязычная рок-музыка (т. н. русский рок) появилась в СССР уже в 1960—1970-х гг. и достигла пика развития в 1980-х гг., продолжив развиваться в 1990-х.

 

Рок-музыка исполняется  рок-группой, состоящей из гитариста (их обычно два: соло-гитарист и ритм-гитарист), барабанщика, бас-гитариста, вокалиста, и иногда клавишника. Бас-гитара, барабаны и ритм-гитара составляют ритм-секцию.

 

Отличительная черта  классического рока – это неизменный ритм на протяжении всей композиции, поддерживаемый ритм-секцией. Однако уже с 60-х годов некоторые стили стали использовать усложненные ритмы и структуры. Солирует и в группе электрогитара, и в большинстве групп присутствует вокалист.

 

Рок-музыка как культурный феномен породила так называемый «рок-н-ролльный образ жизни», определённый стиль поведения и систему жизненных ценностей, своего рода философию. Тем не менее, возникшие на основе различных течений рок-музыки субкультуры порой имеют мало схожего. Рок-музыка обладает относительно большой захватывающей энергией (драйвом). Она может дать личности свободу от устоявшихся общественных принципов и стереотипов, от окружающей действительности. [1]

 

 

2.Первые шаги рок-музыки

 

Началом рок-музыки стало появление рок-н-ролла, который вобрал в себя черты блюза, джаза, буги-вуги и кантри.

 

Значительное влияние  на рок-н-ролл оказали блюзовые исполнители Роберт Джонсон, Лидбелли, Мадди Уотерс. Впервые выражение  рок-н-ролл появилось в песне «Good Rocking Tonight» Роя Брауна 1947 году. В 1949 году выходит песня «Rock And Roll» Уайлд Билла Мура.

Развитие раннего рок-н-ролла связано в основном с американскими исполнителями, однако установить, какая песня или пластинка может считаться первой в жанре, практически невозможно. Среди возможных вариантов — сингл «Fat Man» Фэтса Домино, вышедший в 1950-м году. Согласно другим версиям, первой рок-н-ролльной записью является «Rocket 88», записанная в 1951 году Jackie Brenston and his Delta Cats.[1]

 

3.Рок в России

Американский рок-н-ролл проник в СССР ещё в середине 1950-х гг., хотя его советские слушатели составляли весьма узкую группу людей. Первые, весьма малочисленные, рок-н-ролльные исполнители в СССР, игравшие, как правило, англоязычные хиты, появились в начале 1960-х гг. в Прибалтике, Москве и Ленинграде. Их музыка была достаточно любительского характера, и в скором времени в их репертуаре собственно рок-н-ролл был смещён «британским вторжением» (песни The Beatles(Рис.1), The Rolling Stones и т. п.). На официальном уровне рок-н-ролл игнорировался, хотя нередко был предметом антизападной пропаганды. Парадоксальным образом, твист оказался вполне приемлемым и популярным жанром.

                                                             Рис.1. The Beatles

На русском языке  рок-н-ролл, в его традиционном понимании (если не считать твисты М. Магомаева, Т. Миансаровой и др.), стали играть с середины 1970-х гг. (одновременно с очередным западным возрождением стиля). Самыми известными группами этого направления в то время были Зоопарк, Секрет, Браво, и позднее многочисленные клубные коллективы, играющие рокабилли (Мистер Твистер).

Русский рок — это рок-музыка из России и/или на русском языке. Русский рок зародился в СССР во второй половине XX века под влиянием западной музыки, и по сей день существует в России и странах СНГ.[2]

4.Зарождение

Первые советские рок-группы появились ещё в середине 60-х на волне битломании, однако до середины 70-х русская рок- и поп-рок-музыка представляла собой в основном подражание музыке зарубежных исполнителей, чем и занимались многочисленные ВИА(вокально-инструментальные ансамбли). Одной из первых рок-групп, которая стала петь на русском языке, была группа «Оловянные Солдатики» (их можно услышать, например, в мультфильме «Ну погоди» — в виде группы «Дворняги», исполняющей «У попа была собака»). Кроме того, группа записала первый в СССР полноценный магнитоальбом «Размышления» (1972 г.) (по другой версии — которой придерживается Александр Кушнир, составитель энциклопедии «100 магнитоальбомов советского рока» — отсчёт советской магнитофонной рок-культуры начинается с альбомов Юрия Морозова (1973 г.)). Однако в определённых кругах одним из первых рок-музыкантов в СССР считают Александра Градского, в 1964 году основавшего группу «Славяне» .

Хотя многие советские ВИА исполняли  музыку, близкую к року (например, «Песняры», «Цветы», «Земляне»), они чаще всего не называли себя рок-группами, так как рок-н-ролл считался буржуазным западным стилем. Репертуар ВИА проходил утверждение на худсоветах, состоящих из консервативных пожилых политработников, что ограничивало творческую свободу. Группы, которых это не устраивало, предпочитали считаться самодеятельными. Однако это лишало возможности выпускать официальные пластинки и сильно ограничивало возможности для концертов. Записи этих групп распространялись среди фанатов самиздатом на магнитных лентах, а выступления чаще всего происходили на квартирниках — стихийных домашних концертах. Самыми значимыми «магнитофонными» группами советского андеграунда 70-х — начала 80-х были московская «Машина Времени» и ленинградский «Аквариум». Среди других ранних групп — «Високосное лето», «Автограф», «Воскресение», «Мифы», «Россияне», «Санкт-Петербург». Единого стиля у этих групп не было, они исполняли вперемешку и западный рок, и чисто акустические, «бардовские» песни. В этот период в СССР трудно провести границу между роком, ВИА и авторской песней.[2]

5.Расцвет, 80-е

К концу 70-х — началу 80-х в СССР сформировалось полноценное рок-движение, которое начало самоорганизовываться не без помощи властей. Чтобы упорядочить стихийное движение, в 1981 году был открыт Ленинградский рок-клуб, первый рок-клуб в СССР (под тихим надзором КГБ). Благодаря рок-клубам, у рок-групп впервые появилась возможность легально записываться и давать концерты, а у властей — держать рокеров под наблюдением. В это время был проведён первый рок-фестиваль «Тбилиси-80». Некоторые группы получили доступ к радио- и телеэфиру благодаря программе «Музыкальный ринг». Эта «оттепель» дала толчок второй волне русского рока, особенно ленинградским группам в стиле «нью-вэйв» — «Кино», «Алиса», «Оберманекен», «Странные игры» и др.

Русский рок пережил трудный  период в 1983—85 годах, когда по инициативе К. У. Черненко на самодеятельные группы начались гонения, а организация концертов без участия государственного монополиста была приравнена к частному предпринимательству и грозила тюрьмой. В этот период от подобных мер особенно пострадали московские группы: «Воскресение», «Браво», «Коррозия Металла»; их концерты прекращала милиция, а отдельные их участники даже побывали под арестом.

Только в 1985 году была открыта Московская рок-лаборатория, позволившая столичным группам легализовать свою деятельность. А с началом перестройки и гласности в 1985 году у музыкантов появилась возможность выступать с концертами, не опасаясь уголовного преследования за предпринимательство и тунеядство. Популярными становятся Наутилус Помпилиус(Рис.2), Зоопарк и Бригада С.

                Рис.2. Наутилус Помпилиус

80-е в истории русского рока можно сравнить с поздними 60-ми в западной рок-музыке. В городах СССР были созданы рок-клубы, сформировались известные, и частично по сей день действующие рок-группы, появились люди, последовательно пишущие о рок-музыке (Артемий Троицкий, Александр Житинский), прошли крупные рок-фестивали («Литуаника» — 1985-89, «Подольск» — 1987), «СыРок» и др. Прототипом русской рок-музыки 80-х стала англо-американская рок-музыка, а именно, такие ее направления как хард-рок, хэви-метал, «новая волна», а также панк-рок и частично пост-панк.

Многие песни классических русских  рок-групп писались и иногда исполнялись  под акустическую гитару как авторская песня. Это происходило в первую очередь на неофициальных концертах и «квартирниках». Таким образом, многие коллективы 80-х были, в некотором смысле, группой сопровождения поэта-песенника. Часто группы формировались вокруг такого автора текстов (а иногда и музыки), который обычно считался «лидером» и, так же как и группа, становился широко известен. 

Информация о работе История русского рока