История русского рока

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:52, реферат

Описание работы

Сегодня рок-музыка не так востребована, как раньше. Когда мои родители были молоды, рок музыка была очень популярна, и не было подростка, который не слушал рок.
Было очень много групп, которые сейчас потеряли свою популярность: Агата Кристи, Аквариум, Алиса, ДДТ, Король и Шут, Машина Времени, Nautilus Pompilius, Чиж&Co. Лишь некоторые группы и по сей день сохраняют свою популярность, не смотря на то, что вкусы общества постоянно изменяются.
Но моя задача рассказать об истории русской рок-музыки, о первых ее шагах.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………………3

Цель……………………………………………………………………………………………………………4

1.Итак, что же такое рок-музыка………………………………………………………………………5

2.Первые шаги…………………………………………………………………………………………………6

3.Русский рок…………………………………………………………………………………………………7

4.Зарождение…………………………………………………………………………………………………7

5.Расцвет, 80-е………………………………………………………………………………………………8

6.Региональные сцены………………………………………………………………………………………9

6.1. Ленинград
6.2. Москва
6.3. Урал и Свердловск
6.4. Сибирь
6.5. Харьков

7.«Красная волна» …………………………………………………………………………………………11

8.Конец 80-х – начало 90-х …………………………………………………………………………………11

9.90-е и современность……………………………………………………………………………………12

10.Русский рок за пределами России ……………………………………………………………………13

11.Рок-группы Украины ……………………………………………………………………………………13

12.Особенности ……………………………………………………………………………………………13

13. Опрос…………………………………………………………………………………………………………

Выводы ………………………………………………………………………………………………………14

Список литературы ………………………………………………………………………………………15

Работа содержит 1 файл

История русского рока.doc

— 270.00 Кб (Скачать)

6.Региональные сцены

Несмотря на то, что  увлечение рок-музыкой в СССР было повсеместным, к концу 80-х оформился  ряд центров советского рок-движения, заметно отличавшихся друг от друга как по стилю, так и по организационным особенностям. Прежде всего выделяются три крупнейших центра русского рока — Москва, Ленинград (Санкт-Петербург) и Свердловск (Екатеринбург).

Центрами рок-музыки в  СССР были:

    1. Ленинград (Санкт Петербург). В 1981 году в Ленинграде был образован Ленинградский рок-клуб, в который вошли такие группы, как «Аквариум» (Борис Гребенщиков), «Автоматические удовлетворители» (Андрей «Свин» Панов), «Зоопарк» (Майк Науменко), «Мифы», «Бригадный подряд» (Николай Михайлов). Культовый статус среди поклонников получили группы «Кино» (Виктор Цой), «Алиса» (московско-ленинградская группа, Константин Кинчев) и «ДДТ» (образовалась в 1980 году в Уфе, Юрий Шевчук), Среди прочих значительных коллективов были «Телевизор» (Михаил Борзыкин), «Оберманекен» (Анжей Захарищев фон Брауш), «Ноль» (Фёдор Чистяков), а также рок-бард Александр Башлачёв. Ленинградский рок представлял собой хорошо организованное сообщество, центром которого был рок-клуб, большинство активных членов которого хорошо знали друг друга. Особую роль в клубе играли Андрей Тропилло, создавший фактически первую в СССР частную студию звукозаписи, и Борис Гребенщиков, являвшийся центральной фигурой питерской рок-тусовки. Музыка большинства групп, как правило, представляла собой аранжировки песен в акустическом исполнении, что позволяло без особых проблем исполнять их на «квартирниках» и приближало питерские группы к «традиционному» року 60-х. В то же время для ленинградской рок-тусовки был характерен большой интерес к другим видам искусства — литературе, театру и кинематографу.
    2. Москва, в которой в 1985 году была создана «рок-лаборатория» при Доме культуры им. Горбунова. Известнейшие московские группы: «Машина времени» (Андрей Макаревич), «Воскресение» (Алексей Романов), «Звуки Му» (Пётр Мамонов), «Бригада С» (Гарик Сукачев), «Крематорий» (Армен Григорян), «Браво» (Евгений Хавтан). В Московской рок-лаборатории также стали появляться первые электронные рок-группы, такие как «Центр» (Василий Шумов), «Ночной проспект», «Биоконструктор» и другие. Для столичной рок-музыки (особенно, её первой волны) была характерна ранняя коммерциализация, что отчасти объясняло то, что «Горбушка» являлась скорее центром неформальной рок-культуры, нежели некой стержневой организацией для музыкантов. Большинство московских рок-групп существовало сами по себе и формировали свой собственный, ни на что ни похожий стиль, как правило, отличавшейся подчёркнутой несерьёзностью и снисходительным отношением к реальности. Эти качества достигли расцвета в 1990-е годы и способствовали популярности таких групп как «Тайм-аут», «Несчастный случай», «Дюна», «Ногу Свело!» и др. Помимо групп, исполняющих «классический» рок, в 80-е годы в Москве появился ряд коллективов, играющих «металл»: «Ария», «Мастер», «Чёрный кофе» (Дмитрий Варшавский), «Круиз» (Валерий Гаина), «Чёрный обелиск» (Анатолий Крупнов) и «Коррозия Металла» (Сергей Троицкий).
    3. Урал и Свердловск (Екатеринбург). В 1986 году был основан Свердловский рок-клуб. Известные группы из региона: «Урфин Джюс» (Александр Пантыкин), «Наутилус Помпилиус» (Вячеслав Бутусов), «Чайф» (Владимир Шахрин), «Настя», «Агата Кристи», «Апрельский марш», «Группа Максима Ильина» (Максим Ильин). Свердловская рок-тусовка была относительно узкой, и особую роль в ней играли поэты-песенники Илья и Евгений Кормильцевы. Уральский рок испытал сильное влияние западных групп 70-х годов (в том числе психоделического рока), большую роль играли клавишные, музыка не была предназначена для акустического исполнения, отличалась сложностью аранжировок.
    4. Сибирь: «Гражданская оборона» (Егор Летов), «Инструкция по выживанию», (Роман Неумоев), «Калинов мост» (Дмитрий Ревякин), Янка Дягилева. Периферийное и не имевшее единого центра сибирское рок-сообщество в 80-е годы было представлено в основном направлением, которое его участники называли панк-роком. Советский сибирский панк-рок опирался не только на англо-американский панк-рок, но и на пост-панк, гаражный рок, психоделию и даже частично на фолк-рок, и представлял собой отдельное культурное явление, продолжавшее существование в андеграунде и в 1990-е годы и оказавшее большое влияние на молодёжную субкультуру.
    5. Харьков, где с конца 80-х проводятся рок-фестивали. Наиболее известная рок-группа из Харькова — «Разные Люди» (Александр Чернецкий), в 1989—1994 годах вторым солистом и автором песен в которой был также Сергей Чиграков (Чиж). Некоторые харьковские рок-группы исполняли свои песни на украинском или английском (как рок-группа «Дождь») языках. Наиболее известным музыкальным критиком в харьковской рок-среде был Сергей Коротков. Развитию рок-среды города также способствовало «Радио-50» — возможно, первая частная радиостанция в СССР.

7.«Красная волна»

В 1986 в США вышел двойной альбом «Red Wave» («Красная волна») с записями ленинградских групп «Аквариум», «Странные игры», «Алиса» и «Кино», способствовавший развитию русского рока и интересу к советской рок-культуре за пределами СССР. Выпуск альбома стал возможен во многом благодаря Джоанне Стингрей — американке, много бывавшей в СССР и активно интересовавшейся советским роком (она даже вышла замуж за гитариста группы «Кино» Юрия Каспаряна).

После выхода этого альбома  советские рок-группы получили возможность  давать концерты, записывать и выпускать  альбомы в других странах, сотрудничать с западными музыкантами. Группа «Кино» совершила в 1988—89 годах турне по Франции, Италии и Дании, «Звуки Му» выпустили в Великобритании альбом «Zvuki mu» (продюсер: Брайан Ино) и ездили в турне по Англии и США. Лидер «Аквариума» Борис Гребенщиков записал в США англоязычный альбом «Radio Silence» совместно с Дэйвом Стюартом(Eurythmics) при участии Энни Леннокс (Eurythmics) и Крисси Хайнд (The Pretenders).

8.Конец 80-х — начало 90-х

Конец 80-х ознаменовался  окончательным выходом русского рока из подполья. Были сняты несколько фильмов, ставших неотъемлемой частью русской рок-культуры: «Взломщик» (1986) с Константином Кинчевым, «Игла» (1988) с Виктором Цоем, «Асса» (1987) с «Аквариумом» и другими, «Такси-блюз» (1989) с Петром Мамоновым, а также короткометражка «Йя-хха» с участием вышеперечисленных рок-музыкантов.

С этого момента создавались  многочисленные новые группы, дорога которым была уже открыта. В России впервые услышали о группе «Агата Кристи», игравшей психоделический постпанк, в начале 1990-х годов это был самый популярный рок-коллектив в России. Также появились панк-проекты, такие как «Смысловые галлюцинации», «Ва-БанкЪ», инструментальный ансамбль «Ноль» и рок-н-ролл группа «Ногу свело!», песня которой «Хару Мамбуру» отразила культуру 90-х и стала мегахитом и даже шлягером.

Как протестная субкультура  русский рок потерял свое значение с конца 80-х, когда после легализации  рок-музыки она начала становиться  частью нарождающегося отечественного шоу-бизнеса. Это привело к выделению из рок-среды ограниченного числа «звёздных» коллективов, способных собирать большие площадки. Интерес массового слушателя к остальным отечественным рок-исполнителям пошёл на спад, многие из них прекратили свою деятельность в связи со смертью основателей, отъездом за рубеж или нежеланием работать вместе. Так распались «Автограф», «Кино», «Наутилус Помпилиус», «Gorky Park», «Зоопарк», «Секрет», «Круиз», «Диалог».

Среди тридцати исполнителей, вошедших в первые пять выпусков «Легенд русского рока», активную деятельность к середине 2000-х годов вели лишь около половины.

9.90-е и современность

По звучанию русский  рок к середине 90-х (примерно с 1993 года) снова приблизился к западной музыке, фактически влившись в её различные  направления уже без того отставания, которое было неизбежным во времена железного занавеса. Музыку некоторых русскоязычных рок-групп 90-х и 2000-х иногда характеризуют как «рокапопс» и «не попса».

В 90-х годах многие группы официально переиздают старые альбомы, раньше выпущенные неофициально как самиздат. Фирма «Мороз Рекордс» выпустила большую серию сборников под названием «Легенды русского рока», в которой вышли ретроспективные сборные альбомы большинства известных советских рок-групп и музыкантов.

Средства массовой коммуникации стали играть большую роль в развитии рок-музыки. Хотя большинство телеканалов и радиостанций почти игнорирует современные русские рок-группы, в 90-х и 2000-х появляются СМИ, специализирующиеся на этой музыке. Это «Наше радио», телеканалы «A-One» и «О2ТВ», «Радио Максимум», журнал «Fuzz» и другие.

Вслед за Юрием Айзеншписом («Кино»), появилось немало влиятельных рок-продюсеров: Александр Пономарёв («Сплин», «БИ-2»), Дмитрий Гройсман («Чайф», «Мара»), Леонид Бурлаков(«Мумий Тролль», Земфира, «Братья Грим»), Александр Кушнир, Александр Елин и другие.

В российской рок-музыке продолжилось развитие жанров, популярных на Западе, с постепенным разделением  единого движения на них. Появилось  большое количество коллективов, исполняющих  панк и гранж («Король и Шут», «Lumen», «Пилот», «Наив», «Тараканы!», «7раса», «Небо Здесь», «Хуго-Уго»). «Тяжелая» сцена расширилась с появлением современных исполнителей пауэр- и симфо-метала («Эпидемия», «Catharsis», «Mechanical Poet»), блэк- и паган-метала («Nokturnal Mortum», «Темнозорь», «Аркона», "Butterfly Temple"), дум — и атмосферик-метала («Mental Home», «Dreaming Soul», «Stonehenge») и других видов металлической музыки.

Появился русский альтернативный рок в середине 1990-х, остаётся популярен и до наших дней. Изначально, это были рэпкор и трип-хоп, которые быстро «въелись» в культуру как русского рока, так и хип-хопа. Серьёзный толчок в сторону альтернативы сделали группы «Дубовый Гаайъ» (Дельфин), «Кирпичи», а также группа «Сектор газа», где «Хой» использовал рэпкор в 1990-х. В 2000-х появилась широкая альтернативная сцена, исполнители инди-рока, ню-метала, эмо, металкора — такие как «Amatory», «Jane Air», «Психея», "##### ( 5diez )",«Apshell», «Слот», «Мои Ракеты Вверх», «Stigmata», «Rashamba»,«Noize MC» и множество других. Телеканал «A-One» активно продвигает эту сцену, учредив премию «RAMP».

Фолк-рок получил новое  развитие, сблизившись, с одной стороны, с менестрельской песней («Мельница», «The Dartz», «Theodor Bastard»), а с другой стороны — с так называемым скандинавским фолк-роком («Наследие вагантов», «Тролль гнёт ель», «White Owl», «Tintal»). Часть групп ориентирована на фольклорные традиции народов России: «Ярос» (славянский фолк-рок), «H-Ural» (хантыйский электрофолк), «Буготак» (бурятский этно-рок) и др.

 

10.Русский рок за пределами России

Иногда к русскому року относят себя некоторые русскоязычные  группы за пределами России, а также различные группы в странах бывшего СССР, на которые оказал влияние русский рок. Например, одна из таких рок-групп — «Адаптация», которая, несмотря на нахождение в Казахстане (Актюбинск), имеет полное право называться русским роком. В связи с этим возникло название «советский рок», так как, по большей части, группы бывшего СССР по звучанию — именно то, что называют русским роком. Есть группы, созданные русскоязычными эмигрантами в Израиле, Германии, США и Канаде в большинстве своём любительские и практически не известные.

11.Рок-группы Украины

На Украине рок развивался со времён СССР. Наиболее известные группы — такие как «5'NIZZA», «Вопли Видоплясова», «Братья Гадюкины» и «Океан Эльзы» — и многие другие в течение 80-х — 2000-х годов сформировали самобытный украинский рок, однако и русский рок представлен в творчестве музыкантов Украины тоже достаточно ярко. В частности это группы «Мы100», «ТОЛ», «Хламида», «Димна суміш», «MARVEL», «Дороги меняют цвет». С русскоязычных песен начинала свой путь группа «Кому вниз» (альбом «Падая вверх»), отдельные русскоязычные песни есть у группы «Вопли Видоплясова».

 

12.Особенности

Хотя в русском роке существуют все те же жанры и стили, что и в западном, у него есть и свои, национальные, особенности, связанные с использованием русского мелоса. Кроме того, русский рок делает акцент на поэзию и подачу текста. Иногда «русский рок» рассматривают как отдельный жанр в музыке или в поэзии. Не все рок-группы из России играют русский рок.

 

13. Опрос

Я провела в своем  учебном заведении опрос, связанный  с музыкальными предпочтениями молодежи. Результаты опроса приведены ниже (Табл.1).

 

Таблица 1. Результаты опроса

 

Кол-во опрошенных

Положительно

Отрицательно

Нейтрально

Как вы относитесь к рок-музыке?

30

15

10

5

Как вы относитесь к русскому року?

30

12

6

12


Из таблицы видно, что  рок популярен, но в основном зарубежный.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод

История Русского рока весьма интересна и разнообразна, и я  считаю, что потратила время с  пользой, изучая историю любимого жанра. Также я узнала о группах, про  которые раньше даже не слышала, и это подтолкнуло меня к тому, чтобы ознакомиться с русским роком в более обширном диапазоне прослушиваемых мною композиций.

И пусть, сейчас рок-музыка не так востребована в обществе как  раньше, но все же я рада, что остались еще те люди, которые, как и я, преданы року. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1.Свободная энциклопедия «Википедия», статья «Рок-музыка»

2.Свободная энциклопедия «Википедия», статья «Русский рок»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе История русского рока