Личностно-ориентированный подход в системе музыкального образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2011 в 16:22, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить практику применения личностно-

ориентированного подхода в системе музыкального образования.


Объект: система образования, организованная на принципах современной педагогики.

Предмет: личностно-ориентированное обучение в системе музыкального образования.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3


Глава 1. Личностно-ориентированное развивающее обучение…………...4


1.1 Феномен личностно-ориентированного развивающего обучения……....................................................................................................4


1.2 Принципы построения личностно-ориентированной системы обучения………………………………………………………………………7



1.3 Технология личностно-ориентированного образовательного процесса……………………………………………………………………….10


Глава 2. Личностно-ориентированный подход на уроках музыки в общеобразовательной школе.………………………………………………...15


2.1 Роль урока музыки в развитии личности школьника………………15


2.2 Практика применения личностно-ориентированного подхода на примере урока музыки во 2м классе………………………….........................19


Заключение …………………………………………………………………….22


Список литературы…………………………………………………………….24

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 126.00 Кб (Скачать)

ГОУ ВПО Омский государственный университет имени  Ф.М. Достоевского 
 
 
 
 
 

                            Факультет культуры и искусств

                          Кафедра теории и истории музыки 
 
 
 
 

                              

Личностно-ориентированный  подход в системе музыкального образования 
 
 
 
 
 

           Курсовая  работа студентки  

           специальности 030700 «музыкальное  образование»   
 
 
 
 

                                                                                               
 
 
 

 научный  руководитель 
 
 

                                            Омск - 2009 
 

                                       
 

                                      Содержание: 
 
 

Введение………………………………………………………………………3  

Глава 1. Личностно-ориентированное развивающее обучение…………...4 

      1.1 Феномен личностно-ориентированного  развивающего обучения……....................................................................................................4  

       1.2 Принципы построения личностно-ориентированной  системы обучения………………………………………………………………………7

      

       1.3 Технология личностно-ориентированного образовательного процесса……………………………………………………………………….10 

Глава 2. Личностно-ориентированный  подход на уроках музыки в общеобразовательной школе.………………………………………………...15  

       2.1 Роль урока музыки в развитии личности школьника………………15 

       2.2 Практика применения личностно-ориентированного  подхода на примере урока музыки  во 2м классе………………………….........................19  

Заключение …………………………………………………………………….22 

Список литературы…………………………………………………………….24 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                  Введение 

     Курсовая  работа посвящена проблематике личностно-ориентированного обучения. В данной работе рассматриваются  не только особенности данного обучения, но и его специфика. «Личностно- ориентированное образование есть системное построение взаимосвязи учения, обучения, развития. Это целостный образовательный процесс, существенно отличающийся от традиционного учебно-воспитательного процесса».

     Содержание  личностно-ориентированного образования, его средства и методы структурируются так, что позволяют ученику проявить избирательность к предметному материалу, его виду и форме, в этих целях разрабатываются индивидуальные программы обучения, которые моделируют исследовательское мышление.

     Образование на личностном уровне – это смысловое  субъективное восприятие реальности, и, следовательно, никакая предметная деятельность не гарантирует образование  требуемого смысла. Личность всегда выступает  действующим лицом, соучастником, а подчас и инициатором любого процесса своего образования.

     Следует отметить актуальность данной тематики, поскольку личностно-ориентированное  обучение используется в педагогической практике нашего времени довольно часто. И любому педагогу необходимо знать основы личностно ориентированного развивающего обучения.

     Цель работы: изучить практику  применения  личностно-

ориентированного  подхода в системе музыкального образования. 

        Объект: система  образования,  организованная на принципах  современной педагогики.

      Предмет: личностно-ориентированное обучение в системе музыкального образования.  
 
 

     Задачи: 

  1. Изучить литературу по теме исследования.
  2. Раскрыть направленность личностно-ориентированного подхода на мотивацию учащихся.
  3. Проанализировать технологии реализации личностно-ориентированного подхода.
  4. Представить практику применения личностно-ориентированного подхода в системе музыкального образования.
 
 
 

           Глава I. Личностно-ориентированное развивающее обучение 

    1. Феномен личностно-ориентированного развивающего обучения

     Ведущим стратегическим направлением развития системы школьного образования  в мире, на сегодняшний день является, личностно – ориентированное  образование. Личностно-ориентированное обучение понимается, как обучение, выявляющее особенности ученика – субъекта, признающее самобытность и самоценность субъектного опыта ребенка, выстраивающее педагогические воздействия на основе субъектного опыта учащегося.

     Личностно-ориентированное обучение имеет глубокие корни. Стремление к возвышению человека, наиболее полному воплощению в нем человеческой сущности прослеживается с древних времен. Еще Протагор говорил: «Мера всех вещей - человек». Идея всестороннего гармоничного развития личности провозглашалась и в советский период. Человек объявляется главной ценностью. «Все для человека, все для блага человека».

     Личностно-ориентированное обучение - это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. Если в традиционной философии образования социально-педагогические модели развития личности описывались в виде извне задаваемых образцов, эталонов познания (познавательной деятельности), то личностно-ориентированное обучение исходит из признания уникальности субъектного опыта самого ученика, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в познании. Тем самым признается, что в образовании происходит не просто интериоризация ребенком заданных педагогических воздействий, а «встреча» задаваемого и субъектного опыта, своеобразное «окультуривание» последнего, его обогащение, приращение, преобразование, что и составляет «вектор» индивидуального развития. Признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса и есть личностно-ориентированная педагогика.

     При проектировании образовательного процесса нужно исходить из признания двух равноправных источников: обучения и  учения. Последнее не есть просто дериват  первого, а является самостоятельным, личностно-значимым, а потому очень действенным источником развития личности.

     Таким образом, традиционно образовательный  процесс описывался как учебно-воспитательный, основными составляющими которого являлись, обучение и воспитание. На организацию последних направлялись все усилия, так как считалось, что ребенок развивается только под влиянием специально организованных педагогических воздействий. Обучение, которое обеспечивает полноценное усвоение знаний, формирует учебную деятельность и тем самым непосредственно влияет на умственное развитие и есть развивающее обучение.

      
Социально-педагогическая модель реализовала требования общества, которое формулировало социальный заказ образованию: воспитать личность с заранее заданными свойствами. Общество через все имеющиеся образовательные институты формировало типовую модель такой личности. Задача школы заключалась в первую очередь в том, чтобы каждый ученик по мере взросления соответствовал этой модели, был ее конкретным носителем. Личность при этом понималась как некоторое типовое явление, “усредненный” вариант, как носитель и выразитель массовой культуры. Отсюда основные социальные требования к личности: подчинение индивидуальных интересов общественным, конформизм, послушание, коллективизм и т.п.  
 
Образовательный процесс был ориентирован на создание одинаковых условий обучения для всех, при которых каждый достигал планируемых результатов (всеобщее десятилетнее образование, “борьба” с второгодничеством, детьми с отклоняющимися формами поведения, изоляция детей с различными нарушениями психического развития и т. п.).  
 
Технология образовательного процесса основывалась на идее педагогического управления, формирования, коррекции личности “извне”, без достаточного учета и использования субъектного опыта самого ученика как активного творца собственного развития (самообразования, самовоспитания).  
 
Образно говоря, направленность такой технологии можно обозначить так: “мне не интересно, каков ты сейчас, но я знаю, каким ты должен стать, и я этого добьюсь”. Отсюда известный педагогический оптимизм, авторитарность, единообразие программ, методов, форм обучения, глобальные цели и задачи общего среднего образования (воспитание гармоничной всесторонне развитой личности).  
 
Предметно-дидактическая модель личностно-ориентированной педагогики, ее разработка традиционно связаны с организацией научных знаний в системы с учетом их предметного содержания. Это своеобразная предметная дифференциация, обеспечивающая индивидуальный подход в обучении.  
 
Средством индивидуализации обучения служили сами знания, а не их конкретный носитель — развивающийся ученик. Знания организовывались по степени их объективной трудности, новизны, уровню их интегрированности, с учетом рациональных приемов усвоения, “порций” подачи материала, сложности его переработки и т. п.  
 
В основе дидактики лежала предметная дифференциация, направленная на выявление: 1) предпочтений ученика к работе с материалом разного предметного содержания; 2) интереса к его углубленному изучению; 3) ориентации ученика к занятиям разными видами предметной (профессиональной) деятельности.

        Психологическая  модель личностно-ориентированной педагогики до последнего времени сводилась к признанию различий в познавательных способностях, понимаемых как сложное психическое образование, обусловленное генетическими, анатомо-физиологическими, социальными причинами и факторами в их сложном взаимодействии и взаимовлиянии.

В образовательном  процессе познавательные способности проявляются в обучаемости, которая определяется как индивидуальная способность к усвоению знаний.  
 
 
 
 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1.2 Принципы построения личностно-ориентированной системы обучения 

     Принципы  построения данной системы нацелены на всестороннее развитие личности. Нельзя сказать, что школа не ставила перед собой цель развития личности. Наоборот, эта цель постоянно декларировалась как задача всестороннего, гармонического развития личности. Существовали социально-педагогические модели этого развития, они описывались в виде социокультурных образцов, которыми требовалось овладеть. Личность понималась как носитель этих образцов, как выразитель их содержания. Последнее задавалось идеологией, господствующей в обществе.

     Личностно-ориентированная  педагогика, строя процесс обучения и воспитания, исходила в основном из признания ведущей роли (детерминации) внешних воздействий, (роли педагога, коллектива, группы), а не саморазвития отдельной личности.

     Аналогичным образом разрабатывались и соответствующие  дидактические модели, через которые  реализовывался индивидуальный подход в обучении. Он сводился в основном к разделению учащихся на сильных, средних, слабых; к педагогической коррекции через специальную организацию учебного материала по степени его объективной сложности, уровню требований к овладению этим материалом (программированное, проблемное обучение).

     В рамках такого индивидуального подхода  проводилась предметная дифференциация, которая, кстати, востребовалась, только одним социальным институтом - вузами. Во всех же остальных сферах человеческой жизни такая дифференциация не имела существенного значения. Общеобразовательная школа в основном готовила к вузу и этот социальный заказ выполняла через предметную дифференциацию, при этом нивелировалась духовная дифференциация (индивидуальные различия, связанные с традициями семьи, укладом жизни, отношением к религии и психологические модели личностно-ориентированного обучения были подчинены задаче развития познавательных (интеллектуальных) способностей, которые рассматривались, прежде всего, как типовые (рефлексия, планирование, целеполагание), а не индивидуальные способности. Средством развития этих способностей считается учебная деятельность, которою строится как «эталонная» по своему нормативному содержанию и структуре.

Информация о работе Личностно-ориентированный подход в системе музыкального образования