Музыкальное восприятие дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 15:59, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - раскрыть особенности развития личностных качеств через восприятия музыки детьми дошкольного возраста.
Цель работы потребовала решение следующих задач:
- изучить деятельность воспитателя по развитию личности дошкольника через восприятие музыки
- определить значение правильного восприятия музыки в развитии эстетических чувств дошкольников

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1. Музыкальное восприятие дошкольников
1.2. Деятельность воспитателя по развитию личности дошкольника через восприятие музыки
ГЛАВА II. МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1.Значение правильного восприятия музыки в развитии эстетических чувств дошкольников
2.2. Работа воспитателя над развитием восприятия дошкольниками музыкального произведения
ВЫВОДЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

МУзыкальное восприятие дошкольников.docx

— 44.76 Кб (Скачать)

В процессе слушания произведения следует учить  детей не только понимать содержание музыки, но и выделять отдельные  ее выразительные средства. Вычленение в восприятии музыки некоторых из этих средств (темпа, динамики, регистра) возможно уже на ранних этапах. Поэтому  необходима определенная последовательность в формировании восприятия. При этом выделяются такие этапы:

— целостное  восприятие, осознание общего характера  произведения (при первом ознакомлении, прослушивании).

— дифференцированное восприятие, уточнение представления, различение отдельных эпизодов в  произведении (при повторном прослушивании);

— осознание  выразительной роли отдельных средств  в связи с развитием музыкального образа и повторное целостное  восприятие (при завершении работы над произведением, в конце ряда занятий).

Надо  дать детям возможность неоднократно прослушать любое музыкальное произведение. Целесообразно продумать такую  методику работы, при которой каждая новая встреча с песней или  пьесой доставляет ребенку радость, он должен узнать что-либо новое, ранее  еще не отмечавшееся в этом произведении.

Первое  ознакомление с произведением —  это целостное восприятие музыки, осознание общего ее характера. Поэтому  важно выразительно исполнить произведение, дать ему краткую характеристику и, быть может, отметить некоторые особенности. Во время повторного прослушивания  внимание детей привлекается не только к художественному воплощению общего замысла, но и к отдельным деталям [4; 78].

Вот пример последовательной работы над развитием  восприятия музыкального произведения П.И. Чайковского «Песня жаворонка».

1-езанятие. Педагог, обращаясь к детям,  задает вопрос: «Слышали ли вы, как поют птицы? Их очень  много в лесу, на даче, в парке,  они поют красиво, звонко. Есть  такая птичка — она называется  жаворонок. Он особенно хорошо  поет. Послушайте, я сыграю вам  музыку про его песню».

Педагог исполняет произведение и спрашивает: «Как же музыка рассказывает про жаворонка, как он поет?» Выясняют, что он поет тоненько, нежно и летает легко  и быстро.

После этого  «Песня жаворонка» исполняется второй раз. Дети получают целостное представление  о музыке, ее особенностях, характерных  чертах.

2-е занятие.  Педагог говорит:

— Я прочитаю вам стихотворение, послушайте его:

«На солнце темный лес зардел, В долине пар  белеет тонкий. И песню громкую  запел В лазури жаворонок звонкий».

А мы знаем  музыку про жаворонка. Она называется «Песня жаворонка». Послушайте ее.

3-е занятие.  Педагог играет «Песню жаворонка», заранее предупредив, чтобы все  внимательно слушали, а затем  сказали, какое это произведение. Дети узнают его.

— Да, вы правильно узнали — это «Песня жаворонка». А написал эту музыку композитор Петр Ильич Чайковский. Это вели- кий русский композитор. Он очень любил детей и для  своих маленьких племянников  написал много музыкальных произведений.

Прослушайте еще раз «Песню жаворонка». Музыка спокойная, нежная»

4-е занятие.

— В прошлый  раз мы слушали «Песню жаворонка». Кто написал эту музыку?

— Правильно, Чайковский. Мы еще знаем другие его произведения и слушали их. Какие из них вы можете назвать?

Дети  вспоминают.

Можно исполнить  знакомую им «Камаринскую», отметив, что  это веселая, плясовая музыка, а «Песня жаворонка» — спокойная, тихая.

5-е занятие.  Называются произведения, композитор. Педагог обращает внимание детей  на трёхчастную форму.

— Я сыграю вам «Песню жаворонка», а вы скажите: все ли время птичка одинаково  поет?

— Да, она  то ближе, то дальше, и песня звучит то тише, то громче. Я сыграю еще раз, а вы скажете, в каком месте  птичка поет тише.

(Играет.)

— Да, верно. Вначале жаворонок поет погромче, потом потише, а потом, как в  первый раз, погромче. (Трёхчастная  форма, динамические оттенки.)

6-е занятие.

— Я сыграю вам еще раз «Песню жаворонка», а вы угадайте, о чем музыка расскажет  в конце — улетела птичка или  осталась?

Педагог исполняет мелодию, а дети говорят, что жаворонок улетел.

7-е занятие.

— Я сыграю вам отрывок из «Песни жаворонка», а вы скажете, какую часть я  вам сыграла.

Играет  заключительную часть. Дети узнают: «Жаворонок улетел — это конец музыки».

— Да, это  музыкальное заключение.

8-е занятие.  Можно исполнить все знакомые  детям произведения из «Детского  альбома» П.И. Чайковского, а  дети должны их узнать и  назвать.

Таким образом, в связи с усложнением музыкальных  произведений усложняются и методы работы.

Исполнение  произведений должно быть достаточно тонким, выразительным, чтобы дети могли  воспринять доступные им разнообразные  чувства и настроения, почувствовать  красоту каждого

музыкального  произведения. Беседы становятся более  развернутыми, последовательно раскрывающими  содержание произведения. Поэтому так  важно пояснением, словом усилить  переживания детей. При этом следует  иметь в виду, что каждый понимает музыку по-своему.

Слушая, например, пьесу П.И. Чайковского  «Песня жаворонка» и не зная еще  ее названия, а воспринимая лишь спокойный, светлый характер мелодии, дети, даже имеющие одинаковую подготовку, будут переживать и мыслить по-разному. У одних может возникнуть представление о картине природы, о птицах. Другие могут почувствовать лишь характер изложения: «тихая, легкая, нежная». У третьих появятся приятные чувства, которые ассоциируются с определенными жизненными явлениями. Педагог должен словесными пояснениями вызвать конкретные переживания и направить внимание детей на особенности средств музыкальной выразительности,- которые придают произведению светлый, мечтательный характер и создают образ поющего жаворонка. Педагог поощряет правильные реакции детей на музыку.

Таким образом, следует приложить немало усилий, проявить терпение и настойчивость, способствуя развитию добрых чувств, хорошего вкуса, правильного понимания  исполняемых музыкальных j произведений. Тем самым педагог помогает детям  в будущем стать s добрыми, отзывчивыми, творчески активными людьми.

Большое значение для воспитания интереса к  восприятию музыки имеют создание эмоционально благоприятной обстановки и эмоционально положительное отношение к музыке самого педагога, пример которого для  детей весьма важен. Кроме того, особую роль в формировании эстетического  восприятия музыки играет разнообразие форм занятий.

Очень важная форма эмоционального обогащения маленьких  слушателей — концерты. Они наполняют  жизнь детей яркими впечатлениями, создают приподнятое, праздничное  настроение. Это могут быть концерты, посвященные творчеству какого-либо композитора (М.И. Глинки, П.И. Чайковского, Д.Б. Кабалевского и других), музыкально-литературные концерты, посвященные творчеству детского писателя или поэта (С.Я. Маршака, К.И. Чуковского, А. Барто и других), музыкальные  викторины, вечера народной, классической музыки, совместные концерты взрослых (родителей, студентов музыкально-педагогического  факультета, педучилища) и детей, которые  как бы подводят итог пройденного  материала, вводят в круг новых интересов, развивают творческую активность детей.

Слушание  знакомых пьес в новом звучании (оркестровом, в исполнении взрослых, известных  пианистов, певцов и т.д.), сравнение  различных трактовок, аранжировок  одного и того же произведения активизируют и обогащают восприятие. Особенно яркое воздействие на детей оказывает  «живое», выразительное исполнение произведения педагогом, однако не всякое произведение педагог может исполнить  сам. Если музыка написана для хора или оркестра, то ее можно слушать  в грамзаписи или на аудиокассете. При этом важно качество технических  средств обучения, грампластинок, а  также умение педагога обращаться с  ними. Шипение, исчезновение звука, неоднократные  попытки точно найти начало звучания того или иного произведения на диске, сосредоточенность педагога на технических  средствах и отсутствие его сопричастности к звучащей музыке отвлекают ребят  от восприятия произведения.

Подготовка  дошкольников к эмоциональному восприятию музыки может осуществляться разными  методами и приемами. К ним относятся  вступительное слово педагога, использование  произведений других видов искусств, вокализация тем инструментальных сочинений. Созданию положительного эмоционального настроя способствуют умело подобранные  отрывки из литературных произведений, не только поэтических, но и рассказов, отрывков пьес, романов, в которых  используется описание природы, того или  иного явления, предмета, события. Иногда для создания необходимого эмоционального настроя педагог использует и  выразительное слово, и произведения живописи. Рассмотрим задачи, содержание и приемы обучения слушанию музыки по возрастам.

 

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ

 

Музыкальное восприятие — сложный, чувственный, поэтический процесс, наполненный  глубокими внутренними переживаниями. В нем переплетаются сенсорные  ощущения музыкальных звуков и красота  созвучий, предыдущий опыт и живые  ассоциации с происходящим в данный момент, следование за развитием музыкальных  образов и яркие ответные реакции  на них. Одновременно это и процесс  познания, переживания и оценки музыкального произведения, его художественного  образа, в основе которого лежит  способность слышать, переживать музыкальное  содержание как художественно-образное отражение действительности. Адекватные мысли и чувства, понимание идеи произведения возникают у слушателя  благодаря активизации его музыкального мышления, которое зависит от уровня общего и музыкального развития. Для  формирования музыкально-слуховых представлений  важны знания о том, что музыкальные  звуки имеют различную высоту, что мелодия складывается из звуков, которые движутся вверх, вниз или  повторяются на одной высоте. Развитие чувства ритма нуждается в  знании того, что музыкальные звуки  имеют различную протяженность - бывают долгими и короткими, что  они движутся и их чередование  может быть мерным или более активным, что ритм влияет на характер музыки, ее эмоциональную окраску, делает более  узнаваемыми различные жанры. Формирование мотивированной оценки музыкальных  произведений помимо накопления слухового  опыта предполагает определенные знания

. Для  эстетического развития дошкольников  используются в основном два  вида музыки: инструментальная и  вокальная. Детям раннего и  младшего возраста доступнее  вокальная форма звучания. Вместе  с тем музыкальное вступление, сопровождение и заключение в  песне приближают ребенка к  восприятию инструментальных пьес, которые в старших группах  детского сада используются чаще.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Баринова М.Н. О развитии творческих способностей – Л.: 2001.
  2. Бекина С.И. Музыка и движение- М. :Просвещение, 2004.
  3. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду – М.: Просвещение, 1999.
  4. Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь – М.: Провещение, 2000.
  5. Вопросы музыкальной педагогики Сб. статей вып. 2 / ред. – сост. В.И. Руденко – М.: 2000.
  6. Гейнрихс И. Музыкальный слух и его развитие – М.: 2008.
  7. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология – М.: 2003.
  8. Дошкольная педагогика. Учебное пособие для студентов пединститутов / под. Ред. В.И. Логиновой – М.: Просвещение, 2003.
  9. Жак-Далькрос Э. Ритм. Его воспитательное значение для жизни и для искусства: лекции – М.: 2002.
  10. Кобалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? – М.: 2007.
  11. Методика музыкального воспитания в детском саду / под. Ред. Н.А. Ветлугиной. – М, 2002.
  12. Метлов Н.А. Музыка – детям – М.: Просвещение, 2005.
  13. Музыка – детям: сборник статей вып. 1 / сост. Л. Михеева – Л.: Музыка, 2000.
  14. Музыка – детям: сборник статей вып. 3 / сост. Л. Михеева – Л.: Музыка, 2006.
  15. Музыка – детям: сборник статей вып. 4 / сост. Л. Михеева – Л.: Музыка, 2001.
  16. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. – М.: 2002.
  17. Назайкинский Е.В. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания // Восприятие музыки – М., 2000.
  18. Науменко Г.И. Фольклорная азбука – М.: Изд. центр «Академия», 2006.
  19. Петрушин В.И. Музыкальная психология М., 2007.
  20. Радынова О.П., Катинене А.И., Полавандишвили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников / под. ред. О.П. Радыновой – М.: Просвещение: Владос, 2004.
  21. «Синтез» программа развития музыкального восприятия у детей на основе синтеза искусств (5-й год жизни) / под ред. К.В. Тарасовой – М.: 2000.
  22. «Синтез» программа развития музыкального восприятия у детей на основе синтеза искусств (6-й год жизни) / под ред. К.В. Тарасовой – М.: 2008.
  23. Тарасов Г.С. Педагогика в системе музыкального образования – М., 2006.
  24. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей – М., Л., 2007.
  25. Теплов Б.М. Психология индивидуальных различий / избр. труды 2 т. – М., 1985.
  26. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология – М.: Изд. центр «Академия», 2006.
  27. Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н. Методика музыкального воспитания – М., 2009.
  28. В.А.Сухомлинский. Сердце отдаю детям

Информация о работе Музыкальное восприятие дошкольников