Развитие творческих музыкальных способностей

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2011 в 15:34, курсовая работа

Описание работы

Проблема духовности стоит очень остро в нашем обществе, и мы постоянно ищем пути решения этой проблемы в правильном воспитании человека уже в самом начале его пути, в детстве. Задача сложна – ведь жизнь меняется стремительно. Каждый год в первый класс школы приходят совершенно иные дети. Иное поколение. Мыслят быстрее, информации о фактах, событиях, понятиях – все больше…

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятия творчество, творческие способности, музыкально-творческие способности………………………………………………………………………7
2. Особенности и условия развития творческих способностей детей…….14
3. Психолого-педагогическое обоснование детского музыкального
творчества………………………………………………………………………..19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….27
Список литературы……………………………………………………………...29

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.doc

— 162.00 Кб (Скачать)

         музыкальные;

         лингвистические;

         интеллектуальные;

         творческие.

    10 

              Музыкальные способности - это часть общих способностей. Это аксиома: чтобы развивать частное, надо развивать общее. И, таким образом, если мы хотим успешно развивать, например слух, мы должны развивать прежде всего общие способности. А для этого необходимо заниматься всем: и литературой, и живописью, и танцами, и актерским мастерством, и музыкой.

         Н.А. Римский-Корсаков в своей статье «О музыкальном образовании», делил музыкальные способности на 2 группы:

         1) технические (игра на данном инструменте или пение);

         2) слуховые (музыкальный слух).

         В слуховых способностях, в свою очередь, выделялись элементарные и высшие;

         к элементарным относятся гармонический и ритмический слух. 

         Н.А. Ветлугина в монографии «Музыкальное развитие ребенка» делит музыкальные способности на : 

         музыкально-эстетические;

         специальные. 

         Соглашаясь в целом с этой классификацией, В.Д. Остроменский предлагает расчленить музыкально-эстетические способности на эмоционально и рационально-познавательские, т.е., фактически, выделяет эмоциональную сторону музыкальности.

         В ряде работ в качестве самостоятельных способностей фигурирует и музыкальная память. Г.М. Цыпин пишет о том, что наряду с музыкальным слухом и чувством ритма музыкальная память образует триаду основных ведущих музыкальных способностей… По существу, никакой род

    11 

    музыкальной деятельности не был бы возможен вне тех или иных функциональных проявлений музыкальной памяти.

         Музыкальные способности в существующей общей психологической классификации относятся к специальным, т.е. таким, которые необходимы для успешных занятий и определяются самой природой музыки как таковой. Так сформулировал Б.М. Теплов.

         Изучая проблему музыкальности и музыкальных способностей, необходимо рассмотреть такие важнейшие теоретические вопросы:

         Является ли музыкальность комплексом отдельных музыкальных способностей или это единое целое, не поддающееся членению? Если это комплекс способностей, то каковы ее компоненты?

         Всем ли людям присуща музыкальность или только избранным? Как ее измерить? Каковы закономерности ее развития?

         Эти вопросы все еще обсуждаются в большинстве исследований, посвященных проблемам музыкальности. 

         Большинством исследователей музыкальность понимается как своеобразное сочетание способностей и эмоциональных сторон личности, проявляющихся в музыкальной деятельности.

         Значение музыкальности очень важно не только в эстетическом и нравственном воспитании, но и в развитии психологической культуры человека.

         Начиная с работ К. Штумфа, Т. Биллорта, А. Файста и т.д., подход к музыкальности определялся теоретическими представлениями о ней как психическом образовании. Так, А. Файст сводил ее к чувству интервалов, а К. Штумф и Т. Митер – к способности анализировать аккорды.

    А К. Спинор, рассматривал музыкальность как совокупность отдельных, не связанных между собой «талантов», которые сводятся в 5 больших групп:

    12 

         музыкальные ощущения и восприятие;

         музыкальное действование;

         музыкальная память и музыкальное воображение;

         музыкальный интеллект;

          музыкальное чувствование. 

     По мнению К. Спинора, в основе музыкальных склонностей лежат сенсорные музыкальные способности, которые могут быть представлены у индивидов в различной степени и точно измерены с помощью специальных тестов.

     Среди работ, посвященных музыкальным способностям, особое место занимает книга Б.М. Теплова «Психология музыкальных способностей». В ней предложена оригинальная концепция музыкальности.

     Главным показателем музыкальности Теплов считал эмоциональную отзывчивость на музыку, а к основным способностям отнес те которые

связаны с восприятием и воспроизведением звуковысотного и ритмического движения, - музыкальный слух и чувство ритма. При этом, в музыкальном слухе он выделил два компонента -  перцептивный, связанный с восприятием мелодического движения (ладовое чувство) и репродуктивный (способность к слуховому представлению мелодии). Неосновными  компонентами комплекса музыкальности он считает тембровый, динамический, гармонический и абсолютный слух.

     Современные исследователи сходятся на том, что способности, входящие в «ядро» музыкальности это: 

     ладовое чувство;

     способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями;

     музыкально-ритмическое чувство.

13 

     Педагоги-музыканты пришли к выводу, что задатки музыкальной деятельности (т.е. физические особенности строения организма, например, органа слуха или голосового аппарата) имеются у каждого. Они составляют основу развития музыкальных способностей.   

     Природа щедро наградила человека. Она дала ему все для того, чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир. Она позволила ему слышать все многообразие существующих вокруг звуковых красок. Прислушиваясь к собственному голосу, голосам птиц и животных, таинственным шорохом леса, листьев и завыванию ветра, люди учились различать интонацию, высоту, длительность. Из необходимости и умения слушать и слышать рождалась музыкальность – природой данное человеку свойство.

     Воспитание музыкальной культуры школьников происходит одновременно с развитием у них музыкальных способностей, которые, в свою очередь, развиваются в музыкальной деятельности. Чем она активнее и

разнообразнее, тем эффективнее протекает процесс  музыкального развития и, следовательно, успешнее достигается цель музыкального воспитания.

     Б. М. Теплов  говорит о том, что предела развитию способностей не существует, но при этом оговаривается, что развитие способностей не протекает прямолинейно.

          Иными словами, исходя из вышесказанного творческие способности – это индивидуально-психологические особенности личности, относящиеся к успешному выполнению какой-либо деятельности, результатом которой является новый продукт, имеющий значимость либо для субъекта, либо для общества,

     Развитие творческих способностей  – это выработка у ребенка  стремления к проявлению собственной инициативы, музыкального таланта: стремление создать что-то новое, свое, лучшее, стремление расширить кругозор, наполнить новым содержанием свои познания.

14

      Музыкальные способности - это часть общих способностей, которые развиваются в музыкальной деятельности. Развиваясь в процессе деятельности, музыкальные способности, такие, как эмоциональная отзывчивость на музыку, оперирование музыкально-слуховыми представлениями, оказывают влияние и на развитие творческих способностей в целом. Следовательно, такие музыкальные способности являются музыкально-творческими. 
 
 

          2. Особенности и условия развития творческих способностей детей 

       Большинство психологов считают, что   существует две группы условий и развития творческих способностей: психологические условия (интеллектуальные и личностные факторы) и социально-психологические.

     С точки зрения Д. Б. Эльконина, развитие личности осуществляется  в конкретной социальной ситуации через появление новообразований. Это подтверждается в исследованиях познавательной потребности, проведенной В. С. Юркевич:

      «начальный уровень познавательной потребности – потребность младенцев и дошкольников во впечатлениях;

      следующий уровень – любознательность, расцвет которой в младшем подростковом возрасте, когда познавательная активность уже гораздо более целенаправленна, но все, же носит стихийный характер;

     третий уровень выступает в устойчивом осознанном стремлении к получению новых знаний, соответствующих интересам и склонностям».     
 

       15

     Каждый последующий уровень не просто вбирает каждый последующий уровень, но обязательно тормозит, отменяет «его». Такова особенность хода возрастного развития.

     Исследования психологов и педагогов  указывают на связь творческих  способностей с развитием личности и интеллекта

     Творческие способности ребенка развиваются в ходе взаимодействия его со средой, под влиянием обучения и воспитания в самом хорошем значении этих слов.

     По мнению Л. С. Выготского, все, что требует творческого пересоздания, все, что связано с изобретением нового, нуждается в непременном участии, фантазии, причем фантазия должна рассматриваться как функция, которая связана как с эмоциональной жизнью, так и с интеллектуальной.

     С помощью фантазии созданы не только художественные произведения, но и все научные изобретения, все технические конструкции.

Фантазия  есть одно из проявлений творческой деятельности человека.

     В фантазии ребенок предвосхищает свое будущее, а, следовательно, и творчески приближается к его построению и осуществлению. 

     Наблюдая за детьми разного возраста, убеждаемся в том, что в каждом детском возрасте выступают свои предпосылки развития творческих способностей.

     Фантазия ребенка – это диалог  с вещами, фантазия подростка  – это монолог с вещами, как говорил Шпангер.

    Если говорить о формировании музыкальных способностей, необходимо остановиться на вопросе о том, когда, с какого возраста следует развивать музыкальные творческие способности детей. Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также существует гипотеза, что развивать музыкально- творческие способности необходимо с самого раннего возраста. Эта гипотеза находит подтверждение в физиологии.

16

       С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития музыкальных творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей музыкальной творческой деятельности. Дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития музыкальных способностей к творчеству.

     Детям младшего  школьного возраста  изначально присуща  талантливость. Начальный  период обучения считается важнейшим в приобщении к прекрасному. Музыка здесь выступает в роли универсального средства эстетического и нравственного воспитания, формирующего внутренний мир ребенка.

     И уже с первых  дней пребывания  ребенка в школе необходимо прививать развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры - так считают научные исследователи.

Информация о работе Развитие творческих музыкальных способностей