Развитие творческих музыкальных способностей

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2011 в 15:34, курсовая работа

Описание работы

Проблема духовности стоит очень остро в нашем обществе, и мы постоянно ищем пути решения этой проблемы в правильном воспитании человека уже в самом начале его пути, в детстве. Задача сложна – ведь жизнь меняется стремительно. Каждый год в первый класс школы приходят совершенно иные дети. Иное поколение. Мыслят быстрее, информации о фактах, событиях, понятиях – все больше…

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятия творчество, творческие способности, музыкально-творческие способности………………………………………………………………………7
2. Особенности и условия развития творческих способностей детей…….14
3. Психолого-педагогическое обоснование детского музыкального
творчества………………………………………………………………………..19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….27
Список литературы……………………………………………………………...29

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.doc

— 162.00 Кб (Скачать)

    Современные ныучные исследователи свидетельствуют о том, что музыкальное развитие имеет большое воздействие на общее развитие ребенка: формируется эмоциональная сфера, пробуждается воображение,

воля, фантазия, обостряется  восприятие, активизируются творческие силы разума и "энергия мышления”  ребенок становится чутким к красоте в искусстве и в жизни, а отсутствие полноценных музыкально-эстетических впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии.

     Для ребенка младшего  школьного возраста  характерны такие  виды деятельности  как: учение, общение,  игра и труд.

     Учение способствует  приобретению знаний  умений и навыков, развитиб креативности (при специально организованном обучении, включающим систему творческих заданий).

     Немаловажное значение  для успехов в  учении имеют коммуникативные  черты характера  ребенка: общительность,  контактность, отзывчивость  и 

17

покладистость, а так же волевые  черты: настойчивость, целеустремленность, упорство.

     Наиболее важную  роль в интеллектуальном  развитии ребенка играет труд. Труд совершенствует практический интеллект необходимый для самых разных видов будущей творческой деятельности. Он должен быть разнообразным и интересным для детей. Любой инициативный и творческий подход к делу в труде должен поощряться.

     "Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие человека”, - утверждал известный педагог В.А. Сухомлинский

     Музыкально-художественная  деятельность протекает  в форме учебной  деятельности тогда,  когда школьники  воспроизводят сам  процесс рождения  музыки, самостоятельно  осуществляют творческий  отбор выразительных  средств, интонации,  которые, по их мнению, лучше и полнее раскрывают художественное содержание произведения, творческий замысел композитора (исполнителя). При этом учащиеся проникают в произведение, познавая саму природу музыкального творчества, музыкального знания. 

     Одним из показателей творческого развития ребенка, в том числе и в музыке, является уровень художественно-образного мышления, уровень креативности.(3, с.18)

     Средний школьный возраст наиболее благоприятен для развития творческого мышления. Чтобы не упустить возможности сензитивного периода, нужно постоянно предлагать ученикам творческие задания, учить сравнивать, выделять главное, находить сходные и отличительные черты, причинно-следственные зависимости. А так как многие исследователи рассматривают сегодня творческий подход, как "решение проблем", то творческое мышление является важным для принятия решений в различных ситуациях. 

18

    Мышление школьников более свободно, чем мышление взрослых. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать. Школьный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека. 

      Создание условий,  способствующих формированию творческих способностей, является одним из важнейших факторов творческого развития детей. На основе анализа работ нескольких авторов, в частности Дж. Смита (7, 123), Б.Н. Никитина (18, 15, 16), и Л.Кэррола (9, 38-39), мы выделили шесть основных условий успешного развития творческих способностей детей:

  1. раннее физическое развитие малыша: раннее плавание, гимнастика,    раннее ползание и хождение. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами;
 
  1. создание  обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться;
 
 
  1. характер  творческого процесса,  который требует максимального напряжения сил (способности развиваться тем успешнее, чем  чаще в своей деятельности человек добирается "до потолка" своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше);

    19

  1. предоставление ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу;
 
  1. ненавязчивая, умная, доброжелательная помощь взрослых;
 
  1. тёплая  дружелюбная атмосфера в семье  и детском коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологическую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных открытий. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству проявлять  сочувствие  к  его  неудачам, терпеливо  относиться  даже  к  странным  идеям несвойственным в реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.
 

     Чему же и как учить детей?

     Современная педагогическая наука,  смотрящая на  образование  как  на воспроизведение духовного потенциала человека, располагает разнообразными сферами образовательного воздействия на ребенка. Сфера искусства рассматривается как пространство, способствующее формированию  социально-эстетической  активности личности.   По  мнению  современных ученых,  исследующих  проблемы образования,  раскрытию внутренних  качеств личности и самореализации   ее творческого потенциала в наибольшей степени способствует синтез искусств.

     Этот  взгляд  на воспитание ребенка сделал актуальной проблему образования и воспитания  детей средствами  музыкально-театрального  искусства  и  позволил   обратиться  к  музыкально-театральной 

20

деятельности, как к самостоятельному разделу художественного воспитания детей, но  и  как  к  мощному  синтетическому средству развития их творческих способностей. Ведь искусство музыкального театра представляет собой  органический  синтез музыки, танца, живописи, риторики, актерского мастерства, сосредоточивает в единое целое средства  выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств, и, тем  самым,  создает  условия  для  воспитания целостной  творческой личности, чем способствует осуществлению цели современного образования.

       Ориентируясь на вышесказанное,  можно отметить, что развитие творческих способностей связано с развитием личности и интеллекта. Творческие способности ребенка развиваются в ходе взаимодействия его со средой, под влиянием обучения и воспитания.

     Основными условиями успешного развития творческих способностей детей являются: раннее физическое развитие, создание обстановки, опережающей развитие детей, характер  творческого процесса,  который

требует  максимального напряжения сил, предоставление ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, ненавязчивая, умная, доброжелательная помощь взрослых, тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. 

    

 

      3. Психолого-педагогическое обоснование детского музыкального

      творчества

     В своих исследованиях, Н.А.Ветлугина проанализировала возможности детей в выполнении творческих заданий, истоки детского творчества, пути его развития, обосновала идею взаимосвязи, взаимозависимости обучения и творчества детей, теоретически и экспериментально доказав в своих работах, что эти процессы не противостоят, а тесно соприкасаются, взаимообогащают

21

друг  друга. Было установлено, что необходимое  условие возникновения  детского творчества – накопление впечатлений  от восприятия искусства, которое является образцом для творчества, его источником. Другое условие детского музыкального творчества – накопление опыта исполнительства. В импровизациях ребенок эмоционально, непосредственно применяет все то, что усвоил в процессе обучения. В свою очередь обучение обогащается творческими проявлениями детей, приобретает развивающий характер.

     Детское музыкальное творчество, как и детское исполнительство, обычно не имеет художественной ценности для окружающих людей. Оно важно для самого ребенка. Критериями его успешности является не художественная ценность музыкального образа, созданного ребенком, а наличие эмоционального содержания, выразительности самого образа и его воплощения, вариативности, оригинальности.  

     Для того чтобы ребенок мог сочинить и спеть мелодию, у него необходимо развить основные музыкальные способности. Кроме того, для проявления

творчества  требуется воображение, фантазия, свободное  ориентировка в непривычных  ситуациях.

     Детское музыкальное творчество может проявляться во всех видах музыкальной деятельности: в пении, ритмике, игре на детских музыкальных инструментах, театральной деятельности.

    Пение-одна из самых активных и доступных форм коллективного музицирования, оно вызывает живой интерес у детей и доставляет им эстетическое удовольствие. Коллективное пение является важной формой самовыражения детей.

     Специфика коллективного пения заключается в том, что все ученики независимо от уровня их индивидуальных музыкальных и вокальных способностей приобщаются к хоровому пению. 
 

22

      Главная задача   состоит в том, чтобы научить ребят правильно и красиво петь, развить их музыкальный и вокальный слух, привить им эстетический и художественный вкус.

     Успешность творческих проявлений детей зависит от прочности певческих навыков, умения выражать в пении определенные чувства, настроения, петь чисто и выразительно.

     Н.А.Ветлугина предлагает упражнения для накопления слухового опыта, развития музыкально-слуховых представлений. Важно обращать внимание детей на выразительность их импровизации даже в простейших упражнениях. Кроме пения, детское творчество может проявляться в ритмике и игре на музыкальных инструментах. Творческая активность детей в ритмике во многом зависит от организации обучения музыкально-ритмическим движениям. Полноценное творчество ребенка в ритмике возможно только в том случае, если его жизненный опыт, в частности музыкально-эстетические представления постоянно обогащается, если есть возможность проявить самостоятельность. 

     Ведущее место в творческих заданиях занимает программная музыка, так как поэтический текст, образное слово помогают ребенку лучше понять ее содержание.

     Важную роль в  развитии музыкально-творческих  способностей играет  инструментальное музицирование. Одно из условий обеспечивающих успешное инструментальное творчество – владение элементарными навыками игры на музыкальных инструментах, различными способами звукоизвлечения, которые позволяют передать простейшие музыкальные образы (цокот копыт, волшебные падающие снежинки). Важно, чтобы дети понимали, что, создавая какой либо образ, необходимо выразить настроение, характер музыки. В зависимости от характера образа, который предстоит передать, дети выбирают определенные выразительные средства, это

23

помогает  детям глубже прочувствовать и осознать особенности  выразительного языка  музыки, побуждает к самостоятельным импровизациям.

   Театрализованная  деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, побуждает к мышлению. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие сжатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность. Именно драматизация, связывает художественное творчество с личными переживаниями, ведь театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. 

Информация о работе Развитие творческих музыкальных способностей