Развитие творческих музыкальных способностей

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2011 в 15:34, курсовая работа

Описание работы

Проблема духовности стоит очень остро в нашем обществе, и мы постоянно ищем пути решения этой проблемы в правильном воспитании человека уже в самом начале его пути, в детстве. Задача сложна – ведь жизнь меняется стремительно. Каждый год в первый класс школы приходят совершенно иные дети. Иное поколение. Мыслят быстрее, информации о фактах, событиях, понятиях – все больше…

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятия творчество, творческие способности, музыкально-творческие способности………………………………………………………………………7
2. Особенности и условия развития творческих способностей детей…….14
3. Психолого-педагогическое обоснование детского музыкального
творчества………………………………………………………………………..19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….27
Список литературы……………………………………………………………...29

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.doc

— 162.00 Кб (Скачать)

     Детское творчество  тесно связано  с игрой, и грань между ними не всегда правда отчетливая, прокладывается целой установкой – в творчестве поиск и сознание нового, обычно осмыслены как цель, игра же изначально таковой не

предполагает. В личностном плане  детское творчество не столько основано на на имеющихся задатках, знаниях, умениях, навыках, сколько развивает их, способствуя становлению личности, созданию самого себя. Оно более средство саморазвития, нежели самореализации. Один из сущностных признаков детского творчества – его синкретическая природа, о которой говорит Л.С Выгодский, когда «отдельные виды искусства еще не расчленены и не специализированны» Синкретизм роднит творчество с игрой, о чем свидетельствует то, что в процессе творчества ребенок стремится опробовать разные роли.

     Творческие способности у детей проявляются и развиваются на основе театрализованной деятельности. Эта деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру,

24

совершенствует  навык воплощать  в игре определенные переживания, побуждает  к созданию новых  образов, побуждает к мышлению.

     Театрализованная деятельность создаёт условия для развития творческих способностей. Этот вид деятельности требует от детей: внимание, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определённому образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью.

     Петрова В.Г., отмечает - театрализованная деятельность это форма изживания впечатлений жизни лежит глубоко в природе детей и находит свое выражение стихийно, независимо от желания взрослых.

     Стремление к действию, к воплощению, к реализации, которое заложено в самом процессе воображения, именно в театрализации находит полное осуществление.

Другой  причиной близости драматической  формы для ребенка  является связь всякой драматизации с игрой.

     Драматизация ближе, чем всякий другой вид творчества, непосредственно связана с игрой, этим корнем всякого детского творчества, и поэтому

наиболее  синкретична, т. е. содержит в себе элементы самых различных видов творчества. В этом и заключается наибольшая ценность детской театрализованной деятельности и дает повод и материал для самых разнообразных видов детского творчества.

     Игра - наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьсв, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин и др.).

     В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи).

25 

Наконец, театрализованная игра является средством  самовыражения и самореализации ребенка.

     Развитие изобразительной, литературной, музыкальной деятельности детей происходит в общем контексте становления художественной деятельности. Принцип комплексности предполагает взаимосвязь театрализованной игры с разными видами искусства и разными видами художественной деятельности ребенка.

     Театрализованно-игровая деятельность детей рассматривается в двух взаимосвязанных аспектах: 

     • как разновидность художественной деятельности, где интегрируется со    следующими видами деятельности; литературная, музыкальная и изобразительная; 

     • как творческая сюжетная игра, бытующая в самостоятельном игровом опыте ребенка. Так достигается сочетание косвенного руководства ею с

предоставлением ребенку возможности свободного самовыражения и бытование театрализованной игры в самостоятельной детской деятельности. 

     А.С.Макаренко писал, «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу…»

     В процессе игры заложены огромные воспитательные возможности. Для детей – это труд, требующий настоящих усилий. Они преодолевают в игре иногда серьезные трудности, тренируя свои силы, ловкость, развивая способности и ум. Игра закрепляет у детей полезные умения и привычки.

26

    Существуют различные игры. Одни развивают мышление и кругозор детей, другие – ловкость, силу, третьи – конструкторские навыки. Есть игры, направленные на развитие творчества у ребенка, в которых ребенок проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность.

     Творческая игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Чтобы это осуществить, надо понять, каков персонаж, почему он так поступает, представить себе состояние, чувства, то есть проникнуть в его внутренний мир.

     В театрализованных играх развиваются различные виды детского творчества: художественно-речевое, музыкально-игровое, танцевальное, сценическое, певческое. Дети стремятся к художественному изображению литературного произведения не только как «артисты», исполняющие роли, но и как «художники», оформляющие спектакль, как «музыканты», обеспечивающие звуковое сопровождение. Каждый вид такой деятельности помогает раскрыть индивидуальные особенности, способности ребенка, развить талант, увлечь детей.

            Таким образом, исходя из вышесказанного, можно отметить - детское музыкальное творчество по своей природе синтетическая деятельность. Оно может проявляться во всех видах музыкальной деятельности: в пении, ритмике, игре на детских музыкальных инструментах, театрализованной деятельности, в театрализованной игре. Успешность творческих проявлений детей зависит от прочности  навыков, умения выражать определенные чувства, настроения. Полноценное творчество ребенка возможно только в том случае, если его жизненный опыт, в частности музыкально-эстетические представления постоянно обогащается, если есть возможность проявить самостоятельность.  
 

27

                                        Заключение

        Творческие способности - далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Детский возраст, даёт прекрасные возможности для развития музыкальных способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

           Таким образом, восприятие музыки зависит от уровня музыкального и общего развития человека, от целенаправленного воспитания. Восприятие музыки осуществляется не только через слушание, но и через музыкальное исполнительство – пение, музыкально-ритмические движения, игру на музыкальных инструментах, через театрализованную деятельность. Важно для развития музыкального восприятия использовать все виды музыкального исполнительства.

         Изучив психолого-педагогическую, методическую, искусствоведческую литературу по теме исследования, мы предположили, что творческое

развитие  детей является важнейшей актуальной задачей в современной педагогической практике. Творческое развитие ребенка  теснейшим образом связано с  искусством, в частности с музыкальным  искусством.

         Существует немало современных концепций творческого развития личности. Основываясь на вышеизложенный теоретический материал, можем отметить, что для успешного развития творческих способностей детей необходимы определенные условия: тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе, свобода  в выборе деятельности, ненавязчивая, умная, доброжелательная помощь взрослых, характер  творческого процесса, создание обстановки, опережающей развитие детей.

         В заключение следует отметить, что воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается

28

ряд частных  педагогических задач, направленных на достижение конечной цели. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

29

Список  литературы 

  1. Баринова  М.Н. О развитии творческих способностей – Л:1961;

2.Березина В.Г., Детство творческой личности. - СПб.:    1994.-60с

3.Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М., 1968. 
4.Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М.: 1968 – 415 с.

5. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском развитии. – С.П.б.: Союз, 1997. – 96 с.

6.Выготский  Л. С. Избранные психологические  исследования. – М., 1956.

7.Выготский  Л. С. Собрание сочинений: В  6т. – М., 1987. – Т. 4.

8. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. – 3-е изд. – М.: 1991. – 93 с.

9. Выготский Л.С. Проблема культурного развития ребенка// Выготский Л.С. Проблема культурного развития ребенка (1928)// Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1991. N 4. - с. 5-18

10. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. /Рос. акад. образования, Психологич. ин-т Междунар. Ассоц. "Развивающее обучение". – М.:   1996. – 541 с.

11. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретич. И экспер. психологич. исслед. /АПН СССР. – М.: Педагогика, 1986.- 240с.

12. Ендовицкая Т. О развитии творческих способностей. - Дошкольное воспитание. - 1967 №12. стр. 73-75.

13. Запорожец А.В. Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения: "Труды Всероссийской научной конференции по дошкольному воспитанию". М 1949.- 237с.

14. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца: Книга для учителя. – М.: 1984. – 206 с. 

30

15. Казакова Т.Г. Детское творчество – мир ярких, удивительных образов //Дошкольное воспитание, 1993, № 4.

16. Левин В.А., Воспитание творчества. – Томск 1993. 56 стр.

17. Лук А.Н., Психология творчества. - 1978. 125 стр.

18. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. – Ярославль 1997.

19.  Мелик-Пашаев А., Новлянская З. Трансформация детской игры в художественное творчество. – с. 9-18. Искусство в школе №2.-М. 1994.

20. Радынова О.П.  Музыкальное развитие детей. Учебное  пособие. М.

21. Роджерс К.  Творчество как усиление себя. Вопросы психологии. 1990.№1.

22. Теплов Б. М. Способности и одарённость. // Психология индивидуальных различий. Тексты. М . 1982, с. 133.

23.  Теплов Б. М. Способности и одарённость. // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.: 1982, с. 134.

24. Теплов Б. М. Способности и одарённость. // Психология индивидуальных различий. Тексты. М . 1982, с. 136.

25. Теплов Б.М. Избранные труды в 2 т. – М., 1985. - Т. I

26. Терентьева  Н.А. Музыка. Музыкально-эстетическое  воспитание. 1-4 классы. М.  , - 78с.

27. Терентьева  Н.А. Художественно-творческое развитие младших школьников на уроках музыки в процессе целостного восприятия различных видов искусства. – М . 1990.

28. Эльконин Д.Б. Психология формирования личности и проблемы обучения. – М., 1994. – 350 с.

29. Эльконин Д.Б. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика. – М., 1995. – 280 с. 
 

31

30. Эльконин Д.Б. Игра и психическое развитие ребенка – дошкольника. В сб.: "Труды Всероссийской научной конференции по дошкольному воспитанию", М., 1949.

Информация о работе Развитие творческих музыкальных способностей