Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста на уроках групповой музыки

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 18:13, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - поиск путей развития творческих способностей у младших школьников на уроках музыки.

Задачи исследования:

1) Рассмотреть понятие и виды творческих способностей детей младшего школьного возраста.

2) Выявить систему творческих заданий как основу для развития способностей на уроках музыки.

3) Рассмотреть особенности творческого урока и роль учителя музыки в развитии творческих способностей младших школьников.

Содержание

Введение

§1 Понятие творческой деятельности младших школьников

§2 Система творческих заданий как средство развития творческой деятельности младших школьников на уроках музыки

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсач (7).docx

— 56.59 Кб (Скачать)

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОУ СПО  «ВОЛОГОДСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» 
 
 
 

РАЗВИТИЕ  ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ГРУППОВОЙ  МУЗЫКИ 

Курсовая  работа

по  музыке

специальность 050709 Преподавание в  начальных классах

    

                                                                                   Студентки 4 Е группы

Сурминой  Арины Александровны 

Научный руководитель:

Е.О.Холодева 
 

ВОЛОГДА

2010

Содержание

Введение

§1 Понятие творческой деятельности младших школьников

§2 Система творческих заданий как средство развития творческой                   деятельности младших школьников на уроках музыки

Заключение

Список литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

      Наше  время это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать  нестандартные решения, умеющие  творчески мыслить. К сожалению, современная массовая школа еще  сохраняет нетворческий подход к  усвоению знаний. Культура и искусство  способны воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно- эстетическим переживаниям, вести к  преобразованию окружающего, к активному  мышлению. А это в наше время  становится все менее явным для  современных детей. Творческая деятельность это неотъемлемая часть жизни  человека. Любое творчество на долгие годы станет мощным источником полноценного развития человека.

      Проблема  развития творческих способностей наиболее широко рассматривалась в первой половине XX века. Обширные исследования по развитию творческих способностей в середине XX столетия предприняла  Богоявленская Д.Б.. Опираясь на ранее наколенный опыт, она существенно расширила и обогатила существующее представление об основных творческих способностях.

      Изучением творческих способностей так же занимались такие выдающиеся ученые, как  Фриман  Дж., Кряшева Н.Л., Каргин А. и др. Изучали психические функции ребенка М.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Р.С. Немов.

      Включение детей в социокультурное пространство отражено в работах Ю.А. Стрельцова, А.Д. Жаркова, В.М. Чижикова, В.А. Ковшарова, Т.Г. Киселевой, Ю.Д. Красильникова.

      Цель  курсовой работы - поиск путей развития творческих способностей у  младших школьников на уроках музыки.

      Задачи  исследования:

      1) Рассмотреть понятие и виды творческих способностей детей младшего школьного возраста.

      2) Выявить систему творческих заданий как основу для развития способностей на уроках музыки.

      3) Рассмотреть особенности творческого урока и роль учителя музыки в развитии творческих способностей младших школьников.

        Объект курсовой работы- дети младшего школьного возраста.

      Предмет - влияние системы творческих заданий  на процесс активизации творческих способностей на уроках музыки.

      Условия:

      -учитель музыки должен стать творческим лидером, истинным творцом, понимающим высокое художественное назначение уроков музыки.

      -стержнем каждого урока музыки должны стать свободные творческие проявления ребенка, организуемые специальными заданиями на творчество .

      Методы - наблюдение, анализ литературы. 
 
 
 
 
 
 
 

§1 Понятие творческой деятельности младших школьников

      В психолого-педагогической науке неоднократно отмечалось то, что сейчас, в условиях стремительно нарастающей информации, особое значение приобретает развитие и активизация творческого мышления. Действительно, в любой деятельности становиться особо важным не просто усвоить определенную сумму знаний, а выбрать наиболее значимые из них, суметь применить их при решении  самых различных вопросов.

      Младший школьник - еще маленький человек, но уже очень сложный, со своим  внутренним миром, со своими индивидуально  – психологическими особенностями.

      Начальная школа – наиболее ответственный  подход в жизни человека. Именно в младшем школьном возрасте начинается целенаправленное обучение и воспитание, основным видом  деятельности ребенка становится учебная деятельность, которая играет решающую роль в формировании и развитии всех психических свойств и качеств.

      Учение  для младшего школьника – значимая деятельность. В школе он приобретает  не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни.

      Детям младшего школьного возраста изначально присуща талантливость. Начальный  период обучения считается важнейшим  в приобщении к прекрасному. Музыка здесь выступает в роли универсального средства эстетического и нравственного  воспитания. Музыкальное искусство, пожалуй, самое универсальное средство эстетического и нравственного  воспитания, формирующего внутренний мир ребенка.

      Издавна музыка признавалась важным средством  формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Современные  научные исследования свидетельствуют  о том, что музыкальное развитие оказывает незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера , совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и в жизни, а отсутствие полноценных музыкально-эстетических впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии.

      Впечатления от стихов и рассказов, исполненных  в выразительной художественной форме, от театрального спектакля, от песни, от музыкальной пьесы и кинофильма могут быть глубокими и стойкими у детей восьми – десяти –  летнего возраста. Чувство жалости, сочувствия, негодования, волнения за благополучие любимого героя могут  достигать большой интенсивности. Однако в восприятии отдельных эмоций людей маленькие школьники допускают  серьезные ошибки и искажения.

      Младший школьный возраст является классическим временем оформления и моральных  идей и правил. Ребенок типически  «послушен» в эти годы, он с интересом  и увлечением принимает в душе разные правила и законы. Он не способен формировать свои собственные моральные  идеи и стремится именно к тому, чтобы понять, что «нужно» делать[1].

      Анализ  главных психологических новообразований  и характера ведущей деятельности этого возрастного периода, современные требования к организации обучения как творческого процесса, который ученик совместно с учителем в определенном смысле строят сами; ориентация в этом возрасте на предмет деятельности и методы его преобразования [2] предполагают возможность скопления творческого опыта не лишь в процессе познания, но и в таковых видах деятельности, как создание и преобразование конкретных объектов, ситуаций, явлений, творческого внедрения полученных в процессе обучения знаний.

      В психолого-педагогической литературе по данной проблеме приведены определения  творческих видов деятельности.

      Познание - «...образовательная деятельность ученика, понимаемая как процесс творческой деятельности, формирующий их знания» [3].

      Преобразование - творческая деятельность учащихся, являющаяся обобщением опорных знаний, служащих развивающим началом для получения новейших учебных и особых знаний[4].

      Создание - творческая деятельность, предполагающая конструирование учащимися образовательной продукции в изучаемых областях [4].

      Творческое  применение знаний -деятельность учащихся, предполагающая внесение учеником своей мысли при применении знаний на практике [3].

      Все это дозволяет найти понятие  «творческая деятельность младших  школьников»: продуктивная форма деятельности учащихся начальной школы, направленную на овладение творческим опытом познания, сотворения, преобразования, использования в новом качестве объектов материальной и духовной культуры в процессе образовательной деятельности, организованной в сотрудничестве с педагогом.

      Познавательная  мотивация творчества младшего школьника  проявляется в форме поисковой  активности, более высокой чувствительности, сензитивности к новизне стимула, ситуации, обнаружения нового в обычном, высокой избирательности по отношению  к исследуемому новому (предмету, качеству).

      Ученые  отмечают динамику самой  активности творчества ребенка. К семи-восьми годам творчество младшего школьника выражается частенько в форме без помощи других поставленных вопросов и проблем по отношению к новому, неизвестному, расширяется и исследовательский спектр учащихся.

      Это приводит к тому, что уже в младшем  школьном возрасте главным компонентом  творческого начала становится проблемность, обеспечивающая постоянную открытость дитя к новому и обостряющая рвения к поиску несоответствий, противоречий.

      Решение предложенных и без помощи других (увиденных) проблем у творческого ребенка частенько сопровождается проявлением оригинальности. Это еще один принципиальный компонент творческого начала, выражающий степень непохожести, нестандартности, необычности.

      Исследования  творческого мышления стали расширяться  во второй половине XX века. Были составлены первые диагностические задания, выявляющие уровень развития творческого мышления. Стали экспериментально изучаться процессы творчества детей и подростков. Разрабатывались первые учебные программы формирования творческих способностей. В это время были выявлены психологические составляющие творческой деятельности: упругость разума; систематичность и последовательность мышления; диалектичность; готовность к риску и ответственности за принятое решение.

      Упругость разума включает способность к выделению существенных признаков из множества случайных и способность скоро перестраиваться с одной идеи на другую. Люди с гибким разумом традиционно дают сходу много вариантов решений, комбинируя и варьируя отдельные элементы проблемной ситуации.

      Систематичность и последовательность дозволяет  людям управлять действием творчества. Без них упругость может превратиться в «скачку идей», когда решения  до конца не продумываются. В этом случае человек, имеющий много идей, не может выбрать посреди них. Он не решителен и зависим от окружающих людей. Благодаря систематичности  все идеи сводятся в определенную систему и последовательно анализируются. Совсем частенько при таком анализе, на первый взор, абсурдная мысль  преобразовывается, и открывает  путь к решению трудности.

      Творчески мыслящий человек также нуждается  в способности рисковать и  не бояться ответственности за свое решение. Это происходит потому, что  частенько старые и привычные  методы мышления более понятные большинству  людей.

      Помощь  взрослых и, в частности, педагога заключается  в том, чтоб научить дитя творить. Ребенок в итоге таковой помощи обязан научиться:

      - удивляться всему, будто видит все в первый раз. Необходимо удивляться каждой вещи, всему живому, хоть какому явлению жизни. Нужно ощутить, что все есть волшебство. Не чудесного в мире нет. То есть нужно, как бы родиться по новой, пережить второе рождение - рождение в искусстве, где все - игра расчудесных сил;

      - созидать, слышать, чувствовать (удивившись, начинаешь присматриваться, вслушиваться…) -так, как мать видит, слышит, чувствует собственного дитя, летчик - свой самолет, моряк - корабль. Необходимо научиться созидать с закрытыми очами (как лицо собственной матери). Источник художественного творчества - память;

      -мечтать (фантазия - цемент, скрепляющий самые различные - в их единстве вещи, соединяя их в одно необычное целое).

      Этих  трех даров довольно, чтоб быть поэтом в душе, но не на деле. Чтоб творить, следует еще научиться:

      - владеть техникой творчества (искусством слова, приемами ремесла).

      -создавать «законченную вещь», то есть произведение.

      Поэтому совсем принципиально раз в день заниматься с ребенком (рисованием, чтением, музыкой либо спортом), учить  его не лишь тому, что нужно знать, уметь и делать, но и тому, как:

Информация о работе Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста на уроках групповой музыки