Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста на уроках групповой музыки

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 18:13, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - поиск путей развития творческих способностей у младших школьников на уроках музыки.

Задачи исследования:

1) Рассмотреть понятие и виды творческих способностей детей младшего школьного возраста.

2) Выявить систему творческих заданий как основу для развития способностей на уроках музыки.

3) Рассмотреть особенности творческого урока и роль учителя музыки в развитии творческих способностей младших школьников.

Содержание

Введение

§1 Понятие творческой деятельности младших школьников

§2 Система творческих заданий как средство развития творческой деятельности младших школьников на уроках музыки

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсач (7).docx

— 56.59 Кб (Скачать)

      Соотношение внешнего и внутреннего в искусстве  ведения урока может успешно  решаться через формирование у учителя  актерского мастерства.

      Если  идею музыкального произведения сформулировать в нескольких словах и в таком  виде сообщить ее ребенку, то жизнь  идеи на этом и закончится. В учениках важно возбудить ощущение идеи, но для этого необходимы средства, воздействующие не столько на разум, сколько на чувства. Актерское мастерство в этом отношении  обладает богатейшими возможностями.

      Необходимо  глубже осмыслить метод К.Станиславского и применять его в формировании педагогического мастерства учителя  музыки. Полезным может быть один из известных в театральной педагогике приемов, получивший название "прием  отождествления", то есть слияние  своего "Я" с образом, мыслью, которую  необходимо раскрыть в исполняемом  произведении. Этот прием предполагает не только большую предварительную  работу над музыкальным произведением (знание эпохи, истории создания, художественного  и мировоззренческого контекстов и  т.д.), но и естественное органическое "проживание" педагогом художественного  образа этого произведения. Только тогда возможно истинное общение  между детьми и учителем.

      Творить, по определению К.Станиславского, означает "страстно, стремительно, интенсивно, продуктивно, целесообразно и оправданно идти к сверхзадаче"- постижению и раскрытию художественного  образа произведения.

      С педагогической точки зрения в подготовке учителя музыки для нас важна  та часть наследия К.Станиславского, которая тесно связана с искусством переживания. Переживания как органического единства интеллектуального и эмоционального в человеке. Для педагога музыки чрезвычайно важно научиться сознательно управлять подсознательной творческой активностью своей психики, так как многие процессы в искусстве и в художественном развитии ребенка связаны с подсознанием, с интуитивным, но адекватным постижением прекрасного, вне его разложения на отдельные элементы.

      Учитель музыки должен уметь быть выразительным  во всех своих проявлениях, уметь  находить адекватную внешнюю форму  выражения переживаемых им чувств, эмоций. Поэтому педагогу необходимо научиться не бояться определять словами, выразительными движениями, мимикой  то, что трудноуловимо в произведении искусства - его красоту, тончайшее  кружево его образов. Например, речь учителя музыки должна быть вдохновенной и архивыразительной. При этом надо постоянно помнить о том, что  обойтись одним чувством нельзя, необходимо интеллектуально, технически изучить  художественный материал. "Если нет  материала, чувству не во что излиться." (С. Волконский) Эмоциональное начало должно органично соединиться в  мастерстве учителя музыки с аналитическими способностями. Ибо "в основе всякого  творческого процесса заложено увлечение, что, конечно, не исключает огромной работы разума. Но разве нельзя мыслить  не холодно, а горячо?" (К. Станиславский)

      Хочется привести несколько мыслей из книги  С. Волконского "Выразительный человек", которые, на наш взгляд, могут обратить внимание педагогов к этой важнейшей  проблеме - выразительности учителя  музыки:

      "В  актерском искусстве, как во  всяком другом, не довольно внутреннего  побуждения, а нужно умение этому  побуждению повиноваться, не довольно  чувствовать, а надо уметь воплотить,  не довольно испытать, надо уметь  испытанное показать".

      Многообразная палитра взаимоотношений предстает  на уроке: между музыкой, учителем и  учениками; между учителем и учениками; между детьми в коллективных формах деятельности. Но все это многообразие емко и образно выражено в словах Астафьева о том, что музыка "заключается  и существует в единстве и соотношении  творчества, исполнительства и слушательства  через восприятие".

      Важно, чтобы в творческом музицировании (пении, игре на инструментах, дирижировании, пластическом и речевом интонировании, размышлении и т.д.) ребенок "выплескивал" свое состояние, субъективно "проживал" свое настроение в музыке, а не выполнял техническое задание учителя. Мудрость творчества заключается в том, что  не надо "торопить" чувство мыслью, надо довериться бессознательной области  души ребенка. Постепенно накапливая и  сопоставляя свои впечатления, музыкально-слуховые представления, он внезапно расцветает в своих творческих проявлениях, как внезапно раскрывается цветок[15].

      Учитель на уроке искусства - посредник, проводник  ребят в мир эстетических переживаний. Для него важны некоторые методические принципы.

      Первым  важнейшим методическим принципом  является средство эмоционального и  рационального начал в работе школьника на уроке при общей  повышенной эмоциональности содержательности занятия.

      Вторым  определяющим принципом служит сюжетно-тематическое построение всей системы уроков. Именно тематический принцип позволяет  объединить различные виды искусства  в единое целое.

      Третьим принципом мы выделяем игровой метод  обучения как фактор заинтересованной, непринужденной обстановки на уроке  творческого типа в младших классах.

      Четвертый принцип связан с эмоциональной  драматургией, которая создает логическую и эмоциональную целостность  урока.

      Занятие строится как цельное, законченное  произведение совместной (учитель - ученики) деятельности. Особое значение игровая  деятельность приобретает в художественном обучении и воспитании младших школьников, а для уроков творческого типа (музыки) игровая ситуация становится одним из важнейших методических принципов проведения занятий[15].

      Итак, процесс активизации творчества на уроке искусства зависит от установки учителя на созидание  во всех видах деятельности. Комплексное  освоение искусства способствует как  более полному выявлению творческих сил человека, развитию его фантазии, воображения, артистизма, эмоций, интеллекта, то есть развитию универсальных человеческих способностей, важных для любых сфер деятельности, развитию креативности[13]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Заключение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Список  литературы

1. Горюнова Л. Развитие художественно-образного мышления детей на уроках музыки. // Музыка в школе. 1991. № 1.

2. Готсдинер А.Л. Музыкальная психологогия. - М.: Просвещение, 1993

3. Гуревич К. Лабиринты развития таланта. // Искусство в школе. 1993

4 . Давыдов В.В. Психологические проблемы процесса обучения младших школьников. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М.: Просвещение, 1991.

5 Дорфман Л.Я., Ковалева Г.В. Исследование креативности в науке и искусстве. // Вопросы психологии. 1999

6 . Димент А.Л. Тематические вечера на английском языке. М.: Просвещение, 1998.

7. Кабалевский Д. Как рассказывать детям о музыке. М.: Просвещение, 1989.

8.  Колесов Д.В. О психологии творчества. // Психологический журнал. 1992.

9. Кудрявцев С. Творческая природа психологии человека. // Вопросы психологии. 1990.

10. Роджерс К. Творчество как усиление себя. // Вопросы психологии. 1990.

11. Терентьева Н.А. Музыка. Музыкально-эстетическое воспитание. 1 - 4 классы. М.: Просвещение. 1994

12. Словарь-справочник педагогических инноваций в образовательном процессе / Сост. Л.В. Трубайчук. - М.: Изд. Дом "Восток", 2001

13. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. - Ярославль: Академия развития, 1996

14. Ушачев В.П. Обучение основам творческой деятельности: Учеб. Пособие. - Магнитогорск, 1991

15.Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. 
 
 
 
 

Информация о работе Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста на уроках групповой музыки