Развитие творческого воображения у младших школьников на уроке музыки в процессе игры

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 09:45, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявить возможности развития творческого воображения младших школьников на уроках музыки с помощью специальных игровых методов

Содержание

Глава I. Теоретические аспекты развития творческого воображения младших школьников.
Понятие творческого воображения в психолого-педагогической литературе.
Психолого-педагогические особенности младшего школьника.

Глава II. Особенности развития творческого воображения у младших школьников на уроках музыки в процессе игры.

2.1 Значение игры в процессе обучения младших школьников.

2.2 Творческое развитие младших школьников на уроках музыки в процессе игры.

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая1.doc

— 184.50 Кб (Скачать)

Содержание

     Глава I. Теоретические аспекты развития творческого воображения младших школьников.

      1. Понятие творческого воображения в психолого-педагогической литературе.
      2. Психолого-педагогические особенности младшего школьника.

     Глава II. Особенности развития творческого воображения у младших школьников на уроках музыки в процессе игры.

     2.1    Значение игры в процессе обучения младших школьников.

     2.2   Творческое развитие младших школьников на уроках музыки в процессе игры.

     Заключение

     Список  литературы

     Приложения 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Актуальность  проблемы развития творческого воображения  школьников обусловлена необходимостью совершенствования организации творческой деятельности учащихся и стимулирования их активного отношения к действительности. Вследствие этого поиск новых современных приемов, методов и способов для воздействия на учащихся с целью развития их творческого воображения выступает как актуальный.

      Научно-теоретические  основы развития воображения заложены в трудах П. П. Блонского, Л. С. Выготского, Э. В. Ильенкова, Л. С. Коршуновой, Р. С. Немова, А. В. Петровского, С. Л. Рубинштейна. Проблема развития творческого воображения была отражена в трудах исследователей в области музыкознания и музыкальной педагогики Д. Б. Кабалевского, В.И. Петрушиной, Ж. Пиаже, Б. С. Рачиной.  Проблемой значения игры в процессе обучения занимались: В. К. Белобородова,  Н. А. Ветлугина, Т. В. Надолинская, Д. Б. Цыпина, Д. Б. Эльконин.

     В них раскрыта структура, роль, место  воображения в приобщении к искусству. В младшем школьном возрасте воображение, формируясь в игровых замещениях одних предметов другими, может переходить и в другие виды деятельности. Изучение процесса творчества и путей развития творческого воображения чрезвычайно важно для эффективной подготовки творчески мыслящих людей во всех видах профессионального труда.

           В процессе работы мы выявили:

     Цель  исследования – выявить возможности развития творческого воображения младших школьников на уроках музыки с помощью специальных игровых методов

     Объект  исследования процесс обучения младших школьников на уроках музыки.

     Предмет исследования – особенности развития творческого воображения младших школьников на уроке музыки в процессе игры.

     Задачи  исследования:

     - рассмотрели понятие творческого  воображения в психолого-педагогической литературе;

     -выявили  психолого-педагогические особенности  младшего школьника;

     - рассмотрели значение в процессе  обучения младших школьников;

     - проанализировали творческое развитие  младших школьников на уроках  музыки в процессе игры.

     Методы  исследования:

     - теоретический анализ психолого-педагогической, методической, литературы по теме;

     - наблюдение в ходе педагогической  практики за процессом обучения  младших школьников;

     - беседа с учителем музыки и  методистами в ходе педагогической  практики.

     Практическая значимость.

     Данная  работа представляет интерес для  студентов специальности «Музыкальное образование». Она призвана в подготовке уроков и педагогической практике.

     Структура исследования.

     Данная  работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

     Глава I. Теоретические аспекты развития творческого воображения у младших школьников

     1.1.Понятие  творческого воображения  в психолого-педагогической литературе

     Воображение в психологии рассматривается как  одна из форм отражательной деятельности сознания. Поскольку все познавательные процессы имеют отражательный характер, необходимо, прежде всего, определить качественное своеобразие и специфику, свойственную воображению. По мнению отечественных психологов, воображение отражает действительность не как существующую реальность, а как возможность, вероятность. С помощью воображения человек стремится выйти за рамки имеющегося опыта и данного момента времени, т.е. он ориентируется в вероятностной, предполагаемой среде. Это позволяет находить не один, а множество вариантов решения любой ситуации, что становится возможным за счет многократного переструктурирования имеющегося опыта. Процесс комбинирования элементов прошлого опыта в принципиально новые соответствует вероятностному характеру отражения и составляет качественную специфику отражательной деятельности воображения в отличие от других познавательных процессов, в которых вероятностный характер отражения выступает не как главный, доминирующий, а лишь частный признак.

Творческим  воображением мы называем такую деятельность человека, которая создает нечто, новое, все равно, будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке. В житейском обиходе воображением или фантазией называют все то, что нереально, что не соответствует действительности и что, таким образом, не может иметь никакого практического серьезного значения. На деле же воображение как основа всякой творческой деятельности одинаково проявляется во всех решительно сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество. В этом смысле все решительно, что окружает нас и что сделано рукой человека, весь, мир культуры, в отличие от мира природы, - все это является продуктом человеческого воображения и творчества, основанного на этом воображении.

Схематично  виды воображения, можно  представить в  следующем виде: 

             Виды  воображения

       

          Активное (произвольное)  Пассивное (непроизвольное) 

Воссоздающее (репродуктивное)   Творческое  или продуктивное(мечтафантазия, идеал)   Произвольное (мечтательность)   Не произвольное (грезы, галлюцинациисновидения)
 

     В данном параграфе решались следующие  задачи:

  1. В современной психолого-педагогической литературе теории становления творческой деятельности рассматривается в тесной взаимосвязи с развитием всех психических процессов и прежде всего с развитием творческого воображения (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец, Д.В. Эльконин, В.В. Давыдов).

   Становление детского воображения подчиняется общим закономерностям развития этого процесса, но имеет свои особенности и, по мнению Л.С. Выготского, каждый период детства обладает своей формой творчества. Исследователи отмечают тот факт, что творческое воображение в своем развитии постепенно переходит из элементарных форм в сложные, от простого произвольного комбинирования к комбинированию логически аргументированному.

   А.В. Петровский дает следующее определение: «Творческое воображение, в отличие  от воссоздающего, предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности» [13, с.345].

   Проблема изучения  развития воображения и творчества всесторонне исследовалась в интеллектуальной и эмоционально-волевой сфере: А.А. Запорожец, Л.А. Венгер, В.В. Давыдов, Н.Н. Поддъяков, Т.А. Репина, О.М. Дъяченко, развитие  воображения в игре рассматривали: Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова, Р.И. Жуковская, формирование творчества в разных видах художественной деятельности: Н.П. Сакулина, Н.А. Ветлугина, Т.С. Комарова, Т.Т. Казакова, О.С. Ушакова.

   2. Характерной особенностью младшего  школьного возраста является  эмоциональная впечатлительность,  отзывчивость на все яркое,  необычное, красочное. Монотонные, скучные занятия резко снижают познавательный интерес в этом возрасте и порождают отрицательное отношение к учению. Поступление в школу вносит серьезные изменения в жизнь ребенка. Начинается новый период с новыми обязанностями, с систематической деятельностью учения. Изменилась жизненная позиция ребенка, которая вносит перемены в характер его отношений с окружающими. Новые обстоятельства жизни маленького школьника делаются основой для таких переживаний, которых у него раньше не было.

   Самооценка, высокая или низкая, порождает  определенное эмоциональное самочувствие, вызывает уверенность в себе или неверие в свои силы, чувство тревожности, переживание превосходства над другими, состояние грусти, иногда зависти. Самооценка бывает не только высокой или низкой, но и адекватной (отвечающей истинному положению дел) или неадекватной. В ходе решения жизненных задач (учебных, бытовых, игровых), под влиянием достижений и неудач в выполняемой деятельности у школьника может возникнуть неадекватная самооценка - повышенная или пониженная. Она вызывает не только определенную эмоциональную реакцию, но часто и длительное отрицательно окрашенное эмоциональное самочувствие [с.85].

   Исследуя  особенности  воображения, Л.С. Выготский писал, что продукты настоящего творческого воображения во всех областях творческой деятельности принадлежат только уже созревшей фантазии, то есть это воображение достигает своей полной зрелости у взрослого человека. У ребенка «не только материал, из которого строит воображение беднее, чем у взрослого, но и характер комбинаций, которые присоединяются к этому материалу, их качество значительно уступает комбинациям взрослого» [с.28].

   Таким образом мы рассмотрели особенности  младшего школьного возраста.

            По мнению Э.В.Ильенкова  сущность воображения заключается  в умении «схватывать» целое раньше части, в умении на основе отдельного намёка, тенденции строить целостный образ. [33-36].

      Л. С. Выготский выделил четыре формы, связывающие воображение с действительностью:

     1. Воображение опирается на опыт, новое создается из элементов  действительности. «Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображения»;

     2. Воображение выступает как средство  расширения опыта. Это «высшая  форма связи» воображения с  реальностью, которая возможна  «только благодаря чужому или  социальному опыту»;

     3.  Эмоциональная связь, которая  проявляется двояко:

     - воображение руководствуется эмоциональным  фактором - внутренней логикой чувств, «чувства влияют на воображение». Это «наиболее субъективный, наиболее  внутренний вид воображения»;

     - воображение влияет на чувства, проявляется «закон эмоциональной реальности воображения».

     4. «Воображение становится действительностью», когда оно кристаллизируется», "воплощается", начинает реально существовать  в мире и воздействовать на  другие вещи.

     Таким образом в этом параграфе мы проанализировали понятие творческого воображения в психолого-педагогической литературе, рассмотрели особенности творческих способностей и воображения младших школьников и выявили основные новообразования развития младшего школьного возраста.

     В целом можно сказать, что творческое воображение – это создание новых  образов без опоры на готовое  описание или условное изображение. В ходе творческого воображения  человек самостоятельно создает  новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом и которые воплощаются в оригинальных продуктах деятельности.

     Различные аспекты проблемы творческого воображения  отражены во многих педагогических и  психологических исследованиях (Л. С. Выготский, А. В.Запорожец, А. И. Леонтьев, Д. В. Менджерицкая, А. В.Петровский, Д. Б.Эльконин). Так, концепция Л. С. Выготского строится на понимании воображения как творческой деятельности, основывающейся на «комбинирующей способности мозга». Отсюда продукты творческой деятельности выступают как «кристаллизованное воображение».

Информация о работе Развитие творческого воображения у младших школьников на уроке музыки в процессе игры