Развитие творческого воображения у младших школьников на уроке музыки в процессе игры

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 09:45, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявить возможности развития творческого воображения младших школьников на уроках музыки с помощью специальных игровых методов

Содержание

Глава I. Теоретические аспекты развития творческого воображения младших школьников.
Понятие творческого воображения в психолого-педагогической литературе.
Психолого-педагогические особенности младшего школьника.

Глава II. Особенности развития творческого воображения у младших школьников на уроках музыки в процессе игры.

2.1 Значение игры в процессе обучения младших школьников.

2.2 Творческое развитие младших школьников на уроках музыки в процессе игры.

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая1.doc

— 184.50 Кб (Скачать)

     Почти все младшие школьники обладают хорошо развитым и богатым воображением. Основные вопросы, которые в этой сфере все же могут возникнуть перед ребенком и учителем в начале обучения, касаются связи воображения и внимания, способности регулировать образные представления через произвольное внимание, а также усвоения абстрактных понятий, которые вообразить и представить ребенку, как и взрослому человеку достаточно трудно. Одним из показателей творческого развития ребенка, в том числе и в музыке, является уровень художественно-образного мышления, уровень креативности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2. Психолого-педагогические  особенности младшего  школьника 

     Начальный период школьной жизни занимает возрастной диапазон от 6-7 до 10-11 лет (1-4 классы). С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его сознательных процессов, приобретение ими качеств, свойственных взрослым людям, поскольку дети включаются в новые для них виды деятельности и систему межличностных отношений. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка становятся их произвольность, продуктивность и устойчивость. 
  Для того чтобы умело использовать имеющиеся у школьника резервы, необходимо как можно быстрее адаптировать его к работе в школе и дома, научить его учиться, быть внимательным, усидчивым. К поступлению в школу у ребенка должен быть достаточно развит самоконтроль, трудовые умения и навыки, умение  общаться  с людьми, ролевое поведение.
 

     В данном параграфе решались следующие задачи:

     В младшем школьном возрасте дети располагают  значительными резервами развития. Их выявление и эффективное использование  – одна из главных задач возрастной и педагогической психологии. Закрепляются и развиваются далее те основные человеческие характеристики познавательных процессов (внимание, восприятие, память, воображение, мышление и речь), необходимость которых связана с поступлением в школу.

     Из "натуральных" (по Л.С. Выготскому) эти процессы к концу младшего школьного возраста должны стать "культурными", то есть превратиться в высшие психические функции, произвольные и опосредствованные. В начальный период учебной работы с детьми следует, прежде всего, опираться на те стороны познавательных процессов, которые у них наиболее развиты, не забывая, конечно, о необходимости параллельного совершенствования  остальных.

     Внимание  младших школьников к моменту поступления в школу должно стать произвольным, обладающим нужным объемом, устойчивостью, распределением, переключаемостью. Поскольку трудности, с которыми на практике сталкиваются дети в начале обучения в школе, связаны именно с недостаточностью развития внимания, о его совершенствовании необходимо заботиться в первую очередь, готовя дошкольника к обучению. Внимание в младшем школьном возрасте становится произвольным, но еще довольно долго, особенно в начальных классах, сильным и конкурирующим с произвольным остается непроизвольное внимание у детей. Объем и устойчивость, переключаемость и концентрация произвольного внимания к третьему классу школы у детей почти такие же, как и у взрослого человека. Младшие школьники могут переходить с одного вида деятельности к другому без особых затруднений и внутренних усилий.

     У школьника может доминировать один из типов восприятия окружающей действительности: практический, образный  или  логический. Развитость восприятия проявляется в его избирательности, осмысленности, предметности и высоком уровне сформированности перцептивных действий.         

     Память  у младших школьников является достаточно хорошей. Она постепенно становится произвольной, осваивается мнемотехника.

     С 6 до 14 лет у них активно развивается  механическая память на несвязанные  логические единицы информации. Чем  старше становится младший школьник, тем больше у него преимуществ  запоминания осмысленного материала над бессмысленным.

     Еще большее значение, чем память, для  обучаемости детей имеет мышление. При поступлении в школу оно  должно быть развито и представлено во всех трех основных формах: наглядно-действенной, наглядно-образной и словесно-логической. Однако на практике мы нередко сталкиваемся с ситуацией, когда, обладая способностью хорошо решать задачи в нагляно-действенном плане, ребенок с большим трудом справляется с ними, когда эти задачи представлены в образной тем более словесно-логической форме. Бывает и наоборот: ребенок сносно может вести рассуждения, обладать богатым воображением, образной памятью, но не в состоянии успешно решать практические задачи из-за недостаточной развитости двигательных умений и навыков.

     За  первые три-четыре года учения в школе прогресс в умственном развитии бывает довольно заметным. От доминирования наглядно-действенного и элементарного образа мышления, от допонятийного уровня развития и бедного логикой размышления школьник поднимается до словесно-логического мышления на уровне конкретных понятий. Начало этого возраста связано, если пользоваться терминологией Ж. Пиаже и Л.С. Выготского, с доминированием дооперационального мышления, а конец - с преобладание операционального мышления в понятиях. В этом же возрасте достаточно хорошо раскрываются общие и специальные способности детей, позволяющих судить об их одаренности. Младший школьный возраст содержит в себе значительный потенциал умственного развития детей.

     Проблемой психолого-педагогических особенностей младших школьников занимались: Божович Л. И., Выготский Л.С., Дубровина И.В.,

Немов Р. С. Хомский Н., Эльконин Д. Б.

       Комплексное развитие детского интеллекта в младшем школьном возрасте идет в нескольких различных направлениях:

     1. Усвоение и активное использование речи как средства мышления.

     2. Соединение и взаимообогащающее влияние друг на друга всех видов мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического.

     3. Выделение, обособление и относительно независимое развитие в интеллектуальном процессе двух фаз: подготовительной фазы и исполнительной фазы  - это и будет являться следующей задачей в нашей работе.

     У первоклассников и второклассников  доминирует наглядно-действенное и  наглядно-образное мышление, в то время  как ученики третьих и четвертых классов в большей степени опираются на словесно-логическое и образное мышление, причем одинаково успешно решают задачи во всех трех планах: практическом, образном и словесно-логическом (вербальном).

  Углубленная и продуктивная умственная работа требует от школьников усидчивости, сдерживания эмоций и регуляции естественной двигательной активности, сосредоточения и поддержания внимания. Многие из них быстро утомляются, устают. Особую трудность для первоклассников, начинающих обучаться в школе, представляет саморегуляция поведения. Им не хватает силы воли для того, чтобы постоянно удерживать себя в определенном состоянии, управлять собой. До семилетнего возраста можно обнаружить лишь репродуктивные образы-представления об известных объектах им событиях, не воспринимаемых в данный момент времени, причем эти образы в основном статичные. Продуктивные образы-представления результата новой комбинации некоторых элементов появляются у детей в процессе специальных творческих заданий. Основные виды деятельности, которыми большей частью занят ребенок данного возраста в школе и дома: учение, общение, игра и труд. Каждый из четырех видов деятельности, характерных для ребенка младшего школьного возраста: учение, общение, игра и труд – выполняет специфические функции в его развитии. Учение способствует приобретению знаний, умений и навыков, развитию креативности (при специально организованном обучении, включающим систему творческих заданий). 

     Немаловажное  значение для успехов в учении имеют коммуникативные черты характера ребенка, в частности, его общительность, контактность, отзывчивость и покладистость, а также волевые черты личности: настойчивость, целеустремленность, упорство и другие.

     Особенно  важную позитивную роль в интеллектуальном развитии младших школьников играет труд, который представляет для них сравнительно новый вид деятельности. Труд совершенствует практический интеллект, необходимый для самых разных видов будущей профессиональной творческой деятельности. Он должен быть достаточно разнообразным и интересным для детей. Любое задание по школе или по дому желательно делать интересным и достаточно творческим для ребенка, предоставив ему возможность размышления и принятия самостоятельных решений. Поощряться в труде должен инициативный и творческий подход ребенка к делу, а не только выполненная им работа и ее конкретный результат. 

     В младшем школьном возрасте в основном оформляется характер ребенка, складываются его основные черты, которые в  дальнейшем влияют на практическую деятельность школьника и на его общение с людьми. 
Способности детей не обязательно должны быть сформированными к началу обучения в школе, особенно те из них, которые в процессе обучения продолжают еще активно развиваться. Существеннее другое: чтобы еще в дошкольный период  детства у ребенка образовались необходимые задатки к развитию нужных способностей. 

     Перестройка эмоционально-мотивационной сферы  не ограничивается появлением новых  мотивов и сдвигами, перестановками в иерархической мотивационной  системе ребенка. В кризисный  период происходят глубокие изменения в плане переживаний, подготовленные всем ходом личностного развития в дошкольном возрасте. В конце дошкольного детства наметилось осознание ребенком своих переживаний. Сейчас осознанные переживания образуют устойчивые аффективные комплексы.

     В период кризиса 7-ми лет проявляется  то, что Л.С.Выготский называет обобщением переживаний. Цепь неудач или успехов (в учебе, в широком общении),  каждый раз примерно одинаково переживаемых ребенком, приводит к формированию устойчивого аффективного комплекса - чувства неполноценности, унижения, оскорбленного самолюбия или чувства собственной значимости, компетентности, исключительности. Конечно, в дальнейшем эти аффективные образования могут изменяться, даже исчезать по мере накопления опыта другого рода. Но некоторые из них, подкрепляясь соответствующими событиями и оценками, будут  фиксироваться в структуре личности и влиять на развитие самооценки ребенка,  его уровня притязаний. Благодаря обобщению переживаний, в 7 лет появляется  логика чувств. Переживания приобретают новый смысл для ребенка, между ними устанавливаются связи, становится возможной борьба переживаний.

     Начавшаяся  дифференциация внешней и внутренней жизни школьника связана с изменением структуры его поведения. Появляется смысловая ориентировочная основа поступка - звено между желанием что-то сделать и разворачивающимися действиями. Это интеллектуальный момент, позволяющий более или менее адекватно оценить будущий поступок с точки зрения его результатов и более отдаленных последствий. Но одновременно это и момент эмоциональный,  поскольку определяется личностный смысл поступка - его место в системе отношений ребенка с окружающими, вероятные переживания по поводу изменения этих отношений. Смысловая ориентировка в собственных действиях становится важной стороной собственной жизни. В то же время она исключает импульсивность и непосредственность поведения ребенка. Он действительно становится школьником тогда, когда приобретает соответствующую внутреннюю позицию, а также включается в учебную деятельность как наиболее значимую для него.

     Завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к  словесно-логическому мышлению. У  ребенка появляются логически верные рассуждения: рассуждая, он использует операции. Школьное обучение строится таким образом, что словесно-логическое мышление получает преимущественное развитие. 

     Таким образом можно сделать следующие  выводы:

     - в младшем школьном возрасте учебная деятельность становится ведущей;

     - доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. Благодаря этому интенсивно развиваются, перестраиваются сами мыслительные процессы и, с другой стороны, от интеллекта зависит развитие остальных психических функций;

     - в младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития: внимание, восприятие, память, воображение, мышление и речь 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава II. Особенности развития творческого воображения у младших школьников на уроках музыки в процессе игры

     2.1. Значение игры  в процессе обучения  младших школьников

      В отечественной педагогике последнего десятилетия интенсивно разрабатывается  методология игровой имитации - новые  модели процессов учебно-воспитательной деятельности, необходимые для формирования смысловых, эмоциональных, когнитивных  аспектов личности школьника, но целостной теории до сих пор не существует.

Информация о работе Развитие творческого воображения у младших школьников на уроке музыки в процессе игры