Развитие творческого воображения у младших школьников на уроке музыки в процессе игры

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 09:45, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявить возможности развития творческого воображения младших школьников на уроках музыки с помощью специальных игровых методов

Содержание

Глава I. Теоретические аспекты развития творческого воображения младших школьников.
Понятие творческого воображения в психолого-педагогической литературе.
Психолого-педагогические особенности младшего школьника.

Глава II. Особенности развития творческого воображения у младших школьников на уроках музыки в процессе игры.

2.1 Значение игры в процессе обучения младших школьников.

2.2 Творческое развитие младших школьников на уроках музыки в процессе игры.

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая1.doc

— 184.50 Кб (Скачать)

         2.Выявление художественно-творческих устремлений на основе проблемных, поисковых методов обучения: беседы, игровой импровизации, диалога, наблюдения, сравнения, а также знаний соответствующего типа;

         3. Формирование музыкальных знаний, умений и навыков таких, как:

       - сравнение различных музыкальных воплощений явлений окружающего мира;

      -  определение по характеру музыки того или иного персонажа, создание его словесного и живописного портретов;

       -    осознание элементарных принципов звуковысотной и ритмической организации музыки, высоких и низких, долгих и коротких звуков;

      -  сочинение простейших музыкальных попевок, характеризующих настроение, состояние;

       -  элементарное постижение выразительной сущности музыкальной интонации как основы для приобщения к пению;

      -   умение ритмично двигаться в соответствии с характером музыки.

     Проблемой изучения творческого развития младшего школьного возраста на уроках музыки в процессе игры занимались: Апраксина О.А.; Выготский Л.С.; Кабалевский Д.Б.; Петрушин В.И.; Пчелкина Т.; Теплов Б.М.;  Шацкая В.Н.; Халабузарь П. В., Попов В. С., Добровольская Н.

     Специфика музыкально - игровой деятельности младших школьников заключается  в том, что она подчинена единой, четко сформулированной учебной задаче - теме. Введение ребят в мир музыки полно для них приятных открытий. Познавательная активность детей непрерывно получает живые музыкальные импульсы, поскольку здесь тесно переплетаются новое и знакомое. Процесс слушания музыки младшими школьниками интересен им во многом по тому, что в музыке воплощаются различные жизненные сюжеты, события, образы. Дети очень хотят, всем своим существом стремятся участвовать в этом «музыкальном театре», в волшебном музыкальном действии.

      По  мере роста и развития учащихся их музыкальная деятельность приобретает  существенно новые черты.  Возрастающий музыкальный опыт, объем музыкальных  знаний позволяют детям не только более тонко чувствовать музыку, но и аргументированно судить о характере музыкально-выразительных средств, напрвленных на раскрытие вовсе не любого, а определенного жизненного содержания произведения.

      Игра  сообщает новый импульс живому интересу ребят к музыкальной деятельности. Обретается и большая независимость, избирательность и самостоятельность отношения детей к музыке. Наряду с переживанием «ближайших» жизненных образов у школьников возрастает интенсивность общих для всех людей нравственных чувств. Художественное воображение здесь прямой союзник взрослости. Вот почему музыка оказывает ничем не заменимый источник духовного роста школьников.

      На  уроке музыки игра-драматизация организуется на сюжете литературного или музыкально-сценического произведения, специфическими особенностями  которой является то, что в ее процессе все прочитанное, увиденное или услышанное воспроизводится в «лицах», при помощи различных выразительных средств музыкальной и речевой интонации, пантомимики, жеста, позы, мизансцены.

     С целью обеспечения учителя музыки ориентирами при выборе произведения для драматизации необходимо определить: что является ее сюжетом и содержанием? Сюжет драматизации - это та область музыкального искусства, которую школьники стремятся изобразить в игре.

          Содержание драматизации является то, что именно школьники выделяют в отображаемой жизни как самое главное для них, самое существенное и что они пытаются в первую очередь изобразить в игре на данный сюжет. Анализ выразительных средств драматизации помогает выявить механизм организации и управления игровой деятельностью школьников на уроке.

     «Музыка – воображение – фантазия - сказка- творчество -такова дорожка, идя по которой ребенок развивает свои духовные силы»,- писал В.А. Сухомлинский.

      Игра  обеспечивает преемственность музыкального развития учащихся на различных стадиях их художественного взросления. Вместе с тем в каждом классе она имеет особенности в соответствии с возрастными особенностями школьников и возрастающим уровнем их музыкально-эстетической подготовки. 

           В 1998 г. вышел учебно-методический комплекс «Музыка» автор         Надолинская Т.В., который является дополнением к программе Д.Б.Кабалевского неоднократно подчеркивал вариативность своей программы и творческое отношение учителя к работе, поэтому в содержании обучения был обновлен музыкально-дидактический материал. Каждое не программное произведение, включенное в урок, рассматривается с точки зрения критериев художественно - педагогического анализа. Творчески подходя к включению в содержание дополнительного материала, тематизм программы полностью соблюдается, поскольку последовательное изучение определенных тем остается основой учебно-методического комплекса.  Каждая четверть учебного года имеет свою тему, которая раскрывается от урока к уроку, формируя музыкально-языковое мышление младших школьников. Поэтому автор считает необходимым более точно и конкретно определить тему каждого урока, которая помогает отразить различные грани музыки как единого целого. Между четвертями и между всеми годами обучения   осуществляется логика развития.

      Методическая новизна данного методического комплекса заключается в том, что игровое моделирование становится важным фактором музыкально-творческого саморазвития младших школьников. Это создает педагогические условия для использования на уроке музыки игр, драматизаций (более 80), а также способствует проведению уроков в театральной форме (например, урок «Музыкальная сказка», «В музыкальном театре», «Музыкальный магазин», «Музыкальная ярмарка», «Музыкальный круиз» и т.д).  Игра-драматизация на уроке музыки организуется на сюжете литературного или музыкально-сценического произведения, специфическими особенностями которой является то, что в ее процессе все прочитанное, увиденное или услышанное воспроизводится в «лицах» при помощи различных выразительных средств: музыкальной и «речевой» интонации, пантомимики, жеста, позы, мизансцены (группировки). Сюжет драматизации - это та область музыкального искусства, которую школьники стремятся изобразить в игре. Например, сюжетами драматизации могут стать игры  в «музыкальный магазин», «музыкальное путешествие» и др.  Содержанием драматизации является то, что именно школьники выделяют в отображаемой жизни как самое главное для них, самое существенное и что они пытаются в первую очередь изобразить в игре на данный сюжет. Игра-драматизация на один и тот же сюжет может иметь различное содержание. Предлагаемые в пособии музыкально-дидактические игры и драматизации различны по воспитательным, обучающим и развивающим целям, задачам, форме проведения и степени театрализации. Каждая игра предполагает определенный уровень общего и музыкального развития школьников, поэтому проводится учителем музыки в соответствии с индивидуально-дифференцированным  подходом к учащимся конкретного класса. Главная цель предлагаемых в пособии игр и драматизаций - развитие музыкально-языкового мышления младших школьников, усвоение ключевых знаний о музыке в музыкально-творческой деятельности и проникновение в сущность музыкального искусства. В пособии дана таблица, в которой указана последовательность включения игр и драматизаций в содержании музыкального обучения учащихся 1-3 классов.

     Проблеме  развития творческих способностей учащихся на уроках музыки посвящено множество теоретических трудов. Выделяя процесс творчества в качестве предмета исследования, ученые изучают его природу, выводят понятия, дают критерии измерения. Современная наука склоняется к тому, что творческие способности потенциально свойственны всем людям и в той или иной степени их можно развить у всех детей. Важно вовремя пробудить потребность в их развитии.

     Развитие  творческих способностей учащихся на уроках музыки в школе происходит органично, по мере погружения в предмет, по мере формирования художественного  мышления ребенка. Огромный потенциал для творчества заложен изначально в процессе раскрытия художественной идеи произведения.

      Исследуя  художественную идею автора через интонационную форму произведения, учитель развивает творческие способности в их совокупности. Они лежат в основе изучения искусства, важно это осознавать и грамотно выстраивать познавательный процесс как процесс творческий.

Рассмотрим  в общих чертах характерные особенности  различных типов  игр:

     Подвижные игры - важнейшее средство физического воспитания, они всегда требуют от играющих активных двигательных действий, направленных на достижение условий цели, оговоренной в правилах. Характерная черта игр для детей начиная с 6-ти лет - появление четких правил, умение подчиняться им. Особенность подвижных игр младших школьников - их соревновательный, творческий коллективный характер.

     Сюжетно-ролевые - в этих играх на основе жизненных или художественных впечатлений свободно и самостоятельно воспроизводятся социальные отношения и материальные объекты или развиваются фантастические ситуации, не имеющие пока аналога в жизни. Основные компоненты ролевой игры - тема, содержание, воображаемая ситуация, сюжет и роль. Подразделяют их на ролевые, игры-драматизации, режиссерские.

     Игры  фантазии - представляют собой искание какого либо сюжета, сценарий которого заранее существует, но не является жестким кононом, а служит лишь конвой, в пределах которой развивается импровизация. Импровизация касается не только текста, но и сценического действия.

     Режиссерские  игры – игры, в которых ребенок управляет воображаемой ситуацией  в целом, действует одновременно за всех участников игры. В таких играх особенно интенсивно накапливается опыт согласования замыслов и совместных действий.

     Дидактические игры - разновидность игр с правилами специально создаваемыми педагогикой (в т.ч. и народной) в целях обучения и воспитания. Воспитательно-образовательное содержание таких игр формируется в виде дидактической задачи, однако для детей эта задача не выступает открыто, а реализуется косвенным путем, через задачу игровую, игровые действия и правила. Увлечение игрой мобилизует интеллектуальные силы ребенка, а наличие занимательности, шутки, юмора облегчает выполнение задачи. По характеру используемого материала дидактические игры подразделяются на три группы:

- предметные (в основном это дидактические игрушки и материалы)

- настольно-печатные: игры основанные на подборе картинок по принципу сходства  (лото, домино) или сложения из частей целого. Развивая логическое мышление, эти игры несут и важную познавательную нагрузку.

- словесные игры включают в себя большинство народных игр: игры - упражнения, игры-загадки, игры-предложения. Эти игры требуют определенного абстрагирования, в них дети оперируют представлениями, самостоятельно делают выводы и умозаключения, замечают логические ошибки, проявляют внимательность, быстроту реакции; некоторые дидактические игры несут в себе воображаемую игровую ситуацию.

      Рассмотрим  примеры музыкальных дидактических  игр Б. Рачиной.

     Игра  «Солнышко-туча»

     Суть  этой игры - определение ладовой  окраски мажора и минора на слух. Разучивается попевка: «Солнышко» (нисходящее трезвучие в мажоре), «Ту-у-ча» (одноименное минорное нисходящее трезвучие). Попевка исполняется в качестве распевания несколько уроков, пока дети хорошо не усвоят интонацию и ладовую окраску. Затем учитель предлагает услышать «солнышко» и «тучу» в знакомой музыке и отразить услышанное условными жестами. Солнышко показывается так: руки стоят на парте на локтях, запястья сомкнуты, а кисти раскрыты так, как будто в них – круглое солнышко или как бы хорошо раскрытый цветок; на туче ладошки закрываются и кулачки сближаются. Когда дети научатся различать ладовую окраску, можно постепенно вводить термины. Солнышко музыканты называют МАЖОР (написать на доске большими буквами) - слово яркое, светлое, а тучу музыканты называют минор (написать на доске маленькими буквами) - слово мягкое, темное, ласковое.

Очень важно с самого начала формирования ладового чувства однозначно не связывать лад с константным эмоциональным содержанием. Прежде всего, надо слушать не программные произведения: фрагменты произведений В. Моцарта, Л. Бетховена, И. Гайдна, прелюдии И.С. Баха С-dur, d-moll, еs-moll из первого тома «Хорошо темперированного клавира» и F-moll из второго тома.

     Игра  «Кто дольше слышит звук?»

     Учитель играет на фортепиано один звук, дети вслушиваются в него как можно дольше и, когда перестают его слышать, тихо поднимают руку. Игра хорошо концентрирует внимание, помогает настроить детей на слушание музыки.

Информация о работе Развитие творческого воображения у младших школьников на уроке музыки в процессе игры