Адаптация персонала в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 16:10, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – оценка системы адаптации персонала в условиях организационных изменений.
В рамках поставленной цели ставятся следующие задачи:
- определить сущность и цели адаптации;
- определить составляющие системы управления адаптации работника на предприятии;
- изучение особенностей управления адаптацией персоналом;
Объект исследования – персонал организации

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………………..3
I Глава Теоретические основы управления адаптацией персонала…………………5
1.1 Понятие и сущность адаптации…………………………………………………………5
1.2 Особенности управления адаптацией………………………………………………….10
1.3 Классификация адаптации. Этапы адаптации…………………………………………12
1.4 Проблемы адаптации…………………………………………………………………….20
II Глава Анализ системы управления адаптацией персонала ……………………….25
2.1. Цели и задачи системы управления адаптацией………………………………………25
2.2.Направление деятельности и организационные решения процесса адаптации персонала……………………………………………………………………………………...29
III Глава Адаптация персонала в организации ………………………………………..33
3.1. Описание организации ………………………………………………………………….33
3.2. Применение метода шкалирования в оценке существующей системы адаптации персонала в организации …………………………………………………………………….35
3.3. Практические выводы по системе существующей системы адаптации персонала в организации…………………………………………………………………………………...40
Заключение…………………………………………………………………………..……......43
Список использованной литературы ………………

Работа содержит 1 файл

курсовой проект.docx

— 84.18 Кб (Скачать)

Роль  оценки персонала  в решении управленческих задач

   Задача отбора внешних кандидатов состоит в том, чтобы отсеять потенциально «вредных» кандидатов и отобрать максимально «полезных».

   При отборе внутренних кандидатов на вакансию важно максимально точно спрогнозировать потенциальную успешность сотрудника, так как по эффективности работника на занимаемой должности еще нельзя спрогнозировать его успешность в другой роли. Для этого оптимально использование профильного бизнес.кейса, отражающего требования новой должности.

   При выявлении кадрового резерва необходимо сравнить большое количество сотрудников друг с другом. Здесь особо важна унифицированная количественная форма представления результатов оценки персонала, поэтому используются количественные методы (личностные опросники, оценка по KPI). Заранее выделяются параметры, по которым человек будет включен в кадровый резерв для дальнейшего развития и продвижения.

   Для выявления потребности в обучении важно оценить, какие дополнительные навыки, знания необходимы человеку для выполнения поставленных перед ним задач. Это можно сделать в ходе обсуждения результатов KPI.

   Создание индивидуальных планов развития преследует цель развития личностных качеств и навыков сотрудника для успешного выполнения будущих профессиональных задач. Для выявления ресурсов, ограничений человека и потенциала его развития служат личностные опросники и интервью по компетенциям. 

    1. Практические  выводы по системе  существующей системы  адаптации персонала  в организации

   После проведения анализа адаптации персонала в организации, в практических выводах необходимо указать, какие программы нужно использовать в процессе адаптации персонала.

   В работе по проведению адаптации новых работников менеджер по персоналу должен использовать специально разработанную программу. Программа адаптации делится на общую и специализированную. Общая программа адаптации касается в целом всей организации и затрагивает следующие вопросы.

    1. Общее  представление об организации  приветственная речь, тенденции  развития, цели, приоритеты, проблемы  предприятия, традиции, нормы, продукция  и ее потребители, виды деятельности, организация, структура, связи,  информация о высшем руководстве,  внутренние отношения.

    2. Оплата  труда в организации.

    3. Дополнительные  льготы, виды страхования, выходные  пособия; пособия по болезни,  болезням в семье, пособия по  материнству; размер пенсии; возможности  обучения на работе.

    4. Охрана  труда и техника безопасности: меры предосторожности; правила  противопожарной безопасности и  контроля; правила поведения при  несчастных случаях; здравоохранение  и места оказания первой медицинской  помощи.

    5. Отношения  работников с профсоюзами; сроки  и условия найма; назначения, перемещения,  продвижения; права и обязанности  работника; выполнение постановлений  профсоюзов; дисциплина и взыскания.

    6. Служба  быта: питание; комнаты отдыха; другие  службы быта.

   После реализации общей программы адаптации проводится специализированная программа адаптации. Она охватывает вопросы, связанные конкретно с каким-либо подразделением или рабочим местом. Обычно эту программу проводят линейные руководители или наставники. Эта программа включает в себя следующие вопросы:

    1. Функции  подразделения: цели и приоритеты; организация, структура и функции;  взаимоотношения с другими подразделениями.

    2. Обязанности  и ответственность; детальное  описание текущей работы и  ожидаемых результатов; разъяснение,  почему эта конкретная работа  важна, как она соотносится  с другими видами работ в  подразделении и на предприятии  в целом; длительность рабочего  дня и расписание; требования  к качеству выполняемой работы.

    3. Правила-предписания:  правила, характерные только для  данного вида работы или данного  подразделения; правила техники  безопасности; отношения с работниками  других подразделений; питание,  курение на рабочем месте; телефонные  переговоры личного характера  в рабочее время.

    4. Осмотр  подразделения: местоположение кнопки  пожарной тревоги, входы и выходы; места для курения; места оказания  первой помощи.

     5. Представление сотрудникам подразделения.

   Данную программу можно использовать как для первичной, так и для вторичной адаптации. Так как адаптация молодых работников, которые еще не имеют профессионального опыта, отличается тем, что она заключается не только в усвоении информации об организации, но и в обучении самой работе, в программу адаптации обязательно должно входить обучение. Особые потребности в адаптации испытывают сотрудники старшего возраста. Они также нуждаются в обучении и их потребности в чем-то схожи с потребностями молодых работников, но им зачастую труднее вписаться в коллектив. Свои особенности имеет адаптация женщин, возвратившихся на работу после отпуска по уходу за детьми, инвалидов, сотрудников, вернувшихся после прохождения учебных курсов. Все это нельзя оставлять без внимания и необходимо учитывать при составлении программ по адаптации.

   Исходя из данной главы, мы делаем вывод, что процесс управления адаптацией является важным элементом для успешной деятельности персонала и всей организации в целом. Большим плюсом для предприятия является наличие специалистов по проведению адаптационных мероприятий, с использованием соответствующих программ, с учетом личностных особенностей новых работников 
 
 
 
 
 

Заключение

   Результаты исследования позволяют сделать вывод о недостаточности мер по полновесной адаптации новых сотрудников. До сих пор не существует четкого представления о том, какое именно подразделение организации (или менеджер) должно быть задействовано в процессе адаптации. К тому же, недостаточно разработаны критерии определения эффективности адаптации, ровно как и сами ее этапы (содержание программ адаптации). Но все эти выводы отнюдь не говорят о безвыходности положения. Они, наоборот, абсолютно четко способствуют прогрессу в области адаптации, определяя основные задачи и дальнейшие пути развития. Относительно полно эти задачи сформулированы А.Я. Кибановым. В своем учебном пособии он пишет, что главной задачей адаптации должно стать преодоление дисбаланса потребности в профессиональном труде между работником и организацией. Ведь организация заинтересована в повышении конкурентоспособности своей продукции, а это требует отбора как высокоэффективных технологии и техники, так и наиболее способных работников. Чем выше уровень развития работника с точки зрения совокупности его профессиональных знаний, умения, навыков, способностей и мотивов к труду, тем быстрее совершенствуется и более производительно используется вещественный фактор производства.

   Одной из задач адаптации является установление взаимодействия между общеобразовательными школами, учреждениями профессиональной подготовки и предприятиями, которые в свою очередь должны иметь возможность оперативно выявлять ресурсы рабочей силы необходимой квалификации и удовлетворять потребности в кадрах. В этой связи целесообразно развивать комплексы трех типов: комплексы региональной направленности, ориентированные на регион или группу организаций региона; комплексы отраслевой направленности, создаваемые при базовых организациях отраслей; местные комплексы в организациях, заключающие договоры о прямых связях со специальными учебными заведениями.

   В данном курсовом проекте нами рассмотрена проблема адаптации работника и организации. Процессы, происходящие в организациях типичны для всех предприятий, независимо от масштабов и вида деятельности, где существует проблема текучести кадров и их неудовлетворенность.

   Адаптация – это взаимное приспособление работника и организации, основывающееся на постепенной врабатываемости сотрудника в новых профессиональных, социальных и организационно-экономических условиях труда.

   Выделяем основные цели адаптации работников:

  • возможность более быстрого достижения рабочих показателей, приемлемых для организации – работодателя;
  • уменьшение стартовых издержек. Новый работник не всегда знает работу и то, как работает организация. До тех пор, пока он работает менее эффективно, чем опытные сотрудники, его работа требует от организации более высоких затрат. Эффективная адаптация уменьшает эти стартовые затраты и дает возможность новому работнику скорее достигнуть установленных стандартов выполнения работы;
  • вхождение работника в рабочий коллектив, в его неформальную структуру и ощущение себя членом команды;
  • снижение тревожности и неуверенности, испытываемых новым работником. Тревожность и неуверенность в данном случае означают боязнь провалов в работе и неполную ориентацию в рабочей ситуации. Это нормальный страх перед новым и неизвестным;
  • сокращение текучести кадров среди новых работников. Если работники не смогли своевременно освоиться в организации, то они могут отреагировать на это увольнением;
  • экономия времени непосредственного руководителя и рядовых работников. Работник, который недостаточно адаптировался к работе в организации, требует значительно больше времени на помощь в процессе выполнения возложенных на него обязанностей;
  • развитие у нового работника удовлетворенности работой, позитивного отношения к работе и реализма в ожиданиях. Процесс адаптации должен способствовать формированию положительного отношения новых работников к организации, к своему подразделению и к порученному делу. Это является непременным условием высоких рабочих показателей;
  • снижение издержек по поиску нового персонала;
  • формирование кадрового резерва (наставничество – это возможность для опытного сотрудника приобрести опыт руководства).

    Проведенный анализ показал, что успешность адаптации зависит от целого ряда условий:

  1. качественный уровень работы по профессиональной ориентации потенциальных сотрудников;
  2. объективность деловой оценки персонала (как при отборе, так и в процессе трудовой адаптации работников);
  3. отработанность организационного механизма управления процессом адаптации;
  4. престиж и привлекательность профессии, работы по определенной специальности именно в данной организации;
  5. особенности организации труда, реализующие мотивационные установки сотрудника;
  6. наличие отработанной системы внедрения новшеств;
  7. гибкость системы обучения персонала, действующей внутри организации;
  8. особенности социально-психологического климата, сложившегося в коллективе;
  9. личностные свойства адаптируемого сотрудника, связанные с его психологическими чертами, возрастом, семейным положением и т.п.

   Не все вышеперечисленные условия успешности адаптации имеют место в организациях, а именно: не доработана система премирования персонала; не все рычаги стимулирования работников используются в полной мере, следствием чего является то, что система мотивации не достигает поставленных целей.

   В литературе по управлению персоналом выделяют следующие классификации адаптации: по отношениям субъект-объект; по воздействию на работника; по уровню: первичная и вторичная; по отношению сотрудника к организации; по направлениям; типы адаптации.

    Несмотря на различие между видами адаптации, все они находятся в постоянном взаимодействии, поэтому процесс управления требует наличия единой системы инструментов воздействия, обеспечивающих быстроту и успешность адаптации.

    Цель планирования адаптации сотрудника на рабочем месте заключается в создании предпосылок и условий для успешного освоения сотрудником основ рабочего процесса своего рабочего места, отдела и предприятия в целом и способности эффективно выполнять свои обязанности.

    Проведенный анализ мониторинговых исследований по оценке уровня удовлетворенности работников социальными условиями труда и факторами производственной среды предприятия, социальный мониторинг работы адаптантов показал, что основные задачи, которые были поставлены перед системой адаптации решены, а именно: экономия времени непосредственного руководителя и коллег; развитие у новых работников благоприятного и позитивного отношения к работе, чувства удовлетворенности трудом; снижение чувства дискомфорта, тревожности у новых сотрудников; сокращение периода приспособления новых работников к требованиям и условиям труда на предприятии; уменьшение издержек, связанных со временем достижения новыми сотрудниками необходимых показателей работы.

   Несмотря на то, что большинство адаптантов на многих предприятиях в ближайшее время не собираются изменить место работы, следует отметить, что неудовлетворенность размером заработной платы, условиями труда возросла, работники не уверены в завтрашнем дне и недовольны распределением премий, порядком выдвижения кандидатов на поощрение.

   Новые работники отмечают высокий уровень удовлетворенности: отношениями с коллегами, руководителем, качеством планирования работы своевременностью доведения задания (плана), обеспеченностью техдокументацией, оценкой качества работы.

Информация о работе Адаптация персонала в организации