Анализ финансовой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 01:03, курсовая работа

Описание работы

Целью дипломной работы является изучение финансового состояния избранной организации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические вопросы по составлению бухгалтерской отчетности и приложений к нему, а также по методике финансового анализа.
2. Провести анализ финансового состояния ТУП «БелТехноСервис» и выявить положительные и отрицательные стороны финансовой деятельности организации.

Содержание

Введение 3
1. Бухгалтерская отчетность в системе экономической информации 6
1.1. Порядок составления бухгалтерской отчетности и ее состав 6
1.1.1 Бухгалтерский баланс как одна из форм бухгалтерской отчетности. 10
1.1.2. Приложения к бухгалтерскому балансу, содержание и порядок формирования 27
1.2. Значение бухгалтерской отчетности в системе экономической информации и требования, предъявляемые к ней 52
2. Методика проведения анализа финансового состояния 63
2.1. Сущность, значение и задачи анализа финансового состояния 63
2.2. Анализ финансовой структуры баланса 69
2.2.1. Анализ активов и оценка рыночной устойчивости организации 69
2.2.2. Оценка ликвидности бухгалтерского баланса 75
и финансовой устойчивости организации 75
2.2.3. Оценка деловой активности 80
2.2.4. Анализ платежеспособности и кредитоспособности организации 85
2.2.5. Анализ прибыли и рентабельности 91
2.2.6. Прогнозирование финансового состояния и диагностика вероятности банкротства организации 94
3. Методика проведения анализа финансового состояния ТУП «БелТехноСервис» 99
3.1. Общая технико-экономическая характеристика ТУП «БелТехноСервис» 99
3.2. Анализ структуры баланса ТУП «БелТехноСервис» 104
3.2.1. Анализ активов и оценка рыночной устойчивости 104
3.2.2. Оценка ликвидности бухгалтерского баланса и финансовой устойчивости ТУП «БелТехноСервис» 108
3.2.3. Оценка деловой активности ТУП «БелТехноСервис» 112
3.2.4. Анализ платежеспособности и кредитоспособности 113
3.2.5. Анализ прибыли и рентабельности ТУП «БелТехноСервис» 116
3.2.6. Прогнозирование финансового состояния и диагностика вероятности банкротства ТУП «БелТехноСервис» 118
Заключение 123
Список использованных источников 127
Приложения 130

Работа содержит 1 файл

Анализ финансовой деятельности.doc

— 649.00 Кб (Скачать)

7. Начисления - факты хозяйственной деятельности организации (активы, источники собственных средств, обязательства, доходы, расходы) относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от времени фактического поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами;

8. Приоритета содержания перед формой - отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их формы, сколько из содержания и условий хозяйствования [2].

Несоблюдение этих условий рассматривается как неправильное составление бухгалтерской отчетности.

Кроме того, существуют общепринятые критерии по составлению бухгалтерской отчетности. Так, бухгалтерская отчетность должна быть [15, c.425]:

- достоверной, точной и объективной - информация должна отражать реальные хозяйственные операции, которые можно легко проверить. Искажение отчетных данных приводит к неправильной оценке результатов работы и выводов по используемой отчетности. Предусмотрена ответственность (административная, финансовая, уголовная) лиц, ее составивших, за умышленное искажение отчетных данных. Чтобы избежать искажений при составлении отчетности, в бухгалтерском учете применяются специальные приемы: сверка данных в различных документах, инвентаризация и др.

- существенной – все существенные показатели должны приводится обособленно. Несущественные показатели могут указывать агрегатными суммами с расшифровкой и разложением на части в пояснениях к отчетным формам.

- своевременной – в соответствии со статьей 14 Закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» от 18.10.1994 № 3321-XII в редакции Закона от 25.06.2001 № 42-3 с учетом изменений и дополнений установлены предельные сроки ее представления: квартальная – в течение 30 дней по окончании квартала, годовая – в течение 90 дней по окончании года [1].

Однако вышестоящим органом данного субъекта хозяйствования этот срок может быть сокращен. Это объясняется тем, что полученная вышестоящим органом отчетность должна быть обработана и включена в сводную отчетность. Не соблюдение сроков представления приводит к потере ценности данных, содержащихся в отчетности.

- доступна и ясна - отчетные данные должны отражаться в доступной для пользователей форме. Если в отчетности приводятся данные, ранее не отраженные в ней, то они должны расшифровываться в пояснительной записке.

- экономична - отчетность должна содержать только те показатели, которые нужны для принятия решений и выводов. Показатели должны сводиться в наиболее компактные и удобные для использования таблицы. Именно поэтому большая часть форм отчетность представляется на типовых или стандартных формах, т.е. в уже имеющийся бланк с таблицей проставляются отчетные сведения.

Каждая группа пользователей бухгалтерской отчетности имеет свой интерес к данным, содержащимся в отчетности отчитываемого субъекта, требования которых она и должна в определенной степени удовлетворять [14, c.564]:

- свидетельствовать о наличии риска или указывать на гарантии возврата инвестиций, отражать доходность реализуемых инвестиционных проектов и способности выплаты по ним дивидендов;

- исходя из финансового состояния плательщика, устанавливать когда, в какой срок может быть выплачена поставщикам и подрядчикам имеющаяся задолженность;

- представлять покупателям и заказчикам информацию о непрерывности деятельности производителя (поставщика), расширении объемов производства и повышении его эффективности;

- отражать для деловых людей и предпринимателей резервы и неиспользованные возможности производства, повышения качества и мест сбыта производимой продукции;

- обеспечивать высшие органы управления республики и их структурные подразделения на местах информацией, проводить отраслевое и межотраслевое регулирование экономики республики, разрабатывать и реализовывать общегосударственную политику;

Бухгалтерская отчетность должна отвечать определенным требованиям к ее оформлению, основными из которых являются следующие [15. c.426]:

1) бухгалтерская отчетность организации должна включать показатели деятельности всех структурных подразделений, в том числе выделенных на отдельные балансы;

2) показатели отчетности должны основываться на данных синтетического и аналитического учета;

3) организация должна придерживаться принятых содержания и форм отчетности;

4) по каждому числовому показателю бухгалтерской отчетности, кроме отчета, составляемого за первый отчетный период, должны быть приведены данные за период, предшествующий отчетному;

5) числовые показатели об отдельных активах, обязательствах, собственном капитале и хозяйственных операциях должны приводиться в бухгалтерской отчетности обособленно, если без знания о них пользователями невозможна оценка финансового положения организации или финансового результата ее деятельности;

6) в бухгалтерской отчетности не допускается зачет между статьями активов и пассивов, статьями прибылей и убытков (доходов и расходов);

7) для составления бухгалтерской отчетности отчетной датой считается последний календарный день отчетного периода;

8) каждая составляющая бухгалтерской отчетности должна содержать следующие данные: наименование составляющей, дата или отчетный период, за который составлена бухгалтерская отчетность, фирменное наименование организации, включая указание на ее организационно-правовую форму, ее юридический адрес, валюта бухгалтерской отчетности, формат представления числовых показателей бухгалтерской отчетности, подписи лиц, ответственных за составление отчетности.

В формах бухгалтерского отчета заполняются все предусмотренные строки и графы.

Отчеты должны быть заполнены аккуратно, без подтирок и подчисток. В случае обнаружения ошибок делаются соответствующие исправления.

Внесение исправлений организацией может производится в следующих случаях:

- обнаружения технической ошибки (описки, опечатки, пропуска или повторного ввода данных, арифметической ошибки при подведении итогов, неточного округления);

- выявления факта неверного определения хозяйственной операции;

- неправильного заполнения статей бухгалтерской отчетности (ошибка в определении отчетного периода, неверная группировка данных бухгалтерского учета по статьям бухгалтерской отчетности);

- вступление в силу нормативных правовых актов после отчетной даты;

- несвоевременного (позднее отчетного периода совершения хозяйственной операции) представления для отражения в бухгалтерском учете первичных учетных документов, в том числе восстановления в случае их утери;

- при обнаружении в поданной налоговой декларации неполноты сведений и ошибок, приводящих к занижению или завышению подлежащей уплате суммы налога, сбора (пошлины) [4].

Ошибкой также признается отражение на счетах бухгалтерского учета и принятие в расчет налоговой базы по налогам, сборам (пошлинам) операций при отсутствии первичных учетных документов или неправильном оформлении, неверной оценке активов, обязательств, доходов и расходов.

Допущенные ошибки исправляются путем:

- отражения на счетах бухгалтерского учета и пересчета налоговой базы по расчету налогов, сборов (пошлин) и иных платежей в регистрах налогового учета;

- отражения на счетах бухгалтерского учета без влияния на объекты налогообложения;

- перерасчета показателей в регистрах налогового учета без отражения на счетах бухгалтерского учета [4].

Внесение исправлений в бухгалтерский учет оформляется бухгалтерской справкой-расчетом, которая должна содержать следующие обязательные реквизиты:

дату составления;

период, в котором допущена ошибка, или период, за который вносятся исправления;

основание для внесения исправления;

сумму (для имущества – также количество) неправильной записи, подлежащую исправлению;

арифметический расчет вносимого исправления;

сумму (для имущества – также количество) правильной (исправленной) записи;

подпись бухгалтера, составившего справку-расчет, главного бухгалтера и (при искажении налоговой базы) руководителя;

другие реквизиты, обязательные для включения в первичный учетный документ в соответствии с законодательством [4].

Бухгалтерская справка-расчет составляется:

на основании акта аудиторской проверки – если ошибки выявлены во время проверки;

на основании акта проверки (ревизии) – если в ходе проверки (ревизии) налоговыми органами или иными контролирующими органами (включая службу внутриведомственного аудита) выявлены ошибки в исчислении налогов, сборов (пошлин) и иных платежей, применения нормативных правовых актов;

по приказу руководителя организации на основании протокола решения инвентаризационной комиссии – если ошибки выявлены в ходе проведения инвентаризации;

во всех остальных случаях (включая ошибки, выявленные самостоятельно) – на основании соответствующих первичных учетных документов [4].

Внесение исправлений в регистры налогового учета производится в соответствии с налоговым законодательством также на основании бухгалтерской справки-расчета.

При выявлении ошибок в бухгалтерском учете и отчетности исправления в учет вносятся в месяце, когда были обнаружены эти ошибки, независимо от того, в каком отчетном периоде эти искажения были допущены (в текущем отчетном году либо за прошлые годы).

Внесение исправлений в данные бухгалтерского учета производится в случаях выявления ошибок:

в текущем периоде до окончания отчетного года;

после завершения отчетного года, но до утверждения годовой бухгалтерской отчетности.

Исправление ошибок независимо от периода их допущения, обнаруженных в бухгалтерском учете в течение отчетного года, производится путем внесения дополнительной записи или сторнирования ошибочно указанных записей и указания правильных записей в месяце обнаружения ошибок.

Сторно – способ исправления ошибок в регистрах бухгалтерского и налогового учета путем составления бухгалтерской проводки с отрицательными числами. Эти числа записываются красными чернилами («красное сторно»). При подсчете итогов в регистрах бухгалтерского и налогового учета числа, записанные красными чернилами, вычитаются [4].

Внесение исправлений, выявленных после окончания отчетного года до составления годовой бухгалтерской отчетности, отражается в бухгалтерском учете оборотами декабря отчетного года путем сторнирования произведенных записей на соответствующих счетах бухгалтерского учета и внесения правильных записей.

В случае выявления в текущем периоде неправильного отражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета предыдущего года (прошлых лет) исправления в бухгалтерский учет и бухгалтерскую отчетность за предыдущий год не вносятся и производятся в учете того отчетного периода (месяца), когда обнаружена ошибка и оформлена бухгалтерская справка-расчет.

 


2. Методика проведения анализа финансового состояния

 

2.1. Сущность, значение и задачи анализа финансового состояния

 

Под финансовым состоянием организации понимается способность организации финансировать свою деятельность. Оно характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, необходимыми для нормального функционирования организации, целесообразностью их размещения и эффективностью использования, финансовыми взаимоотношениями с другими юридическими и физическими лицами, платежеспособностью и финансовой устойчивостью [13, c.484].

Финансовое состояние организации может быть устойчивым, неустойчивым и кризисным. Способность организации своевременно производить платежи, финансировать свою деятельность на расширенной основе свидетельствует о ее хорошем финансовом состоянии. Финансовое состояние организации зависит от результатов ее производственной, коммерческой и финансовой деятельности. Если производственные и финансовые планы успешно выполняются, то это положительно влияет на финансовое состояние организации, и, наоборот, в результате невыполнения плана по производству и реализации продукции происходит повышение ее себестоимости, снижается выручка и сумма прибыли, следовательно, ухудшается финансовое состояние организации и ее платежеспособность.

Устойчивое финансовое положение в свою очередь оказывает положительное влияние на выполнение производственных планов и обеспечение нужд производства необходимыми ресурсами. Поэтому финансовая деятельность как составная часть хозяйственной деятельности направлена на обеспечение планомерного поступления и расходования денежных ресурсов, выполнение расчетной дисциплины, достижение рациональных пропорций собственного и заемного капитала и наиболее эффективного его использования.

Чтобы стабильно работать в условиях рыночной экономики и не допустить банкротства организации, нужно хорошо знать, как управлять финансами, какой должна быть структура капитала по составу и источникам образования, какую долю должны занимать собственные и заемные средства. Следует знать и такие понятия рыночной экономики как деловая активность, ликвидность, платежеспособность, кредитоспособность организации, порог рентабельности, запас финансовой устойчивости (зона безопасности), степень риска, эффект финансового рычага и другие, а также методику их анализа.

Финансовый анализ является существенным элементом финансового менеджмента и аудита. Практически все пользователи финансовых отчетов организаций используют методы финансового анализа для принятия решений по оптимизации своих интересов [20, c.481].

Информация о работе Анализ финансовой деятельности