Анализ конкурентоспособности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 22:28, курсовая работа

Описание работы

В течение многих десятков лет в нашей стране, в условиях высокой монополизации производителей, регулятором производства продукции являлся не реальный спрос, а - с точностью до наоборот - производство и административно-командный механизм распределения, которые регулировали потребление, формировали потребности и выпуск показателей. В этих условиях проблема конкурентоспособности товара, у производителей практически не вставала, а если и возникала, то решалась лишь в отношении той продукции, которая подлежала реализации на внешнем рыке.

Содержание

1. Понятие о конкурентоспособности предприятия
2. Критерии и факторы конкурентоспособности предприятия
3. Оценка конкурентоспособности предприятия
4. Заключение
5. Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (Автосохраненный).doc

— 202.50 Кб (Скачать)

Нас интересует сейчас конкурентоспособность товара - способность товара отвечать требованиям рынка данного вида товара. 

Оценка конкурентоспособности  товара производится на основе сопоставления  данной продукции с соответствующей  продукцией другой фирмы. Показатель конкурентоспособности продукции выражается отношением полезного эффекта к цене потребления, а за полезный эффект принимаются интегральные показатели характеристик товара - его качества. 

Характеристики  качества продукции, не интересующие потребителя (например, технологичность изготовления продукции), в рассмотрение конкурентоспособности не принимаются. 

Из сказанного ясно, что в расчете конкурентоспособности  может быть внесено много субъективного. Кроме того, в них из квалиметрии  взят принцип получения комплексных характеристик качества продукции, что чревато компенсацией значений одних характеристик значениями других. Все это говорит об относительности и осторожности  такого рода оценках.

Из книги рекордов Гиннеса известен следующий случай. Генри Форд организовал опрос большого количества потенциальных покупателей о качественных характеристиках и цене желаемого автомобиля, т.е. была установлена идеальная потребительная модель. Затем по результатам анализа опроса, был спроектирован и изготовлен автомобиль, который, однако, никем не был куплен. 

Качество продукции  и цена потребления - важные и главные, но не единственные факторы конкуренции: недостаточно ограничиваться оценкой  уровня конкурентоспособности товара до выхода на рынок; следует относиться к формированию ситуации на рынке активно, приобретать большой имидж, влиять на состояние между спросом и предложением (кредитование покупателей, развитие бытовой сети, рекламной деятельности и т.п.). Вместе с тем обращаем внимание, что, качество продукции является главным конкурентообразующим фактором. 

Достижение одновременного улучшения качества и цены потребления  продажной цены и цены потребления (продажной цены и затрат потребителя) возможно в условиях организации  системы управления известной как  “всеобщее руководство качеством”. 

Регулирующая  роль рынка, как известно, чрезвычайно  жесткая: предприятия, которые не уделяют  должного внимания качеству товара, рынок  уничтожает. Разрушаются целые отрасли, не выдерживая конкуренции с западными  и восточными фирмами, несмотря на протекционистскую таможенную политику государств. 

Качество, как  стратегия реформ, должно стоять выше приватизации, выше стабилизации прибыльности (доходности), выше инвестиций и структурной перестройки. Причем очень важно понять, что качество не требует больших инвестиций, более того, инвестиции без гарантий качества - потерянные деньги. 

Инвестиции в  качество должны быть направлены, прежде всего, на людей. Изменение взглядов, принципов, получение новых знаний - самая главная сегодня задача. Закупка современных технологий, модернизация производства оправдана только тогда, когда в результате будет выпускаться качественная конкурентоспособная продукция. 

Однако, что же вкладывается в эти понятия? Согласно международному стандарту ИСО 8402-080 качество продукции (услуги) - это совокупность свойств и характеристик продукции  или услуги, которые придают предполагаемые потребности.

По мере развития экономических реформ в России все  большее внимание уделяется качеству, позволяющей обеспечить производство конкурентоспособной продукции. Система  качества важна при проведении переговоров  с зарубежными заказчиками, считающими обязательным условием наличия у производителя системы качества и сертификата на эту тему, выданного авторитетным сертифицирующим его органом. 

Являясь важным инструментом в борьбе за рынки сбыта, качество обеспечивает конкурентоспособность  товара. Оно складывается из технического уровня продукции и полезности товара для потребителя через функциональные, социальные, эстетические, эргономические, экологические свойства. При этом конкурентоспособность определяется совокупностью качественных и стоимостных особенностей товара, которые могут удовлетворить потребности потребителя, а также расходами на приобретение и потребление соответствующего товара. Следует учитывать, что среди продукции аналогичного назначения большей конкурентоспособностью обладает та, которая обеспечивает наивысший полезный эффект по отношению к суммарным затратам потребителя.

 Безусловно, повышение качества сопряжено  с затратами, однако они окупятся  благодаря полученной прибыли.  Занятие лидирующего положения на рынке невозможно без разработки и освоения новых товаров (модифицированных, улучшенных).

Модель ценообразования  на совершенных рынках основывается на отсутствии любых личных, временных  или пространственных предпочтений. Это означает, что транспортные затраты, затраты на доставку во всех случаях одинаковы, а стоимость удовлетворения потребности соответствует рыночной цене объекта потребления. Удовлетворение потребности приписывается исключительно объекту потребления. Подобные допущения, однако, не соответствуют реальности. Например, места покупки вовсе не являются нейтральными сточки зрения пользы. Они могут придать продукту дополнительную пользу (по причине престижа, приятной атмосферы, консультации или глубокого ассортимента). 

Из вышесказанного следует, что политика цен понимается здесь в широком смысле. Отправной точкой является процесс принятия решения о покупке, при котором оцениваются средства удовлетворения потребности, предлагаемые на рынке. С этой точки зрения можно легко прийти к единому мнению, что нет “цены в себе”, а всегда есть “цена на что-то”. Это делает понятие отношение “цена – качество” центральным элементом решений в рамках политики цен. Объектом решений является формирование отношения “цена – качество”, соответствующего требованиям рынка и целям предприятия. 
 
 

Если под качеством понимается необходимая потребителю совокупность вех вещественных и нематериальных элементов и свойств продукта, то под ценой в широком смысле понимаются все субъективные или объективные затраты, связанные для потребителя с приобретением продукта - носителя качества. Цена может быть возмещена в денежной или натуральной форме, в форме каких-либо иных расходов покупателя. 

Объективная оценка соотношения “цена – качество”  осложняется проблемами измерения  общей цены продукта, то есть общих  затрат, связанных с его приобретением. Величина общей цены зависит от:

числа дополнительных элементов;

стоимости транспортировки товара;

стоимости поездки покупателя до места покупки и обратно;

скидок;

стоимости финансирования при покупке в кредит.  
 

В зависимости  от временного горизонта при расчете общей цены могут быть учтены следующие затраты:

затраты на ремонт;

затраты на страхование, налоги, бензин, гараж;

затраты на ввод в действие;

стоимость капитала, связанного с автомобилем (при покупке  в кредит). 

Для принятия решений о ценах определяющими величинами являются, таким образом, затраты, поведение потребителей и поведение конкурентов. Ценообразование на предприятии может быт ориентировано на одну из этих величин. 

Ценообразование, ориентированное на затраты. Политика цен, ориентированная на затраты, исходит из принципа покрытия всех или по крайней мере значительной части затрат. Необходимая информация берется из данных производственного учета (расчета себестоимости). Калькуляция является методическим средством, связывающим расчеты себестоимости с ценообразованием. По цели и методам различают два вида калькуляции: 

прогрессивная калькуляция, то есть на основе производственных затрат рассчитывается цена, полностью  или частично покрывающая затраты. Недостатком метода можно назвать недоучет слияния рынка. Рассчитанная таким образом цена не гарантирует того, что она будет принята рынком;  

метод обратной калькуляции основания на расчете, исходящем из продажной цены, и  предназначен для контроля рыночной цены с точки зрения затрат. Речь идет о проверке цен, ожидаемых потребителями или устанавливаемых конкурентами.

Ценообразование, ориентированное на потребителей. Предметом  анализа при установлении цен  является в этом случае готовность потребителей платить определенную цену (верхняя граница цен) и возможность дифференцирования цен. Если не учитывать необходимости оперировать ценами нижней границы цены, то при ориентации на потребителей нет непосредственной связи между затратами и установлением цен.

 Если потребители  имеют представление о “правильной цене”, то ценообразование должно учитывать эти представления. Напротив, представления покупателей о “честных” ценах для многих новых продуктов образуются на основе требуемых за них цен.

Ценообразование, ориентированное на конкурентов. В  зависимости от структуры рынка, числа и силы конкурентов, однородности продукта предприятие выбирает одну из стратегий. Это, во-первых, приспособление к рыночной среде; во-вторых, последовательное занижение цен; в-третьих, последовательно превышение цен, которое основывается на высоком имидже и качестве продукта. Для этого способа определение цен характерно, что продавец учитывает свои затраты поведение потребителей.

Политика цен, ориентированная на конкурентов, часто  применяется при вводе новых  продуктов с целью быстрого привлечения большого числа клиентов, использования преимуществ массового производства и отпугивания потенциальных конкурентов. С помощью низкой цены воздвигаются барьеры для продуктов-подделок. 

Представленные  варианты цен ни в коем случае нельзя рассматривать как альтернативные, взаимоисключающие друг друга. Существует метод, связывающий эти три формы ценообразования, - метод калькуляционного выравнивания. Он применяется чаще всего при одновременном назначении цен для многих продуктов. Его специфика заключается в отказе от строго затратно ориентированного ценообразования для продуктов, которые являются индикаторами возможностей предприятия и для которых характерна высокая обозреваемость рынка. 
 

Целью проведения маркетинговых исследований позиции предприятия в конкурентной борьбе и конкурентоспособности его отдельных продуктов является сбор и анализ информации, необходимой для выбора конкурентных стратегий. Выбор последних определяется результатами исследований следующих двух кругов проблем. Во-первых, необходимо установить привлекательность данной отрасли в долгосрочной перспективе. Во-вторых, необходимо определить конкурентные позиции предприятия и его продуктов по сравнению с другими предприятиями данной отрасли. 

Существует пять конкурентных сил, определяющих привлекательность отрасли и позиции данной фирмы в конкурентной борьбе в этой отрасли, а именно: 1. Появление новых конкурентов. 2. Угроза замены данного продукта новыми продуктами. 3. Сила позиции поставщиков. 4.Сила позиции покупателей. 5. Конкуренция среди производителей в самой отрасли

Кратко рассмотрим эти конкурентные силы.

При оценке угрозы появления новых конкурентов  необходимо руководствоваться понятием “барьер входа в отрасль”, высоту которого следует учитывать как  организациям, находящимся внутри отрасли (для них, чем выше барьер, тем лучше), так и организациям, которые предполагают осуществить выход в новую отрасль (для них, чем он ниже, тем лучше). Высота барьера определяется следующими факторами:

1. Экономикой  масштабов. Обычно организации, впервые появившиеся на рынке, начинают деятельность по сбыту нового продукта в масштабах существенно меньших, нежели его традиционные производители. Поэтому их производственно-сбытовые издержки выше, что обусловливает при примерном равенстве рыночных цен получение меньшей прибыли, а может быть и убытки. Готова ли организация, ради освоения нового бизнеса, пойти на это?

2. Привычностью  марки товара. Потребители конкретных  товаров ориентированы на приобретение  товаров определенных марок. Новым производителям необходимо свою марку сделать популярной среди новых потребителей. Зачастую это очень сложная задача.

Так, например, всемирно известный мировой лидер в  области производства джинсовой  одежды фирма “Ливайс” несколько  лет назад решила освоить выпуск такой нетрадиционной для нее продукции, как строгие мужские костюмы “тройка”. Понятно, что с технологической и производственной точек зрения решение такой новой задачи для “Ливайс” не представляло существенных трудностей. “Ливайсу”, несмотря на громадные усилия по продвижению нового продукта, не удалось преодолеть стереотипов отношений потребителей, которые связывали данную фирму только с одеждой из джинсовой ткани, в то время как существовали традиционные производители строгих мужских костюмов. “Ливайс” со своим новым проектом не имела коммерческого успеха.

Информация о работе Анализ конкурентоспособности предприятия