Анализ кредиторской и дебиторской задолженности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 09:13, практическая работа

Описание работы

Дефицит денежных средств в экономике и неплатежеспособность многих предприятий сделали вопросы работы с дебиторами одними из главных в перечне функций финансовых менеджеров. По общему признанию руководителей и специалистов российских фирм проблема управления дебиторской задолженностью в значительной степени осложняется еще и несовершенством нормативной и законодательной базы в части востребования задолженности. Эти три причины привели к иному восприятию сути управления дебиторской задолженностью в России по сравнению со странами со стабильной рыночной экономи

Содержание

Введение 3
1. Экономическая сущность расчетов с дебиторами и кредиторами 5
1.1.Классификация дебиторской и кредиторской задолженности в структуре оборотных средств предприятия 5
1.2. Влияние дебиторской задолженности на финансовые результаты предприятия 7
2. Методы управления дебиторской и кредиторской 10
здолженностью 10
2.1. Подходы к управлению дебиторской задолженности, распределение дебиторской задолженности по срокам образования, анализ оборачиваемости 10
2.2. Выборочный и сплошной методы анализа расчетов с дебиторами и 28
кредиторами 28
Заключение 30
Список использованных источников и литературы 31

Работа содержит 1 файл

6047 ДЕБЕТОРСКАЯ И КРЕДИТ.DOC

— 211.50 Кб (Скачать)

на конец  периода / объем оборотных средств  на конец периода < 0,1

      Дебиторская задолженность - элемент оборотных  средств, ее уменьшение снижает коэффициент  покрытия. Поэтому финансовые менеджеры  решают не только задачу снижения дебиторской задолженности, но и ее балансирования с кредиторской.

      При анализе соотношения между дебиторской и кредиторской задолженностями необходим анализ условий коммерческого кредита, предоставляемого фирме поставщиками сырья и материалов.

      Пример 2

        Поставщик предлагает оплату  по формуле "2/3 чистых 45"- Ставка  процентов по краткосрочному  кредиту – 50% годовых. Что выгоднее: оплатить материал (номинальная стоимость 800 млн. руб.) в течение 3 дней со скидкой 2% (800 - 800 * 0,02 * 784 млн. руб.) или через 45 дней по номинальной стоимости?

      Вариант 1 - оплата при отгрузке (3 дня - время движения отгрузочных документов). Стоимость оплаты: 784 млн. руб. + процент за кредит на 45 дней * 784 * (1 + 0,5 * 45 /365) = 832.3 млн. руб. Вариант 2 оплата через 45 дней - 800 млн. руб. Предоставление скидки на этих условиях, таким образом, фирме не выгодно. Выгодная скидка определяется из условия: 800  * ( 1 + 0.5 * 45 1 365) < 800 X * 46,7 млн. руб. или 46,7 * 100 * 800 * 5,85%, т.е. скидка выгодна при кредите но формуле "5.85/3 чистых 45.

      Продолжим пример, учтем влияние инфляции, составляющей 2% в месяц (за 45 дней). С учетом инфляции 800 млн. руб. через 45 дней по покупательной способности будут эквивалентны 800= 1,03 * 776,7 млн. руб. на текущий момент (момент отгрузки). Следовательно, с учетом инфляции условие выгодности получения скидки в коммерческом кредите должно определяться из условия, которое соблюдается при схеме "8.6/3 чистых 45".

      4. Условия платежей за отгруженную  продукцию - один из факторов, влияющих на объем продаж. Под  условиями платежей понимается:

      а) предоставление отдельным покупателям  коммерческого кредита (отсрочки платежа);

      б) срок кредита;

      в) скидка за своевременность оплаты. Перечисленные три условия могут  быть выражены распространенной схемой: Например, "3/10 чистых 30" - фирма представляет 3 процентную скидку, если вексель оплачивается в течение 10 дней, максимальный срок (без скидки)

      - 30 дней. Последний срок - срок коммерческого  кредита; далее - штрафы за просрочку оплаты. Скидки более предпочтительны, чем надбавки, так как скидки уменьшают налогооблагаемую базу, а надбавки ее увеличивают. Поощрение всегда действует лучше, чем наказание.

      На  уровень дебиторской задолженности  влияют следующие основные факторы:

      - оценка и классификация покупателей  в зависимости от вида продукции,  объема закупок, платежеспособности  клиентов, истории кредитных отношений и предполагаемых условий оплаты;

      - контроль расчетов с дебиторами, оценка реального состояния дебиторской  задолженности;

      - анализ и планирование денежных  потоков с учетом коэффициентов  инкассации.

      Для определения инвестиции в дебиторскую задолженность применяется расчет, который учитывает годовые объемы продаж в кредит и срок неоплаты дебиторской задолженности.

      Пример 3

      Компания  продает на условиях нетто/30 (необходимость  выполнить платежи в течение 30 дней). Счета в среднем просрочены на 20 дней. Ежегодные продажи в кредит составляют 600000$. Вложение денежных средств в дебиторскую задолженность определяется следующим образом:

50/360 x 6000005 = 83333,28$.

      Капиталовложения  в дебиторскую задолженность  представляют стоимость, вложенную в эту задолженность, включая себестоимость продукции и стоимость капитала.

      Пример 4

      Себестоимость продукции составляет 30 процентов  от продажной цены. В среднем счета  оплачиваются через четыре месяца после  продажи. Средние продажи составляют 70000$ в месяц.

      Капиталовложения  в дебиторскую задолженность  по данной продукции составляют:

Дебиторская задолженность

(4 месяца X 70000%)    280000$ 

Инвестиция  в дебиторскую задолженность 

[280000$ (0,30 + 0,10)]    112000

      Пример 5

      Дебиторские задолженности составляют 700000$. Средняя заводская себестоимость равна 40% от продажной цены. Маржинальный доход до налогообложения составляет 10%. Затраты на хранение товарно-материальных запасов равны 3% от продажной цены. Торговые комиссионные - 8% от объема продаж. Инвестирование в дебиторскую задолженность равно:

700000$(0,40 + 0,03 + 0,08) = 700000$ (0,51) = 357000$.

      Среднюю инвестицию в дебиторскую задолженность  можно найти, умножив среднюю дебиторскую задолженность на отношение Стоимость/Продажная цена.

      Пример 6

      Если  продажи в кредит, осуществляемые компанией, составляют 1200001, период поступления  платежей равен 60 дням и себестоимость  представляет 80% от продажной цены, то каковы, во-первых, средний баланс дебиторской задолженности и, во- вторых, среднее капиталовложение в дебиторскую задолженность?

Оборачиваемость дебиторской задолженности = 360/60 = 6  

                  Продажи в кредит

Средняя дебиторская задолженность ------------------- =

                                                  Оборачиваемость 

                  120000$

            = ------------ = 20000$

                   6

Среднее капиталовложение

в дебиторскую  задолженность = 20000$ x 0,80 = 16000$.

      Делая обобщение можно сделать вывод  что в основе управления дебиторской  задолженностью лежит два подхода:

      1) сравнение дополнительной прибыли,  связанной с той или иной  схемой спонтанного финансирования, с затратами и потерями, возникающими при изменении политики реализации продукции;

      2) сравнение и оптимизация величины  и сроков дебиторской и кредиторской  задолженностей. Данные сравнения проводятся по уровню кредитоспособности, времени отсрочки платежа, стратегии скидок, доходам и расходам по инкассации.

      Оценка  реального состояния дебиторской  задолженности, т. е. оценка вероятности  безнадежных долгов - один из важнейших  вопросов управления оборотным капиталом. Эта оценка ведется отдельно по группам дебиторской задолженности с различными сроками возникновения. Финансовый менеджер может при этом использовать накопленную на предприятии статистику, а также прибегнуть к услугам экспертов-консультантов. Пример оценки реального состояния дебиторской задолженности приведен в таблице 2.

Таблица 2

Классификация кредиторов по срокам возникновения задолженности Сумма дебиторской  задолженности, тыс. руб. Удельный вес в общей сумме,% Вероятность безнадежных долгов,% Сумма безнадежных долгов, тыс. руб. Реальная величина задолженности, тыс. руб.
0-30 дней 1000 43,82 2 20 980
30-60 дней 600 26,29 4 24 576
60-90 500 21,91 7 35 465
90-120 100 4,38 15 15 85
120-150 50 2,19 25 12,5 37,5
150-180 20 0,88 50 10 10
180-360 10 0,44 75 7,5 2,5
Свыше 360 2 0,09 95 1,9 0,1
Итого: 2282 100,00 5,52** 125,9 2156,1

* Рассчитывается  на основе экспертных оценок  или на основе статистики самого  предприятия. 125,9

**Расчетная  величина:125,9/2282х 100%= 5,52%

      Цифры говорят, что предприятие не получит 125,9 тыс. руб. дебиторской задолженности (5,52% от общей ее суммы). Соответственно, именно на эту сумму целесообразно сформировать резерв по сомнительным долгам.

      С целью максимизации притока денежных средств предприятию следует  разрабатывать широкое разнообразие моделей договоров с гибкими условиями формы оплаты и гибким ценообразованием. Возможны различные варианты: от предоплаты или частичной предоплаты до передачи на реализацию и банковской гарантии. Предложение скидок оправдано в трех основных ситуациях.

      Ситуация 1

      Снижение  цены приводит к расширению продаж, а структура затрат такова, что это отражается на увеличении общей прибыли от реализации данной продукции. Другими словами, товар высокоэластичен и имеет достаточно высокую долю постоянных затрат. Это положение иллюстрируется примерами 8 и 9 в разделе

      Ситуация 2

      Система скидок интенсифицирует приток денежных средств (ДС) в условиях дефицита на предприятии. При этом возможно краткосрочное критическое снижение цен вплоть до отрицательного финансового результата от проведения конкретных сделок.

      Ситуация 3

      Система скидок за ускорение оплаты более эффективна, чем система штрафных санкций за просроченную оплату.

      Речь  вновь идет о спонтанном финансировании. В условиях инфляции оно ведет к уменьшению текущей стоимости реализованной продукции, поэтому следует точно оценить возможность предоставления скидки по досрочной оплате.

      Рассмотрим  пример сравнительной оценки двух вариантов  краткосрочного финансирования предприятием-продавцом:

      1) предоставление скидки ради скорейшего  покрытия потребности в ДС;

      2) получение кредита без предоставления скидки.

      Исходные  данные:

      - инфляционный рост цен - в среднем  2% в месяц;

      - договорной срок оплаты - 1 месяц; 

      - при оплате по факту отгрузки  в начале месяца скидка 3%;

      - банковский процент по краткосрочному  кредиту - 40% годовых; 

      - рентабельность альтернативных вложений капитала - 10% годовых.

      Расчет  приведен в таблице 3.

Таблица 3

Показатель Предоставление  скидки Кредит
1 2 3
1. Индекс  цен 1,02 1,02
2. Коэффициент  дисконтирования 0,98 0,98
3. Потери  от скидки с каждой 1000 руб., руб 30  
4. Потери  от инфляции с каждой 1000 руб., руб   1000-1000 х 0,98=20
5. доход  от альтернативных вложений капитала, руб. (1000 – 30)х0,1х0,98=95,06 (1000х0,1)х0,98=98
6. Оплата  процентов, руб. - 1000 х 0,4/12 = 20
7. финансовый  результат 95,06-30-65,06 98-20-33,33 = 44,67
 

      Расчет  показывает, что при предоставлении скидки фирма может получить доход  больше, чем при использовании кредита.

      Как уже было сказано, одним из важных моментов в управлении оборотным  капиталом является определение разумного соотношения между дебиторской и кредиторской задолженностями. При этом необходимо проводить оценку не только своих собственных условий кредитования покупателей, но и условий кредита поставщиков сырья и материалов, с точки зрения уменьшения затрат или увеличения дополнительного дохода, получаемого предприятием при использовании скидок. Предположим, что поставщики сырья и материалов предоставляют скидку 5% при оплате в момент отгрузки, либо отсрочку платежа на 45 дней. Оценим целесообразность использования скидки с точки зрения покупателя, использующего для досрочной оплаты кредит под 40% годовых. Расчет приведен в таблице 4.  
 

Информация о работе Анализ кредиторской и дебиторской задолженности предприятия