Анализ объема продаж

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 01:24, курсовая работа

Описание работы

В настоящие время главной целью торговых предприятий должно быть получение максимальной прибыли, при этом товарооборот выступает как важнейшее и необходимое условие, без которого не может быть достигнута эта цель.
Поскольку торговое предприятие получает определенную сумму дохода с каждого рубля реализуемых товаров, то задача максимизации прибыли вызывает необходимость постоянного увеличения объема товарооборота как основного фактора роста доходов и прибыли, относительного снижения издержек обращения и расходов на оплату труда.

Содержание

Введение 3
1 Понятие, значение и задачи объема продаж в розничной торговле 5
2 Анализ общего объема продаж ООО «Эмили», его динамики и структуры 11
3 Анализ факторов, оказывающих влияние на изменение объема продаж в розничной торговле 22
4 Оценка влияния розничного объема продаж на финансовый результат деятельности предприятия 24
5 Экономико-математические методы, используемые при проведении анализа розничного объема продаж 28
Заключение 30
Список литературы 31

Работа содержит 1 файл

Курсовая Анализ объема продаж.doc

— 299.00 Кб (Скачать)

     +-∆ОРТq = ОРТс – ОРТ 2009

     +-∆ОРТq = 9440 – 8120 = 1320 млн. руб.

     Общее влияние факторов:

     850 + 1320 = 2170 млн. руб.

     В 2010 году оборот розничной торговли супермаркета «Сотка» увеличился на 2170 тыс. руб. Данный прирост в большей степени произошел за счет роста количества проданных товаров (на 1320 млн. руб.). В результате увеличения роста цен объем розничной торговли возрос на 850 млн. руб.

     Таким образом, рост оборота розничной  торговли обусловлен как ростом цен, так и увеличением количества проданных товаров, что является положительным фактором.

     2. Влияние изменения  численности населения и продажи  товаров на одного человека.

     Рассчитаем  влияние изменения численности  посетителей на оборот розничной торговли +-∆ОРТч 

     +-∆ОРТч = (Ч1 – Ч0) × Оо     (3) 

где    Ч1 и Ч0 – численность посетителей в 2010, 2009 годах;

     Оо – сумма продаж товаров на 1 посетителя в 2009 году.

     +-∆ОРТч = (975600 – 839500) × 967,2 = 131635920 руб.

     Рассчитаем  влияние изменения продажи товаров на одного человека (+,-) ∆ОРТ (о))

     +-∆ОРТо = (О1 – О0) × Ч1     (4) 

     +-∆ОРТ0 = (1054,7 – 967,2) × 957600 = 83790000 руб.

     Общее отклонение:

     (131635920 + 83790000) / 1000 = 215425,9 тыс. руб.

     В 2010 году прирост оборота розничной торговли супермаркета «Сотка» в основном обусловлен увеличением числа потребителей. За счет увеличения продажи товаров на одного жителя оборот вырос на 83790 тыс. руб.

 

      4 Оценка влияния  розничного объема  продаж на финансовый  результат деятельности  предприятия

 

      Важнейшими  факторами, влияющими на финансовый результат деятельности предприятия (прибыль от продаж) являются:

      - изменение объема продажи продукции.  Увеличение объема продаж рентабельной  продукции приводит к увеличению  прибыли и улучшению финансового  состояния предприятия. Рост объема  реализации убыточной продукции  влияет на уменьшение суммы  прибыли;

      - изменение структуры ассортимента реализованной продукции. Увеличение доли более рентабельных видов продукции в общем объеме реализации приводит к увеличению суммы прибыли. Увеличение удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции влияет на уменьшение прибыли;

      - изменение себестоимости продукции.  Снижение себестоимости приводит  к росту прибыли, и наоборот, ее рост влияет на снижение  прибыли. Такая зависимость существует  в отношении коммерческих и  управленческих расходов;

      - изменение цены реализации продукции. При увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот.

      Оценка  вышеперечисленных факторов возможна с использованием факторного метода анализа. При внешнем анализе  в качестве источника информации привлекается бухгалтерская (финансовая) отчетность «Отчет о прибылях и убытках» (форма № 2).

      Анализ  прибыли от продажи продукции, работ, услуг можно провести на основе следующих  данных (таблица 7).

Т а  б л и ц а 7 – Исходные данные для факторного анализа прибыли  от продаж

      В миллионах рублей

Показатели 2009 2010 Абсолютный  прирост В % к 2009 г.
Объем продаж 8120 10290 2170 +26,7
Себестоимость 6297 7191 894 +14,2
Прибыль от продаж 1823 3099 1276 +69,9
Индекс  изменения цен 1,10 1,09 -0,01 -0,9
Объем реализации в сопоставимых ценах 7382 9440 2058 +27,9
 

      Определим влияние факторов на сумму прибыли  по следующему алгоритму.

      1. Для определения влияния объема  продаж на прибыль необходимо  прибыль предыдущего периода  умножить на изменение объема  продаж. Основная методическая сложность  определения данного фактора связана с трудностями определения изменения физического объема реализованной продукции. Правильнее всего определять изменения в объеме продаж путем сопоставления отчетных и базисных показателей, выраженных в натуральных или условно-натуральных измерителях. Это возможно тогда, когда продукция однородна. В большинстве же случаев реализованная продукция по своему составу является неоднородной и необходимо производить сопоставления в стоимостном выражении. Для обеспечения сопоставимости данных и исключения влияния других факторов необходимо сопоставлять отчетный и базисный объемы реализации, выраженные в одинаковых ценах (предпочтительно в ценах базисного периода).

      Чтобы привести объем продаж отчетного  периода к сопоставимому виду, необходимо знать индекс изменения цен на продукцию, работы, услуги. Пересчет осуществляется делением объема реализации отчетного периода на индекс изменения цен реализации. Такой расчет является не совсем точным, так как цены на реализованную продукцию изменяются в течение всего отчетного периода.

      В нашем примере объем реализации за отчетный период в ценах базисного  периода (2009 г.) составил 9440 млн. руб. (10290 / 1,09). С учетом этого изменение объема продаж за анализируемый период составило 127,9 % (9440 / 7382 × 100 %), т.е. произошло увеличение объема реализованной продукции на 27,9 %.

      За  счет роста объема продажи продукции прибыль от продажи продукции, работ, услуг увеличилась:

      1823 × 0,279 = 509 млн. руб.

      2. Влияние структуры ассортимента  реализованной продукции на прибыль определяется сопоставлением прибыли отчетного периода, рассчитанной на основе цен и себестоимости базисного периода, с базисной прибылью, пересчитанной на изменение объема реализации.

      Прибыль отчетного периода, исходя из себестоимости  и цен базисного периода, можно определить с некоторой долей условности следующим образом:

      - выручка от продажи отчетного  периода в ценах базисного  периода 9440;

      - фактически реализованная продукция,  рассчитанная по базисной себестоимости  (6297 × 1,279) = 8054 млн. руб.;

      - прибыль отчетного периода, рассчитанная  по базисной себестоимости и  базисным ценам (9440 – 8054) = 1386 млн. руб.

      Таким образом, влияние сдвигов в структуре  ассортимента на величину прибыли от продаж равно:

      1386 – (1823 × 1,279) = -946 млн. руб.

      Произведенный расчет показывает, что в составе реализованной продукции увеличился удельный вес продукции с меньшим уровнем доходности.

      3. Влияние изменения себестоимости  реализованной продукции на прибыль  можно определить, сопоставляя себестоимость  реализации продукции отчетного периода с затратами базисного периода, пересчитанными на изменение объема продаж:

      7191 – (6297 × 1,279) = -863 млн. руб.

      Себестоимость реализованной продукции снизилась, следовательно, прибыль от продажи продукции увеличилась на ту же сумму.

      4. Для определения влияния цен реализации продукции, работ, услуг на изменение прибыли необходимо сопоставить объем продаж отчетного периода, выраженного в ценах отчетного и базисного периода, т.е.:

      10290 – 9440 = 850 млн. руб.

      Общее влияние всех перечисленных факторов равно:

      - изменение объема продаж: + 509;

      - изменение структуры ассортимента  реализованной продукции: -946;

      - изменение себестоимости: +863;

      - изменение цен реализации: +850;

      - общее влияние факторов: +1276.

      К росту прибыли от продаж привело снижение удорожания себестоимости реализованной продукции за счет снижения цен поставщиков. Кроме этого, к росту прибыли привел рост объема продаж, повышением уровня цен на реализованную продукцию. На снижение прибыли отрицательное воздействие произвели негативные сдвиги в структуре продукции. Следовательно, резервами роста прибыли предприятия являются увеличение доли более рентабельных видов продукции в общем объеме реализации.

 

      5 Экономико-математические  методы, используемые  при проведении  анализа розничного объема продаж

 

     Товарооборот  формируется в результате совокупного  влияния множества длительно  и кратковременно действующих факторов. Изменение условий развития товарооборота  приводит к вариации оборота во времени. Однако в результате длительно действующих факторов развитие товарооборота в определенной степени имеет инерционный характер, что проявляется во-первых, как инерционность взаимосвязи, т.е. сохранение механизма формирования товарооборота; во-вторых, как инерционность в развитии отдельных сторон этого процесса, т.е. сохранение темпов и направлений изменения товарооборота.

     Наличие инерционности дает возможность  судить о будущем развитии товарооборота (хотя с недостаточной степенью точности), исходя из анализа прошлого, выявления  закономерностей прошедшего периода, т.е. о тенденции товарооборота, которую можно охарактеризовать в виде некоторой функции — тренда. При этом предполагается, что через время можно выразить влияние всех основных факторов, причем механизм их влияния в явном виде не учитывается.

     Для выявления основной тенденции развития товарооборота  используется метод  аналитического выравнивания (трендовый  метод). Рассчитываемый объем розничного товарооборота может быть уточнен после определения необходимой торговому предприятию на планируемый год суммы прибыли. Такое уточнение осуществляется путем комплексной увязки основных показателей хозяйственной деятельности торгового предприятия: прибыли, издержек обращения, валового дохода, объема товарооборота.

     Правильное  распоряжение запасами связано с высоким риском и оказывает серьезное воздействие на логистику. Выбор определенного ассортимента запасов и последующая отправка их на рынок или в регион предопределяют ряд логистических операций. Отсутствие нужного ассортимента товаров может вызвать сокращение объема продаж и разочарование потребителей. Планирование запасов имеет жизненно важное значение для производства. Нехватка сырья может повлечь за собой закрытие предприятия либо изменение производственного графика, что, в свою очередь, может обернуться дополнительными расходами или дефицитом готовой продукции. Если дефицит продукции грозит срывом производственных и маркетинговых планов, то избыточный объем запасов тоже чреват проблемами. Из-за чрезмерных запасов растет потребность в складских площадях, в оборотном капитале, в расходах на страховку и выплату налогов. К тому же хранящаяся на складе продукция может устареть и утратить часть стоимости. Словом, расходы растут, а прибыльность падает.

 

Заключение

 

     Поскольку торговое предприятие получает определенную сумму дохода с каждого рубля реализуемых товаров, то задача максимизации прибыли вызывает необходимость постоянного увеличения объема товарооборота как основного фактора роста доходов и прибыли, относительного снижения издержек обращения и расходов на оплату труда.

     В сфере розничной торговли показатель товарооборота является важнейшей  характеристикой деятельности предприятия.

Информация о работе Анализ объема продаж