Анализ рентабельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 20:45, реферат

Описание работы

Многоаспектное значение прибыли усиливается с переходом экономики государства на основы рыночного хозяйства. Однако сам размер прибыли не может охарактеризовать эффективность использования предприятием своих ресурсов. Одним из основных показателей характеризующих эффективность работы предприятия является рентабельность. Рентабельность характеризует целесообразность затраченных ресурсов в отношении к вновь приобретенным ресурсам.

Работа содержит 1 файл

рентабельность предприятия.docx

— 77.73 Кб (Скачать)

Затраты на производство и  реализацию продукции определяют уровень  и структуру её себестоимости. Выручка  от реализации продукции исчисляется  в действующих ценах. В условиях радикального изменения управления экономикой показатель выручки от реализации становится одним из важнейших показателей  деятельности хозяйствующих субъектов. Данный показатель создаёт заинтересованность трудовых коллективов не столько  в росте количественного объёма выпускаемой продукции, сколько  в увеличении объёма реализованной продукции (с учётом снижения остатков нереализованной продукции).

Многообразие показателей  рентабельности определяет альтернативность поиска путей ее повышения. Каждый из исходных показателей раскладывается в факторную систему с различной  степенью детализации, что задает границы  выявления и оценки производственных резервов.

Итак, прибыль как основная форма денежных накоплений представляет собой разницу между выручкой от реализации по соответствующим ценам  и полной себестоимостью. Отсюда рост прибыли зависит, прежде всего, от снижения затрат на производство продукции, а  также от увеличения объёма реализованной  продукции.

 

3 Задачи анализа рентабельности и характеристика показателей

Общая рентабельность объединений, предприятий определяется отношением балансовой прибыли к среднегодовой  стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных  средств и рассчитывается по формуле:

где Р — уровень рентабельности, %;

П — прибыль;

 — среднегодовая стоимость основных производственных фондов;

 — среднегодовая стоимость  нормируемых оборотных средств.

Фактическая общая рентабельность определяется отношением балансовой прибыли к фактической среднегодовой стоимости производственных основных фондов и нормируемых оборотных средств, не про кредитованных банком. Фактические остатки нормируемых оборотных средств устанавливаются исходя из их остатка по балансу за вычетом задолженности поставщикам по акцептованным платежным требованиям, срок оплаты которых не наступил, и поставщикам по не отфактурованным поставкам, а также износа малоценных и быстроизнашивающихся предметов и резерва на возмещение плановых потерь и предстоящих расходов.

Уровень рентабельности зависит  не только от суммы прибыли, но. и от фондоемкости производства. На предприятиях, объединения тяжелой промышленности с высокой фондоемкостью производства уровень рентабельности по отношению к производственным фондам ниже, чем в объединениях, на предприятиях легкой и особенно пищевой промышленности. С увеличением суммы прибыли и уменьшением стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств рентабельность повышается, и наоборот.

Расчетная рентабельность представляет собой отношение балансовой прибыли  за вычетом платы за производственные фонды, фиксированных платежей, процентов  за банковский кредит, прибыли целевого назначения (прибыль от реализации товаров широкого потребления, новых  товаров бытовой химии и т. п.), а также прибыли, полученной по причинам, не зависящим от деятельности объединения, предприятия, к среднегодовой  стоимости основных производственных фондов (за вычетом основных фондов, по которым предоставлены льготы по плате) и нормируемых оборотных средств.

 

4. Диагностика прибыли и рентабельности предприятия

Анализ прибыли и рентабельности предприятия осуществлен на примере  отеля «Зюйд».

Отель «Зюйд» расположен по адресу: 99011, Украина, Крым, г. Севастополь, ул. 4-я Бастионная, 28/2; тел./факс +38 (0692) 47-99-60 E-mail: hotelzuid@mail.ru www.hotel-zuyd.com. Отель "Зюйд" расположен в самом сердце Севастополя. Отель «Зюйд» - это 29 высококомфортабельных номеров на любой вкус от однокомнатного "стандарта" до двухкомнатных «апартаментов» и «суперлюкса». Отель «Зюйд» в Севастополе располагает 58 основными и 32 дополнительными местами. Отель одинаково хорошо приспособлен для бизнес поездок и семейного отдыха. Гостиничные услуги сертифицированы.

4.1 Анализ прибыльности и рентабельности

В условиях рыночной экономики  основным критерием оценки хозяйственной  деятельности предприятия (финансовым показателем) служат прибыль и рентабельность по отношению к фондам, поэтому  проведем более детальный анализ данных финансовых показателей и  определим степень воздействия  на динамику данных показателей различных  факторов.

Результативность и экономическая  целесообразность функционирования предприятия  измеряются рядом абсолютных и относительных  показателей прибыли.

 

Таблица 4.1 - Анализ динамики прибыли гостиницы «ЗЮЙД» за 2008- 2009 год (тыс. грн.)

Показатели

Источник информации

2008 г.

2009 г.

Темп изм, %

Отклонение

(+,-)

1. выручка от реализации продукции  без НДС 

ф. №2 стр.010

3158,1

3825,5

121,1

667,4

2. чистая выручка от реализации  продукции 

ф. №2 стр.035

2599,2

3148,4

121,1

549,2

3. себестоимость реализованной  продукции 

ф.№2 стр.040

1698,3

1912,9

112,6

214,6

4. прибыль от реализации продукции 

ф. №2 стр.050

900,9

1235,5

137,1

334,6

5. результат от прочей реализации

ф. №2 стр.060

371,6

489,1

131,6

117,5

6. чистая прибыль остающаяся в распоряжении предприятия

ф. №2 стр.220

585,1

778,1

132,9

193,0


 

Согласно данным показателям  табл. 4.1 прибыль от реализации работ и услуг всех подразделений предприятия увеличилась на 137,1 %. Для оценки эффективности работы предприятия прибыль сопоставляется с затратами или используемыми ресурсами.

Для расчетов всех видов  рентабельности гостиницы "ЗЮЙД" применяются данные таблицы 4.2.

 

Таблица 4.2 - Данные, применяемые для расчета всех видов рентабельности предприятия гостиницы "ЗЮЙД" за 2008- 2009 год

Усл. обозн.

Название показателя

Источник информации

Ед. изм.

2008 г.

2009 г

Окл. (+,-)

Темп роста, %

Пр

Прибыль от реализации продукции

 

тыс. грн

900,9

1235,5

334,6

137,1

В

Выручка от реализации продукции

ф.№2, стр. 010

тыс. грн

3158,1

3825,5

667,5

121,1

ЧВ

Чистая выручка от реализации продукции

ф.№2, стр. 035

тыс. грн

2599,2

3148,4

549,2

121,1

Срп

С/С 

ф.№ 2, стр. 040

тыс. грн

1698,3

1912,9

214,6

112,6

Ибср

Средняя стоимость активов

ф.№ 1 (итог баланса на начало периода + итог баланса на конец периода) / 2

тыс. грн

5061,7

5359,2

297,5

105,8

П1ср

Средняя стоимость СК

ф.№ 1 (итог 1+2 раздела пассива на начало периода + итог 1+2 раздела пассива  на конец периода) /2

тыс. грн

4119,6

4836,1

716,5

117,4

П2ср

Средняя стоимость долгосрочного  кредита

ф.№ 1 (итог 3 раздела пассива на начало периода + итог 3 раздела пассива  на конец периода) /2

тыс грн

0

0

-

-

ПЗср

Расчеты и прочие краткосрочные  пассивы

ф.№ 1 (итог 4 раздела пассива на начало периода + итог 4 раздела пассива  на конец периода) /2

тыс грн

471,8

523,1

51,3

110,9

А1ср

Средняя стоимость основных средств  и прочих необоротных активов

ф.№ 1 (итог 1 раздела актива на начало периода + итог 1 раздела актива на конец  периода) /2

тыс грн

4012,6

4856,7

844,1

121,0

Азср

Средняя величина денежных средств  и дебиторская задолженность

ф.№ 1 (сумма стр. 150-250 актива на начало периода +сумма стр. 150-250 актива на конец  периода) /2

тыс

грн

298,7

314,5

15,8

105,3

ДЗср

Средняя величина дебиторской задолженности

ф.№ 1 (сумма стр. 150-210 на начало периода + сумма стр. 150-210 на конец периода)/2

тыс. грн

38,7

57,0

18,3

147,3

КРср

Средняя величина кредиторской задолженности

ф.№ 1 (сумма стр. 510-610 на начало периода + сумма стр. 510-610 на конец периода) /2

тыс. грн

516,4

523,1

6,7

101,3

Анл

Наиболее ликвидные активы

ф.№ 1 (сумма стр.220-250)

тыс. грн

93,6

182,9

89,3

195,4


 

Для оценки динамики относительных  показателей (коэффициентов рентабельности) необходимо предварительно выполнить  их расчет по формулам, согласно таблицы 4.3.

 

Таблица 4.3- Анализ динамики рентабельности гостиницы «ЗЮЙД» за 2008- 2009 год, (тыс. грн.)

Показатели

Ед.

изм.

2008 год

2009 год

Откл.,

(+,-)

Темп

измен., %

Рентабельность совокупного капитала

тыс. грн

0,9

7,4

6,5

822,1

Рентабельность собственного капитала

тыс. грн

0,28

5,59

5,31

818,0

Рентабельность продаж

тыс. грн

8,34

15,94

7,60

591,2

Рентабельность операционной деятельности

тыс. грн

1,91

12,60

10,69

792,8

Чистая рентабельность продаж

тыс. грн

0,50

8,43

7,93

748,3

тыс. грн

9,10

18,90

9,8

199,8

Коммерческая рентабельность


 

 

Как видим из табл. 4.3, наблюдается рост рентабельности от операционной деятельности с одновременным ростом коммерческой рентабельности и рентабельности продаж. Увеличение рентабельности от операционной деятельности свидетельствует об экономии на постоянных расходах (административных расходах, расходах на сбыт, прочих операционных расходах). Как и в случае с показателями рентабельности продаж наблюдается увеличение коммерческой рентабельности производства. Это свидетельствует о том, что темпы роста валовой и чистой прибыли, соответственно, превышают темпы роста себестоимости продукции. Что, в свою очередь, может свидетельствовать о том, что предприятием получена прибыль от финансовой и инвестиционной деятельности.

 

4.2 Факторный анализ прибыли и рентабельности

Следующим этапом анализа  прибыли предприятия является изучение факторов, повлиявших на ее изменения, т.е. проведение факторного анализа. Факторный  анализ – это методика комплексного системного изучения и измерения  воздействия факторов на величину результативных показателей.

Используя прием элиминирования, на основании данных таблицы 3.4 определим  влияние на чистую прибыль предприятия  каждого из представленных факторов.

 

Таблица 4.4- Данные факторного анализа прибыли гостиницы «ЗЮЙД» за 2008- 2009 год (тыс. грн.)

Показатели

Обозначения

2008 год

2009 год

Отклонение,

(+,-)

Темпы изменения, %

Чистая выручка от реализации услуг 

В

2599,2

3148,4

549,2

121,1

Себестоимость

С

1698,3

1912,9

112,6

214,6

Административные расходы

АР

182,4

186,6

4,2

102,3

Расходы на сбыт

РС

29,8

48,9

19,1

164,0

Другие операционные расходы

ДОР

121,2

268,5

147,3

221,5

Другие операционные доходы

ДОД

371,6

489,1

50,7

131,6

Налог на прибыль

НП

146,3

197,0

100,5

134,7

Чистая прибыль

ЧП

585,1

778,1

193,0

132,9


 

Влияние данных факторных  показателей на чистую прибыль можно  представить в виде модели:

 

ЧП = В-С-АР-РС-ДОР+ДОД+ФД-НП, (4.1)

 

Как известно, размер выручки  от реализации зависит от таких факторов как цена реализуемой услуги, удельный вес каждого вида услуг в общем  объеме реализации и количество реализуемых  услуг . Такую зависимость можно записать в виде следующей формулы:

 

В=N*УД*Ц ,  (4.2)

 

где УД - показатель структуры  реализованной услуги;

N – объем реализации услуг;

Ц – цена услуги.

Используя данные Отчета о  финансовых результатах, определить влияние  всех перечисленных факторов на финансовый результат невозможно, так как  нам не известна структура оказываемых  услуг, их количество и цена.

Но на основании индекса  цен, можно определить влияние на прибыль изменения цен, объема предоставляемых  услуг и объема выпущенной продукции.

Средний индекс цен (Iц) составил в отчетном году 1,22

Чистая выручка от реализации в отчетном году выросла на 125,1 тыс. грн.

Это изменение является результатом  влияния двух факторов:

а) цены реализации:

 

∆Вц= В11:Iц= 3148,4-3148,4:1,22 = 567,7 тыс. грн.;

 

б) объема реализованной  продукции

 

∆Вnуд = В1:Iц-В0 = 3148,4:1,22 – 2599,2 = -18,5 (тыс. грн.)

 

То есть, рост цен способствовал  увеличению выручки от реализации на 567,7 тыс. грн., а рост индекса инфляции привело к уменьшению выручки  в сумме 18,5 тыс. грн.

Информация о работе Анализ рентабельности предприятия