Анализ рентабельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 20:45, реферат

Описание работы

Многоаспектное значение прибыли усиливается с переходом экономики государства на основы рыночного хозяйства. Однако сам размер прибыли не может охарактеризовать эффективность использования предприятием своих ресурсов. Одним из основных показателей характеризующих эффективность работы предприятия является рентабельность. Рентабельность характеризует целесообразность затраченных ресурсов в отношении к вновь приобретенным ресурсам.

Работа содержит 1 файл

рентабельность предприятия.docx

— 77.73 Кб (Скачать)

Аналогично рассчитаем влияние  факторов на изменение себестоимости  продукции. На предприятии себестоимость  единицы продукции изменилась только за счет влияния внешних факторов, а именно изменения общего изменения  цен, тогда:

 

∆Сз пер = С11:Iц = 1912,2 -1912,2/1,22 = 345,0 (тыс. грн.)

∆ Сn иуд = С1: Iц – С0 = 1912,2 /1,22 – 1698,3 = -130,9 (тыс.грн.)

 

Таким образом, за счет увеличения объема оказанных услуг себестоимость  продукции увеличилась на 345,0 тыс. грн., за счет повышения цен –  уменьшилась на -130,9 тыс. грн., общий  рост себестоимости составил - 214,1 грн.

Как видим, на величину чистой прибыли повлиял рост цен посредством  изменения выручки от реализации и себестоимости, т.е. за счет увеличения цен чистая прибыль предприятия  увеличилась на:

 

∆ЧП = ∆Вц - ∆Сз пер = 567,7 – 345,0 = 222,7 тыс. грн.

 

Далее рассчитаем влияние  оставшихся факторов на чистую прибыль  предприятия. Необходимо отметить, что  такие факторы как административные расходы, расходы на сбыт, финансовые расходы, налог на прибыль оказывают  обратное влияние на прибыль, а прочие операционные доходы, финансовые и  другие доходы влияют на прибыль положительно.

Обобщим в таблице 4.5 влияние факторов, воздействующих на размер чистой прибыли.

 

Таблица 4.5- Сводная таблица влияния факторов на чистую прибыль отчетного 2009 года гостиницы «ЗЮЙД» (тыс. грн.)

Факторы

Суммарное влияние

Изменение цен

567,5

Объем реализованной продукции

-18,5

Себестоимость услуг

-214,1

Административные расходы

-35,8

Расходы на сбыт

- 39,9

Прочие операционные расходы

-156,3

Прочие операционные доходы

62,1

Налог на прибыль

-100,5

ИТОГО

278,6


 

Для характеристики экономической  эффективности, которая представляет собой относительный показатель, соизмеряющий полученный эффект с затратами  или ресурсами, использованными  для достижения эффекта, используется показатель рентабельности.

При анализе коэффициентов  рентабельности наиболее широкое распространение  получила факторная модель фирмы "DuPont". Назначение модели - определить факторы, влияющие на эффективность работы предприятия и оценить это влияние. Рассчитаем более детально наиболее значимый коэффициент - рентабельность собственного капитала. Для проведения анализа необходимо смоделировать факторную модель коэффициента рентабельности собственного капитала.

В основу приведенной схемы  анализа заложена следующая детерминированная  модель:

 

 

 

где Ротд - ресурсоотдача.

Из представленной модели видно, что рентабельность собственного капитала предприятия зависит от трех факторов первого порядка: чистой рентабельности продаж, ресурсоотдачи и структуры источников средств, инвестированных в предприятие. Значимость данных показателей объясняется тем, что они в определенном смысле обобщают все стороны финансово-хозяйственной деятельности предприятия: первый фактор обобщает отчет о финансовых результатах, второй - актив баланса, третий - пассив баланса. Для удобства расчета влияния факторов на коэффициент рентабельности собственного капитала воспользуемся вспомогательной таблицей 4.6

 

Таблица 4.6- Изменение коэффициента рентабельности собственного капитала и факторных показателей в динамике по гостинице «ЗЮЙД»

Показатель

2008 г.

2009 г.

Изменение (+,-)

Темп роста, %

1. Чистая рентабельность продаж 

6,50

8,43

1,93

129,7

2. Ресурсоотдача

0,0674

0,0736

0,0062

109,1

3. Коэффициент финансовой зависимости 

1,0164

1,0951

0,0787

107,7

4. Рентабельность собственного  капитала 

4,28

5,59

1,31

130,6


 

Как видим по итогам таблицы  4.6, наблюдается стойкий рост коэффициента рентабельности собственного капитала и факторных показателей в исследуемом 2009 году по сравнению с 2008 годом. Влияние на изменение коэффициента рентабельности собственного капитала изменения показателе чистой рентабельности продаж определим по следующей формуле:

 

RROE (1) = RNPM * P0отд * k0зав = 0,50 * 0,0674 * 1,0164 = 0,576

 

Изменение коэффициента рентабельности собственного капитала за счет изменение  показателя ресурсоотдачи:

 

RROE (2) = R1NPM * Pотд * k0зав =8,43* 0,0062 * 1,0164 =0,02

 

Изменение коэффициента рентабельности собственного капитала за счет изменения  коэффициента финансовой зависимости:

 

RROE (3) = R1NPM * P1отд * k0зав = 0,5 * 0,0736 * 0,0787 = 0,002

 

Сложив значение изменения  показателя рентабельности собственного капитала за счет каждого фактора  получим общее изменение значения коэффициента:

 

RROE = RROE (1) + RROE (2) + RROE (3) = 0,576 + 0,02 + 0,002 = 0,60

 

Обобщим в табл. 3.7 влияние  факторов, воздействующих на изменение  показателя рентабельности собственного капитала.

 

Таблица 4.7 - Сводная таблица влияния факторов на рентабельность собственного капитала.

Показатели

Влияние

Чистая рентабельность продаж

0,576

Ресурсоотдача

0,02

Коэффициент финансовой зависимости 

0,002

Всего (изменение коэффициента рентабельности собственного капитала)

0,598


 

Изменение показателя ресурсоотдачи и коэффициента финансовой зависимости привели к увеличению коэффициента рентабельности собственного капитала. В этих расчетах очередной раз прослеживается обратно пропорциональная связь между коэффициентом финансовой зависимости предприятия и изменением рентабельности собственного капитала: увеличение степени финансовой зависимости предприятия от внешних источников финансирования приводит к росту рентабельности собственного капитала.

 

Заключение

Главная цель производственного  предприятия  в  современных  условиях  - получение максимальной прибыли, что невозможно без  эффективного  управления капиталом.  Поиски  резервов   для   увеличения   прибыльности   предприятия составляют основную задачу в управлении предприятием.

Очевидно, что  от  эффективности  управления  финансовыми  ресурсами  и предприятием целиком и полностью зависит результат деятельности  предприятия в целом. Если  дела на предприятии идут без необходимого контроля,  а  стиль управления  в  новых  условиях  не  меняется,  то  финансовая   устойчивость предприятия будет вызывать опасения.

Анализ рентабельности гостиницы  «Зюйд» показал, что чистая прибыль, полученная предприятием в 2009 году, составила около 788,1 тыс. грн., и ее рост составил около 133% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Наблюдается рост операционной рентабельности с одновременным ростом валовой и чистой рентабельности продаж. Увеличение показателя операционной рентабельности свидетельствует об экономии на постоянных расходах. Как и в случае с показателями рентабельности продаж наблюдается увеличение показателя валовой рентабельности производства и чистой рентабельности производства. Это свидетельствует о том, что темпы роста валовой и чистой прибыли, соответственно, превышают темпы роста себестоимости продукции. Что, в свою очередь, может свидетельствовать о том, что предприятием получена прибыль от финансовой и инвестиционной деятельности.

 

Список использованной литературы

  1. Ефимова О. В. Анализ рентабельности капитала // Бухгалтерский учет, №11 2007г.
  2. Мелентьева В. И. Анализ рентабельности промышленных предприятий. Учебник для вузов. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 336 с.
  3. Ермолович Л. Л. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. - Мн.: БГЭУ, 2007. - 348 с.
  4. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности: Учебник/ Л. А., Г. Г. Виногаров, и др.; Под общ. ред. В.И. Стражева. – 2-е. изд.- Мн.:Выш.шк.,1996.- 267с.
  5. Мец В. О. Економічний аналіз фінансових результатів та фінансового стану підприємства: Нав. посібник – К.:КНЕУ,1999.-261с.
  6. Калашников С. С. Как повысить рентабельность. – М.: Политиздат, 2006.
  7. Быкадоров В. Л., Алексеев П. Д. Финансово-экономическое состояние предприятия. Практическое пособие. – М.: Издательство «ПРИОР», 2007.
  8. Кононенко О. Анализ финансовой отчетности. - 3-е изд., перераб. и доп. - Х.: Фактор, 2005. - 156 с.
  9. Ворст Й., Ревентлоу П. Экономика фирмы: Учебник. - М.: Высшая школа. - 2003. - 268 с.

 

 

 

 


Информация о работе Анализ рентабельности предприятия