Анализ рынка минеральных удобрений и пути их решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 02:54, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является анализ российского рынка минеральных удобрений.

Задачами данной курсовой работы является характеристика минеральных удобрений, характеристика мирового производства и мирового спроса на минеральные удобрения, характеристика российского рынка минеральных удобрений, анализ основных производителей российского рынка минеральных удобрений, рассмотрение механизма рыночных взаимодействий производителей минеральных удобрений, так же рассмотрение основных проблем на российском рынке минеральных удобрений и предложение путей их решения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВАI. МИНЕРАЛЬНЫЕ УДОБРЕНИЯ, НА МИРОВОМ И РОССИЙСКОМ

РЫНКЕ 5

1.Характеристика минеральных удобрений 5
1.1.1. Фосфорные удобрения 6

1.1.2. Азотные удобрения 8

1.1.3 Калиевые удобрения 8

1.1.4 Борные, магниевые и марганцевые удобрения 10

1.2 Мировой рынок минеральных удобрений 11

1.2.1 Характеристика мирового производства минеральных удобрений 11

1.2.2 Характеристика мирового спроса 13

1.3 Российский рынок минеральных удобрений 20

ГЛАВА II. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ РОССИЙСКОГО

РЫНКА МИНЕРАЛЬНЫХ УДОБРЕНИЙ 23

2.1. ОАО «Уралкалий» 23

2.2. ОАО «Сильвинит» 25

2.3. ОАО «Невинномысский Азот» 27

2.4. ОАО «Новомосковский Азот» 28

2.5. ОАО «Акрон» 30

2.6. ОАО «Дорогобуж» 32

2.7. Механизм рыночных взаимодействий производителей минеральных

Удобрений 33

2.8. Зависимость от поставщиков сырья 35

ГЛАВА III ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ МИНЕРАЛЬНЫХ

УДОБРЕНИЙ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 37

3.1. Проблемы российского рынка минеральных удобрений 37

3.2.Государственное регулирование 39

3.3.Развитие конкуренции на рынках минеральных удобрений и сырья для их

производства 40

3.4. Перспективы российского рынка минеральных удобрений в условиях

мирового экономического кризиса 42

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47

Приложения 48

Работа содержит 1 файл

курсач готовый.docx

— 522.33 Кб (Скачать)

         Начиная с ноября 2007 года, ОАО «Апатит» реализует  все свободные объемы апатитового  концентрата своему единственному  посреднику - ООО «Траст-брокер»  для дальнейшей перепродажи на биржах и уклоняется от заключения прямых договоров поставки с независимыми потребителями. При этом на биржи в целях манипуляций с ценами выставляется ограниченное количество сырья, что в совокупности с постоянным повышенным спросом приводит к резкому и необоснованному повышению цен. Это делает производство минеральных удобрений нерентабельным. Так, только в первом полугодии 2008 года цена на апатитовый концентрат на биржевых торгах, проводимых Московской фондовой биржей выросла более чем в 8 раз - с 2 232 руб. до 18 тыс. рублей. При этом расходы на производство апатитового концентрата (себестоимость сырья) для ОАО «Апатит» в указанный период практически не увеличились. Прибыль ОАО «Апатит» от необоснованного повышения цен составляет сотни процентов, тогда как производители минеральных удобрений снижают цены для российских сельхозпроизводителей.

         Несмотря на острую нехватку апатитового концентрата  внутри страны, из-за чего российские предприятия  периодически останавливают производство, значительная часть сырья поставляется ОАО «Апатит» на экспорт. Причем поставка на экспорт осуществляется по ценам, значительно ниже цен внутреннего рынка. По сути, имеет место дотирование европейских производителей минеральных удобрений в ущерб интересам российских производителей и российского государственного бюджета.

         В условиях неконтролируемого  и неограниченного роста цен  на сырье производители минеральных удобрений не имеют иного выхода для покрытия дополнительных издержек, кроме увеличения цен на конечную продукцию. Вместе с тем, в отличие от производителя сырья, независимые производители минеральных удобрений не занимают на рынке доминирующего положения и их действия не нарушают антимонопольного законодательства.

         Неоправданный рост цен на сырье в ходе биржевых торгов, не связанный с увеличением затрат на его производство – основная причина удорожания минеральных  удобрений.

         Так же кризис в банковским секторе практически полностью парализовал кредитный рынок. Покупка удобрений традиционно осуществлялась на кредитные деньги. Сложности с получением кредита не позволяют сделать даже приблизительные оценки новых заказов.

         Отсутствие спроса привело к снижению цены. Значительнее всего упали цена на азотные удобрения. Основным индикатором, для стоимости  российских удобрений являются цены на зерно и кукурузу в США, снижение на которые превышает 50%.

         В 2007 году были введены пошлины на экспорт удобрений за границу. Введение пошлин было необходимо, так как стоимость удобрений на внешних рынках на 30% превышает их стоимость на внутреннем рынке. Существенное сокращение спроса заставило минпромторг обратиться к премьер-министру страны с предложением обнулить экспортные пошлины. Премьер обещал рассмотреть такую возможность, при условии, что компании будут реализовывать часть продукции на внутреннем рынке, по ценам, ниже чем за границей.

         Кроме того, у крупнейшей российской комании, Уралкалий, возникли другие проблемы. В конце прошлого года Вице-премьер Игорь Сечин  поручил создать комиссию, которая  должна определить причины аварии на старейшем руднике БКРУ-1. Авария произошла в 2006 году. В результате обвала грунта, пришлось перемещать ветку железной дороги и расселять одно село. Прямой ущерб государства комиссия в 2006 году оценила в 1,045 млрд руб

         Проверка, проведённая 2 года назад показала, что компания не виновна в случившемся. Однако по каким то причинам вице-премьер Сечин организовал новую проверку. С каким исходом она закончится и кто какие цели преследует, проводя её, пока не ясно. Уралкалий не признаёт своей вины, но выразил готовность профинансировать строительства железной дороги в обход аварийного рудника в Березниках. Данная новость является позитивное, так как если бы на компанию наложили ущерб целиком, то она вполне могла бы обанкротиться.

         Другая крупнейшая компания, Сильвинит, ранее приобрела  лицензию на разработку Половодовского участока Верхнекамского месторождения за 35.1 млрд. рублей. За данную лицензию также боролся уралкалий.

         Основной акционер и председатель совета директоров Уралкалия  Дмитрий Рыболовлев пытался заблокировать привлечение Сильвинитом кредита на покупку месторождения. Рыболовлев (через Madura Holding) и его партнер Владимир Шевцов совместно контролируют 25,12% обыкновенных акций Сильвинита. Однако компания нашли деньги.

         С наступлением кризиса  доходы компании упали и Сильвинит  намерен просить ВТБ об отсрочке выплат по кредиту.

         Компания Акрон, производящая азотные удобрения, также произвела  большие растраты. Холдинг купил 50% акций Dry Bulk Terminal в порту Таллина. Затраты, осуществлённые в преддверие кризиса.[9]

         В текущий момент основной проблемой компаний является неопределённость в отношении будущих  заказов. Все ждут весны, когда должны появиться приблизительные данные по закупке удобрений сельхоз производителями. Аналогичная ситуация складывается и у более мелких поставщиков. Именно весной определятся потребности рынка в новых условиях. Также рассматривается вопрос об отмене экспортных пошлин. Если государство пойдёт навстречу, то проблемы с кредитованием компании смогут пережить достаточно быстро. 

         3.2.Государственное  регулирование

         С начала 2008 г. реализуется  имеющая статус приоритетного национального  проекта пятилетняя Государственная  программа развития сельского хозяйства  и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы (далее – Госпрограмма), охватывающая весь спектр направлений развития агропромышленного комплекса, продовольственного обеспечения страны и устойчивого развития сельских территорий.

         При реализации Госпрограммы применяется программно-целевой  под-ход, обеспечивающий взаимосвязь  между распределением бюджетных  ресур-сов и достижением плановых показателей, а также задачами федерального центра и регионов.

         В целях реализации Госпрограммы Минсельхозом России сформирована нормативная правовая база, приняты соответствующие постановления Правительства Российской Федерации и приказы Минсельхоза России, в т.ч. регламентирующие порядок предоставления из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку сельскохозяйственного производства.

         В свою очередь субъектами Российской Федерации разработаны  и ут-верждены региональные программы  развития агропромышленного комплекса  на пятилетний период с учетом мероприятий и положений Госпрограммы.

         С учетом задач Госпрограммы Минсельхоз России скорректировал структуру  центрального аппарата, были уточнены функции департаментов и отделов, должностные обязанности специалистов, а также продолжена реализация управленческих механизмов, отработанных в рамках национального проекта, и внедрены новые элементы проектного управления. В частности, утвержден Сводный план на 2008 г. по реализации Госпрограммы, где подробно расписаны ее мероприятия с соответствующими целевыми показателями и объемами финансирования, сроками выполнения, уровнями контроля и конкретными ответственными подразделениями и исполнителями.

         Также разработана  и внедрена система материального  поощрения сотрудников, участвующих  в реализации Госпрограммы, предполагающая дифференцированные размеры премирования в зависимости от напряженности работы, своевременности и полноты достижения плановых индикаторов (показателей) Госпрограммы, с утвержденной методикой расчетов.

         Контроль выполнения мероприятий и уточнение Сводного плана осуществляются в еженедельном режиме в рамках специально созданной рабочей группы по реализации мероприятий Госпрограммы, которая утверждена приказом Министерства.

         Создан Совет по экспертному сопровождению Госпрограммы, в который вошли представители научных организаций и основных объединений сельхозпроизводителей, в структуре Совета созданы 13 рабочих групп по всем основным направлениям Госпрограммы.

         В целом сформирована система мониторинга отчетности по Госпрограмме, разработаны соответствующие  формы, по которым в настоящее  время регионы отчитываются за реализацию мероприятий.

         Минсельхоз России в постоянном режиме осуществляет мониторинг рисков и готовит решения по обеспечению  реализации Госпрограммы в изменяющихся условиях, совместно с Росстатом ежеквартально обобщает и анализирует статистическую отчетность по ее реализации и представляет в Минэкономразвития России и Минфин России доклады о ее выполнении. 

         3.3 Развитие конкуренции  на рынках минеральных  удобрений и сырья  для их производства

       На  рынках минеральных удобрений существует три сегмента, имеющих различные характеристики конкурентной среды:

       - рынок азотных удобрений;

       - рынок калийных удобрений;

       - рынок фосфорсодержащих удобрений

       При этом взаимное влияние указанных  сегментов минимально, так как  указанные виды минеральных удобрений не являются взаимозаменяемыми.

       Кроме того, внутри каждого из сегментов  взаимозаменяемость марок удобрений ограничена.

       В укрупненном плане можно охарактеризовать рынки фосфорсодержащих и калийных удобрений как высококонцентрированные, а рынок азотных удобрений  умеренно концентрированным.

       Проблемой для развития конкуренции на данных рынках является непрогнозируемый платежеспособный спрос сельскохозяйственных товаропроизводителей, что объясняется несовершенством проводимых мероприятий по их государственной поддержке. Такие мероприятия уже привели к негативным для конкуренции и развитию рынка последствиям: диспаритету цен на внутреннем и внешнем рынках, формированию дефицита сырья для производства минеральных удобрений, что ухудшает условия для вхождения на рынок новых участников.

       Существенным  фактором, отрицательно влияющим на конкурентную среду данных рынков, является отсутствие инфраструктуры, предназначенной для  хранения, подготовки и распределения товара в непосредственной близости от места потребления.

       В отличие от указанных рынков минеральных  удобрений на рынках сырья для  их производства (апатитовый концентрат, газ, сера), в том числена рынке  хлористого калия, который может быть самостоятельно использован как удобрение, существует значительная концентрация и существенные барьеры для входа - строительство сырьевых производств сопряжено со значительными финансовыми и временными затратами. Барьером для конкуренции является существующая импортная пошлина на минеральные удобрения и сырье для их производства. Разница в размерах экспортной пошлины на удобрения и сырье для их производства не стимулирует к производству удобрений на территории Российской Федерации.

       Для развития конкурентной среды на рынках минеральных удобрений необходимо следующее.

       Во-первых, необходимо создать предсказуемую, эффективную, недискриминационную систему адресного субсидирования внутренних потребителей (сельхозпроизводителей) на приобретение минеральных удобрений, исключив при этом применение нерыночных механизмов регулирования цен.

       Во-вторых, рассмотреть целесообразность изменения  вывозных и ввозных таможенных пошлин на минеральные удобрения и сырье  для их производства с целью развития конкуренции на внутреннем рынке.

       В-третьих, стимулировать развитие инфраструктуры рынка минеральных удобрений, в  том числе складских помещений  и производств по их смешению.

       В-четвертых, новые лицензии на разработку месторождений  сырья для минеральных удобрений Роснедра должны выдавать с учетом создания условий для развития конкуренции 

         3.4. Перспективы российского рынка минеральных удобрений в условиях мирового экономического кризиса

         Как гласит народная мудрость, «нет худа без добра». Российские сельхозпроизводители многие годы сидели на мизерном «пайке» минеральных удобрений, который им удавалось получить от отечественных продуцентов. Это было связано главным образом с отсутствием средств, необходимых для приобретения удобрений, к тому же постоянно дорожающих. В настоящее время ситуация как будто бы начинает меняться. Ранее российские продуценты удобрений (калийных, фосфорных, комплексных) львиную долю произведенной продукции отправляли на экспорт, но в условиях кризиса внешний рынок сбыта резко сузился. Многие продуценты были вынуждены прибегнуть к сокращению производства. По оценкам экспертов, уже к концу 2008 г. основными мировыми продуцентами, в число которых входит и Россия, было недопоставлено на мировой рынок около 2 млн т фосфорных, 1 млн т калийных и 1,6 млн т азотных удобрений [4] . В такой ситуации отечественным продуцентам удобрений, хочешь – не хочешь, придется более интенсивно осваивать внутренний рынок.

Информация о работе Анализ рынка минеральных удобрений и пути их решения