Анализ рынка продуктов нефтепереработки

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 10:46, реферат

Описание работы

Основные проблемы российского нефтеперерабатывающего сектора:
сильный износ производственных фондов
недостаточная глубина нефтепереработки
технологическая отсталость сектора
нерациональное размещение НПЗ по территории страны
доминирование экспорта нефти над экспортом нефтепродуктов и в целом вывоз низкокачественных нефтепродуктов которые на Западе используются в качестве сырья для дальнейшей глубокой переработки
высокая энергоемкость отрасли и ее значительная нагрузка на окружающую среду.

Работа содержит 1 файл

курсач экономика.docx

— 65.49 Кб (Скачать)

 

 Введение

 

Общей мировой тенденцией, наиболее ярко выраженной в промышленно  развитых странах, стало ужесточение  экологического законодательства, а  также постоянный рост требований к  качеству нефтепродуктов.

В условиях жесткой конкуренции  стали закрываться НПЗ. С начала 2009 года в Европе были полностью  или частично закрыты 16 НПЗ. По прогнозам, в мире в ближайшее время может  быть остановлена работа около 100 НПЗ, значительная часть которых находится в Европе. В результате экспорт нефти в Европу существенно сократится.

США активно ведут работу по переходу на переработку канадских  нефтей, что позволит отказаться от поставок нефти из стран Ближнего Востока и других регионов. Все эти факторы повлияют на снижение цен на нефтяное сырье и приведут к уменьшению экспортного потенциала нефти из России. 

Выходом из сложившейся  ситуации является ускорение модернизации нефтеперерабатывающей и нефтехимической  промышленности России для удовлетворения потребностей внутреннего рынка  и экспорта высококачественных нефтепродуктов. Важным аспектом модернизации является углубление переработки нефти. Актуальность этой проблемы возрастает в связи  с резким сокращением рыночной ниши в Европе для российских производителей мазута. Для достижения к 2020 году глубины  переработки ≈ 85%, необходимо строительство  новых установок по переработке  нефтяных остатков, в том числе  установок гидрокрекинга и замедленного коксования.

Основные проблемы российского нефтеперерабатывающего сектора:

  • сильный износ производственных фондов
  • недостаточная глубина нефтепереработки
  • технологическая отсталость сектора
  • нерациональное размещение НПЗ по территории страны
  • доминирование экспорта нефти над экспортом нефтепродуктов и в целом вывоз низкокачественных нефтепродуктов которые на Западе используются в качестве сырья для дальнейшей глубокой переработки
  • высокая энергоемкость отрасли и ее значительная нагрузка на окружающую среду.

Для укрепления статуса России как глобальной энергетической державы необходимы продуманная политика в области  нефтяной промышленности и инвестиции как в нефтедобычу, так и нефтепереработку. Развитие нефтеперерабатывающей промышленности поможет стране перейти от экспорта сырья к экспорту готовой продукции, укрепить энергетическую безопасность России и повысить доходы от продажи российских нефтепродуктов на мировом рынке.

 

1 Анализ  рынка продуктов нефтепереработки

 

Отечественное  производство  вносит  максимальный  вклад  в  предложение  нефтепродуктов  на российском рынке. За период с 2006 по 2010 гг производство нефтепродуктов выросло на 14,3% и достигло 261,6 млн т. Объем импортной продукции в общем предложении нефтепродуктов в России минимален. В 2010 г импорт нефтепродуктов составил 2,3 млн т.  288,9

Предложение нефтепродуктов на российском рынке  увеличилось в 2006-2010 гг на 17% – до млн т. В условиях мирового финансового кризиса темпы роста предложения снизились, однако сохранили положительную динамику. Внутренние продажи нефтепродуктов в 2010 г выросли на 5,3 млн т относительно предыдущего года и составили 131,2 млн т. Примерно половина всех продаж нефтепродуктов в натуральном выражении приходится на автомобильный бензин и дизельное топливо – 46,4% в сумме от общего объема продаж в 2010 г. 

Внутренние  продажи  и  экспорт  занимают  примерно  равные  доли  в  структуре  спроса  на нефтепродукты.  Объем  экспорта  нефтепродуктов  из  России  растет  с  каждым  годом.  В 2010  г экспорт достиг 132,2 млн т.

В таблицах 1 и 2 приведены средние  цены экспорта и импорта нефтепродуктов России.

В настоящее время ряд нефтеперерабатывающих  заводов - Ангарский нефтегазохимический комбинат, НОРСИ, Московский НПЗ, имеют обязательства по переработке нефти по давальческой схеме, что способствует реализации механизма биржевой торговли,  как нефтью, так и нефтепродуктами.

Рынок нефтепродуктов в  настоящее время в большей  степени готов  к запуску механизма  биржевой торговли.  Имеются технические  возможности для экономического регулирования внутреннего рынка  нефтепродуктов с использованием ресурсов  ОАО «АК «Транснефтепродукт».

Таблица 1 - Цена экспорта нефтепродуктов по странам мира, Россия, 2006-2010 гг (долл за т)

Страна 

2006

2007

2008

2009

2010

Абхазия

-

-

1402

733

720

Австралия

-

-

-

-

1004

Австрия

567

573

-

-

-

Азербайджан

1031

1207

1374

854

1297

Албания

565

642

885

540

-

Алжир

-

948

-

2102

1672

Ангола 

2504

3834

19761

4381

2677

Аргентина

558

627

1107

522

-

Армения

615

666

1771

818

1144

Афганистан 

454

636

1030

613

709

Багамские острова 

552

-

999

339

353

Бангладеш

1697

-

-

-

1279

Барбадос 

-

-

497

255

360

Белиз

-

503

1409

652

-

Бельгия

514

563

845

517

667

Бенин

-

-

-

-

864

Болгария 

748

623

765

455

454

Бразилия 

751

629

921

415

648

Великобритания 

434

501

733

427

564

Виргинские острова 

370

512

490

215

537

Вьетнам

552

547

890

387

637

Германия 

477

566

793

440

628

Гибралтар

551

551

881

388

548

Греция 

474

555

720

364

546

Грузия 

615

647

1019

506

570

Дания

378

385

734

354

409

Египет 

715

57055

469

395

624

Израиль

317

364

558

342

429

Индия

781

639

1050

1358

25948

Ирак 

3073

5209

1727

2778

1004

Иран 

258

306

507

2425

529

Исландия 

-

705

855

-

-

Испания

461

487

694

426

538

Италия 

449

389

627

385

504

Казахстан

203

216

309

196

268

Канада 

359

385

729

337

527

Кипр 

486

599

753

369

596

Киргизия 

496

529

847

430

601

Китай

358

357

805

422

504

Колумбия 

-

-

-

-

12502

Конго

1990

-

-

-

2440


Таблица 2 - Импорт нефтепродуктов по странам мира, Россия, 2006-2010 гг (тыс долл)

Страна 

2006

2007

2008

2009

2010

Австралия

5

7

10

28

33

Австрия

251

1015

21133

23692

21136

Азербайджан

17744

1983

-

-

-

Бельгия

15890

17826

69633

74267

114856

Болгария 

93

-

-

142

131

Великобритания 

2059

2834

15052

19755

40419

Венгрия

14

62

889

4169

10554

Виргинские острова 

1

2

-

-

-

Германия 

15615

25944

89842

85540

307639

Греция 

29

1037

1771

471

1101

Дания

39

12

223

243

26

Египет 

-

75

270

259

846

Израиль

1

5

7

3

-

Индия

12

120

641

1697

7383

Индонезия

235

306

1135

759

1079

Испания

888

1753

5600

3404

5223

Италия 

1122

1626

9339

8640

33058

Казахстан

51383

54735

4024

1019

1413

Канада 

1072

2057

8557

5674

15459

Китай

102

230

576

519

247

Корея (Республика)

15741

22978

65754

57916

106927

Латвия 

10

-

35

-

526

Литва

202

3854

10642

11620

19048

Люксембург 

-

1

6

-

-

Малайзия 

7

-

-

759

4478

Мексика

-

-

12

12

71

Нидерланды 

8536

10520

43354

37662

99098

Норвегия 

352

393

2334

1421

1014

ОАЭ

-

120

360

306

85

Польша 

1430

2907

15108

8148

15529

Португалия 

-

-

-

-

24

Румыния

-

-

-

-

25

Саудовская Аравия

43

-

-

-

-

Сингапур 

7617

293

14994

5636

22346

Словакия 

-

-

1206

2

317

Словения 

42

3

13

-

103

США

7412

14391

41441

26271

89012

Сянган (Гонконг)

-

-

2691

-

7

Таиланд

111

275

973

1075

1421

Тайвань

85

76

664

148

105

Тринидад и Тобаго

-

-

19

-

-


Ранее предложения по этому  вопросу были направлены в Правительство  Российской Федерации письмом от 19.04.2002 № АГ/670-пр.

В настоящее время проводятся обсуждения в Сибирском и Приволжском  Федеральных Округах о проведении биржевых торгов для закупки топлива для нужд бюджетных организаций. Стабилизации ситуации на топливном рынке способствует и проведение конкурсных торгов,  проводимых РАО «ЕЭС России» для собственных нужд с целью выбора наиболее предпочтительных условий закупки и минимизации закупочных цен на топливо.

Помимо  перечисленных макроэкономических и структурных причин, способствующих искажениям ценовых индикаторов, ФАС  России и его территориальные  управления сталкиваются с попытками  крупных ВИНКов, получить необоснованную прибыль за счет необоснованного роста цена посредством монополистической деятельности.

Существенным  фактором, оказывающим влияние на уровень и динамику внутренних цен на нефтепродукты,  является монополизированная система реализации нефтепродуктов внутри страны, характеризующаяся непрозрачным ценообразованием и закрытостью хозяйственных отношений между участниками рынка. По сложившейся практике, нефтепродукты, производимые ВИНК на собственных НПЗ реализуются оптом в следующем порядке приоритетности: 1) экспорт, 2) сбытовые компании, входящие в данную ВИНК, 3) независимые участники рынка. 

Как правило,  сбытовые компании,  входящие в группу ВИНК, не оформляют сделки купли-продажи нефтепродуктов при  их последующей реализации на АЗС ВИНК, поскольку они не являются отдельным от этой сбытовой компании юридическим лицом. В результате такой непрозрачной схемы издержки по реализации и объемы нефтепродуктов распределяются непропорционально между АЗС ВИНК и независимыми АЗС,  что создает неравные условия для функ-ционирования участников розничного рынка нефтепродуктов, а также делает невозможным сравнение условий работы АЗС ВИНК и независимых АЗС в целях оценки ФАС России случаев ценового давления ВИНК на независимые АЗС.

Например, в Кемеровской области ЗАО  «Кузбасснефтепродукт» (входит в группу ОАО «Газпромнефть»), доминируя на рынках хранения и мелкооптовой реализации нефтепродуктов,  также доминирует и на розничных рынках нефтепродуктов. Независимым операторам АЗС ЗАО «Кузбасснефтепродукт» осуществляет продажу мелкооптовых партий нефтепродуктов,  при этом своим АЗС производит отгрузку по цене складского учета, по которой нефтепродукты поставляются с Омского НПЗ (группа ОАО «Газпромнефть»). Это приводит к сокращению рентабельности независимых АЗС до 3-10%

В целом особенно остро непрозрачная сбытовая политика ВИНК влияет на рынок  в периоды сезонного роста  спроса на нефтепродукты,  когда  независимые участники испытывают дефицит продукта, в то время как компании ВИНК такого дефицита не ощущают.

Реализация  нефтепродуктов с НПЗ ВИНК независимым  участникам происходит на полузакрытых торгах (или при отсутствии таковых), в которых могут принять участие приближенные к ВИНК компании.  Как правило,  схема таких продаж поощряет коррупцию среди менеджмента ВИНК, который создает «бумажные»  посреднические структуры.  Таким образом,  действительно независимые от ВИНК компании не имеют возможности купить продукт непосредственно с НПЗ ВИНК и приобретают его у таких посредников по завышенной цене.

Кроме того, при продаже оптовых партий нефтепродуктов с НПЗ ВИНК повсеместно  выставляется условие запрета на их розничную продажу в регионах, где располагаются автозаправочные комплексы данной ВИНК. Такая сбытовая политика, проводимая практически всеми ВИНК, стимулирует неэффективность и необоснованные издержки на логистику, «бумажных»  посредников,  излишние запасы и т.д. Все это способствует формированию необъективных, завышенных цен на нефтепродукты. 

Однако  подобное устройство рынка,  порожденного и поддерживаемого всеми крупнейшими ВИНК, наносит ущерб эффективности и самим ВИНК. Рынок нефтепродуктов,  являясь непрозрачным,  разделяется на зоны влияния различных ВИНК в оптовом и розничном сегментах.  Ориентированность на экспорт, непрозрачность существующей системы продаж нефтепродуктов,  способтвует недоверию между ВИНК – каждая из которых контролирует ситуацию только в зонах своего, как правило, доминирующего влияния. Общее описание сложившейся структуры выглядит следующим образом:  добываемая ВИНК нефть перерабатывается на собственном НПЗ и реализуется на собственных АЗС вне зависимости от территориальной удаленности этих объектов производственной цепи друг от друга.  Несмотря на очевидную привлекательность торговли нефтью и нефтепродуктами между ВИНК, этого не происходит.

Конечно отчасти подобная ситуация сложилась  в силу географических факторов. В случае если бы на российском рынке присутствовали международные нефтяные компании в большем количестве, чем на данный момент, это бы неизбежно привело к повышению уровня конкуренции на внутреннем рынке.

Это бы в свою очередь привело к  переходу компаний на новый уровень  развития, где большая прозрачность и использование передовых технологий было бы необходимым условием выживания на рынке.  Однако данный вариант идет в разрез с концепцией энергетической и политической независимости РФ как государства. Высокая значимость данной отрасли для страны в целом приводить к необходимости идти на компромиссы в вопросах развития ВИНК с точки зрения свободного рынка. Надо отметить, что подобная дилемма присуща всем странам с высокой сырьевой зависимостью.

Информация о работе Анализ рынка продуктов нефтепереработки